ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования
социальных навыков в раннем возрасте 6
1.2. Анализ программного обеспечения дошкольного образования в аспекте
формирования социальных навыков у детей раннего возраста 14
1.3. Организация работы воспитателя по формированию социальных
навыков у детей раннего возраста 233
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 333
2.1. Изучение особенностей формирования социальных навыков у детей
раннего возраста на начальном этапе эмпирического исследования 333
2.2. Создание психолого-педагогических условий в группе детского сада с
целью формирования у детей раннего возраста социальных навыков 411
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 555
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 666
Актуальность исследования обусловлена тем, что система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав на всех возрастных этапах. Социальные навыки, возможно, самые важные способности, которые могут понадобиться человеку в жизни. Люди - социальные существа и отсутствие социальных навыков может привести к незнанию хороших манер, неумению эффективно общаться с другими людьми, быть невнимательным к чувствам других, неумению выражать личные потребности, дисгармонии в социальных связях и т.д. Следовательно, чтобы развить эти важные навыки требуется ряд стратегий на каждом этапе развития личности.
В соответствии с 64 статьей Закона «Об образовании в Российской Федерации» «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [61]. Согласно Федерального образовательного стандарта, именно дошкольного образование должно обеспечить позитивную социализацию детей на всех этапах дошкольного детства [60].
В настоящее время возрастает общественно-государственный запрос на включение в систему дошкольного образования детей от двух до трех лет, что требует реновации образовательных программ, методик и технологий, позволяющих решать актуальные возрастным особенностям задачи развития детей раннего возраста.
В научных исследованиях ранний возраст (от 1 до 3 лет) рассматривается как время созревания всех основополагающих функций и является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. В раннем возрасте происходит «бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность, происходит установка социальных стереотипов поведения - развитие самостоятельности, готовности находится в обществе и помогать другим» [29, с. 26].
Формирование социальных навыков у детей раннего возраста - это процесс, в результате которого дети приобретают социально-бытовой ориентировку, обучаются элементарным навыкам самообслуживания, осваивают правила поведения и нормы общества. Существенную роль в формировании социальных навыков играет семья. Вместе с тем, дети, поступившие в детский сад, испытывают интенсивное воздействие со стороны общественных взрослых, прежде всего воспитателей, в формировании социальных навыков, что может стать фактором индивидуального кризиса в развитии ребенка. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении формирование социальных навыков может происходить только в теплой атмосфере отношений между детьми при поддержке воспитателей, ответственных за усвоение культурных норм, образцов и социальных ролей [4; 8]. Также для повышения эффективности формирования социальных навыков у детей раннего возраста следует отобрать и применять специфические педагогические приемы с акцентом на предметную деятельность как ведущую в данном возрасте.
Проблема исследования заключается в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование социальных навыков у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования социальных навыков у детей раннего возраста».
Объект исследования: формирование социальных навыков у детей раннего возраста
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование социальных навыков у детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование социальных навыков у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить понятие социальных навыков в психолого-педагогической литературе;
- определить показатели развития социальных навыков у детей раннего возраста и отобрать методики их диагностики;
- теоретически выявить и реализовать на практике психолого - педагогические условия, необходимые для формирования социальных навыков у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада;
- изучить динамику формирования социальных навыков у детей раннего возраста с учетом целенаправленно создаваемых психолого-педагогических условий.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, опрос, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенная опытно-поисковая работа была посвящена проблеме определения психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование социальных навыков у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада
Анализ научно-методической литературы позволил нам сделать следующие выводы:
1. Социальные навыки, которые формируются в разнообразной деятельности детей раннего возраста, являются неотъемлемым компонентом социального развития.
2. Процесс приобретения социальных навыков - это многогранный феномен, в результате которого индивид приобретает установленные в обществе нормы человеческого общежития и осознает себя в роли «социального субъекта».
3. В развитии социальных навыков ребенка раннего возраста ведущее значение отводится взрослому, а основным условием, обеспечивающим нормальное формирование социальных навыков у детей раннего возраста, является общение со взрослыми и единство педагогических требований со стороны всех, кто участвует в процессе воспитания.
4. Несмотря на то, что в педагогической науке различаются средства воспитания и средства обучения, при формировании социальных навыков у детей раннего возраста, эти два этих процесса - воспитание и обучение - не могут рассматриваться отдельно друг от друга, так как они взаимосвязаны.
5. Становление социальных навыков детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения происходит в результате организации разнообразных видов специально организованной деятельности, следовательно, система воспитательно-образовательной программы образовательного учреждения должна быть разработана на принципах всестороннего подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста.
6. Профессиональная деятельность с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, включающей в себя не только специальные знания, но и практический опыт работы с детьми раннего возраста. Виртуозность педагогического работника заключается в правильном использовании методов, логичном сопоставлении их с формой их применения, возрастными особенностями детей.
7. Семья - это главный воспитательный институт, нравственное влияние которого индивид испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому именно членам семьи в первую очередь, необходимо уделять внимание на формирование социальных навыков у детей раннего возраста.
Обобщив материалы ряда исследований, мы выявили, что психолого-педагогические условия рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса. Анализ исследований, затрагивающих решение вопросов реализации психолого-педагогических условий, показал, что данный вид условий должен обладать следующими характерными признаками:
1) психолого-педагогические условия рассматриваются учеными как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;
2) совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психолого-педагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагогов или воспитанников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;
3) основной функцией психолого-педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы;
4) совокупность психолого-педагогических условий подбирается с учетом структуры преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогического процесса [34; 36].
В ходе опытно-поисковой работы был подобран диагностический инструментарий для исследования уровня развития социальных навыков детей раннего возраста.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы создавались психолого-педагогические условия формирования социальных навыков детей раннего возраста, такие как:
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы, направленных на поддержку инициативы и самостоятельности детей;
- удовлетворение потребностей детей в общении и взаимодействии со сверстниками;
- обогащение предметно-пространственной среды в ДОУ, направленной на формирование социальных навыков детей;
- активизация и обогащение психолого-педагогических знаний и умений родителей.
Все перечисленные нами психолого-педагогические условия были реализованы в рамках воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями, через следующие виды деятельности:
- разработку программы занятий, направленных на формирование социальных навыков у детей раннего возраста.
- создание развивающей среды для организации деятельности по формированию социальных навыков у детей раннего возраста;
- мотивирование родителей на совместную деятельность с педагогами по формированию социальных навыков у детей раннего возраста.
Контрольная диагностика показала положительную динамику формирования социальных навыков детей раннего возраста.
Эти результаты дают возможность сделать вывод об эффективности созданных психолого-педагогических условиях формирования социальных навыков детей раннего возраста.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, и задачи успешно реализованы.
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] // Н.М. Аксарина / Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Медицина, 2006. - 304 с.
2. Арушанова, А.Г., Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] // А.Г. Арушанова / серия: Модули программы ДОУ - Сфера образования, 2011 г., 80 с.
3. Афонькина, Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста [Текст] // Ю.А. Афонькина / Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. - М.: Учитель, 2012. - 105 с.
4. Барыс, И.С. Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] // И.С. Барыс / Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. — №3. - С. 81-84.
5. Басов, М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми [Текст] // М.Я. Басов / Избр. психологические произведения. - М. 1975. - С. 27-189.
6. Белкина, В.Н. Детская психология. [Текст] // В.Н. Белкина. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2004. - 270 с.
7. Блинова, Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Л.Ф. Блинова / Казань, 2007. - 56 с.
8. Венгер, Л. Психологическая характеристика ребенка [Текст] // Л. Венгер. - М.: Дошкольное воспитание. - 1977. - №5. - С. 40-46.
9. Воспитание дошкольника в труде [Текст] // Под ред. В.Г. Нечаевой,
Р.С. Буре. - М., 1991. - 192 с.
10. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] // Собр. соч. /
Л.С. Выготский. - М., 1982. - т.4. - 433 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] // Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
12. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет [Текст] // А.С. Галанов. - М.: Аркти. - 2006. - 64 с.
13. Галигузова, Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте [Текст] // Л.Н. Галигузова / Вопросы психологии. - № 3. - 2005. - С 18-26.
14. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет [Текст] // Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Интор, 2006. - 157 с.
15. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников [Текст] // Л.А. Головчиц. - М., 2009. - 304 с.
16. Гурина, И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем [Текст] // И.В. Гурина. - СПб., 2007. - 32 с.
17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] // под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович. - Спб.: Акцидент, 1996. - 244 с.
18. Диагностика в детском саду [Текст] // под редакцией Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2008. - 243 с.
19. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] // под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 144 с.
20. Дронь, А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников [Текст] // Программа «Ребенок - педагог - родитель» / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. - СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 96 с.
21. Дуткевич, Т.В. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пос.
//Т.В. Дуткевич. - К.: Центр учебной литературы, 2007. - 392 с.
22. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] // под ред. Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - Киров, 2001. - 142 с.
23. Журавская, Н.В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Журавская. - Спб., 2011. - 26 с.
24. Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад [Текст] // Р. Калинина, Л. Семёнова, Г. Яковлева / Дошкольное воспитание - 1998 - № 4. С 14-16.
25. Карабанова, O.A. Социальное конструирование детства [Текст] //
Образовательная политика. - 2010. - №5-6. - С.52-62.
26. Климон, Н.Л. Влияние семьи на формирование социально-бытовых навыков у дошкольников. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-formirovanie-sotsialno- bytovyh-navykov-u-doshkolnikov(дата обращения 02.08.2017).
27. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] // Н.В. Клюева,
Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 321 с.
28. Козлова, С.А. Я - человек: программа социального развития ребенка [Текст] // С.А. Козлова. - М., 2004. - 44 с.
29. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальным миром: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения [Текст] // колл. монография // С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, А.Ш. Шахманова, С.Е. Шукшина. - М.: МГПУ, 2009. - 12 с.
30. Кононова, И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике [Текст] // И.М. Кононова. - М. ДиС. - 2004. - 111 с.
31. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ [Текст] // В.М. Сотникова. - М.: Издательство Скрипторий, 2005. - с. 56.
32. Костяк, Г.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст] // Г.В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
33. Кочерга, А. Психофизиология раннего детства [Текст] // А. Кочерга - М.: Изд. дом «Школ. Мир» : Изд.Л. Галицина. - 2006. - 120 с.
34. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.
35. Лисина, М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье [Текст] // М.И. Лисина - К.: Серия VII «Педагогическая», № 4 / О-во «Знание» УССР, 1983. - 48 с.
36. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] // под ред. А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 1997. - 384 с.
37. Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Лысенко. - Майкоп, 2005. - 203 с.
38. Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) [Текст] // Е.К. Лютова, Т.Б. Монина. - СПб.: Речь. - 2008. - 164 с.
39. Малыхин, А.О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / А.О. Малихш / Нац. пед. ун-т им. М.П. Драгоманова. - Киев., 2000. - 20 с.
40. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] // А.В. Мудрик. - М.: МПСИ, 2009. - 568 с.
41. Наследов, А.Д., Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст]: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 392с.
42.Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под редакцией И.Е. Федосовой Издательство «Национальное образование»: [Электронный ресурс] // URL: https://www.n-obr.ru(дата обращения 12.08.2016).
43. Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под редакцией Г.Г. Кравцова Сайт «Золотой ключик»: thegoldenkey.ruИнформационная поддержка ООО «Левъ»: [Электронный ресурс] // URL: https://www.levb.org(дата обращения 15.07.2016).
44. Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / под редакцией Л.А. Парамоновой (Научный руководитель Л.А. Парамонова) Издательство «Творческий Центр Сфера»: [Электронный ресурс] // URL: https://www.tc-sfera.ru(дата обращения 19.08.2016).
45. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»: [Электронный ресурс] // URL: https://www.msbook.ru(дата обращения 20.07.2016).
46. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Первая младшая группа [Текст]: Методическое пособие под ред. Л.Л. Тимофеевой - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 288 с.
47. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] // под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
48. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / под научной редакцией Л.А. Федорович. - Кременчуг: Христианская Заря, 2008. - 217 с.
49. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста [Текст] // под ред. Е.А. Стребелевой. -М.:
Просвещение, 2009. - 84 с.
50. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] // сост. Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия Холдинг, 2008. - 187 с.
51. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] // А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2003. - 72 с.
52. Самойлова, З. Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа [Текст] // З. Самойлова. - М.: Издательство «Учитель» 2013. - 76 с.
53. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] // Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2007. - 350 с.
54. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] // А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 2016. - 135 с.
55. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет [Текст] // Е.О. Смирнова. - СПб.: Детство пресс, 2005. - 144 с.
56. Степаненкова, Э. Физическое воспитание в детском саду [Текст]:
Программа и методические рекомендации / Э. Степаненкова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2008 - 96 с.
57. Студеникин, В.М. Психомоторное, эмоциональное и социальное развитие детей раннего возраста: роль правильного формирования санитарно - гигиенических навыков [Текст] // В.М. Студеникин. - М.: Cons Med, Педиатрия. - 2008. - № 2. - С. 78-80.
58. Теряева, С.В. Организация коммуникативного пространства на основе доверительных отношений в системе «педагоги-дети-родители» [Текст]: Монография / С.В. Теряева. - Нижневартовск., 2010. - 77 с.
59. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] //
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. 1995. - 291 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г.
61. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
62. Филиппова, Т.Г. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке [Текст]: метод. пособие. - СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 80 с.
63. Цеева, Л.Х. Формирование социально-личностного опыта дошкольников в игровой деятельности // Л.Х. Цеева, Р.К. Симбулетова // Концепт. - 2014. - № 07 (июль). - ART 14173. - 0,4 п. л. - [Электронный ресурс] // URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14173.htm. (дата обращения 12.08.2017).
64. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] // Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - СПб.:Детство-Пресс, 2008. - 384 с.
65. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: учеб.-метод. пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. - 88 с.
66.Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей [Текст] // Избр. психологические труды. Д.Б. Эльконин. - М.,1989. - С. 301-305.