Формы развитии детского коллектива в начальной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Подходы к развитию детского коллектива в начальной школе 6
1.2. Психологические особенности группообразования в начальной школе
1.3. Формы становления детского коллектива в начальной школе 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 32
2.1. Педагогическая диагностика детской группы (четвертый класс) 32
2.2. Практика развития детского коллектива в начальной школе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Подходы к развитию детского коллектива в начальной школе 6
1.2. Психологические особенности группообразования в начальной школе
1.3. Формы становления детского коллектива в начальной школе 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 32
2.1. Педагогическая диагностика детской группы (четвертый класс) 32
2.2. Практика развития детского коллектива в начальной школе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность исследования. Школьный класс - это не просто группа детей одного возраста, это целая система, в которой длительное время живет и воспитывается ребенок. От того, как складываются отношения со сверстниками и социально-психологический климат в классе зависят не только успехи ребенка в учебе, но и формирование его как личности. Причем ведущая роль принадлежит начальному звену общеобразовательной школы. Как подчеркивал В. А. Сухомлинский именно в младших классах дети учатся наблюдать, говорить, читать и писать, а также приобретают навыки и способы взаимодействия с людьми разного возраста. Проблема исследования взаимоотношений между младшими школьниками в классном коллективе была и остается одной из первостепенных и актуальных.
Исследованиями известных педагогов и психологов прошлого Г.А. Роковой, Г.С. Фортунатова, А.С. Залужного, В.А. Сухомлинского В.П. Вахтерова, А.С. Макаренко, заложены научные основы в решении проблемы взаимоотношений между младшими школьниками, определена структура и характерные особенности классного коллектива, роль отдельных учащихся и взрослых в формировании взаимоотношений между детьми.
Несмотря на значительный интерес ученых к данной проблематике, устойчивым и неоспоримым является тот факт, что проблема взаимоотношений между младшими школьниками в классном коллективе имеет множество разрозненных подходов и концепций. Этим обусловливается важность и актуальность данного вопроса.
С каждым этапом развития общества в целом отношения между детьми в школе тоже меняются и приобретают новое содержание. Это требует применения других, более эффективных форм и методов для организации детских коллективов, и руководства ими. Учитывая указанное, возникает потребность теоретически обосновать особенности взаимоотношений младших школьников в классном коллективе и осуществить практическое исследование, направленное на разработку комплекса мероприятий по развитию детского коллектива в начальной школе.
Несмотря на недостаточную теоретическую разработанность и одновременно практическую значимость выбранной проблемы, нами была определена тема выпускной квалификационной работы «Формы развития детского коллектива в начальной школе».
Объектом исследования является детский коллектив в начальной школе.
Предмет исследования - формы развития детского коллектива в начальной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать формы развития детского коллектива в начальной школе и описать педагогическую практику их реализации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к развитию детского коллектива в начальной школе.
2. Рассмотреть психологические особенности группообразования в начальной школе.
3. Провести педагогическую диагностику детской группы (четвертый класс).
4. Описать формы развития детского коллектива в начальной школе.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы с целью определения теоретических основ проблемы; наблюдение за учебным процессом, изучение общего состояния сплоченности классного коллектива в младших классах современной школы и выявления трудностей, возникающих у отдельных учащихся при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, беседы с учителями и учащимися.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 города Кунгура Пермского края. В исследовании приняли участие 28 учеников (15 девочек, 13 мальчиков).
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Исследованиями известных педагогов и психологов прошлого Г.А. Роковой, Г.С. Фортунатова, А.С. Залужного, В.А. Сухомлинского В.П. Вахтерова, А.С. Макаренко, заложены научные основы в решении проблемы взаимоотношений между младшими школьниками, определена структура и характерные особенности классного коллектива, роль отдельных учащихся и взрослых в формировании взаимоотношений между детьми.
Несмотря на значительный интерес ученых к данной проблематике, устойчивым и неоспоримым является тот факт, что проблема взаимоотношений между младшими школьниками в классном коллективе имеет множество разрозненных подходов и концепций. Этим обусловливается важность и актуальность данного вопроса.
С каждым этапом развития общества в целом отношения между детьми в школе тоже меняются и приобретают новое содержание. Это требует применения других, более эффективных форм и методов для организации детских коллективов, и руководства ими. Учитывая указанное, возникает потребность теоретически обосновать особенности взаимоотношений младших школьников в классном коллективе и осуществить практическое исследование, направленное на разработку комплекса мероприятий по развитию детского коллектива в начальной школе.
Несмотря на недостаточную теоретическую разработанность и одновременно практическую значимость выбранной проблемы, нами была определена тема выпускной квалификационной работы «Формы развития детского коллектива в начальной школе».
Объектом исследования является детский коллектив в начальной школе.
Предмет исследования - формы развития детского коллектива в начальной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать формы развития детского коллектива в начальной школе и описать педагогическую практику их реализации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к развитию детского коллектива в начальной школе.
2. Рассмотреть психологические особенности группообразования в начальной школе.
3. Провести педагогическую диагностику детской группы (четвертый класс).
4. Описать формы развития детского коллектива в начальной школе.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы с целью определения теоретических основ проблемы; наблюдение за учебным процессом, изучение общего состояния сплоченности классного коллектива в младших классах современной школы и выявления трудностей, возникающих у отдельных учащихся при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, беседы с учителями и учащимися.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 города Кунгура Пермского края. В исследовании приняли участие 28 учеников (15 девочек, 13 мальчиков).
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Нами рассмотрена одна из важнейших проблем - формы развития коллектива в начальной школе. Изучив состояние данной проблемы в соответствующей литературе, мы пришли к выводу, что данная проблема достаточно актуальна. Именно в дружном и сплочённом коллективе система межличностных отношений формируют ясную и уверенную позицию каждого ученика. Коллектив является средством нравственного и духовного развития ребёнка, поэтому педагогу особенно важно владеть приёмами и разнообразными формами управления детским коллективом. На стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником, наставником и другом. Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста.
Для развития детского коллектива можно использовать разнообразные формы организации работы: индивидуальная работа с учащимися, часы общения, этические беседы и тренинги, экскурсии, викторины, конкурсы, развлекательные вечера, уроки памяти, диспуты, презентации, традиционные классные и школьные мероприятия. Каждая из рассмотренных нами форм работы с коллективом определяет развитие детского коллектива, каждая форма определяет изменение чего-то в структурно-организационном, эмоционально-ценностном, операционно-деятельностном компонентам сформированности коллектива младших школьников.
Однако, в ходе нашей опытно-экспериментальной работы выяснилось, что далеко не все педагоги признают значимость учителя в развитии коллектива младших школьников. Существует мнение о том, что классный коллектив сформируется самостоятельно без помощи педагогов, «главное - не мешать», итогом подобного отношения является раздробленный детский коллектив с выраженной степенью конфликтности и неудовлетворённостью школьной жизни. Позитивное изменение межличностных отношений и характеристик школьной группы, констатированное нами после проведения различных форм развития коллектива младших школьников, позволяет судить об эффективности подобной работы в начальной школе.
Таким образом цель и задачи работы реализованы.
Для развития детского коллектива можно использовать разнообразные формы организации работы: индивидуальная работа с учащимися, часы общения, этические беседы и тренинги, экскурсии, викторины, конкурсы, развлекательные вечера, уроки памяти, диспуты, презентации, традиционные классные и школьные мероприятия. Каждая из рассмотренных нами форм работы с коллективом определяет развитие детского коллектива, каждая форма определяет изменение чего-то в структурно-организационном, эмоционально-ценностном, операционно-деятельностном компонентам сформированности коллектива младших школьников.
Однако, в ходе нашей опытно-экспериментальной работы выяснилось, что далеко не все педагоги признают значимость учителя в развитии коллектива младших школьников. Существует мнение о том, что классный коллектив сформируется самостоятельно без помощи педагогов, «главное - не мешать», итогом подобного отношения является раздробленный детский коллектив с выраженной степенью конфликтности и неудовлетворённостью школьной жизни. Позитивное изменение межличностных отношений и характеристик школьной группы, констатированное нами после проведения различных форм развития коллектива младших школьников, позволяет судить об эффективности подобной работы в начальной школе.
Таким образом цель и задачи работы реализованы.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коллектива класса начальной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ТЕХНОЛОГИИ СОБЫТИЙНОГО ПОДХОДА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Организация ученического самоуправления в начальной школе (Методика воспитательной работы в начальной школе, Томский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022



