Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культура безопасности и методика её формирования у обучающихся на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»

Работа №98006

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 6
1.1. Определение термина «Культура безопасности» 6
1.2. Основные структурные компоненты культуры безопасности 11
1.3. Педагогические условия формирования культуры безопасности у
обучающихся 17
1.4. Методы воспитания культуры безопасности у обучающихся 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ 32
2.1. Деятельность учителя по формированию культуры безопасности у
обучающихся на уроках ОБЖ 32
2.2. Диагностика сформированности культуры безопасности у обучающихся
на уроках ОБЖ 38
2.3. Методические рекомендации по формированию культуры безопасности у
обучающихся на уроках ОБЖ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде.
В Российской Федерации (РФ) на всех уровнях принимается значи­тельное количество мер законодательного и инженернотехнического харак­тера для снижения риска чрезвычайных ситуаций (ЧС) и обеспечения безо­пасной жизнедеятельности населения. Однако статистические данные Мини­стерства Здравоохранения РФ о численности населения, пострадавшего при различных видах ЧС говорят о недостаточности предпринимаемых в этом направлении мер (см. прил. 1). В последние годы значительно сократилось количество ЧС, но, не смотря на это, число пострадавших продолжает неук­лонно расти, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безо­пасности населения страны реальным условиям жизнедеятельности.
Опыт показывает, что деятельность по защите населения и территорий от ЧС различного происхождения является малоэффективным без учета че­ловеческого фактора. В свою очередь, учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности не может сводиться только к формированию у на­селения знаний и умений. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогно­зы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травма­тизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты каждым человеком и востребованы им, перешли бы в его повседневную жизнь, нахо­дя отражение в психологических установках и ценностях.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоя­тельно требует корректировки системы подготовки подрастающего поколе­ния в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного под­хода к формированию у них культуры безопасности и готовности их к обес­печению защиты жизненно важных интересов личности, общества и государ­ства в условиях современного мира. Формирование культуры безопасности у подрастающего поколения страны является общешкольной задачей, но при этом, необходимо отметить что, главная роль принадлежит школьному пред­мету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
На уроках ОБЖ в процессе обучения достигаются определенные ре­зультаты. Однако эффективность воспитания культуры безопасности обу­чающихся остается недостаточно высокой. Это обусловлено тем, что усвое­ние знаний осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне, низок развивающий эффект учебного процесса, знания нередко носят отвле­ченно-абстрактный характер и мало способствуют осмыслению обучающи­мися реальных проблем безопасности. Репродуктивный характер деятельно­сти обучающихся препятствует эффективной подготовке к опасным и экс­тремальным ситуациям, успешное преодоление которых требует творческих и неординарных решений.
Еще в меньшей степени учебно-воспитательный процесс ОБЖ способ­ствует формированию практического опыта безопасного поведения. Типич­ным является положение, когда при наличии знаний и даже конкретных уме­ний безопасного поведения обучающиеся и взрослые люди нарушают эле­ментарные правила безопасности, получают увечья, гибнут от травм, стано­вятся инвалидами. Одной из причин такого положения является то, что в практике обучения усвоение знаний и умений не всегда приводит к форми­рованию мотивов, убеждений к безопасному поведению, нравственной и ми­ровоззренческой готовности к безопасной жизнедеятельности.
Исследуя литературные источники, мы пришли к выводу, что сущест­вует много различных методических пособий, рекомендаций по формирова­нию культуры безопасности у обучающихся, но не имеется общедоступных, четко сформулированных методик проведения занятий, посредством которых учитель ОБЖ смог бы полноценно осуществить свою деятельность по воспи­танию культуры безопасности у обучающихся.
Такого рода положение в педагогической теории и практике противо­речит тенденциям общественного развития, не соответствует современным требованиям к системе образования, которые ориентируют на личностный подход к воспитанию. Из выявленного противоречия между объективной не­обходимостью эффективной подготовки обучающихся к безопасной жизне­деятельности и недостаточного внедрения в педагогическую практику про­цесса воспитания культуры безопасности вытекает проблема исследования: какова должна быть методика формирования культуры безопасности у обу­чающихся на уроках ОБЖ?
Актуальность исследования определяется растущим числом постра­давших при различных видах ЧС. В связи с этим современному обществу не­обходимо уделять особое внимание культуре безопасности населения. Важ­ная роль в котором отводится учебному предмету ОБЖ, целью которого яв­ляется формирование у обучающихся культуры безопасности.
Объект исследования: Образовательный процесс по предмету ОБЖ.
Предмет исследования: Методика формирования культуры безопасно­сти у обучающихся на уроках ОБЖ.
Цель исследования: Разработать методические рекомендации по фор­мированию культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования культуры безопасности у обучающихся;
2. Разработать методические рекомендации по формированию культу­ры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование у обучающихся современной культуры безопасности является одной из ключевых задач современного общего образования. Фор­мирование культуры безопасности происходит на всех школьных предметах, но основной вклад в формирование современного уровня культуры безопас­ности принадлежит предмету «Основ безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования: разработать методические рекомендации по фор­мированию культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ.
Для достижения цели была проделана следующая работа:
1. Изучили и проанализировали законодательную базу, литературные источники для поиска перспективных направлений решения проблемы иссле­дования.
2. Проанализировали определения термина «Культура безопасности». Для установления основного содержания термина «культура безопасности» мы провели семантический анализ двадцати двух определений культуры безопасности, в ходе чего выявили их основные смысловые единицы: дея­тельность, нормы, ценности, отношение, поведение, развитие. Проведя дан­ный анализ, мы определили из исследованных определений наиболее общее, которое включает в себя наибольшее количество выявленные нами основных смысловых единиц, а именно: деятельность, развитие, отношение и поведе­ние. Приведем данное определение. «Культура безопасности - составная часть общей культуры, выраженная в синтезе жизненных ценностей, знаний, умений и отношений к безопасности в профессиональной и бытовой дея­тельности, обеспечивающих не только самосохранение социумов, но их раз­витие» [9].
3. Изучили основные структурные компоненты формирования культу­ры безопасности. В содержание культуры безопасности входят следующие аспекты: деятельность как основа структуры культуры безопасности (моти­вация, знания, умения и т.д.), личностные качества человека в структуре культуры безопасности (ценностные ориентации, личностные смыслы и т.д.), компоненты культуры как основное содержание культуры безопасности (нравственная, эстетическая, экологическая и т.д. культура).
4. Изучили педагогические условия формирования культуры безопасно­сти у обучающихся. Определили, что обозначенные нами структурные ком­поненты культуры безопасности как предпосылка готовности к безопасной жизнедеятельности могут изменяться в негативном или позитивном направ­лении в зависимости от ряда педагогических условий и в первую очередь от уровня культуры безопасности учителя. Эффективность формирования куль­туры безопасности зависит от характеристик, конкретного содержания и со­отношения ряда других аспектов (формы предъявления фрагментов культу­ры, методов воздействия и т.д.) учебно-воспитательной задачи, влияющих на содержание и объем присваиваемой культуры безопасности или формируе­мые качества деструктивности и виктимности у обучающихся.
5. Рассмотрели методы воспитания культуры безопасности у обу­чающихся. Применительно к школьной практике под методами воспитания культуры безопасности следует понимать педагогически целесообразные способы взаимодействия учителя и обучающихся в ходе присвоения культу­ры безопасности. Применение методов воспитания культуры безопасности позволяет учителю оказывать непосредственное воздействие на обучающих­ся с целью формирования у них определенных качеств, ценностных устано­вок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение.
6. Рассмотрели деятельность учителя по формированию культуры безопасности на уроках ОБЖ основного и среднего общего образования на примере рабочих программ, совместно разработанных авторами: А.Т. Смир­новым и Б.О. Хренниковым под ред. А.Т. Смирнова [31; 32]. В процессе урочной деятельности учитель ОБЖ должен способствовать формированию у обучающихся общей культуры, овладению системой знаний и представле-
ний о безопасности жизнедеятельности, системой умений безопасной жизне­деятельности, опытом творческого решения проблем безопасности, готовно­сти к самоконтролю за уровнем безопасности, развитию мотивации к безо­пасной жизнедеятельности и личностных качеств, характеризующих сфор- мированность культуры безопасности.
7. Изучили диагностику сформированности культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ. Под ней следует понимать составляющую учебно-воспитательного процесса, основной функцией которой является по­лучение информации о результатах развития готовности обучающихся к безопасной жизнедеятельности. При диагностике культуры безопасности у обучающихся используются различные критерии: эталоны, параметры, пока­затели, шкалы, нормы и эквиваленты. Основные параметры диагностики го­товности к безопасной жизнедеятельности определяют аспекты оценки: сформированность компонентов безопасной жизнедеятельности, развитие личностных качеств как основы безопасности.
8. Разработали методические рекомендации по формированию куль­туры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ на примере раздела «Здо­ровый образ жизни», который изучается с 5 по 11 классы на протяжении 42 часов. Данные методические рекомендации разработаны с учетом возрас­тных особенностей обучающихся, основаны на использовании методов вос­питания культуры безопасности, ориентации на практическую деятельность обучающихся. Предлагаемые нами методические рекомендации соответст­вуют требованиям федеральных государственных образовательных стандар­тов второго поколения и разработаны на основе рабочих программ основного и среднего общего образования, совместно разработанных авторами: А. Т. Смирновым и Б.О. Хренниковым под ред. А.Т. Смирнова [31; 32].
Таким образом, мы выполнили поставленные задачи исследования. Нами достигнута цель выпускной квалификационной работы.


1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
2. Безопасность гидротехнических сооружений. Основные понятия. Тер­мины и определения. СО 34.21.307-2005. [Электронный ресурс]. URL: http://snipov.net/database/c_4294966490_doc_4293815535.html
3. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 304 с. - (Серия «Учебник нового века»)
4. Власова Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный ком­плекс проблем безопасности: учеб.-метод. пособ. для образовательных учре­ждений / Л.М. Власова, В.В. Сапронов, Е.С. Фрумкина, Л.И. Шершнев; под ред. В.В. Сапронова. - М.: 2009. - 110 с.
5. Вязьмитинов С. Н. Формы и методы формирования культуры безопас­
ности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ // Молодой ученый. - 2015. - №11.1. - С. 135-137. [Электронный ресурс]. URL
https://moluch.ru/archive/91/19331/ (дата обращения: 23.04.2018).
6. Гафнер В.В. Основы безопасности : понятийно-терминологический словарь / В.В. Гафнер. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. - 280 с. - (Серия «Пе­дагогика безопасности»).
7. Гордиенко О.В. Формирование мотивации безопасности в профессио- генезе оперативного персонала атомной станции: авто-реф. дис. ... псих. на­ук. - Обнинск, 2001.
8. ГОСТ Р БЧС Формирование культуры безопасности жизнедеятельно­сти. Общие положения [Электронный ресурс]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200109440 (дата обращения: 25.02.2018).
9. Дурнев, Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедея­тельности учащихся 5-11 кл.: метод. пособ. / Р.А. Дурнев, А. Т. Смирнов. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
10. Евтеев В. А. Педагогические условия формирования культуры безопас­ной жизнедеятельности у учащихся начального профессионального образо­вания: авто-реф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2007.
11. Есипова А. А., Ребко Э. М. Основные структурные компоненты куль­туры безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. - 2014. - №18.1. - С. 36-38. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/77/13209/ (дата обращения: 11.04.2018).
12. Земцова Т.Ю. Особенности кадровой политики в государственных кор­порациях // Труд - кадры - образование. - 2010. - № 9-10. - С. 54-61.
13. Иванова Т. А. Педагогические условия формирования культуры безо­пасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната: авто- реф. дис....канд. пед. наук. - Владикавказ, 2008.
14. Кайгородов П.И. Педагогические средства проектирования интегра­тивного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности»: автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - 25 с.
15. Каташова Ю.А. Реализация программы по повышению культуры безо­пасности на АЭС / Ю.А. Каташова, А.П. Еперин. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polar.mephi.ru/ru/conf/1999/Kitashova.html, (дата обращения: 15.03.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ