Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников

Работа №98016

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические приемы и методы формирования коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ДОУ 28
2.1. Характеристика диагностик сформированности коммуникативных
умений старших дошкольников 28
2.2. Данные сформированности коммуникативных умений старших дошкольников на примере Федерального государственного бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада № 568 36
2.3. Рекомендации по развитию коммуникативных умений старших
дошкольников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63


Потребность в общении - основная человеческая потребность. Именно общение с другим человеком помогает понять себя и окружающий мир. Для того чтобы процесс общения был эффективным, человек должен обладать набором коммуникативных умений.
Коммуникативными умениями являются: умение слушать, умение передать информацию и принять её с нужным смыслом, умение понять другого, умение сопереживать, сочувствовать, умение адекватно оценить себя и других, умение принять мнение другого, умение решать конфликт, умение взаимодействовать с членами коллектива.
Общение является основой проявления специфически человеческих эмоций и вообще всех психических состояний, а также необходимым условием формирования психологических свойств личности, ее сознания.
Основой современной педагогической практики являются психолого-педагогические исследования, которые имеют особое значение для формирования коммуникативных умений в процессе развития старших дошкольников. Многочисленные публикации опираются на концепцию деятельности, которую разработали А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др. Учитывая это, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина считали, что общение - это коммуникативная деятельность.
В различных исследованиях отмечается, что коммуникативные умения развивают психику дошкольников (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Сформированность коммуникативных умений является важным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда из-за того, что отсутствуют элементарные умения, ребенок боится общаться с ровесниками и взрослыми, возрастает тревожность, нарушается процесс обучения в целом. Приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, которые есть необходимым условием успешности учебной деятельности, самым важным направлением социально- личностного развития, является развитие коммуникативности.
Вышесказанное обозначило проблему нашего исследования: какие педагогические приёмы и методы способствуют формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Все выше обозначенное позволило сформулировать тему нашей работы: «Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников»
Объект исследования: воспитательный процесс дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить теоретические основы развития коммуникативных умений в период детства, определить особенности развития коммуникативных умения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:
1. Исследовать проблему формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать и выделить основные педагогические приёмы и методы, способствующие формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать эффективные педагогические приёмы и методы, способствующие формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности), количественный и качественный анализ данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая результаты исследования, мы можем говорить о том, что коммуникация характеризуется взаимодействием людей, вступающих в контакт, что так же роднит коммуникацию с общением, как и характер контакта - вербальный (словесный) и невербальным (мимика, жесты, при помощи письма). В коммуникации так же существует виртуальный контакт (посредством электронной сети интернета). Передача информации может происходить лично (прямо, непосредственно) и опосредованно (на расстоянии). Способы коммуникации в современном мире расширяются, поэтому коммуникативные способности и навыки следует развивать у детей с раннего возраста.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Коммуникативные способности, выражающиеся в способности к общению, заложены в ребенке с рождения и зависят от взаимодействия с родными взрослыми людьми (мамой в первую очередь).
Потребность в общении проявляется у ребенка рано, но ее содержание формируется и расширяется с возрастом. Умение организовывать коммуникативные взаимоотношения развиваются при общении малыша с другими детьми. А знание норм и правил при общении формируются посредством научения.
Для формирования коммуникативных умений дошкольников необходимо подготавливать или совершенствовать игровую деятельность детей. Важную роль в этом играет организация педагогом сюжетно-ролевой игры и ее руководство: предложение детям нового сюжета, роли, показ, как можно играть.
В игре формируется умение подчиняться правилам и следовать им, совместно планировать действия игры в общении и разворачивать игровое действие.
Коммуникативные навыки развиваются в игре по 2 направлениям: общение со сверстниками во время игры, организации ее и обсуждения, а также во время взятия на себя роли персонажа игры. Поэтому коммуникативные навыки выходят за рамки личностного общения.
В соответствии с целью данной работы, которая заключалась в определении и практическом обосновании возможностей формирования коммуникативных умений у старших дошкольников, нами были решены следующие задачи:
1. Исследована проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в современной психолого - педагогической литературе.
Анализ работ по проблеме общения демонстрирует то, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях ученых есть множество общих и схожих положений. Главным, из которых является признание роли общения в формировании и становлении личности. В отечественной психологии сложилось несколько подходов к феномену общения. Их сходство состоит в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Необходимо отметить, что коммуникативные умения являются условием развития личности человека и проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.
У детей старшего дошкольного возраста возникают новые черты во взаимоотношениях со взрослыми и ровесниками. Самостоятельность, которая растет, и осознанность поведения способствует развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. При этом внутри возникают «эстетические инстанции», от которых зависят поступки детей старшего дошкольного возраста. Посредством формирующегося чувства уважения определяется отношение к взрослым, дети начинают активно проявлять интерес к общению с ними. Также они стремятся общаться с ровесниками. Это проявляется в различных видах деятельности и помогает формировать «детские общества», а также создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Важным фактором полноценного формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста является содержательное общение с ровесниками. С помощью коллективной деятельности дети, возрастом 5-6 лет, учатся коллективно планировать, согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. В ходе занятий дети дошкольного возраста осваивают правила учебного поведения, учатся быть целенаправленными, ответственными и волевыми. Основная задача - развивать чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявлять дружеское расположения друг к другу, отзывчивость, заботу, стремление к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь.
2. Проанализированы и выделены основные педагогические приёмы и методы, способствующие формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Было выявлено, что в ходе занятий дети дошкольного возраста осваивают правила учебного поведения, учатся быть целенаправленными, ответственными и волевыми. Основная задача - развивать чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявлять дружеское расположения друг к другу, отзывчивость, заботу, стремление к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь.
3. Проведены диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам эксперимента мы смогли определить, что в исследуемой группе детей преобладает средний уровень сформированности коммуникативных умений (50%), но, к сожалению, наблюдаем очень большой процент низкого уровня (33,33%) и очень маленький процент высокого уровня (16,67%).
4. Определено эффективные педагогические приёмы и методы, способствующие формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
С целью повышения уровня сформированности коммуникативных умений у детей экспериментальной группы, нами были предложены рекомендации по повышению коммуникативных умений, включающие метод обучающей игры, практические методы и приемы создания игровой ситуации.


1. Абрамова, Н.Е. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка [Текст]: Дошкольное воспитание/ Абрамова Н.Е - 2012. №3. - С.18 - 21.
2. Авдулова, Т. П. Психологические особенности нравственного развития ребенка [Текст]: Психология обучения/ Авдулова Т. П. - 2007. - №5. - С. 41-47.
3. Агапова, И.А. Игры и задания по чудо - воспитанию. Веселый этикет для детей и их родителей/ Агапова И.А. - М. : Лада, 2012. - 224 с.
4. Адамс-Уэббер, Дж. Р. Когнитивная сложность [Электронный ресурс] / Корсини Р., Ауэрбах А. Краткая психологическая энциклопедия. 2016 - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/359(дата обращения: 01.06.2016)
5. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие/ Алябьева Е.А. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
6. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. пособие для вузов/ Андреева Г. М. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
7. Аркаше, Е.А. Ребенок в дошкольные годы/ Аркаше Е.А. - М.: Проспект, 2014. - 366 с.
8. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре/ О.А. Бизикова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136 с.
9. Богуславская, Н.Е. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка)/ Богуславская Н.Е. - Екатеринбург: Арго, 2012. - 192 с.
10. Буравлева, Н. А. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в ходе образовательного процесса [Текст] Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология/ Буравлева Н. А. - 2015. - № 3 (22). - С. 205-209.
11. Буре, Р.С. Воспитатель и дети. Учебное пособие для воспитателей. - ДОУМ.: Ювента, 2011. - 176 с.
12. Бушелева, Б.В. Поговорим о воспитанности: кн. для учащихся/ Бушелева Б.В. - М.: Проспект, 2012. - 138 с.
13. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп./ Бычкова С.С. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.
14. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка Вопросы психологии/ Выготский Л.С. 2012. № 6. - С. 38.
15. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Гогоберидзе А. Г. - СПб.: Питер, 2013.— 464 с.
16. Дейл Карнеги, Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей/ Дейл Карнеги - М.: Знание,2011. - 277 с.
17. Долгова, В. И. Понятие коммуникативной компетентности в
психолого-педагогических исследованиях. Научно-методический
электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] / Долгова В. И. - 2015. -Т. 31. - С. 81-85. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95523.htm(дата обращения: 01.07.2015)
18. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: учеб. пособие /под общ. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Минск: Университетское, 1997-237 с.
19. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение/ Жуковская Р.И. - М.: Норма, 2013. -362 с.
20. Захарова, Т. В. Коммуникативная компетентность: понятие,
характеристики [Электронный ресурс] / Современные проблемы науки и образования/ Захарова Т. В. - 2015. - № 4. - URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=20413(дата обращения 20.06.2015)
21. Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно ролевыми играми дошкольников. Учебно методическое пособие/ Ивакина И.А. - Пенза, 2012. - 185 с.
22. Иванкова, Р.А. Нравственное воспитание дошкольников в игре [Текст] Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста/ Иванкова Р.А. 2013. — С.104-111.
23. Иванова, Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учеб. Пособие/ Иванова Н. В. - Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с.
24. Кирова, И.А. Азбука нравственного воспитания. Пособие для педагогов/ Кирова И.А - М.: Проспект, 2014. - 266 с.
25. Князева, Л.П. Этическая беседа в детском саду/ Князева Л.П. - М.: Академия, 2012. - 142 с.
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика/ Козлова С.А. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
27. Коротаева, Е. В. Развитие когнитивной активности у старших дошкольников. [Электронный ресурс]/ Педагогическое образование в России. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-kognitivnoy-aktivnosti-u- starshih-doshkolnikov(дата обращения: 29.10.2015).
28. Коротаева, Е.В. Основы педагогических взаимодействий: Учебное пособие/ Коротаева Е.В. Екатеринбург, ООО «СВ-96», 2011. - 160 с.
29. Краткий психологический словарь/ сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1985. - 142с.
30. Курбан, С.Ф. Методические рекомендации воспитателям, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми / Минский городской методический портал [Электронный ресурс]/ Дошкольное образование http://mp.minsk.edu.by/ru(дата обращения: 29.10.2015).
31. Курочкина, И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете: метод. пособие для педагогов/ Курочкина И.Н. - М.: Проспект, 2013. - 127 с.
32. Курочкина, И.Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этикета Современное дошкольное образование/ Курочкина И.Н. 2013. № 6. С.- 48-52.
33. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников/ Курочкина И.Н. - М.: Владос, 2011. - 167 с.
34. Лавров, А.С. Воспитание чувств/ Лавров А.С. - М.: Знание, 2013.
- 288 с.
35. Лашкова, Л.И. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста Дошкольное воспитание/ Лашкова Л.И. 2013. № 3. - С. 8-12.
36. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение/ Леонтьев А. А. - М.: Знание, 2009. - 47 с.
37. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. Рузской А.Г. М.: Изд-во «Институт практической психологии»/ Лисина М.И.
- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 384 с.
38. Лисина, М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Лисина М.И. - М.: Педагогика, 2013. - 215 с.
39. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. - М.: Академия, 2012. - 270 с.
40. Максаков, А.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Знание, 2012. - 199 с.
41. Петерина, C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение. 1986.-96 с.
42. Петренко, В. Ф. Изучение и развитие уровня когнитивной сложности сознания и социального интеллекта у старших дошкольников: сказочный семантический дифференциал [Текст] Вопросы психологии/ Петренко В. Ф. - 2016. - № 4. - С. 148-161.
43. Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания/ Петренко В. Ф. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 226 с.
44. Петровский, А. В. Общая психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Завед./ Петровский А. В. - М.: 1998. - 512 с.
45. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 125с.
46. Практическое руководство по применению методики «Фильм- тест» Рене Жиля: метод. указания для студ. психол. фак. / сост. Ю. Ю. Федотова / Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского. - Владивосток, 2004. -125с.
47. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 2009. - 215 с.
48. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974. - 288 с.
49. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 2006. - 176 с.
50. Репина, Т. А. Социально психологическая характеристика группы детского сада; Науч.исслед. инт дошк. воспитания Акад. пед. наук СССР/ Т. А. Репина - М. : Педагогика. - 1988. - 230 с.
51. Репина, Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Репина Т.А. - М.: Проспект, 2012. - 188 с.
52. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том I (А- М) / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 608 с.
53. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том II (М-Я) / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 560 с.
54. Собрание психологических тестов и методик [Электронный ресурс] 2015 - URL: http://www.psylist.net(дата обращения: 01.06.2017)
55. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей: книга для родителей и воспитателей / пер. с англ. Е. Рыбиной/ Тейлор К. - М.: Проспект, 2012. 188 с.
56. Торлопова, Н. В. Когнитивная сложность межличностного
восприятия как показатель коммуникативной компетентности старших дошкольников [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2017/170119.htm (дата обращения 15.05.2017)
57. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии/ Урунтаева Г.А. - М.: Проспект, 2012. - 188 с.
58. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2010. - 291 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Перспектива, 2014. - 125с.
60. Шипицина, Л. М. Азбука общения Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет/ Шипицина Л. М. - СПб.: Детство Пресс, 2000. - 384 с.
61. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.методич. пособие/ Щетинина А. М. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
62. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Эльконин Д.Б. - М.: Педагогика. 2009. - 554 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ