ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Подходы к развитию детского коллектива в начальной школе 6
1.2. Психологические особенности группообразования в начальной школе
1.3. Формы становления детского коллектива в начальной школе 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 32
2.1. Педагогическая диагностика детской группы (четвертый класс) 32
2.2. Практика развития детского коллектива в начальной школе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность исследования. Школьный класс - это не просто группа детей одного возраста, это целая система, в которой длительное время живет и воспитывается ребенок. От того, как складываются отношения со сверстниками и социально-психологический климат в классе зависят не только успехи ребенка в учебе, но и формирование его как личности. Причем ведущая роль принадлежит начальному звену общеобразовательной школы. Как подчеркивал В. А. Сухомлинский именно в младших классах дети учатся наблюдать, говорить, читать и писать, а также приобретают навыки и способы взаимодействия с людьми разного возраста. Проблема исследования взаимоотношений между младшими школьниками в классном коллективе была и остается одной из первостепенных и актуальных.
Исследованиями известных педагогов и психологов прошлого Г.А. Роковой, Г.С. Фортунатова, А.С. Залужного, В.А. Сухомлинского В.П. Вахтерова, А.С. Макаренко, заложены научные основы в решении проблемы взаимоотношений между младшими школьниками, определена структура и характерные особенности классного коллектива, роль отдельных учащихся и взрослых в формировании взаимоотношений между детьми.
Несмотря на значительный интерес ученых к данной проблематике, устойчивым и неоспоримым является тот факт, что проблема взаимоотношений между младшими школьниками в классном коллективе имеет множество разрозненных подходов и концепций. Этим обусловливается важность и актуальность данного вопроса.
С каждым этапом развития общества в целом отношения между детьми в школе тоже меняются и приобретают новое содержание. Это требует применения других, более эффективных форм и методов для организации детских коллективов, и руководства ими. Учитывая указанное, возникает потребность теоретически обосновать особенности взаимоотношений младших школьников в классном коллективе и осуществить практическое исследование, направленное на разработку комплекса мероприятий по развитию детского коллектива в начальной школе.
Несмотря на недостаточную теоретическую разработанность и одновременно практическую значимость выбранной проблемы, нами была определена тема выпускной квалификационной работы «Формы развития детского коллектива в начальной школе».
Объектом исследования является детский коллектив в начальной школе.
Предмет исследования - формы развития детского коллектива в начальной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать формы развития детского коллектива в начальной школе и описать педагогическую практику их реализации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к развитию детского коллектива в начальной школе.
2. Рассмотреть психологические особенности группообразования в начальной школе.
3. Провести педагогическую диагностику детской группы (четвертый класс).
4. Описать формы развития детского коллектива в начальной школе.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы с целью определения теоретических основ проблемы; наблюдение за учебным процессом, изучение общего состояния сплоченности классного коллектива в младших классах современной школы и выявления трудностей, возникающих у отдельных учащихся при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, беседы с учителями и учащимися.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 города Кунгура Пермского края. В исследовании приняли участие 28 учеников (15 девочек, 13 мальчиков).
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Нами рассмотрена одна из важнейших проблем - формы развития коллектива в начальной школе. Изучив состояние данной проблемы в соответствующей литературе, мы пришли к выводу, что данная проблема достаточно актуальна. Именно в дружном и сплочённом коллективе система межличностных отношений формируют ясную и уверенную позицию каждого ученика. Коллектив является средством нравственного и духовного развития ребёнка, поэтому педагогу особенно важно владеть приёмами и разнообразными формами управления детским коллективом. На стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником, наставником и другом. Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста.
Для развития детского коллектива можно использовать разнообразные формы организации работы: индивидуальная работа с учащимися, часы общения, этические беседы и тренинги, экскурсии, викторины, конкурсы, развлекательные вечера, уроки памяти, диспуты, презентации, традиционные классные и школьные мероприятия. Каждая из рассмотренных нами форм работы с коллективом определяет развитие детского коллектива, каждая форма определяет изменение чего-то в структурно-организационном, эмоционально-ценностном, операционно-деятельностном компонентам сформированности коллектива младших школьников.
Однако, в ходе нашей опытно-экспериментальной работы выяснилось, что далеко не все педагоги признают значимость учителя в развитии коллектива младших школьников. Существует мнение о том, что классный коллектив сформируется самостоятельно без помощи педагогов, «главное - не мешать», итогом подобного отношения является раздробленный детский коллектив с выраженной степенью конфликтности и неудовлетворённостью школьной жизни. Позитивное изменение межличностных отношений и характеристик школьной группы, констатированное нами после проведения различных форм развития коллектива младших школьников, позволяет судить об эффективности подобной работы в начальной школе.
Таким образом цель и задачи работы реализованы.
1. Акутина, С. П., Кистанова И. В. Проблема формирования межличностных отношений как средство развития профессиональных компетентностей будущего специалиста в студенческих группах отделения СПО Арзамасского филиала ННГУ [Текст] / С. П. Акутина, И. В. Кистанова // Молодой ученый 2014 №21 (80) декабрь-2. С. 219-229
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. "Психология" - изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 416 с.
3. Андреева, С. Н. Возрастная психология [Текст] / С. Н. Андреева: Электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н. Андреева. Йошкар-ола, МарГУ. - 2011. - 188 с.
4. Андреева, С. Н. Возрастная психология [Текст] / С. Н. Андреева. Электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Йошкар-ола, МарГУ. - 2011. - 188 с.
5. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. - М.,2011 - 96 с.
6. Арсланьян, В. П., Стюхина, Г. А. Материалы курса ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект): лекции 5-8 [Текст] / В. П. Арсланьян, Г. А. Стюхина. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — 88 с.
7. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : Пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
8. Беганцова, И. С., Гусева, О. И. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности [Текст] / И. С. Беганцова, О. И. Гусева // Молодой ученый 2014 №21 (80) декабрь-2. С. 410-425
9. Богданович, Н. Г. Эффективное общение как фактор социальной адаптации [Текст] : Учеб. пособие / Н. Г. Богданович. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. - 110 с.
10. Борисова, Т. В. Условия формирования коммуникативной культуры младших школьников в информационном пространстве [Текст] / Т. В. Борисова // Вестник Томского государственного педагогического университета 2011 02 (104) Томск: Изд-во ТГПУ. С. 63-67
11. Ботьева, О. В. Социальная педагогика [Текст] / О. В. Ботьева. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 189 с.
12. Варфоломеева, Е. П. Формирование культуры межличностных
отношений младших подростков во внеурочной деятельности [Текст] : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Специальность: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и
образования. МГГУ им. М.А. Шолохова / Е.П. Варфоломеева. Москва. 2015.
— 170 с.
13. Воробьева, Н. П. Возрастная динамика общения школьников [Текст] / Н. П. Воробьева: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.:, 2014. - 21 с.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.
- 504 с.
15. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении [Текст] / В. В. Гладкая. Минск: Зорныверасень, 2008. - 112 с.
16. Глазкова, Н. Н. Психология общения [Текст] : Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования / Н. Н. Глазкова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей», 2014. - 75 с.
17. Глуханюк, Н. С. Общая психология [Текст] / Н. С. Глуханюк. М.: Академ. проект, 2005. - 310 с.
18. Глухова, Т. А. Проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения математике [Текст] / Т. А. Глухова // Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием, Барнаул, 7 апреля 2011 года. - Барнаул: АлтГПА, 2011. С. 72-77
19. Голоухова, Г. Н. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / Г. Н. Голоухова. Учебное пособие. - Архангельск: ПГУ,
2010. - 152 с.
20. Голубева, Е. Ю. Воспитательные аспекты внеурочной работы в школе [Текст] : Сборник методических материалов / Е. Ю. Голубева. - Калининград: РГУ им. И. Канта, 2011. - 130 с.
21. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский. — М.:
Просвещение, 2010. — 111 с.
22. Демидова, М. Ю., Иванов, С. В., Карабанова, О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст] : Система заданий. В 2 ч. Часть 1 / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова. М.: Просвещение, 2009. — 216 с.
23. Дерманова, И. Б., Сидоренко, Е. В. Межличностные отношения [Текст] : Психологический практикум / И. Б. Дерманова, Е. В. Сидоренко. СПб. Речь, 2011. - 40 с.
24. Дубровина, И. В., Прихожан, А. М. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. Академия, 2003. - 368 с.
25. Духновский, С. В. Субъективная оценка межличностных отношений [Текст] : Руководство по применению / С. В. Духновский. СПб. Речь, 2006. — 54 с.
26. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности [Текст] / О. П. Елисеев. - СПБ, Питер, 2016 - 194 с.
27. Игошев, Б. М., Ларионова, И. А., Славина, А. С. Актуальные вопросы развития социальной активности молодежи в Уральском федеральном округе. Воспитание социально активной молодежи в разновозрастных детско-юношеских коллективах [Текст] / Б. М. Игошев, И.А. Ларионова. Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. 15 ноября 2012 г. УГПУ. Екатеринбург. - Часть 1, - 2012. - 390 с.
28. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. СПб. Питер, 2009. — 1126 с.
29. Казанцева, В. А., Карпенко, А. В. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности [Текст] / В. А. Казанцева, А. В. Карпенко // Успехи современной науки 2016, №3, Том 1. С. 75-79
30. Казанцева, Д. Б. Проблемы развития личности [Текст] / Д. Б. Казанцева. Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза -Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. - 204 с.
31. Каштанова, С. Н., Медведева, Е. Ю, Ольхина, Е. А. Современные тенденции развития системы специального образования [Текст] / С. Н. Каштанова. Материалы региональной научно-практической конференции. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. - 189 с.
32. Ковалева, Г. С., Логинова, О. Б. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболеетова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.
33. Козловская, Н. В. Психология общения [Текст] / Н. В. Козловская. Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. - 409 с.
34. Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников [Текст] / Л. С. Колмогорова: Практ. пособие для шк. психологов. - Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2012. - 360 с.
35. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я. Л. Коломинский. Изд-во: АСТ, 2010. - 448 с.
36. Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет [Текст] / С. В. Коноваленко. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 240 с.
37. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. 9-е изд. СПб. Питер, 2011. — 940 с.
38. Крюкова, Г. К. Формирование коммуникативных умений у школьников средствами игровых методов [Текст]: дис. канд. пед. наук. / Г. К. Крюкова - 2010. - 233 с.
39. Левченко, И. Ю., Забрамная, С. Д., Басилова, Т. А. и др. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : Учебное пособие для ВУЗов / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Басилова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 320 с.
40. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. СПб.: Питер, 2009, 320 с.
41. Масленникова, О. М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности [Текст] / О. М. Масленникова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 581-583.
42. Межличностные отношения [Электронный ресурс] Развитие
межличностных отношений // URL:
http://slovari.yandex.ru/dict/azbuka/article/azbuka/ps (дата обращения:
15.09.2017)
43. Минюрова, С. М., Духновский, С. В. Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений [Текст] : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / С. М. Минюрова, С. В. Духновский. Екатеринбург. УГПУ. 24-27 мая 2010. - 260 с.
44. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] : Учебник для студентов пед. институтов. / под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
45. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива [Текст] / Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
46. Овчарова, Р. В. Психология трудного детства [Текст] : Материалы Международной научно-практической конференции / Р.В. Овчарова. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. — 308 с.
47. Ойстер, К. Социальная психология групп [Текст] / К. Ойстер. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 224 с.
48. Рахимова, Е. А. Социально-психологическая диагностика [Текст] : Учеб. пособие / Е. А. Рахимова. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 134 с.
49. Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы [Текст] : Сборник научных статей / А. В. Баталова. — Ярославль, 2012. — 142 с.
50. Рекомендуемый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов Департамент образования г. Москвы. [Текст] / под ред. Ивановой Г.М. М.: Западное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы, 2007. - 450 с.
51. Самохвалова, А. Г. Коммуникативные трудности дошкольников и младших школьников [Текст] / А. Г. Самохвалова // Ананьевские чтения
2011. Социальная психология и жизнь Материалы научной конференции, 18¬20 октября 2011 г., Санкт-Петербург. - СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2011. С. 114-120
52. Сидоренков, А. В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория [Текст] / А. В. Сидоренков. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010. - 272 с.
53. Силина, О. Я и мир. Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения [Текст] / О. Я. Силина // Школьный психолог. М., 2008 № 15. С. 13-19
54. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : Учебник для вузов / Е. О. Смирнова. — 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития [Текст] / Б. Ю. Петров // Конфликтология 2013 02 Ежеквартальный научно¬
практический журнал. — СПб. Фонд развития конфликтологии. С. 97-111.
56. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Практикум [Текст] / Л. Д. Столяренко. Изд-е 7-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 704 с.
57. Универсальные учебные действия школьника: инновации на основе традиций отечественной дидактики [Текст] : Рабочий блокнот участника дискуссионной площадки / Р. А. Арсеньева. — Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Кафедра педагогики НИИ общего образования, 2013. — 24 с.
58. Чибисова, М. Ю. Психолого-педагогические приемы формирования коллектива и оптимизации межличностных отношений в классе Материалы курса «Психолого-педагогические приемы формирования коллектива и оптимизации межличностных отношений в классе» [Текст] / М. Ю. Чибисова: курс на 36 часов. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 56 с.