Психолого-педагогические условия формирования социальных навыков у детей раннего возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования
социальных навыков в раннем возрасте 6
1.2. Анализ программного обеспечения дошкольного образования в аспекте
формирования социальных навыков у детей раннего возраста 14
1.3. Организация работы воспитателя по формированию социальных
навыков у детей раннего возраста 233
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 333
2.1. Изучение особенностей формирования социальных навыков у детей
раннего возраста на начальном этапе эмпирического исследования 333
2.2. Создание психолого-педагогических условий в группе детского сада с
целью формирования у детей раннего возраста социальных навыков 411
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 555
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 666
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования
социальных навыков в раннем возрасте 6
1.2. Анализ программного обеспечения дошкольного образования в аспекте
формирования социальных навыков у детей раннего возраста 14
1.3. Организация работы воспитателя по формированию социальных
навыков у детей раннего возраста 233
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 333
2.1. Изучение особенностей формирования социальных навыков у детей
раннего возраста на начальном этапе эмпирического исследования 333
2.2. Создание психолого-педагогических условий в группе детского сада с
целью формирования у детей раннего возраста социальных навыков 411
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 555
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 666
Актуальность исследования обусловлена тем, что система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав на всех возрастных этапах. Социальные навыки, возможно, самые важные способности, которые могут понадобиться человеку в жизни. Люди - социальные существа и отсутствие социальных навыков может привести к незнанию хороших манер, неумению эффективно общаться с другими людьми, быть невнимательным к чувствам других, неумению выражать личные потребности, дисгармонии в социальных связях и т.д. Следовательно, чтобы развить эти важные навыки требуется ряд стратегий на каждом этапе развития личности.
В соответствии с 64 статьей Закона «Об образовании в Российской Федерации» «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [61]. Согласно Федерального образовательного стандарта, именно дошкольного образование должно обеспечить позитивную социализацию детей на всех этапах дошкольного детства [60].
В настоящее время возрастает общественно-государственный запрос на включение в систему дошкольного образования детей от двух до трех лет, что требует реновации образовательных программ, методик и технологий, позволяющих решать актуальные возрастным особенностям задачи развития детей раннего возраста.
В научных исследованиях ранний возраст (от 1 до 3 лет) рассматривается как время созревания всех основополагающих функций и является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. В раннем возрасте происходит «бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность, происходит установка социальных стереотипов поведения - развитие самостоятельности, готовности находится в обществе и помогать другим» [29, с. 26].
Формирование социальных навыков у детей раннего возраста - это процесс, в результате которого дети приобретают социально-бытовой ориентировку, обучаются элементарным навыкам самообслуживания, осваивают правила поведения и нормы общества. Существенную роль в формировании социальных навыков играет семья. Вместе с тем, дети, поступившие в детский сад, испытывают интенсивное воздействие со стороны общественных взрослых, прежде всего воспитателей, в формировании социальных навыков, что может стать фактором индивидуального кризиса в развитии ребенка. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении формирование социальных навыков может происходить только в теплой атмосфере отношений между детьми при поддержке воспитателей, ответственных за усвоение культурных норм, образцов и социальных ролей [4; 8]. Также для повышения эффективности формирования социальных навыков у детей раннего возраста следует отобрать и применять специфические педагогические приемы с акцентом на предметную деятельность как ведущую в данном возрасте.
Проблема исследования заключается в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование социальных навыков у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования социальных навыков у детей раннего возраста».
Объект исследования: формирование социальных навыков у детей раннего возраста
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование социальных навыков у детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование социальных навыков у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить понятие социальных навыков в психолого-педагогической литературе;
- определить показатели развития социальных навыков у детей раннего возраста и отобрать методики их диагностики;
- теоретически выявить и реализовать на практике психолого - педагогические условия, необходимые для формирования социальных навыков у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада;
- изучить динамику формирования социальных навыков у детей раннего возраста с учетом целенаправленно создаваемых психолого-педагогических условий.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, опрос, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с 64 статьей Закона «Об образовании в Российской Федерации» «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [61]. Согласно Федерального образовательного стандарта, именно дошкольного образование должно обеспечить позитивную социализацию детей на всех этапах дошкольного детства [60].
В настоящее время возрастает общественно-государственный запрос на включение в систему дошкольного образования детей от двух до трех лет, что требует реновации образовательных программ, методик и технологий, позволяющих решать актуальные возрастным особенностям задачи развития детей раннего возраста.
В научных исследованиях ранний возраст (от 1 до 3 лет) рассматривается как время созревания всех основополагающих функций и является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. В раннем возрасте происходит «бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность, происходит установка социальных стереотипов поведения - развитие самостоятельности, готовности находится в обществе и помогать другим» [29, с. 26].
Формирование социальных навыков у детей раннего возраста - это процесс, в результате которого дети приобретают социально-бытовой ориентировку, обучаются элементарным навыкам самообслуживания, осваивают правила поведения и нормы общества. Существенную роль в формировании социальных навыков играет семья. Вместе с тем, дети, поступившие в детский сад, испытывают интенсивное воздействие со стороны общественных взрослых, прежде всего воспитателей, в формировании социальных навыков, что может стать фактором индивидуального кризиса в развитии ребенка. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении формирование социальных навыков может происходить только в теплой атмосфере отношений между детьми при поддержке воспитателей, ответственных за усвоение культурных норм, образцов и социальных ролей [4; 8]. Также для повышения эффективности формирования социальных навыков у детей раннего возраста следует отобрать и применять специфические педагогические приемы с акцентом на предметную деятельность как ведущую в данном возрасте.
Проблема исследования заключается в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование социальных навыков у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования социальных навыков у детей раннего возраста».
Объект исследования: формирование социальных навыков у детей раннего возраста
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование социальных навыков у детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование социальных навыков у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить понятие социальных навыков в психолого-педагогической литературе;
- определить показатели развития социальных навыков у детей раннего возраста и отобрать методики их диагностики;
- теоретически выявить и реализовать на практике психолого - педагогические условия, необходимые для формирования социальных навыков у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада;
- изучить динамику формирования социальных навыков у детей раннего возраста с учетом целенаправленно создаваемых психолого-педагогических условий.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, опрос, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенная опытно-поисковая работа была посвящена проблеме определения психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование социальных навыков у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада
Анализ научно-методической литературы позволил нам сделать следующие выводы:
1. Социальные навыки, которые формируются в разнообразной деятельности детей раннего возраста, являются неотъемлемым компонентом социального развития.
2. Процесс приобретения социальных навыков - это многогранный феномен, в результате которого индивид приобретает установленные в обществе нормы человеческого общежития и осознает себя в роли «социального субъекта».
3. В развитии социальных навыков ребенка раннего возраста ведущее значение отводится взрослому, а основным условием, обеспечивающим нормальное формирование социальных навыков у детей раннего возраста, является общение со взрослыми и единство педагогических требований со стороны всех, кто участвует в процессе воспитания.
4. Несмотря на то, что в педагогической науке различаются средства воспитания и средства обучения, при формировании социальных навыков у детей раннего возраста, эти два этих процесса - воспитание и обучение - не могут рассматриваться отдельно друг от друга, так как они взаимосвязаны.
5. Становление социальных навыков детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения происходит в результате организации разнообразных видов специально организованной деятельности, следовательно, система воспитательно-образовательной программы образовательного учреждения должна быть разработана на принципах всестороннего подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста.
6. Профессиональная деятельность с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, включающей в себя не только специальные знания, но и практический опыт работы с детьми раннего возраста. Виртуозность педагогического работника заключается в правильном использовании методов, логичном сопоставлении их с формой их применения, возрастными особенностями детей.
7. Семья - это главный воспитательный институт, нравственное влияние которого индивид испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому именно членам семьи в первую очередь, необходимо уделять внимание на формирование социальных навыков у детей раннего возраста.
Обобщив материалы ряда исследований, мы выявили, что психолого-педагогические условия рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса. Анализ исследований, затрагивающих решение вопросов реализации психолого-педагогических условий, показал, что данный вид условий должен обладать следующими характерными признаками:
1) психолого-педагогические условия рассматриваются учеными как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;
2) совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психолого-педагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагогов или воспитанников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;
3) основной функцией психолого-педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы;
4) совокупность психолого-педагогических условий подбирается с учетом структуры преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогического процесса [34; 36].
В ходе опытно-поисковой работы был подобран диагностический инструментарий для исследования уровня развития социальных навыков детей раннего возраста.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы создавались психолого-педагогические условия формирования социальных навыков детей раннего возраста, такие как:
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы, направленных на поддержку инициативы и самостоятельности детей;
- удовлетворение потребностей детей в общении и взаимодействии со сверстниками;
- обогащение предметно-пространственной среды в ДОУ, направленной на формирование социальных навыков детей;
- активизация и обогащение психолого-педагогических знаний и умений родителей.
Все перечисленные нами психолого-педагогические условия были реализованы в рамках воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями, через следующие виды деятельности:
- разработку программы занятий, направленных на формирование социальных навыков у детей раннего возраста.
- создание развивающей среды для организации деятельности по формированию социальных навыков у детей раннего возраста;
- мотивирование родителей на совместную деятельность с педагогами по формированию социальных навыков у детей раннего возраста.
Контрольная диагностика показала положительную динамику формирования социальных навыков детей раннего возраста.
Эти результаты дают возможность сделать вывод об эффективности созданных психолого-педагогических условиях формирования социальных навыков детей раннего возраста.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, и задачи успешно реализованы.
Анализ научно-методической литературы позволил нам сделать следующие выводы:
1. Социальные навыки, которые формируются в разнообразной деятельности детей раннего возраста, являются неотъемлемым компонентом социального развития.
2. Процесс приобретения социальных навыков - это многогранный феномен, в результате которого индивид приобретает установленные в обществе нормы человеческого общежития и осознает себя в роли «социального субъекта».
3. В развитии социальных навыков ребенка раннего возраста ведущее значение отводится взрослому, а основным условием, обеспечивающим нормальное формирование социальных навыков у детей раннего возраста, является общение со взрослыми и единство педагогических требований со стороны всех, кто участвует в процессе воспитания.
4. Несмотря на то, что в педагогической науке различаются средства воспитания и средства обучения, при формировании социальных навыков у детей раннего возраста, эти два этих процесса - воспитание и обучение - не могут рассматриваться отдельно друг от друга, так как они взаимосвязаны.
5. Становление социальных навыков детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения происходит в результате организации разнообразных видов специально организованной деятельности, следовательно, система воспитательно-образовательной программы образовательного учреждения должна быть разработана на принципах всестороннего подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста.
6. Профессиональная деятельность с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, включающей в себя не только специальные знания, но и практический опыт работы с детьми раннего возраста. Виртуозность педагогического работника заключается в правильном использовании методов, логичном сопоставлении их с формой их применения, возрастными особенностями детей.
7. Семья - это главный воспитательный институт, нравственное влияние которого индивид испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому именно членам семьи в первую очередь, необходимо уделять внимание на формирование социальных навыков у детей раннего возраста.
Обобщив материалы ряда исследований, мы выявили, что психолого-педагогические условия рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса. Анализ исследований, затрагивающих решение вопросов реализации психолого-педагогических условий, показал, что данный вид условий должен обладать следующими характерными признаками:
1) психолого-педагогические условия рассматриваются учеными как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;
2) совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психолого-педагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагогов или воспитанников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;
3) основной функцией психолого-педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы;
4) совокупность психолого-педагогических условий подбирается с учетом структуры преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогического процесса [34; 36].
В ходе опытно-поисковой работы был подобран диагностический инструментарий для исследования уровня развития социальных навыков детей раннего возраста.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы создавались психолого-педагогические условия формирования социальных навыков детей раннего возраста, такие как:
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы, направленных на поддержку инициативы и самостоятельности детей;
- удовлетворение потребностей детей в общении и взаимодействии со сверстниками;
- обогащение предметно-пространственной среды в ДОУ, направленной на формирование социальных навыков детей;
- активизация и обогащение психолого-педагогических знаний и умений родителей.
Все перечисленные нами психолого-педагогические условия были реализованы в рамках воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями, через следующие виды деятельности:
- разработку программы занятий, направленных на формирование социальных навыков у детей раннего возраста.
- создание развивающей среды для организации деятельности по формированию социальных навыков у детей раннего возраста;
- мотивирование родителей на совместную деятельность с педагогами по формированию социальных навыков у детей раннего возраста.
Контрольная диагностика показала положительную динамику формирования социальных навыков детей раннего возраста.
Эти результаты дают возможность сделать вывод об эффективности созданных психолого-педагогических условиях формирования социальных навыков детей раннего возраста.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, и задачи успешно реализованы.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Формирование эмоциональной сферы у детей раннего возраста (Психолого-педагогическая коррекция, Открытый Социально-Экономический Колледж)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



