ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Общая характеристика проектной деятельности детей
дошкольного возраста 6
1.2. Особенности организации проектной деятельности детей
в дошкольной образовательной организации 13
1.3. Классификация проектов, используемых в системе
дошкольного образования 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 28
2.1. Изучение опыта организации проектной деятельности
детей в дошкольной образовательной организации 28
2.2. Содержание и методика организации проектной
деятельности с детьми дошкольного возраста 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
На современном этапе развития образования использование проектной деятельности в образовательном процессе получило значительное распространение. Найдя признание в школах, специальных профессиональных образовательных учреждениях, проектирование постепенно распространяется и в дошкольных образовательных организациях. Однако в практике применения воспитателями дошкольных учреждений можно обнаружить, что происходит подмена проектирования иными видами деятельности, такими как исследовательская, экспериментальная, продуктивная, а то и вовсе учебная.
Проектной деятельностью называют специфический вид деятельности, кардинальным образом отличающийся от моделирования, изобразительной деятельности, математической или речевой.
Проект предъявляется как способ организации деятельности, а не ее предмет, из чего следует, что невозможно говорить о занятиях по проектированию.
В дошкольном образовательном процессе проект выступает как метод, способствующий предварительно распланированной и поэтапно осуществляемой практической деятельности с реализацией поставленных целей, помогающий ребенку в освоении окружающей среды и организованной педагогами.
В настоящее время для дошкольной образовательной организации проектная деятельность характеризуется как инновационная деятельность, имеющая неограниченные возможности, оказывающие развивающее влияние на ребенка, так как активизирует его познавательную деятельность на этапе дошкольного детства.
Тема применения проектной деятельности в воспитательном процессе дошкольного образовании становится актуальной, потому что проектная деятельность в значительной степени повышает самостоятельную познавательную инициативу и активность детей дошкольного возраста, способствует повышению творческого потенциала и совершенствованию логического мышления, формирует умения детей без помощи взрослых, различными способами отыскивать информацию об интересующем предмете или явлении, применяя полученью знания для построения нового.
Важнее всего, что проектная деятельность превращает образовательную систему дошкольной образовательной организации из обособленной в отрытую для активного участия в ней родителей воспитанников, что в очередной раз подчеркивает значимость темы проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации.
Не удивительно, что за последние десятилетия в педагогической науке активно разрабатываются теоретические основы проектировочной деятельности для конкретных направлений, отдельных образовательных систем, совершенствуются ее технологии, о чем свидетельствуют труды Белкиной В.Н., Захаровой Т.Н., Голубевой М.В., Колесниковой И.А. и др. Как один из вариантов интегрированного метода обучения дошкольников представляют проектную деятельность ученые: Давыдова Г.Н., Киселева Л.С., Курочкина Н.А. и др.
Объект исследования - проектная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - определить содержание и методику организации проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) рассмотреть проектную деятельность детей дошкольного возраста как явление и систему;
2) выявить особенности организации проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации;
3) дать классификацию проектов, используемых в системе
дошкольного образования;
4) изучить опыт организации проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: изучение литературы; изучение педагогического опыта; наблюдение, анализ, обобщение.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) №29 «Сказка» г. Краснотурьинска Свердловской области.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Изучение теоретических основ обеспечило выявление сущности основного понятия данного исследования. Под проектной деятельностью автором исследования понимается сочетание различных, базирующихся на существующих в настоящий момент, возникающих в перспективе интересах ребенка видов независимой деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность включает, с одной стороны, сотрудничество со взрослыми, а с другой, на регулярно пополняющихся независимых действиях ребенка дошкольного возраста [26, с.13].
2. Особенностью проектной деятельности детей дошкольного возраста предъявляется возможность способствовать становлению у детей индивидуальных качеств, развивающихся лишь при обеспечении деятельностного участия, исключая вербализацию усвоения. Первоочередно утверждение касается коллективных проектов, при наличии ограниченного числа участников коллектива, создающего совместный творческий продукт. К вновь образованным характеристикам относятся способность сотрудничать, чувствуя себя членом команды, принимать и выполнять свои обязанности, неся за них полную ответственность, обсуждать их специфику выполнения, согласовывая результат своей деятельности с результатами деятельности остальных членов команды, проводить анализ достигнутых результатов, корректировать их при необходимости, согласовывать свои потребности с потребностями других, подчиняя их общему делу [22, с.66].
3. В образовательном процессе современных дошкольных учреждений чаще всего осуществляются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие, наполненью детским
экспериментированием и подачей результатов в виде оформления газет, детского дизайна, постановки драматизации;
- ролево - игровые, включающие фрагменты творческих игр, позволяющих детям находясь в образе героя сказки, отыскать решение
обозначенных проблем;
- информационно - практико - ориентированные, включающих поиск и применение детьми необходимой информации, направленной на удовлетворение общественных потребностей, в виде оформления дизайна группы или создания витража и др.;
- творческие, в итоге которых появляется и осуществляется
программа детского праздника, например «Неделя театра».
4. Изучение опыта применения проектной деятельности в образовательном процессе МБДОУ №29 «Сказка» позволил утверждать, что такая деятельность осуществляется воспитателями по всем направлениям развития ребенка, что дает эффективные положительные результаты, как в достижении детьми необходимого уровня освоения программы, так и в работе с их родителями, приближая их к роли полноправных участников образовательного процесса. Проектная деятельность реализуется активно в группах различной возрастной категории.
5. Организация проектной деятельности предусматривает высокий уровень педагога в овладении технологией проектирования, постоянный профессиональный рост и саморазвитие в направлении совершенствования умений продуктивно сотрудничать с творческой командой, увлекать участников проекта, мотивировать их на результативную деятельность, выполнять свою работу на каждом их этапов проекта, соблюдать требуемые указания к применению этого метода в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Реализация проектной деятельности детей дошкольного возраста предусматривает совершенствование позиции педагога. Из носителя готовых знаний он трансформируется в сопровождающего познавательной исследовательской деятельности своих воспитанников, что влечет улучшение психологического климата в группе в целом, создает условия для творческого развития каждого ребенка дошкольного возраста.
1. Андреева, И. А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения. [Текст] / И.А. Андреева. - Москва - РГГУ, 2015. - 437с.
2. Антонова, Т. В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления [Текст] / Т.В. Антонова. - Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5 - С. 54-69.
3. Барышева, Т. А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Т.А. Барышева и др. - Москва: Огни, 2013. - 416 с.
4. Белицкая, Г. Э. Социальная компетентность личности. [Текст] / Г.Э. Белицкая. - М.: ИП РАН, 1995. - 245 с.
5. Белкина, В. Н. Особенности проектной деятельности в дошкольной образовательной организации [Текст] / В.Н. Белкина, Т.Н. Захарова - Ярославль: Ярославский педагогический вестник - 2011. - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки) - С. 131-135.
6. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. Б.М. Бим-Бада.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 528.
7. Веракса, Н. Е., Проектная деятельность дошкольников. [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса - М.: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - 2008. - 123 с.
8. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1972. - 156 с.
9. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду.
[Текст] / Н.А. Виноградова. - М.: Пособие для воспитателей. - 2013. - 163 с.
10. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду.
[Текст] / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Пособие для воспитателей. Айрис-пресс, 2014. - 208 с.
11. Винокурова, Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Книга по Требованию, 2012 - 360 с.
12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991 - 160 с.
13. Гаврина, С. Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет [Текст] / С.Е. Гаврина и др. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 176 с.
14. Голубева, М. В. Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей [Текст] / М.В. Голубева. - Москва: СИНТЕГ, 2015 - 845 с.
15. Давыдова, Г. Н. «Пластилинография 2» [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011 - 82 с.
16. Давыдова, Г. Н. «Пластилинография» [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
17. Давыдова, Г. Н. «Нетрадиционные техники в детском саду» [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010 - Ч.1 - 80 с. - Ч.2 - 72 с.
18. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Пер. с англ. Н.М. Никольской - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
19. Дмитриева, В. Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному. [Текст] / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель - АСТ, 2013. - 506 с.
20. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. [Текст] / Е.С. Евдокимова. М.: Издательство «Сфера», 2011. - 216 с.
21. Зебзеева, В. А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей [Текст] / В.А. Зебзеева // Обзор программ дошкольного образования. Приложение к журналу «Управление ДОУ». - М.: «ТЦ Сфера», 2009. - 128 с.
22. Игнатьев, Б. В. На путях к методу проектов. [Текст] / Под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной. - М.: Работник просвещения, 1930. - 222 с.
23. Ильина, Т. Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ.
Управление в ДОУ [Текст] / Т.Н. Ильина // Научно - практический журнал. -
2008. - № 1. - С. 75-77.
24. Казакова, Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2006. - 256 с.
25. Калинина, Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения. [Текст] / Н.В. Калинина. - М.: Кострома, 2001. С. 146-148.
26. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения [Текст] / Л.С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2013. - 93 с.
27. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
28. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие
для высш. учеб. заведений. [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова- Сибирская. Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005. - 288 с.
29. Курочкина, Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. [Текст] / Н.А. Курочкина. - СПб: Детство-Пресс, 2004. - 272 с.
30. Левин, Л. Э. Новые пути школьной работы (метод проектов). [Текст] / Л.Э. Левин. - М.: Работник просвещения, 1925. - С. 88.
31. Лукьянова, И. И. Базовые потребности как основа развития социальной компетентности подростков [Текст] // И.И. Лукьянова. Психол. наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 41-47.
32. Майер, А. А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст] // А.А. Майер. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. - 2008. - № 3. - С. 8-12.
33. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. [Текст] / Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 128 с.
34. Новикова, Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] // Т.Д. Новикова. М.: Народное образование, 2000. - № 7. С. 10-44.
35. Парменкова, К. Метод проектов [Текст] // К. Парменкова. - Наш Труд. - 1925. - № 9-10. - С. 24-32.
36. Пахомова, Н. Ю. Метод проектов в преподавании информатики [Текст] / Н.Ю. Пахомова. Информатика и образование. - 1996.- № 1-2. С. 18-56.
37. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение - что это? [Текст] // Н.Ю. Пахомова. - Методист. - 2004. - № 1. С. 5-24.
38. Пахомова, Н. Ю. Учебный проект: методология поиска [Текст] // Н.Ю. Пахомова. - Учитель. - 2000. - № 1. С. 28-30.
39. Петрова, В. Метод проектов. [Текст] / В. Петрова. - М.: Молодая гвардия, 1929. - 81с.
40. Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений [Текст] / Под ред. А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
41. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
42. Попова, Н. И. Метод проектов и школа жизни. [Текст] / Н.И. Попова. - М.: Новая Москва, 1926. - 54 с.
43. Рыжова, Н. А. Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004. - 80с.
44. Сакулина, Н. П., Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1982, 206 с.
45. Скворцова, В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / В.О. Скворцова. - Москва: Феникс,
2009. - 224 с.
46. Тебенева, Т. Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. [Текст] / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. - 2007. - № 1. - С. 64-73.
47. Тетерин, М. Кривое зеркало. Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет. [Текст] / М. Тетерин. - М.: Алиса, 2013. - 16 с.
48. Тетерин, М. Листья деревьев. Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет. [Текст] / М. Тетерин. - М.: Алиса, 2013. - 16 с.
49. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников [Текст] / Л.Л. Тимофеева. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 7-12.
50. Трояновский, И. Что такое проект-метод [Текст] / И. Трояновский, С. Тюрберт. // Вестник просвещения. — 1925. — № 11. - С. 14-16.
51. Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / И.В.Цветкова, Г.В.Соколов, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 192 с.