ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1. Основные опасные ситуации в условиях автономного существования
и безопасное поведение при их возникновении 6
1.2. Изучение опасных ситуаций в условиях автономного существования в
образовательном процессе 15
1.3. Современные педагогические технологии и методы обучения на уроках
ОБЖ 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 32
2.1. Методические рекомендации по организации теоретических занятий 32
2.2. Методические рекомендации по организации практических занятий 39
2.3. Методические рекомендации по организации внеучрочных занятий 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
Активный и экстремальный отдых всегда были популярны, в последнее время такой вид отдыха занимает лидирующие позиции у туристов и нередко сопровождается несчастными случаями.
«Дети погибли на Сямозере», «В годовщину трагедии на Сямозере снова утонули дети», «На озере в Челябинской области погибли 7 человек, в т.ч. дети» - это одни из громких заголовков за последние 2 года о гибели детей на отдыхе в природных условиях [38, 42]. Причиной гибели во всех случаях стала безответственность взрослых.
Большой интерес вызывает горный туризм, но зачастую люди переоценивают свои силы и не уделяют должного внимания подготовке к таким походам. В горах Кабардино-Балкарии за 2016 год погибло 40 человек, рекордное количество с 2006 года [16]. Увеличение количества жертв может быть связано с популяризацией горного туризма, а также с недостатком подготовки и отсутствием регистрации в МЧС, ведь зарегистрированным группам легче помочь - известен район похода, количество человек и срок возвращения. Поэтому встает вопрос: если люди стремятся к активному отдыху, то почему они подвергают себя и окружающих опасности из -за несоблюдения правил безопасного поведения?
Актуальность исследования определяется большим количеством опасных ситуаций в современном мире, в том числе и в природной среде, а также способностью человека соблюдать безопасность в таких условиях.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) одним из предметных результатов изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) определяет знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
В образовательных организациях в рамках предмета ОБЖ изучаются множество различных опасных ситуаций и последовательность действий.
Процесс проверки знаний позволяет подготовиться и продумать ответ, в реальных условиях этого времени не будет, нужно действовать оперативно, а главное, соблюдая правила безопасности и предотвращая опасные ситуации.
Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу, что имеются различные программы по подготовке к автономному существованию, но все они разобщены и не адаптированы для образовательных организаций. Однако существует программа А.В. Неймышева (Нижнетагильский социально-педагогический институт), которая разработана для формирования навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях через дополнительное образование [27].
Поэтому необходимо разработать методические рекомендации по обучению безопасному поведению в условиях автономного существования.
Проблема исследования заключается в выборе методики обучения безопасному поведению в условиях автономного существования.
Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: методика обучения безопасному поведению в условиях автономного существования в природной среде в рамках предмета ОБЖ.
Цель работы: Разработать методические рекомендации по обучению безопасному поведению в условиях автономного существования в природной среде.
Задачи работы:
1. Изучить источники по обучению безопасному поведению в условиях автономного существования.
2. Проанализировать и систематизировать методы и формы, направленные на формирование у обучающихся основного общего образования теоретических знаний и практических умений выживания в природной среде.
3. Разработать рекомендации по обучению безопасному поведению в условиях автономного существования.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Пользуясь всеми благами цивилизации, человек забыл, что есть силы, способные выбить его из привычного ритма - это природа. Оказавшись с ней один на один, человек становится беспомощным и беззащитным, если он не подготовлен. Главная задача человека в автономных условиях - выжить. Любая автономия ставит перед человеком определенные задачи, от решения которых зависит жизнь и безопасность. Правильные действия в результате тренировок, разборов чрезвычайных ситуаций, личном опыте, участия в мелких происшествиях «записываются» в подсознание человека. Его действия доводятся до «сознательного автоматизма». Нерешительность, растерянность и т.п. в экстремальной ситуации объясняются элементарной безграмотностью, незнанием как действовать в той или иной обстановке. Для снижения вероятности возникновения опасных ситуаций и введен предмет ОБЖ во всех образовательных организациях. Знания, умения, навыки - теоретическая и практическая основа, но без сформированной установки на использование этих знаний, они становятся бессмысленным грузом, поэтому нам необходимо влиять на сознание и формировать безопасное поведение.
Тема автономного существования может вызывать определенные страхи у детей (а смогу ли я? что может со мной случиться? как и где искать помощи?), поэтому при изучении данной темы необходимо со всей серьезностью подходить к материалам занятия и методам обучения, которые должны соответствовать возможностям обучающихся. А для устранения психологического напряжения и страхов отлично подойдут индивидуальные и коллективные психологические тренинги. Ведь зачастую именно психоэмоциональная устойчивость спасает жизнь человеку в экстремальной ситуации.
Подводя итог нашей работы, мы можем сделать ряд выводов. Во- первых, изучив ряд источников, посвященных обучению поведению в условиях автономного существования, мы выявили недочеты некоторых методик и программ обучения. Пожалуй, создание единой методики осложняется тем фактом, что во всех регионах есть свои климато-географические особенности, а также способы выживания у каждого туриста индивидуальны, поэтому единообразная методика здесь не вполне уместна. Безусловно, существуют общие рекомендации, которые выполняются, независимо от региона и возраста туристов. Соответственно в рамках ОБЖ мы будем рассматривать общие принципы подготовки к автономному существованию и подготовку с учетом специфики нашего региона.
Во-вторых, нам было необходимо рассмотреть современные методы и технологии, используемые на уроках ОБЖ. Однозначно наблюдается переориентация образовательного процесса на активные методы обучения, а предмет ОБЖ является, пожалуй, самой перспективной площадкой для использования таких методов. Мы рассмотрели самые популярные методы и технологии в образовательном процессе, а также предложили способы применения на уроках ОБЖ. Не оставляем без внимания и тот факт, что предмет ОБЖ является самым интегрированным, в связи с этим в образовательном процессе необходимо активно взаимодействовать с учителями - предметниками.
В-третьих, опираясь на наиболее часто используемые рабочие программы и современные методики, мы разработали некоторые методические рекомендации по организации теоретических, практических и внеучебных занятий по обучению безопасному поведению с внедрением активных методов обучения, которые представлены во второй главе. Активные методы направлены на творческую, самостоятельную деятельность, поэтому даже при изучении теоретического материала обучающиеся отрабатывают какие-либо знания и умения на практике. Также рекомендации направлены как на индивидуальное, так и на групповое обучение, ведь вынужденная автономия может произойти как с группой людей, так и с одним человеком, который заблудился или отбился от группы. Обучению безопасному поведению будет способствовать грамотная разработка теоретической, практической и вне- учебной деятельности. Когда ребенок понимает, что нужно делать, как это сделать и для чего это нужно, у него в подсознании формируется модель правильного поведения, а также ценностная установка на применение знаний в жизни, от которых зависит его личная безопасность и безопасность окружающих.
Использование современных методик, интеграция с другими дисциплинами, развитие внеклассной работы позволит вывести образовательный процесс на новый уровень и добиться более качественного усвоения знаний.
1. Беликов К.Н. Формирование личности безопасного типа поведения в контексте внедрения новых образовательных стандартов [Текст] / К.Н. Беликов // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 18 декабря 2015 г. / сост. и ред. В. В. Гафнер, А. Н. Павлова; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2015. - С. 38-41;
2. Биология. 5—9 классы: Рабочие программы : учебно- методическое пособие [Текст] / Г. М. Пальдяева // 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015 — 382, [2] с.
3. Внеурочные формы организации обучения школьников ОБЖ
[Электронный ресурс] // Allbest.ru. 2016. URL:
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00667472_0.html (дата обращения: 15.04.18);
4. Волков, В.А. Роль курса ОБЖ в формировании навыков выживания человека в автономном существовании [Текст] / В.А. Волков // Журнал «Познание». - 2017.;
5. Волович, В. Г. Человек в экстремальных условиях среды [Текст] / В. Г. Волович. - М.: Мысль, 2002;
6. Волонтеры «Лизы Алерт» рассказали, скольких пропавших людей удалось найти живыми [Электронный ресурс] // МК. 2018. URL: http://www.mk.ru/social/2018/02/06/volontery-lizy-alert-rasskazali-skolkikh- propavshikh-lyudey-udalos-nayti-zhivymi.html (дата обращения: 24.01.18);
7. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности : понятийно-терминологический словарь [Текст] / В.В. Гафнер. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. — 280 с.;
8. Горина, Л.Н. Моделирование системы безопасности жизнедеятельности человека в образовательном процессе [Текст] / Л.Н. Горина, А.А.
Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010.;
9. Горина, Л.Н. Модель системы оценки сформированности компетентности безопасности жизнедеятельности человека [Текст] / Л.Н. Горина, Н.Е. Данилина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010.;
10. Грановская, Р.М., Никольская, И.М. Защита личности: психологические механизмы [Текст] / Р.М. Грановская, И.М. Никольская - СПб., 1998.;
11. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 14-17
12. Даукша, Л. М. Педагогическая психология [Текст] : учебнометодический комплекс по одноименному курсу для студ./Л.М. Даукша, Л.В. Чекель; Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы".- Гродно : ГрГУ, 2008. - 471 с.;
13. Домогацких, Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений [Текст] - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.;
14. Захаркина Е.С. Исследовательский метод обучения [Электронный ресурс] // Инфоурок. 2016. URL: https://infourok.ru/statya-issledovatelskiy- metod-obucheniya-1407740.html (дата обращения: 08.05.18);
15. Касьянова, Н.С. Применение интерактивных методов обучения в преподавании ОБЖ [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25698 (дата обращения: 15.04.18)...