Воспитание чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема
1.2. Особенности патриотического воспитания у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Методы и приемы, способствующие воспитанию чувства
патриотизма у детей младшего школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика чувств патриотизма у детей младшего
школьного возраста на начальном этапе опытно - поисковой работы 25
2.2. Воспитательная работа по формированию чувства
патриотизма у детей младшего школьного возраста
2.3. Итоги опытно - поисковой работы по теме исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема
1.2. Особенности патриотического воспитания у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Методы и приемы, способствующие воспитанию чувства
патриотизма у детей младшего школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика чувств патриотизма у детей младшего
школьного возраста на начальном этапе опытно - поисковой работы 25
2.2. Воспитательная работа по формированию чувства
патриотизма у детей младшего школьного возраста
2.3. Итоги опытно - поисковой работы по теме исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Значительное количество социальных и экономических проблем, в современных условиях, с которыми встретилась Россия, в большой степени явились результатом потери высокопатриотических чувств у основной части народонаселения нашего государства. Престиж военной и государственной службы претерпел значительные падения в обществе. Значимость патриотизма и его воспитания были осознаны в последние несколько лет. Как факторов, содействующих поднятию степени понимания каждого человека, его участия к существующим перед страной задачам и процветанию самого государства. Огромные перемены в обществе оказывают сильное воздействие на наше подрастающее поколение: на ее неразвитое сознание, чувства, слабую волю. Суть процесса изменений в современной России: формирование нравственности, патриотизма, гражданской активности современного поколения.
Современные возможности по приодолеванию отрицательных тенденций, связанных с потерей патриотических ценностей в современном обществе, демонстрирует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016- 2020 годы [1]. Данная программа определяет основные линии формирования концепции патриотического воспитания граждан РФ, включают основы патриотического воспитания и направления воспитания патриотизма.
Преобразования в российском обществе привели к изменениям и в общественном заказе на образование. Современное образовательное учреждение обязано стать главной движущей силой, которая в свою очередь обеспечивает социокультурную составляющую, ставит и решает задачи развития личности, приобразуясь тем самым в эффективный фактор развития страны.
В Законе «Об образовании», ФГОС (утверждены приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г № 373), Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2] отдельное внимание обращено на становление и воспитание личности, обладающей чертами гражданина - патриота Родины, умеющего небезуспешно реализовывать гражданские обязанности в мирное и военное время.
Результаты психолого - педагогических исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, Т.М. Маслова) пришли к выводу, что младший школьный возраст является положительным для формирования патриотических чувств. Школа - важный общественный институт, через который проходит каждый российский гражданин. Исходя из выше изложенного в школе должна быть объединена не только обще интеллектуальная, но и общегражданская, нравственная, высококультурная жизнь обучающегося.
На воспитание патриотизма у обучающихся, влияет все, с чем он контактирует: семья, друзья, образовательное учреждение с ее учебными дисциплинами, средства массовой информации, окружающий мир, характер трудовой деятельности.
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как ученые - исследователи подчёркивают, по мере взросления у школьников, начинает зарождаться «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003). Требующий реализацию, но он чаще всего остается не нужным. Зато просыпающиеся силы формирующейся личности могут найти свое отражение в присоединении к негативным организациям, число которых год от года возрастает.
Актуальность работы повлияла на выбор темы исследования: «Воспитание чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: процесс развития чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста.
Предмет: комплекс занятий направленный на воспитание патриотических чувств у четвероклассников.
Цель работы - теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий по воспитанию патриотических чувств младшего школьника.
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования чувства патриотизма;
выделить критерии, подобрать и провести диагностику патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста
- апробировать план воспитательной работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников;
- проанализировать результат опытно - поисковой работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников.
Для поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого - педагогической и методической литературы;
- эмпирические методы: в том числе анкетирование, наблюдение с последующим анализом и интерпритацией полученных данных.
Исследования проходили на базе МКОУ СО «Ачитская СОШ» Свердловской области Ачитского района п.р. Ачит. Участие принимали обучающиеся 4 класса в количестве 11 человек.
Структура исследования обусловлена логикой поставленных задач и включает в себя введение, две главы, заключение. Список используемой литературы, состоящий из 62 источников.
Современные возможности по приодолеванию отрицательных тенденций, связанных с потерей патриотических ценностей в современном обществе, демонстрирует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016- 2020 годы [1]. Данная программа определяет основные линии формирования концепции патриотического воспитания граждан РФ, включают основы патриотического воспитания и направления воспитания патриотизма.
Преобразования в российском обществе привели к изменениям и в общественном заказе на образование. Современное образовательное учреждение обязано стать главной движущей силой, которая в свою очередь обеспечивает социокультурную составляющую, ставит и решает задачи развития личности, приобразуясь тем самым в эффективный фактор развития страны.
В Законе «Об образовании», ФГОС (утверждены приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г № 373), Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2] отдельное внимание обращено на становление и воспитание личности, обладающей чертами гражданина - патриота Родины, умеющего небезуспешно реализовывать гражданские обязанности в мирное и военное время.
Результаты психолого - педагогических исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, Т.М. Маслова) пришли к выводу, что младший школьный возраст является положительным для формирования патриотических чувств. Школа - важный общественный институт, через который проходит каждый российский гражданин. Исходя из выше изложенного в школе должна быть объединена не только обще интеллектуальная, но и общегражданская, нравственная, высококультурная жизнь обучающегося.
На воспитание патриотизма у обучающихся, влияет все, с чем он контактирует: семья, друзья, образовательное учреждение с ее учебными дисциплинами, средства массовой информации, окружающий мир, характер трудовой деятельности.
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как ученые - исследователи подчёркивают, по мере взросления у школьников, начинает зарождаться «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003). Требующий реализацию, но он чаще всего остается не нужным. Зато просыпающиеся силы формирующейся личности могут найти свое отражение в присоединении к негативным организациям, число которых год от года возрастает.
Актуальность работы повлияла на выбор темы исследования: «Воспитание чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: процесс развития чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста.
Предмет: комплекс занятий направленный на воспитание патриотических чувств у четвероклассников.
Цель работы - теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий по воспитанию патриотических чувств младшего школьника.
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования чувства патриотизма;
выделить критерии, подобрать и провести диагностику патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста
- апробировать план воспитательной работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников;
- проанализировать результат опытно - поисковой работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников.
Для поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого - педагогической и методической литературы;
- эмпирические методы: в том числе анкетирование, наблюдение с последующим анализом и интерпритацией полученных данных.
Исследования проходили на базе МКОУ СО «Ачитская СОШ» Свердловской области Ачитского района п.р. Ачит. Участие принимали обучающиеся 4 класса в количестве 11 человек.
Структура исследования обусловлена логикой поставленных задач и включает в себя введение, две главы, заключение. Список используемой литературы, состоящий из 62 источников.
В результате изучения проблемы исследования раскрывается следующее определение понятия «чувства патриотизма»: рассматривают через идею служения Родине, фундаментом которой выступает воспитание чувства долга, ответственности перед страной, осознании молодёжью своей роли и предназначения в социальном и экономическом развитии страны. Чувства патриотического воспитания рассматривают как специально организованная деятельность по формированию и развитию качеств личности, проявляющихся в любви к своей Родине, преданности ей и готовности служить своему Отечеству.
В ходе работы мы провели три этапа:
- диагностику чувств патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста;
- апробировали комплекс занятий по воспитанию патриотических чувств младшего школьника;
- проанализировали результат опытно - поисковой работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников
На основании выше изложенного можно прийти к выводу, что поставленные нами задачи решены, а значит цель работы достигнута.
Только приобщаясь к культуре собственного народа, можно достичь понимания общечеловеческих ценностей и расширить диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных психических функций.
В ходе работы мы провели три этапа:
- диагностику чувств патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста;
- апробировали комплекс занятий по воспитанию патриотических чувств младшего школьника;
- проанализировали результат опытно - поисковой работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников
На основании выше изложенного можно прийти к выводу, что поставленные нами задачи решены, а значит цель работы достигнута.
Только приобщаясь к культуре собственного народа, можно достичь понимания общечеловеческих ценностей и расширить диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных психических функций.
Подобные работы
- ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Содержание и методика проведения занятий «Разговоры о важном» в начальной школе (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования патриотических чувств у детей
младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Патриотическое воспитание детей младшего школьного
возраста на внеклассных занятиях по киноискусству
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по киноискусству
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020



