Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие мотивации к учебной деятельности в отечественной
и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста... 19
1.3. Методы и приемы формирования мотивации к учебной
деятельности в младшем школьном возрасте 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Изучение уровня развития мотивации к учебной деятельности
у третьеклассников 39
2.2. Формирование мотивации к учебной деятельности младших
школьников на уроках в третьем классе 50
2.3. Анализ результатов исследования по формированию
мотивации к учебной деятельности у третьеклассников 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие мотивации к учебной деятельности в отечественной
и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста... 19
1.3. Методы и приемы формирования мотивации к учебной
деятельности в младшем школьном возрасте 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Изучение уровня развития мотивации к учебной деятельности
у третьеклассников 39
2.2. Формирование мотивации к учебной деятельности младших
школьников на уроках в третьем классе 50
2.3. Анализ результатов исследования по формированию
мотивации к учебной деятельности у третьеклассников 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
Актуальность исследования. Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны, поскольку идет развитие российского общества на основе гуманистических ценностей, демократии. Это не могло не сказаться на образовании. Новая образовательная философия сейчас воплотилась в личностно ориентированной модели обучения, приоритетной целью которой является развитие личности ученика, его потребностей, ценностей, мотивов, обеспечение перспектив самореализации.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Шкуркина В.И. и др). Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики.
Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн. др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности, способной к самоопределению и самореализации
Актуальность проблемы развития положительной мотивации учения у младших школьников повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в научно-методическом обеспечении процесса развития положительной мотивации учебной деятельности у младших школьников и недостаточной методической разработанностью формирования положительной мотивации в начальной школе.
Проанализировав актуальность и противоречия, мы определили проблему исследования: каким должно быть содержание работы, направленное на формировании положительной мотивации к учебной деятельности.
Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы повлияли на выбор темы исследования: «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать на практике педагогические приемы, которые будут способствовать формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования мотивации к учебной деятельности в начальных классах.
Предмет - совокупность приемов, направленных на формирование положительной мотивации к учебной деятельности у третьеклассников.
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выполнить анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Подобрать и реализовать на практике систему приемов и упражнений способствующие формированию мотивации к учебной деятельности у третьеклассников;
3. Изучить уровень сформированности мотивации к учебной деятельности у младших школьников в рамках опытно-поисковой работы.
Для выполнения поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические методы: в том числе тестирование, наблюдение с последующим анализом и интерпретацией полученных данных.
Исследования проходили на базе Муниципального казённого образовательного учреждения «Нижнеарийская основная общеобразовательная школа» Свердловской области Ачитского района д. Нижний Арий. Участие принимали обучающиеся 3 класса в количестве 7 человек.
Структура исследования обусловлена логикой поставленных задач и включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы, состоящий из 108 источников, приложения.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Шкуркина В.И. и др). Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики.
Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн. др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности, способной к самоопределению и самореализации
Актуальность проблемы развития положительной мотивации учения у младших школьников повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в научно-методическом обеспечении процесса развития положительной мотивации учебной деятельности у младших школьников и недостаточной методической разработанностью формирования положительной мотивации в начальной школе.
Проанализировав актуальность и противоречия, мы определили проблему исследования: каким должно быть содержание работы, направленное на формировании положительной мотивации к учебной деятельности.
Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы повлияли на выбор темы исследования: «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать на практике педагогические приемы, которые будут способствовать формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования мотивации к учебной деятельности в начальных классах.
Предмет - совокупность приемов, направленных на формирование положительной мотивации к учебной деятельности у третьеклассников.
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выполнить анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Подобрать и реализовать на практике систему приемов и упражнений способствующие формированию мотивации к учебной деятельности у третьеклассников;
3. Изучить уровень сформированности мотивации к учебной деятельности у младших школьников в рамках опытно-поисковой работы.
Для выполнения поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические методы: в том числе тестирование, наблюдение с последующим анализом и интерпретацией полученных данных.
Исследования проходили на базе Муниципального казённого образовательного учреждения «Нижнеарийская основная общеобразовательная школа» Свердловской области Ачитского района д. Нижний Арий. Участие принимали обучающиеся 3 класса в количестве 7 человек.
Структура исследования обусловлена логикой поставленных задач и включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы, состоящий из 108 источников, приложения.
Проблемой развития мотивации к учебной деятельности занимались Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Выготский Л.С., Ильин Е.П., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики. Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики.
В своей работе, мы опирались на определение Л.И. Божовича: мотивация - это процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований показывают, что младший школьный возраст имеет большие резервы и является наиболее сензитивным для формирования мотивационной сферы учения.
В ходе опытно-поисковой работы нами была проведена первичная диагностика по изучению развития учебной мотивации у третьеклассников, которая показала следующие результаты: 71% обучающихся имеют направленность на отметку, и лишь 29% - на получение знаний; 86 % обучающихся показали средний уровень мотивации учебной активности, 14% - низкий уровень; для 44% детей основным мотивом является мотив оценки, для 28% детей - учебный мотив, для 14% - позиционный мотив и для 14% - внешний мотив; у 72% младших школьников присутствует средний уровень школьной мотивации.
Таким образом, развитие мотивации у большинства школьников характеризуется средним уровням ее сформированное™, что предполагает огромные резервы для более интенсивного развития этого качества.
Для формирования учебной мотивации нами был разработан комплекс приемов, таких как: «Черный ящик», «Удивляй», дидактические игры, занимательные загадки, кроссворды, ребусы, проблемные задания. Также с детьми была организована работа в рамках реализации метода проектной деятельности, где был разработан и представлен к защите групповой проект «Широкая Масленица».
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также собственный педагогический опыт позволили сформулировать методические рекомендации для педагога, направленные на формирование положительной мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста: Осмысленная деятельность учителя - осмысленное обучение. Развитие внутренней мотивации - движение вверх. Стратегия «Положительная мотивация». Мотивация достижения и способности. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности». Эмоциональность урока - стимул или вред? Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
Для проверки эффективности опытно-поисковой работы проведена повторная диагностика младших школьников. По итогам повторной диагностики выявлены следующие изменения: направленность на отметку снизилась на 14% (с 71% до 57%), а на знания - повысилась на 14%; появился школьник с высоким уровнем мотивации, со средним уровнем - уменьшилось на одного; у детей преобладает внутренняя и внешняя положительная мотивация; учебный мотив повысился на 6%, внешний мотив и мотив на получения хорошей оценки немного уменьшились (на 2% и 4% соответственно); увеличился процент третьеклассников с высоким уровнем мотивации (0% -14%), уменьшился со средним (86% -72%).
Таким образом, проведя анализ полученных результатов опытно-поисковой работы, мы увидели положительную динамику процесса развития учебной мотивации. Следовательно, разработанный нами комплекс приемов, а также выполнение предложенных нами рекомендаций оказало влияние на желание учиться, что в свою очередь отразилось и на успешности в учебной деятельности
В своей работе, мы опирались на определение Л.И. Божовича: мотивация - это процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований показывают, что младший школьный возраст имеет большие резервы и является наиболее сензитивным для формирования мотивационной сферы учения.
В ходе опытно-поисковой работы нами была проведена первичная диагностика по изучению развития учебной мотивации у третьеклассников, которая показала следующие результаты: 71% обучающихся имеют направленность на отметку, и лишь 29% - на получение знаний; 86 % обучающихся показали средний уровень мотивации учебной активности, 14% - низкий уровень; для 44% детей основным мотивом является мотив оценки, для 28% детей - учебный мотив, для 14% - позиционный мотив и для 14% - внешний мотив; у 72% младших школьников присутствует средний уровень школьной мотивации.
Таким образом, развитие мотивации у большинства школьников характеризуется средним уровням ее сформированное™, что предполагает огромные резервы для более интенсивного развития этого качества.
Для формирования учебной мотивации нами был разработан комплекс приемов, таких как: «Черный ящик», «Удивляй», дидактические игры, занимательные загадки, кроссворды, ребусы, проблемные задания. Также с детьми была организована работа в рамках реализации метода проектной деятельности, где был разработан и представлен к защите групповой проект «Широкая Масленица».
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также собственный педагогический опыт позволили сформулировать методические рекомендации для педагога, направленные на формирование положительной мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста: Осмысленная деятельность учителя - осмысленное обучение. Развитие внутренней мотивации - движение вверх. Стратегия «Положительная мотивация». Мотивация достижения и способности. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности». Эмоциональность урока - стимул или вред? Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
Для проверки эффективности опытно-поисковой работы проведена повторная диагностика младших школьников. По итогам повторной диагностики выявлены следующие изменения: направленность на отметку снизилась на 14% (с 71% до 57%), а на знания - повысилась на 14%; появился школьник с высоким уровнем мотивации, со средним уровнем - уменьшилось на одного; у детей преобладает внутренняя и внешняя положительная мотивация; учебный мотив повысился на 6%, внешний мотив и мотив на получения хорошей оценки немного уменьшились (на 2% и 4% соответственно); увеличился процент третьеклассников с высоким уровнем мотивации (0% -14%), уменьшился со средним (86% -72%).
Таким образом, проведя анализ полученных результатов опытно-поисковой работы, мы увидели положительную динамику процесса развития учебной мотивации. Следовательно, разработанный нами комплекс приемов, а также выполнение предложенных нами рекомендаций оказало влияние на желание учиться, что в свою очередь отразилось и на успешности в учебной деятельности
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



