ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема
1.2. Особенности патриотического воспитания у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Методы и приемы, способствующие воспитанию чувства
патриотизма у детей младшего школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика чувств патриотизма у детей младшего
школьного возраста на начальном этапе опытно - поисковой работы 25
2.2. Воспитательная работа по формированию чувства
патриотизма у детей младшего школьного возраста
2.3. Итоги опытно - поисковой работы по теме исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Значительное количество социальных и экономических проблем, в современных условиях, с которыми встретилась Россия, в большой степени явились результатом потери высокопатриотических чувств у основной части народонаселения нашего государства. Престиж военной и государственной службы претерпел значительные падения в обществе. Значимость патриотизма и его воспитания были осознаны в последние несколько лет. Как факторов, содействующих поднятию степени понимания каждого человека, его участия к существующим перед страной задачам и процветанию самого государства. Огромные перемены в обществе оказывают сильное воздействие на наше подрастающее поколение: на ее неразвитое сознание, чувства, слабую волю. Суть процесса изменений в современной России: формирование нравственности, патриотизма, гражданской активности современного поколения.
Современные возможности по приодолеванию отрицательных тенденций, связанных с потерей патриотических ценностей в современном обществе, демонстрирует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016- 2020 годы [1]. Данная программа определяет основные линии формирования концепции патриотического воспитания граждан РФ, включают основы патриотического воспитания и направления воспитания патриотизма.
Преобразования в российском обществе привели к изменениям и в общественном заказе на образование. Современное образовательное учреждение обязано стать главной движущей силой, которая в свою очередь обеспечивает социокультурную составляющую, ставит и решает задачи развития личности, приобразуясь тем самым в эффективный фактор развития страны.
В Законе «Об образовании», ФГОС (утверждены приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г № 373), Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2] отдельное внимание обращено на становление и воспитание личности, обладающей чертами гражданина - патриота Родины, умеющего небезуспешно реализовывать гражданские обязанности в мирное и военное время.
Результаты психолого - педагогических исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, Т.М. Маслова) пришли к выводу, что младший школьный возраст является положительным для формирования патриотических чувств. Школа - важный общественный институт, через который проходит каждый российский гражданин. Исходя из выше изложенного в школе должна быть объединена не только обще интеллектуальная, но и общегражданская, нравственная, высококультурная жизнь обучающегося.
На воспитание патриотизма у обучающихся, влияет все, с чем он контактирует: семья, друзья, образовательное учреждение с ее учебными дисциплинами, средства массовой информации, окружающий мир, характер трудовой деятельности.
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как ученые - исследователи подчёркивают, по мере взросления у школьников, начинает зарождаться «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003). Требующий реализацию, но он чаще всего остается не нужным. Зато просыпающиеся силы формирующейся личности могут найти свое отражение в присоединении к негативным организациям, число которых год от года возрастает.
Актуальность работы повлияла на выбор темы исследования: «Воспитание чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: процесс развития чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста.
Предмет: комплекс занятий направленный на воспитание патриотических чувств у четвероклассников.
Цель работы - теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий по воспитанию патриотических чувств младшего школьника.
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования чувства патриотизма;
выделить критерии, подобрать и провести диагностику патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста
- апробировать план воспитательной работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников;
- проанализировать результат опытно - поисковой работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников.
Для поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого - педагогической и методической литературы;
- эмпирические методы: в том числе анкетирование, наблюдение с последующим анализом и интерпритацией полученных данных.
Исследования проходили на базе МКОУ СО «Ачитская СОШ» Свердловской области Ачитского района п.р. Ачит. Участие принимали обучающиеся 4 класса в количестве 11 человек.
Структура исследования обусловлена логикой поставленных задач и включает в себя введение, две главы, заключение. Список используемой литературы, состоящий из 62 источников.
В результате изучения проблемы исследования раскрывается следующее определение понятия «чувства патриотизма»: рассматривают через идею служения Родине, фундаментом которой выступает воспитание чувства долга, ответственности перед страной, осознании молодёжью своей роли и предназначения в социальном и экономическом развитии страны. Чувства патриотического воспитания рассматривают как специально организованная деятельность по формированию и развитию качеств личности, проявляющихся в любви к своей Родине, преданности ей и готовности служить своему Отечеству.
В ходе работы мы провели три этапа:
- диагностику чувств патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста;
- апробировали комплекс занятий по воспитанию патриотических чувств младшего школьника;
- проанализировали результат опытно - поисковой работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников
На основании выше изложенного можно прийти к выводу, что поставленные нами задачи решены, а значит цель работы достигнута.
Только приобщаясь к культуре собственного народа, можно достичь понимания общечеловеческих ценностей и расширить диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных психических функций.
1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально - правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] / С.В. Абрамова. - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
2. Абросимова, Г.Н., Трубачева М.Е. Опыт патриотического
воспитания младших школьников средствами краеведо - туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы
"Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 годы". [Текст] Г.Н. Абросимова, - М.: "АРКТИ" - 2004. - 206 с.
3. Абрамова, Н.А., «Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях» [Текст] / Н.А. Абрамова. - М: Пресс, 2016. - 361 с.
4. Аверина, Н.Г. О духовно- нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. [Текст] / Н.Г. Аверина - 2011. - №11. - С.68 - 71.
5. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1- 11 классы / И.А. Агапова. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с
6. Агапова, И.А, Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. [Текст] / И.А. Агапова- М.: Ай - пресс, 2002. - 212c.
7. Адаменко С. Воспитываем патриотов России //Народное образование [Текст] / С. Адаменко - 2005. - № 4.- С. 23.
8. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. [Текст] / Ю. Азаров - 2013. - №6. - С.3 - 7.
9. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е.Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.
10. Афтонасьев, А.Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века [Текст] / П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 2015. - С. 394- 402.
11. Басаргина, А.А. Музей народной культуры [Текст] / А.А. Басаргина. - Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 114 с.
12. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на
народных традициях [Текст] / Г.И. Батурина. - М.: Народное образование,
2002 - 112с.
13. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». [Текст] / К. Ю. Белая - М.: Республика, 2008. - 96с.
14. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. В 13- т. [Текст] / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН, 2014. - Т.4. - 676 с.
15. Беспятова, Н.К. Военно - патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] / Н.К. Беспятова. - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.
16. Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. [Текст] / А.К. Быков - 2009. - №7. - С.21 - 24.
17. Волчкова, А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. [Текст] / А.А. Волчкова - М.: Изд- во МГПУ; Самара: Изд- во «НТЦ», 2003. - 232с.
18. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский - М.:Учпедгиз, 2016. - 690 с.
19. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики [Текст] / Сост. Пискунов А.И. - М.: Просвещение, 2011. - С. 255- 265
20. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795[Текст] / Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2).
21. Дик, Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3- 4- х
классах [Текст] / Н.Ф. Дик. - 2- е изд. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2008. -
340 с.
22. Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного
образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. [Текст] / Е.Б. Евладова - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
23. Елесеева Ю.А. Реализация дополнительных образовательных
программ в начальной школе [Электронный ресурс] [Текст] / Ю.А. Елесеева. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа:
http://www.nsportal.ru/nsportal/20/83694/(22 февр. 2015г.)
24. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. [Текст] / Г. Ефремова - 2005. - № 8.
25. Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2- е изд., перераб. [Текст] / Т.В. Журавская - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
26. Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года N 12- ФЗ) (с изм. на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).
27. Ивашкина, Н. А., «Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики» [Текст] / Н.А. Ивашкина. - автореф. дис., д-ра. пед. наук: 09.00.01; Московского гос. пед. ун-т, - Москва2008
28. Ильичев, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 2013. - 840 с.
29. Касимова, А. Патриотическое воспитание школьников:
Методическое пособие [Текст] / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-
пресс, 2005. - 64 с.
30. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. [Текст] / - М.: Учпедгиз, 2015. - 656 с.
31. Конасова, Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально - педагогическую поддержку [Текст]: учеб. - метод. пособие / Н.Ю. Конасова [и др.]. - Санкт- Петербург: КАРО, 2005. - 219 с.
32. Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века [Текст] / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 2007. - С. 141- 145.
33. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование [Текст] /А.А. Леонтьев / Начальная школа (плюс и минус). - 2002. - № 4.
34. Луговинов, В. И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России [Текст] / В. И. Луговинов. - М. : Гардарики, 2007. - 132 с.
35. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности [Текст] /Н.В. Мазыкина / Воспитание школьников. - 2002. - № 6.
36. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно - патриотического воспитания детей и подростков. [Текст] / Н.В. Мазыкина/ Воспитание школьников. - 2003. - № 5.
37. Макаренко, А.С. Доклад в Педагогическом училище[Текст] / А.С. Макаренко Соч. - М.: Изд- во АПН, 2015. - Т.5. - С. 407- 419.
38. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст] /А.С. Макаренко/ Соч. - М.: Изд- во РФ. - Т.2011. - С. 109- 225.
39. Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников : пособие для учителя [Текст] / В. И. Максакова. - М. : Просвещение, 2005. - 254 с.
40. Маслова, Татьяна Михайловна «Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально - регионального компонента начального общего образования» [Текст] / Т. М. Маслова. - автореф. дис., канд. пед.наук: 13.00.01; - Хабаровск, 2012
41. Матушкин, С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю [Текст] / С. Е. Матушкин. - Челябинск, 2000. - 152 с.
42. Маханева, М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего возраста [Текст] - / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2004. - 69 с.
43. Мельникова Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс] / Е.В. Мнльникова - Электрон, текст. Дан. - Режим доступа.:: http://www.gopsy.ru/ gopsy /456/83694/ (23 февр. 2015г.)
44. Микрюков, В.Ю. Военно - патриотическое воспитание в школе: 1- 11 классы [Текст] / В.Ю. Микрюков. - М.: ВАКО, 2009. - 192 с.
45. Микрюков В. Ю. «Теория и практикавоенно- патриотического воспитания учащихся в современной россии» [Текст] / В. Ю. Микрюков. - автореф. дис., канд. пед.наук: 13.00.01; Московского гос. пед. ун-т.,-Москва 2009
46. Н.А. Абрамова. - автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.01; М. ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М А Шолохова», [Текст] / Н.А. Абрамова - Москва 2009
47. Орешкина, Т.А. Героико- патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность [Текст] /Авт.- сост. Т. А.Орешкина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с.
48. Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики : диссертация ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Швецова Елена Викторовна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун- т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2010.- 255 с.: ил.
49. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] / И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
50. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества [Текст] / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53 - 57.
51. Пушкарева И.А. Идея патриотизма в советской и русской педагогики / Все для классного руководителя. [Текст] / И.А. Пушкарёва.: М - Пилотный выпуск, 2011- 140с
52. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи [Текст] / Е.Л. Райхлина Воспитание школьников. - 2009. - №9. - С.26 - 28.
53. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студенческих
учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шпенов. - 4 - е издание [Текст] / В.А. Сластенин. - М.:
Издательский центр " Академия", 2012. - 496 с.
54. Солошенко Н. Н., Романенко В. М., Нечваль Н. И. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст]/Н.Н. Романенко/ Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 593- 596.
55. Усатова, Е.В. Гражданско- патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] / Е. В. Устова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с.
56. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник для студенческих
учреждений среднего профессионального образования / И.Ф. Харламов - 7 - е издание [Текст] / И.Ф. Харламов. - МН.: Университетское, 2012 - 560 с.
57. Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие / Ф.П. Черноусова. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.
58. Чернышевский, Н.Г. Избр. пед. произв. [Текст] / Н.Г. Чернышевский- М.: Изд- во АПН, 2013. - 772 с.
59. Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] / А.И. Шешмурина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 110 с.
60. 58. Шипов, К. Воспитание на исторических событиях Патриот Отечества. [Текст] / К.Шипов/ - 2013. - № 11. - С.34 - 36.
61. 59. Шутова, Л. И Профессиональные ценности как условие
формирования патриотизма у будущих специалистов народного хорового пения Педагогическое образование и наука [Текст] /Л.И. Шутова - 2014. -
№2. - С.73 - 75.
62. Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям
// Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века [Текст] / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 2007. - С. 223- 246.