Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ

Работа №98026

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1. Основные опасные ситуации в условиях автономного существования
и безопасное поведение при их возникновении 6
1.2. Изучение опасных ситуаций в условиях автономного существования в
образовательном процессе 15
1.3. Современные педагогические технологии и методы обучения на уроках
ОБЖ 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 32
2.1. Методические рекомендации по организации теоретических занятий 32
2.2. Методические рекомендации по организации практических занятий 39
2.3. Методические рекомендации по организации внеучрочных занятий 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59

Активный и экстремальный отдых всегда были популярны, в послед­нее время такой вид отдыха занимает лидирующие позиции у туристов и нередко сопровождается несчастными случаями.
«Дети погибли на Сямозере», «В годовщину трагедии на Сямозере снова утонули дети», «На озере в Челябинской области погибли 7 человек, в т.ч. дети» - это одни из громких заголовков за последние 2 года о гибели детей на отдыхе в природных условиях [38, 42]. Причиной гибели во всех случаях стала безответственность взрослых.
Большой интерес вызывает горный туризм, но зачастую люди пере­оценивают свои силы и не уделяют должного внимания подготовке к таким походам. В горах Кабардино-Балкарии за 2016 год погибло 40 человек, ре­кордное количество с 2006 года [16]. Увеличение количества жертв может быть связано с популяризацией горного туризма, а также с недостатком подготовки и отсутствием регистрации в МЧС, ведь зарегистрированным группам легче помочь - известен район похода, количество человек и срок возвращения. Поэтому встает вопрос: если люди стремятся к активному отдыху, то почему они подвергают себя и окружающих опасности из -за не­соблюдения правил безопасного поведения?
Актуальность исследования определяется большим количеством опасных ситуаций в современном мире, в том числе и в природной среде, а также способностью человека соблюдать безопасность в таких условиях.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) одним из предметных результатов изу­чения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) опре­деляет знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
В образовательных организациях в рамках предмета ОБЖ изучаются множество различных опасных ситуаций и последовательность действий.
Процесс проверки знаний позволяет подготовиться и продумать ответ, в реальных условиях этого времени не будет, нужно действовать оперативно, а главное, соблюдая правила безопасности и предотвращая опасные ситуа­ции.
Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу, что имеются различные программы по подготовке к автономному существова­нию, но все они разобщены и не адаптированы для образовательных орга­низаций. Однако существует программа А.В. Неймышева (Нижнетагиль­ский социально-педагогический институт), которая разработана для фор­мирования навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях че­рез дополнительное образование [27].
Поэтому необходимо разработать методические рекомендации по обучению безопасному поведению в условиях автономного существования.
Проблема исследования заключается в выборе методики обучения безопасному поведению в условиях автономного существования.
Объект исследования: образовательный процесс в общеобразователь­ной организации.
Предмет исследования: методика обучения безопасному поведению в условиях автономного существования в природной среде в рамках предмета ОБЖ.
Цель работы: Разработать методические рекомендации по обучению безопасному поведению в условиях автономного существования в природной среде.
Задачи работы:
1. Изучить источники по обучению безопасному поведению в усло­виях автономного существования.
2. Проанализировать и систематизировать методы и формы, на­правленные на формирование у обучающихся основного общего образования теоретических знаний и практических умений выживания в природной среде.
3. Разработать рекомендации по обучению безопасному поведению в условиях автономного существования.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из вве­дения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пользуясь всеми благами цивилизации, человек забыл, что есть силы, способные выбить его из привычного ритма - это природа. Оказавшись с ней один на один, человек становится беспомощным и беззащитным, если он не подготовлен. Главная задача человека в автономных условиях - выжить. Лю­бая автономия ставит перед человеком определенные задачи, от решения ко­торых зависит жизнь и безопасность. Правильные действия в результате тре­нировок, разборов чрезвычайных ситуаций, личном опыте, участия в мелких происшествиях «записываются» в подсознание человека. Его действия дово­дятся до «сознательного автоматизма». Нерешительность, растерянность и т.п. в экстремальной ситуации объясняются элементарной безграмотностью, незнанием как действовать в той или иной обстановке. Для снижения вероят­ности возникновения опасных ситуаций и введен предмет ОБЖ во всех обра­зовательных организациях. Знания, умения, навыки - теоретическая и прак­тическая основа, но без сформированной установки на использование этих знаний, они становятся бессмысленным грузом, поэтому нам необходимо влиять на сознание и формировать безопасное поведение.
Тема автономного существования может вызывать определенные стра­хи у детей (а смогу ли я? что может со мной случиться? как и где искать по­мощи?), поэтому при изучении данной темы необходимо со всей серьезно­стью подходить к материалам занятия и методам обучения, которые должны соответствовать возможностям обучающихся. А для устранения психологи­ческого напряжения и страхов отлично подойдут индивидуальные и коллек­тивные психологические тренинги. Ведь зачастую именно психоэмоциональ­ная устойчивость спасает жизнь человеку в экстремальной ситуации.
Подводя итог нашей работы, мы можем сделать ряд выводов. Во- первых, изучив ряд источников, посвященных обучению поведению в усло­виях автономного существования, мы выявили недочеты некоторых методик и программ обучения. Пожалуй, создание единой методики осложняется тем фактом, что во всех регионах есть свои климато-географические особенно­сти, а также способы выживания у каждого туриста индивидуальны, поэтому единообразная методика здесь не вполне уместна. Безусловно, существуют общие рекомендации, которые выполняются, независимо от региона и воз­раста туристов. Соответственно в рамках ОБЖ мы будем рассматривать об­щие принципы подготовки к автономному существованию и подготовку с учетом специфики нашего региона.
Во-вторых, нам было необходимо рассмотреть современные методы и технологии, используемые на уроках ОБЖ. Однозначно наблюдается пере­ориентация образовательного процесса на активные методы обучения, а предмет ОБЖ является, пожалуй, самой перспективной площадкой для ис­пользования таких методов. Мы рассмотрели самые популярные методы и технологии в образовательном процессе, а также предложили способы при­менения на уроках ОБЖ. Не оставляем без внимания и тот факт, что предмет ОБЖ является самым интегрированным, в связи с этим в образовательном процессе необходимо активно взаимодействовать с учителями - предметниками.
В-третьих, опираясь на наиболее часто используемые рабочие про­граммы и современные методики, мы разработали некоторые методические рекомендации по организации теоретических, практических и внеучебных занятий по обучению безопасному поведению с внедрением активных мето­дов обучения, которые представлены во второй главе. Активные методы на­правлены на творческую, самостоятельную деятельность, поэтому даже при изучении теоретического материала обучающиеся отрабатывают какие-либо знания и умения на практике. Также рекомендации направлены как на инди­видуальное, так и на групповое обучение, ведь вынужденная автономия мо­жет произойти как с группой людей, так и с одним человеком, который за­блудился или отбился от группы. Обучению безопасному поведению будет способствовать грамотная разработка теоретической, практической и вне- учебной деятельности. Когда ребенок понимает, что нужно делать, как это сделать и для чего это нужно, у него в подсознании формируется модель пра­вильного поведения, а также ценностная установка на применение знаний в жизни, от которых зависит его личная безопасность и безопасность окру­жающих.
Использование современных методик, интеграция с другими дисцип­линами, развитие внеклассной работы позволит вывести образовательный процесс на новый уровень и добиться более качественного усвоения знаний.


1. Беликов К.Н. Формирование личности безопасного типа поведе­ния в контексте внедрения новых образовательных стандартов [Текст] / К.Н. Беликов // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы между­народной научной конференции, Екатеринбург, 18 декабря 2015 г. / сост. и ред. В. В. Гафнер, А. Н. Павлова; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2015. - С. 38-41;
2. Биология. 5—9 классы: Рабочие программы : учебно- методиче­ское пособие [Текст] / Г. М. Пальдяева // 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015 — 382, [2] с.
3. Внеурочные формы организации обучения школьников ОБЖ
[Электронный ресурс] // Allbest.ru. 2016. URL:
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00667472_0.html (дата обращения: 15.04.18);
4. Волков, В.А. Роль курса ОБЖ в формировании навыков выжива­ния человека в автономном существовании [Текст] / В.А. Волков // Журнал «Познание». - 2017.;
5. Волович, В. Г. Человек в экстремальных условиях среды [Текст] / В. Г. Волович. - М.: Мысль, 2002;
6. Волонтеры «Лизы Алерт» рассказали, скольких пропавших лю­дей удалось найти живыми [Электронный ресурс] // МК. 2018. URL: http://www.mk.ru/social/2018/02/06/volontery-lizy-alert-rasskazali-skolkikh- propavshikh-lyudey-udalos-nayti-zhivymi.html (дата обращения: 24.01.18);
7. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности : понятий­но-терминологический словарь [Текст] / В.В. Гафнер. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. — 280 с.;
8. Горина, Л.Н. Моделирование системы безопасности жизнедея­тельности человека в образовательном процессе [Текст] / Л.Н. Горина, А.А.
Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии на­ук. - 2010.;
9. Горина, Л.Н. Модель системы оценки сформированности компе­тентности безопасности жизнедеятельности человека [Текст] / Л.Н. Горина, Н.Е. Данилина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010.;
10. Грановская, Р.М., Никольская, И.М. Защита личности: психоло­гические механизмы [Текст] / Р.М. Грановская, И.М. Никольская - СПб., 1998.;
11. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до филосо­фии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 14-17
12. Даукша, Л. М. Педагогическая психология [Текст] : учебно­методический комплекс по одноименному курсу для студ./Л.М. Даукша, Л.В. Чекель; Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы".- Гродно : ГрГУ, 2008. - 471 с.;
13. Домогацких, Е.М. Программа по географии для 6-10 классов об­щеобразовательных учреждений [Текст] - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.;
14. Захаркина Е.С. Исследовательский метод обучения [Электрон­ный ресурс] // Инфоурок. 2016. URL: https://infourok.ru/statya-issledovatelskiy- metod-obucheniya-1407740.html (дата обращения: 08.05.18);
15. Касьянова, Н.С. Применение интерактивных методов обучения в преподавании ОБЖ [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25698 (дата обращения: 15.04.18)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ