Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ

Работа №98025

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА «ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ И БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ» 7
1.1. Характеристика активного отдыха на природе 7
1.2. Виды опасных ситуаций во время активного отдыха на природе и
безопасное поведение при их возникновении 10
1.3. Опасные ситуации во время активного отдыха на природе, характерные
для Уральского региона 21
2.1. Рекомендации по совершенствованию методики проведения занятий
по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» 25
2.2. Разработка внешкольного мероприятия по теме «Опасные ситуации во
время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» 36
2.3. Результаты проведения внеурочного мероприятия по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при
их возникновении» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63

На сегодняшний день одной из проблем обучения основам безопасно­сти жизнедеятельности является вопрос защиты школьников при попадании в опасные ситуации во время активного отдыха на природе. Несмотря на то, что в нашем веке из-за технологического прогресса происходит снижение двигательной активности населения, многие люди всё же предпочитают ак­тивный отдых пассивному. Этот вид отдыха, как мы знаем, подразумевает собой наличие физической активности, которая не должна вызывает утомле­ния. Активный отдых на природе положительно влияет на наш организм, на наше физическое и психологическое состояние, так как происходит смена привычной обстановки, смена привычной повседневной деятельности, нас окружает природа и семья или друзья, мы получаем положительные эмоции.
Доктор педагогических наук Ширшов В.Д. в своей работе говорит «че­ловек в определенных ситуациях руководствуется не только социальными правилами и нормами, но и собственными интересами и установками» - сто­ит отметить этот момент, особенно если речь идёт о школьнике, из-за данно­го фактора во время активного отдыха на природе возрастает риск попадания детей и подростков в опасную ситуацию. Это может быть отравление ядови­тыми плодами или растениями, укусы насекомых или клещей, встреча с ди­ким зверем. В условиях природы нельзя исключать возникновение лесных пожаров, особенно в теплое время года, также при активном отдыхе сущест­вует вероятность получение травм: ожоги, переломы, раны и другие опасные ситуации. Все перечисленные ситуации являются опасными, так как присут­ствует угроза сохранения здоровья и жизни человека.
В связи с этим мы делаем вывод, что каждому человеку необходимо понимать, что представляет собой активный отдых, какие опасные ситуации возможны во время того или иного вида активного отдыха на природе, а так­же знать и уметь применять правила безопасного поведения во время воз­никновения опасных ситуаций в условиях природы. Получить эти знания лучше всего в период обучения ребенка в школе, так как именно в этот пери- 3
од происходит его самостоятельное «знакомство» с окружающим миром и с природой.
Гафнер В.В. в своей работе «Опасности социального характера и защи­та от них» говорит о том, что создавая условия для своего существования и развития, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир и тем самым вызывает его ответную реакцию - проти­водействие. В ходе или в результате этого противодействия он, в свою оче­редь, подвергается воздействию различных факторов. Это касается и поведе­ния человека при активном отдыхе в условиях природы.
Актуальность темы нашего исследования выражается в необходимо­сти обучения школьников безопасному поведению во время активного отды­ха на природе, а также безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций. В настоящее время обучение школьников данному вопросу осуще­ствляется в образовательных организациях посредством изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
В содержании Федерального государственного образовательного стан­дарта второго поколения говориться о том, что изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить у обучающихся уме­ние предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных ис­точников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопреде­ленности, умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей, знание и умение применять меры безопасности и правила по­ведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать мо­дели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений).
Для того чтобы реализовать данные требования в процессе обучения обучающихся предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и, непо­средственно, темы «Опасные ситуации во время активного отдыха на приро­де и безопасное поведение при их возникновении» в программу предмета, согласно рабочим программам среднего и основного образования(5-9 и 10-11 классы) А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, а также В.Н. Латчука включены темы, где рассматриваются «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении».
Изучив рабочие программы, мы видим, что для изучения темы «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» согласно программа А.Т.Смирнова и Б.О.Хренникова в 6 классе выделяется 5 часов на изучение самих опасных ситуаций и безопасно­го поведения при их возникновении и 4 часа на изучение правил оказании первой помощи. В программе В.Н. Латчука выделяются учебные часы на изучение не опасных ситуаций, а экстремальных. Также в обеих рабочих программах для 7 класса авторы выделяют учебное время для изучения темы «Лесные и торфяные пожары», что тоже относиться к теме «Опасные ситуа­ции во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении».
Мы считаем, что существует необходимость подготовки обучающихся к возможному возникновению опасных ситуаций во время активного отдыха на природе и безопасным действиям при их возникновении и недостаточной методической разработкой процесса этой подготовки. При изучении темы «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное по­ведение при их возникновении» на уроках по предмету «Основы безопасно­сти жизнедеятельности» в недостаточной мере отражены многие опасные си­туации, которые могут произойти в во время активного отдыха на природе. Если же говорить о практической подготовке, то на это в образовательных организациях уделяется недостаточно внимания и времени, несмотря на то, что практическая подготовка обучающихся к защите от ОС является важ­нейшей задачей при изучении данной темы.
Проблема исследования: каким образом можно реализовать методи­ческие рекомендации занятия по теме «Опасные ситуации во время активно­го отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении»?
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по обучению безопасному поведению во время активного отдыха на природе.
Предмет исследования: методика обучения безопасному поведению обучающихся во время активного отдыха на природе.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по обу­чению безопасному поведению во время активного отдыха на природе и дей­ствиям при возникновении опасных ситуаций.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Изучить формы и методы обучения безопасному поведению обу­чающихся во время активного отдыха на природе.
3. Разработать методические рекомендации по обучению безопасному поведению школьников во время активного отдыха на природе.
Методы:
• Теоретические (изучение научной и методической литературы);
• Практические (опрос обучающихся, тренировка)
База исследования: МАОУ СОШ №163
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой гла­вы «Теоретические аспекты вопроса «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении»», второй главы «Методика обучения школьников безопасному поведению во время активного отдыха на природе», заключения, списка использованной литера­туры и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Активный отдых - деятельность, снимающую утомление и отличаю­щуюся от той, которая вызвала утомление. Активных отдых в природных ус­ловиях в целом положительно влияет на наше физическое и психологическое состояние, приносит положительные эмоции. Но, несмотря на это, во время активного отдыха на природе возрастает риск попадания в опасную ситуа­цию. Риску попадания в опасную ситуацию больше всего подвержены дети и подростки, так как они не имеют достаточное количество знаний о правилах безопасного поведения на природе, не владеют умениями и навыками по за­щите от возникающих опасных ситуаций. Из-за этого возникает угроза со­хранения здоровья и жизни.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет обу­чающимся получить необходимые знания, умения и навыки по безопасному поведению во время возникновения опасных ситуаций во время активного отдыха на природе.
Но насколько эффективны будут занятия по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их воз­никновении» зависит от выбора преподавателем-организатором ОБЖ форм, методов и типов занятий. Наиболее эффективным способом усвоения и за­крепления материала, а также формирования устойчивых умений и навыков, является отработка практических действий. В этом и есть особенность курса ОБЖ - чем больше практики, тем лучше и эффективнее. Также нельзя забы­вать о том, что практические занятия не принесут желаемых результатов без теоретических основ, поэтому важно организовать работу с обучающимися по получению теоретических знаний, а затем уже переходить к практической работе.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты вопроса «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безо­пасное поведение при их возникновении». Мы изучили и проанализировали литературные источники по теме нашего исследования и пришли к некото­рым выводам.
Во-первых, во время активного отдыха на природе существует возмож­ность возникновения большого количества различных опасных ситуаций разного рода. Мы выяснили, что существуют объективные и субъективные опасности. Субъективные опасные ситуации человек может предотвратить и защитить себя от их возникновения, необходимо лишь знать и соблюдать правила безопасного поведения при активном отдыхе на природе. Объектив­ные опасные ситуации нельзя исключить, к ним необходимо быть готовым и знать правила поведения при их возникновении. А знания, умения и навыки, которые необходимы для безопасного отдыха на природе, необходимо полу­чать во время обучения предмету «Основы безопасности жизнедеятельно­сти».
Во-вторых, мы выяснили, что активный отдых на природе в Уральском регионе имеет свои особенности. Мы отметили, что в данной местности пре­обладают отдельные виды опасных ситуаций, также особая специфика эки­пировки в разное время года.
Во второй главе нашей работы мы перешли к разработке методических рекомендации по совершенствованию методики проведения занятий по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное по­ведение при их возникновении» и сделали некоторые выводы.
Во первых, для работы с темой «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» нами бы­ла выбрана за основу рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнова и Б.О.Хренникова для 6 класса, но с вне­сением корректировок.
Во-вторых, мы внесли рекомендации по применению эффективных для обучения данной теме методов, форм обучения и типов урока в ходе учебных классных занятий, наиболее оптимальных для достижения целей и задач уро­ков по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении».
Во-вторых, для совершенствования умений и навыком нами был пред­ложен ряд внеурочных и внешкольных мероприятий, которые позволять расширить и закрепить знания по теме, а также дают возможность для прак­тической отработки. Нами было выбрано и разработано одно внешкольное мероприятие, для учащихся 8 класса по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникнове­нии» - поход выходного дня «Активный и безопасный отдых». Целью вне­школьного мероприятия является применение обучающимися знаний в прак­тической деятельности в реальных условиях активного отдыха на природе.
В-третьих, в ходе анализа проведённого мероприятия намии была выявлена тесная связь между теоретической урочной подготовкой обучающихся по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» с практической частью, отработкой умений и навыков. Успешное проведение любого внеурочного и внешкольного мероприятия, включающего в себе практические задания зависит от эффективности проведения теоретических уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». При условии успешного усвоения материала по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» разработанное нами внешкольное мероприятие в полной мере будет способствовать улучшению качества знаний, умений и навыков обучающихся по защите от опасных ситуаций при активном отдыхе на при­роде.


1. Ганапольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование / В.И. Ганапольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
2. Гафнер В.В. ОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА ОТ НИХ: учебное пособие для студентов высших учебных заведе­ний, обучающихся по специальности 050104.65 - Безопасность жизнедея­тельности / В. В. Гафнер, С. В. Петров, Л. И. Забара. Москва, 2012.
3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50644-94 "Туристско- экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности ту­ристов и экскурсантов" (утв. и введен в действие постановлением Госстан­дарта РФ от 21 февраля 1994 г. N 32)
4. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., З-46 2017. - 170 с.
5. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ- интернатов и студентами педагогических училищ Российской Федерации (Приложение 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13.07.1992 г. N 293)
6. Как защититься от дикого зверя в лесу? Советы опытного туриста/Физкультура и спорт/Школа жизни.ру [Электронный ресурс]. URL: https://shkolazhizni.ru/article/71951/ (дата обращения: 11.03.2018).
7. Кузнецов В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: методи­ка преподавания предмета: 5-11 классы. / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. - М.: ВАКО, 2010. - 176 с.
8. Культура безопасности: содержание, понятие и вопросы форми­рования. Загуменных М.А. Гафнер В.В. Грани педагогики безопасности Г 77 [Текст]: материалы всероссийской научной студенческой конференции с ме­ждународным участием, Екатеринбург, 11 декабря 2015 г. / сост. и ред. В. В. Гафнер, А. Н. Павлова; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2015. - 200 с. ISBN 978-5-7186-0780-2
9. Ларнер И.Л, Скаткин М.Н. Метод обучения. [Электронный ре­сурс]. URL: https://lektsii.org/3-131743.html (дата обращения: 15.01.2018).
10. Маслов, А.Г. Способы автономного выживания человека в при­роде: учебное пособие для вузов / А.Г. Маслов, Ю. С. Константинов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академия, 2005. - 297 с.
11. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. - Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо»,2014. - 52 с.
12. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос аккад. образования, изд-во «Просвеще­ние» - М.: Просвещение, 2012 - 207 с.: ил. - (Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-09-021427-8.
13. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов; под ред. В.Н. Латчука - М.: Дрофа, 2013 - 238 с.: ил. ISBN 978-5­358-09473-4
14. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос аккад. образования, изд-во «Просвеще­ние» - М.: Просвещение, 2012 - 207 с.: ил. -(Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-09-021427-8
15. Особенности путешествий по Среднему Уралу - Основные тури­стические маршруты Среднего Урала [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/777523/osobennosti_puteshestviy_srednemu_uralu (дата обра­щения: 11.03.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ