ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 6
1.1. Определение термина «Культура безопасности» 6
1.2. Основные структурные компоненты культуры безопасности 11
1.3. Педагогические условия формирования культуры безопасности у
обучающихся 17
1.4. Методы воспитания культуры безопасности у обучающихся 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ 32
2.1. Деятельность учителя по формированию культуры безопасности у
обучающихся на уроках ОБЖ 32
2.2. Диагностика сформированности культуры безопасности у обучающихся
на уроках ОБЖ 38
2.3. Методические рекомендации по формированию культуры безопасности у
обучающихся на уроках ОБЖ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде.
В Российской Федерации (РФ) на всех уровнях принимается значительное количество мер законодательного и инженернотехнического характера для снижения риска чрезвычайных ситуаций (ЧС) и обеспечения безопасной жизнедеятельности населения. Однако статистические данные Министерства Здравоохранения РФ о численности населения, пострадавшего при различных видах ЧС говорят о недостаточности предпринимаемых в этом направлении мер (см. прил. 1). В последние годы значительно сократилось количество ЧС, но, не смотря на это, число пострадавших продолжает неуклонно расти, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности населения страны реальным условиям жизнедеятельности.
Опыт показывает, что деятельность по защите населения и территорий от ЧС различного происхождения является малоэффективным без учета человеческого фактора. В свою очередь, учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты каждым человеком и востребованы им, перешли бы в его повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует корректировки системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них культуры безопасности и готовности их к обеспечению защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в условиях современного мира. Формирование культуры безопасности у подрастающего поколения страны является общешкольной задачей, но при этом, необходимо отметить что, главная роль принадлежит школьному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
На уроках ОБЖ в процессе обучения достигаются определенные результаты. Однако эффективность воспитания культуры безопасности обучающихся остается недостаточно высокой. Это обусловлено тем, что усвоение знаний осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне, низок развивающий эффект учебного процесса, знания нередко носят отвлеченно-абстрактный характер и мало способствуют осмыслению обучающимися реальных проблем безопасности. Репродуктивный характер деятельности обучающихся препятствует эффективной подготовке к опасным и экстремальным ситуациям, успешное преодоление которых требует творческих и неординарных решений.
Еще в меньшей степени учебно-воспитательный процесс ОБЖ способствует формированию практического опыта безопасного поведения. Типичным является положение, когда при наличии знаний и даже конкретных умений безопасного поведения обучающиеся и взрослые люди нарушают элементарные правила безопасности, получают увечья, гибнут от травм, становятся инвалидами. Одной из причин такого положения является то, что в практике обучения усвоение знаний и умений не всегда приводит к формированию мотивов, убеждений к безопасному поведению, нравственной и мировоззренческой готовности к безопасной жизнедеятельности.
Исследуя литературные источники, мы пришли к выводу, что существует много различных методических пособий, рекомендаций по формированию культуры безопасности у обучающихся, но не имеется общедоступных, четко сформулированных методик проведения занятий, посредством которых учитель ОБЖ смог бы полноценно осуществить свою деятельность по воспитанию культуры безопасности у обучающихся.
Такого рода положение в педагогической теории и практике противоречит тенденциям общественного развития, не соответствует современным требованиям к системе образования, которые ориентируют на личностный подход к воспитанию. Из выявленного противоречия между объективной необходимостью эффективной подготовки обучающихся к безопасной жизнедеятельности и недостаточного внедрения в педагогическую практику процесса воспитания культуры безопасности вытекает проблема исследования: какова должна быть методика формирования культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ?
Актуальность исследования определяется растущим числом пострадавших при различных видах ЧС. В связи с этим современному обществу необходимо уделять особое внимание культуре безопасности населения. Важная роль в котором отводится учебному предмету ОБЖ, целью которого является формирование у обучающихся культуры безопасности.
Объект исследования: Образовательный процесс по предмету ОБЖ.
Предмет исследования: Методика формирования культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ.
Цель исследования: Разработать методические рекомендации по формированию культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования культуры безопасности у обучающихся;
2. Разработать методические рекомендации по формированию культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ.
Формирование у обучающихся современной культуры безопасности является одной из ключевых задач современного общего образования. Формирование культуры безопасности происходит на всех школьных предметах, но основной вклад в формирование современного уровня культуры безопасности принадлежит предмету «Основ безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ.
Для достижения цели была проделана следующая работа:
1. Изучили и проанализировали законодательную базу, литературные источники для поиска перспективных направлений решения проблемы исследования.
2. Проанализировали определения термина «Культура безопасности». Для установления основного содержания термина «культура безопасности» мы провели семантический анализ двадцати двух определений культуры безопасности, в ходе чего выявили их основные смысловые единицы: деятельность, нормы, ценности, отношение, поведение, развитие. Проведя данный анализ, мы определили из исследованных определений наиболее общее, которое включает в себя наибольшее количество выявленные нами основных смысловых единиц, а именно: деятельность, развитие, отношение и поведение. Приведем данное определение. «Культура безопасности - составная часть общей культуры, выраженная в синтезе жизненных ценностей, знаний, умений и отношений к безопасности в профессиональной и бытовой деятельности, обеспечивающих не только самосохранение социумов, но их развитие» [9].
3. Изучили основные структурные компоненты формирования культуры безопасности. В содержание культуры безопасности входят следующие аспекты: деятельность как основа структуры культуры безопасности (мотивация, знания, умения и т.д.), личностные качества человека в структуре культуры безопасности (ценностные ориентации, личностные смыслы и т.д.), компоненты культуры как основное содержание культуры безопасности (нравственная, эстетическая, экологическая и т.д. культура).
4. Изучили педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся. Определили, что обозначенные нами структурные компоненты культуры безопасности как предпосылка готовности к безопасной жизнедеятельности могут изменяться в негативном или позитивном направлении в зависимости от ряда педагогических условий и в первую очередь от уровня культуры безопасности учителя. Эффективность формирования культуры безопасности зависит от характеристик, конкретного содержания и соотношения ряда других аспектов (формы предъявления фрагментов культуры, методов воздействия и т.д.) учебно-воспитательной задачи, влияющих на содержание и объем присваиваемой культуры безопасности или формируемые качества деструктивности и виктимности у обучающихся.
5. Рассмотрели методы воспитания культуры безопасности у обучающихся. Применительно к школьной практике под методами воспитания культуры безопасности следует понимать педагогически целесообразные способы взаимодействия учителя и обучающихся в ходе присвоения культуры безопасности. Применение методов воспитания культуры безопасности позволяет учителю оказывать непосредственное воздействие на обучающихся с целью формирования у них определенных качеств, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение.
6. Рассмотрели деятельность учителя по формированию культуры безопасности на уроках ОБЖ основного и среднего общего образования на примере рабочих программ, совместно разработанных авторами: А.Т. Смирновым и Б.О. Хренниковым под ред. А.Т. Смирнова [31; 32]. В процессе урочной деятельности учитель ОБЖ должен способствовать формированию у обучающихся общей культуры, овладению системой знаний и представле-
ний о безопасности жизнедеятельности, системой умений безопасной жизнедеятельности, опытом творческого решения проблем безопасности, готовности к самоконтролю за уровнем безопасности, развитию мотивации к безопасной жизнедеятельности и личностных качеств, характеризующих сфор- мированность культуры безопасности.
7. Изучили диагностику сформированности культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ. Под ней следует понимать составляющую учебно-воспитательного процесса, основной функцией которой является получение информации о результатах развития готовности обучающихся к безопасной жизнедеятельности. При диагностике культуры безопасности у обучающихся используются различные критерии: эталоны, параметры, показатели, шкалы, нормы и эквиваленты. Основные параметры диагностики готовности к безопасной жизнедеятельности определяют аспекты оценки: сформированность компонентов безопасной жизнедеятельности, развитие личностных качеств как основы безопасности.
8. Разработали методические рекомендации по формированию культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ на примере раздела «Здоровый образ жизни», который изучается с 5 по 11 классы на протяжении 42 часов. Данные методические рекомендации разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся, основаны на использовании методов воспитания культуры безопасности, ориентации на практическую деятельность обучающихся. Предлагаемые нами методические рекомендации соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и разработаны на основе рабочих программ основного и среднего общего образования, совместно разработанных авторами: А. Т. Смирновым и Б.О. Хренниковым под ред. А.Т. Смирнова [31; 32].
Таким образом, мы выполнили поставленные задачи исследования. Нами достигнута цель выпускной квалификационной работы.
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
2. Безопасность гидротехнических сооружений. Основные понятия. Термины и определения. СО 34.21.307-2005. [Электронный ресурс]. URL: http://snipov.net/database/c_4294966490_doc_4293815535.html
3. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 304 с. - (Серия «Учебник нового века»)
4. Власова Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности: учеб.-метод. пособ. для образовательных учреждений / Л.М. Власова, В.В. Сапронов, Е.С. Фрумкина, Л.И. Шершнев; под ред. В.В. Сапронова. - М.: 2009. - 110 с.
5. Вязьмитинов С. Н. Формы и методы формирования культуры безопас
ности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ // Молодой ученый. - 2015. - №11.1. - С. 135-137. [Электронный ресурс]. URL
https://moluch.ru/archive/91/19331/ (дата обращения: 23.04.2018).
6. Гафнер В.В. Основы безопасности : понятийно-терминологический словарь / В.В. Гафнер. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. - 280 с. - (Серия «Педагогика безопасности»).
7. Гордиенко О.В. Формирование мотивации безопасности в профессио- генезе оперативного персонала атомной станции: авто-реф. дис. ... псих. наук. - Обнинск, 2001.
8. ГОСТ Р БЧС Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Общие положения [Электронный ресурс]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200109440 (дата обращения: 25.02.2018).
9. Дурнев, Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся 5-11 кл.: метод. пособ. / Р.А. Дурнев, А. Т. Смирнов. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
10. Евтеев В. А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся начального профессионального образования: авто-реф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2007.
11. Есипова А. А., Ребко Э. М. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. - 2014. - №18.1. - С. 36-38. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/77/13209/ (дата обращения: 11.04.2018).
12. Земцова Т.Ю. Особенности кадровой политики в государственных корпорациях // Труд - кадры - образование. - 2010. - № 9-10. - С. 54-61.
13. Иванова Т. А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната: авто- реф. дис....канд. пед. наук. - Владикавказ, 2008.
14. Кайгородов П.И. Педагогические средства проектирования интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности»: автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - 25 с.
15. Каташова Ю.А. Реализация программы по повышению культуры безопасности на АЭС / Ю.А. Каташова, А.П. Еперин. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polar.mephi.ru/ru/conf/1999/Kitashova.html, (дата обращения: 15.03.2018)...