Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у старших дошкольников

Работа №98000

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие нравственных представлений: основные подходы к
изучению 6
1.2. Формирование нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Методы формирования нравственных представлений у старших
дошкольников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И
РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Диагностические методики, изучающие нравственные
представления детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Анализ результатов диагностического исследования
нравственных представлений старших дошкольников 33
2.3. Развитие нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле этого слова принадлежит к числу проблем, установленных всем населением земли.
В современном мире в взаимосвязи с преобразованиями социально-экономической ситуации наблюдается преобладание вещественных ценностей над духовно - нравственными.
В обществе доминирует эгоистичное поведение: люди проявляют безразличие к другим людям, отсутствует понимание и толерантность к минусам окружающих [3].
Преподавательское общество пытается выявить, каким способом можно привить современным детям нравственно-духовные ценности. В наше время на малыша с самого рождения обрушивается огромный поток информации: средства общественной коммуникации, детский сад, учебное заведение, сеть интернет, - все это без исключения способствует размыванию единых взглядов о моральных нормах. Отсюда следует, что потребность результативного высоконравственного обучения личности ребёнка, является актуальной и важной проблемой.
Высоким уровнем эмоциональной отзывчивости и сформированности нравственных представлений и умений обладает ребенок, который способен правильно оценивать и понимать чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружбы, справедливости, доброты, любви и сострадания не являются пустыми звуками.
Проблему развития нравственности в разные эпохи и времена рассматривали ученые Древней Греции - Сократ, Платон, Аристотель, представители гуманистического направления - А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, педагоги-классики - К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, современные представители науки - Левин-Щирина Ф. С., Сундуй Г.Д., Шаалы А.С.
Объект исследования: воспитательный процесс дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: нравственные представления детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить теоретические основы формирования нравственности, определить особенности развития нравственных представлений: моральные суждения и оценки; понимание смысла нравственной нормы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- изучить теоретическую литературу по данной теме;
- определить основные критерии диагностики нравственных представлений старших дошкольников и подобрать диагностические методики;
- провести диагностику нравственных представлений старших
дошкольников, представить анализ результатов исследования;
- разработать этические беседы для развития нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта; эмпирические - педагогический эксперимент, опросники (анкетирование), наблюдение, тестирование.
Практическая база исследования: МАДОУ Слободо - Туринский детский сад «Родничок», старшая группа, 15 детей.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 52 источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования по теме «Формирование нравственных представлений у старших дошкольников» были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую литературу по данной теме;
- определить основные критерии диагностики нравственных представлений старших дошкольников и подобрать диагностические методики;
- провести диагностику нравственных представлений старших дошкольников, представить анализ результатов исследования;
- разработать этические беседы для развития нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
Нравственность - это те внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, включая этические нормы и правила поведения, определяемые данными качествами.
Благодаря этическим беседам и правильному подходу со стороны педагога формирование нравственных представлений у старших дошкольников происходит намного быстрее.
Для диагностики уровня развития нравственных представлений старших дошкольников как на начальном, так и итоговом этапах исследования нами использовались 2 методики: Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах) и Метод «Закончи историю».
Диагностическое исследование уровня развития нравственных представлений детей на начальном этапе опытно-поисковой работы показало, что в целом в группе присутствует 9 детей с правильными ориентированными нравственными нормами, 4 ребенка со средне - выраженными нравственными нормами и 2 ребенка со слабо выраженными нравственными нормами.
В практической части нашей работы были подобраны 3 блока занятий с использованием этических бесед, игр и сказок на развитие нравственных представлений у старших дошкольников.
Диагностика уровня развития нравственных представлений детей на итоговом этапе опытно-поисковой работы выявила, что после проведенных занятий произошло повышение уровня нравственных представлений. 9 детей, а именно Андрей, Иван, Екатерина, Руслан, Кристина, Илья, София, Лиза и Данил имеют неплохое представление о нравственных нормах. Дарья, Дарина, Валерия, Вадим, Рома и Луиза не дают эмоциональной реакции на те или иные поступки и не называют нравственной нормы.
Таким образом, в целом в группе присутствует 9 детей с правильными ориентированными нравственными нормами и 6 детей со средне - выраженными нравственными нормами.
По полученным результатам можно говорить о том, что планирование содержания работы по формированию нравственных представлений детей и эффективность использования целесообразных способов воздействия в различных видах деятельности может успешно повлиять на процесс формирования нравственных представлений старших дошкольников.
Следовательно, цель и задачи поставленные в начале исследования, достигнуты.



1. Аршавский, И. А. Основы возрастной периодизации [Текст] / И. А. Аршавский. - M. : Наука, 2015. - 245 с.
2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е. А. Аршавский. - Москва, 2013. - 160с.
3. Аллахердов, В. М. Психология [Текст] / В. М. Аллахердов, С. П. Безносов, С. И. Богданова. - М. : Просвещение, 2014. - 214 с.
4. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст] /
A. В. Бабаян. - М. : Академия, 2015 - 130с.
5. Буре, Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика [Текст] / Р. С. Буре. - М. : Наука, 2014. - 214 с.
6. Буре, Р. С. Формирование нравственно-ценностного поведения у дошкольников //Управление ДОУ [Текст] / Р. С. Буре. М. : - 2016. - 412 с.
7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов ; под редакцией Т. С. Коморовой. - М. : Академия, 2014. - 240с.
8. Вечная мудрость сказок [Текст] : Книга 2 : Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. - Москва : Огни, 2016. - 717 с.
9. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности
[Текст] : Методические рекомендации. Омский государственный
педагогический институт им. Горького - Омск : ОГПИ, 2013. - 247 с.
10. Волобуева, Л. М. Ранний и дошкольный возраст [Текст] : вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И. А.Сикорского и
B. М. Бехтерева / Л. М. Волобуева, Е. А. Авилова // Дошкольное воспитание. - 2015. - 145 с.
11. Волков, Г. Н. Этнопедагогика тувинского народа [Текст] / Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы - Кызыл, 2014. - 149 с.
12. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - М. : Детство- Пресс , 2016. - 243 с.
13. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В. И. Ядэшко. М. : Просвещение, 2014. - 416 с.
14. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : В 4 т./ В. И. Даль. - М. : АСТ, 2014. - 427 с.
15. Дубровина, И. В. Словарь для начинающего психолога [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной - Спб. : Питер, 2014. - 160 с.
16. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов [Текст] / Логинова В. И., Саморукова П. Г., Б. С. Лейкина и др. /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 2012. - 280 с.
17. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] : Пособие для воспитателей ДОУ и родителей/ Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. - М. : Просвещение, 2015. - 290 с.
18. Ермолаева, М. В., Захарова, А. Е., Калинина, Л. И., Наумова, С. И. Психологическая практика в системе образования [Текст] /Воронеж: НПО «МОДЭК» , 2014. - 216 с.
19. Змановский, Ю. Ф. Наши дети [Текст] / Ю. Ф. Змановский, И. В. Гребенщиков. - М. : «Юрид. лит»., 2015 - 368 с.
20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М. : 2013. - 204 с.
21. Космачева, Н. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников [Электронный ресурс : twirpx.com>file/537534/].
22. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание . - № 9 - 2015. - 387 с.
23. Кулькова, В. К вопросу о формировании нравственных ценностных представлений [Текст] / В. К. Кулькова // Дошкольное воспитание. - М.,
2014. - 315 с.
24. Крулехт, М. В. Качество дошкольного образования как актуальная педагогическая проблема [Текст] / М. В. Крулехт // Дошкольная педагогика. - 2012. - 416 с.
25. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М., 2013. - 100с.
26. Куцакова, Л. В. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Л. В. Куцакова // Методическое пособие. - М. : Мозаика - Синтез, 2014. - 88 с.
27. Константинов, Н. А., Медынский, Е. Н. История педагогики. [Текст] / М ., 2012.- 445с.
28. Левин - Щерина Ф. С. Некоторые методы и приёмы воспитания поведения дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - 187 с.
29. Ломбина, Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников [Текст] / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. // Психолог в детском саду. - 2014. - 156 с.
30. Любицына, М. И. О воспитании детей [Текст] / М. И. Любицына, В. А. Сухомлинский. - Л. : Знание, 2015. - 214 с.
31. Маленькие Россияне [Текст] : Программа нравственно¬
патриотического воспитания дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. -
787 с.
32. Маркова, В. Д. Нравственное воспитание в отечественной педагогике [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - 216 с.
33. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа:http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.
34. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] / М. : Академия , 2014. - 200с.
35. Миронова, Н. К. Учимся у книг [Текст] / Н. К. Миронова //Дошкольное воспитание. - 2016. - 85 с.
36. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Электронный ресурс] //режим доступа:http://www.portal-slovo.ru.
37. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Мир словарей и энциклопедий, 2013. - 486 с.
38. От рождения до школы [Текст] : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2015. - 336 с.
39. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. - М. : Просвещение,2013. - 432 с.
40. Портянкина, А. Е. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения [Текст] : Учебное пособие. - 1-е изд. М. : Просвещение, 2012. - 95с.
41. Пидкасистый, П. И. Педагогика [Текст] / В. И. Журавлев, под ред. П. И. Пидкасистого.- М. : Академия, 2015 - 632 с.
42. Петрова, В. И., Стульник, Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. [Текст] /В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. - М. : Издательство Мозаика - Синтез,
2015. - 73с.
43. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособ. для вузов / сост. и ред. А. А. Радугин; научн. ред. Е. А.Коротков. - М. ; Центр, 2014.- 206 с.
44. Регуш, Л. А. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / Л. А. Регуш, А. Н. Орлова - Спб. : Питер, 2013. - 451 с.
45. Сластенин В. К., Исаев, И. Г. Педагогика: Учебное пособие // [Электронный ресурс] // режим доступа:
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/14. php.
46. Смирнова, Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова //Дошкольное воспитание. - 2015. - 450 с.
47. Суслова, Э.К, Ф. С. Левин - Щирина - педагог и ученый [Текст] / Э. К. Суслова // Дошкольное воспитание. - 2014. - 134 с.
48. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. : в 2ч. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 188 с.
49. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учебное пособие для учащихся СПУЗ. / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2014 - 336 с.
50. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология [Текст] : Учеб. пособие для вузов. - Изд. 3-е. / Л. Б. Шнейдер. - М. : «Академический проект» ; Екатеринбург : «Деловая книга», 2015. - 175 с.
51. Философский словарь. [Текст] / Под ред. С. С. Гогоцкого. - М. : Академия, 2015. - 452 с.
52. Эльконин, Д. Б. Детская психология. [Текст] : Развитие ребёнка от рождения до семи лет. - М., 2014. - 521 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ