ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Понятие об учебной самоорганизации в научной
литературе 6
1.2. Особенности становления учебной самоорганизации в младшем
школьном возрасте 10
1.3. Характеристика игровых технологий, применяемых в начальном
общем образовании 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Изучение особенностей произвольной сферы младших
школьников на начальном этапе эмпирического исследования 31
2.2. Описание педагогической практики, направленной на
формирование учебной самоорганизации второклассников с применением
игровых технологий 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности процессов обучения и воспитания детей. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить, понять те или иные формы взаимодействия людей. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний, умений и навыков учащимися.
Задача каждого педагога-научить ребенка правильному поведению, умению взаимодействовать с другими, то есть сформировывать полноценную личность школьника.
В образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.) определено, что на ступени начального общего образования осуществляется в т.ч. и формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [1].
Поэтому учитель обязан использовать формы и методы, которые будут вызывать у ребенка не только интерес, но и желание учиться и узнавать новое.
Одним из таких методов является игра. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия.
Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни.
В педагогической литературе неоднократно отмечалось, что проблема формирования общеучебных умений сложна и практически чрезвычайно значима. Обобщение и систематизация сведений об умениях представлены в работах Ю.К. Бабанского, Н.Ф. Белокур, Н.Ю. Кулагиной, А.А. Люблинской, А.В. Усовой, Л.М. Фридмана, B.C. Цетлин, Т.И. Шамовой и др. Ряд авторов в классификациях выделяют группу умений организации учебной деятельности как общеучебные умения самоорганизации [4].
1. В соответствии с требованиями к планируемым результатам начального общего образования в соответствии с Федеральным образовательным стандартом умении самореализации должно быть сформулировано в ходе учебной деятельности младших школьников.
2. Высокий уровень освоения умений самоорганизации в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования, и в данном контексте проблема формирования умений самоорганизации, являющихся основой обобщенного способа организации учебной деятельности младших школьников, приобретает особую актуальность.
В условиях личностно ориентированного начального образования актуально формирование умений самоорганизации в учебной деятельности у младших школьников как основа продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивающий образование личностных качеств обучающихся.
Цель: теоретически обосновать и разобрать для применения на практике рекомендации по использованию дидактической игры для формирования навыков самореализации у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования учебной самоорганизации у младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулированы задачи исследования:
1. Изучить понятие об учебной самореализации младших школьников в научной литературе;
2. Выявить на теоретическом уровне возможности дидактической игры для формирования навыков учебной самореализации у младших школьников;
3. С применением целенаправленно отображенных диагностических методик изучить на практике особенности самореализации у детей младшего школьного возраста;
4. Разработать для применения на практике рекомендации по использованию дидактической игры для формирования навыков учебной самореализации у младших школьников.
Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методы:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования учебной самоорганизации младших школьников);
2. Эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий и формирующий этапы).
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 города Карпинск. В педагогическом эксперименте участвовало 20 учащихся 2-го класса «А».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Младший школьный возраст - это возраст не только учебы, но и игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление [5].
При соответствующих воспитательных воздействиях у детей младшего школьного возраста в процессе игры развиваются коллективные и товарищеские отношения. При этом выделяются две формы отношений между детьми в процессе игры. Затевая игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как те или иные персонажи, а как товарищи.
Формирование основ нравственно - волевых качеств человека начинается еще в детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина современного общества.
В младшие школьные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей в процессе использования игр, учитель формирует у ребенка такие важные черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
В процессе игровой деятельности у младших школьников происходит процесс формирования учебной самоорганизации [9].
Можно выделить следующие умения самоорганизации учебной деятельности младших школьников:
- умение определять цель учебного задания;
- умение планировать учебное задание;
- умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
- умение оценивать ход и результаты учебного задания [11].
В исследовании нашей работы целью было исследование учебной самоорганизации младших школьников в процессе дидактической (деловой) игры. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме мы сделали выводы, что у детей в период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, требования, интересы желание, происходят перестановки в мотивационной системе ребенка.
Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра, как и любая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактическая игра является ценным средством воспитания активности детей, она стимулирует психические процессы, позволяет вызывать у учащихся интерес к процессу обучения. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Познавательная активность ребенка направлена на исследование окружающего мира. Она способна организовывать внимание ребенка по отношению к изучаемым объектам и поддерживать ее в долгое время, пока не исчезнет интерес.
Во втором параграфе работы было проведено экспериментальное исследование сформированности навыка учебной самоорганизации у младших школьников. Младшие школьники имеют разный уровень овладения умениями самоорганизации: успешнее всего дети владеют умением целесообразно выполнять учебное задание, оценивать ход и результаты учебного задания. На более низком уровне владеют умениями целеполагания и контроля. Низкие результаты были определены в овладении умением планировать учебное задание. По результатам диагностики был проведен формирующий этап исследования, включающий в себя проведение серии дидактических деловых игр. По окончании этапа была проведена повторная диагностика уровня сформированности навыка учебной самоорганизации у младших школьников, которая показала эффективность проведенной работы: низкий уровень сформированности навыка среди младших школьников выявлен не был, средний уровень показали 12 чел. (60%) и высокий уровень - 8 чел. (40%).
В ходе экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей внимания младших школьников, было установлено, что в 90% детей младшего школьного возраста преобладает непроизвольное внимание. В 95% учащихся внимание неустойчиво, наблюдается частое отвлечение, утомление, рассеянность.
Трудности у младших школьников вызывает сосредоточенность на работе, которая им не интересна, концентрация внимания на однообразной работе, не сформированность навыков и умений учебной деятельности, недостаточная интеллектуальная активность, слабая воля ребенка. Кроме того, можно отметить, что долгое слуховое сосредоточение вызывает значительно большие трудности, чем зрительное. Детям трудно сосредоточиться и воспринимать учебный материал, если темп проведения урока чрезмерно медленный том, что создаются условия для отвлечения. При чрезмерно быстром темпе могут из-за поспешности появиться «ошибки внимания». Детям также трудно быть внимательными, если труд учителя непоследовательный и не имеет систематической требовательности.
Объем внимания младших школьников очень ограничен. С возрастом он увеличивается. Основным условием увеличения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу материал, который воспринимается. Так как объем внимания младших школьников назначений, детям трудно осознавать текст, если его читают очень быстро.
В трудовой деятельности, требующей быстрых и согласованных действий, переключение и распределение внимания находятся в единстве.
Таким образом, мы выяснили что, использование игровых технологий в начальной школе обладают существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс учёбы доступным и увлекательным для школьников.
Таким образом, по нашему мнению игра должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2016. - 47 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] /
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М.: Просвещение,
2011. - 151с.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 363 с.
4. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] / В. А. Беликов. - М.: Издательство «Академия естествознания», 2010. - 186 с.
5. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. - М.: Наука, 2012. - 644 с.
6. Блейхер, В. М, Патопсихологическая диагностика [Текст] / В. М. Блейхер. - К.: Здоровья, 1986. - 280 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 2012. - 173 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в школе [Текст]: пособие для учителей / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2005. - 294 с.
9. Ведмедев, М. М. Общая теория систем как основа концепций самоорганизации [Текст] / М. М. Ведмедев. Л.: Сфера, 1998. - 243 с.
10. Вергелес, Г. И., Младший школьник: Помоги ему учиться [Текст]: книга для учителей и родителей / Г. И. Вергелес. - СПб.: Союз, 2010. - 160 с.
11. Воробьёва, М. А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов [Текст] / М. А. Воробьева // Педагогическое образование в России. - 2012. - №6. - С. 184-188.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: АСТ, 2010. - 671 с.
13. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 2000. - 767 с.
14. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.
В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
15. Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф. Н. Гоноболин. - М.: Педагогика, 1972. - 247 с.
16. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2009. - 480 с.
17. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2011. - 412 с.
18. Дандарова, Ж. К. Психология детства [Текст]: Учебник /
Ж. К. Дандарова [и др.]; под ред. А. А. Реана. - М.: Олма-Пресс, 2007. - 368 с.
19. Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе [Текст] / Т. Данченко // Учитель. - 2007. - № 6. - С. 44 - 46.
20. Добрынин, В. Ф. В новых исследованиях внимания (научные образы) [Текст] / В. Ф. Добрынин // Вопросы психологии. - 1973. - №3. - с. 13-17.
21. Дружинин, Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент [Текст] / Н. К. Дружинин. - М.: Просвещение, 1977. - 305 с.
22. Ересь, Е. П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Е. П. Ересь. - М.: Нар. асвета, 1974. - 64 с.
23. Коркина, В. И. Дидактика в схемах и таблицах [Текст] / В. И. Коркина. - К.: Астра, 2004. - 147 с.
24. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2010. - 192 с.
25. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О. А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2007. - 172 с.
26. Кириллова, А. В. Диагностика самоорганизации будущих педагогов [Текст] / А. В. Кириллова // Среднее профессиональное образование.
- 2012. - №2. - С.32-33.
27. Князькова, О. Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» [Текст] / О. Н. Князькова // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 428¬432.
28. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.
- М.: Академия, 2008. - 584 с.
29. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96 с.
30. Комова, О. В. Теоретические основы педагогического сопровождения самоорганизации школьников [Текст] / О. В. Комова // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - №114. - С.202-222.
31. Кондрашова, Л. В. Педагогика [Текст] / Л. В. Кондрашова. - М: Просвещение, 2013. - 252 с.
32. Копеина, Н. С. Самоорганизация в системе свойств индивидуальности [Текст] / Н. С. Копеина // Личность в системе общественных отношений. М.: АН СССР. - 1983. - Ч. I. - С. 214-215.
33. Корректурная проба (Тест Бурдона) [Текст] / Альманах психологических тестов. М.: Сфера, 1995. - С.107-111
34. Кузьминский, А. И. Педагогика [Текст] / А. И. Кузьминский. - К.: «Знания», 2015. - 315 с.
35. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
36. Кулик, О. В Формирование навыков самоорганизации у младших школьников [Текст] / О. В. Кулик // Белгородский университет кооперации,экономики и права. - 2016. - № 3. - С. 290-300
37. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в школе [Текст] /
С. В Кульневич. - Воронеж: ВГУ, 2006. - 354 с.
38. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
39. Логвинова, О. Н. Рефлексия как структурный компонент и механизм формирования самоорганизации учебной деятельности [Текст] /О. Н. Логвинова // Проблемы и перспективы развития образования в России. -
2012. - №14. - С.35-41.
40. Луцева, И. Ю. Разработка опросника, направленного на выявление уровня самоорганизации учебной деятельности младшего школьника [Электронный ресурс] // 2016. Педагогика. URL: http://pedagogika.snauka.ru/(дата обращения: 12.10.2017)
41. Ляпунова, Н. Ф. Формирование общеучебных умений
самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] // 2017. Педагогика. URL:
https://pedportal.net/(дата обращения: 12.10.2017)
42. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - 416 с.
43. Мандель, Б. Р. Педагогика [Текст] / Б. Р Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 c.
44. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
45. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст [Текст] / Е. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
46. Матюхина, М. В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте [Текст]: Учебное пособие / М. В. Матюхина. - Волгоград: Перемена, 2005. - 98 с.
47. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия [Текст] / Н. А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с.
48. Мурзина, Е. И. о детской игре и ее роли в психическом развитии ребенка [Текст] / Е. И. Мурзина // Дошк. воспитание. - 2010. - № 4. - С. 81-85
49. Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2011. - 608 с.
50. Немов, Р. С. Психолингвистика [Текст] / Р. С. Немов. — М.: Просвещение, 1984. - 173 с.
51. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. И. Новикова; под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика. - М.: ПЕРСЭ, 2011. - 336 с.
52. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М.: Высшее образование, 2012. - 374 с.
53. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И. В. Петрова // Молодой ученый. - 2011. - №5. - Т.2. - С. 45-78.
54. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2011. - 576 с.
55. Проняева, С. В. Игра как интегратор образовательного процесса [Текст] / С. В. Проняева // Нач. шк. плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 10-15
56. Раченко, И. П. Интегративная педагогика [Текст] / И. П. Раченко. - Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2000. - 208 с.
57. Рысьева, Т. Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе [Текст] / Т. Г. Рысьева. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. - 160 с.
58. Селиванов, В. А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие / под ред. В. П. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 336 с.
59. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст] / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 с.
60. Стрекаловская, М. М. Развитие игр дошкольников в системе развивающего образования [Текст] / М. М. Стрекаловская // Дет. сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С. 72-79
61. Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. [Текст] / М. Ступницкая, // Школьный психолог. - 2006. - № 7 - С.20 -
62. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: Издательство политической литературы, 1973. - 272 с.
63. Тест Мюнстерберга: методика и особенности [Электронный ресурс] / Психология. 2016. URL: https://www.syl.ru/(дата обращения 10.10.2017)
64. Урунтаева, Г. А. Практика по психологии дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2012. - 212 с.
65. Усова, A. B. Формирование у учащихся учебных умений [Текст] / A. B. Усова, A. A. Бобров. - М. : Просвещение, 1987. - 111с.
66. Эльконин, Б. Д. Психология развития [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Б. Д. Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 544 с.