ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Учение о криминогенной ситуации 7
1.1 Представление человека о «криминогенной ситуации» и виды
криминогенных ситуаций в общественном месте 7
1.2 Психология поведения жертвы в опасных ситуациях криминогенного
характера в общественных местах 20
1.3 Влияние предмета ОБЖ в формировании у обучающихся безопасного
поведения в общественных местах криминогенного характера 28
1.4 Профилактическая деятельность делинквентного поведения подростков в
условиях криминогенной ситуации 32
Вывод по 1 главе 38
Глава 2. Научно-исследовательская деятельность в области преподавания безопасного поведения в условиях криминогенности 40
2.1 Оценка сформированности знаний по безопасному поведению у
обучающихся 40
2.2 Прогнозы развития опасных ситуаций криминогенного характера с
участием обучающихся 45
2.3 Методическая разработка занятий по развитию безопасного поведения в
общественных местах в условиях криминогенности 47
Вывод по 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Вопреки всевозможным исследованиям динамики распространения преступности в отдельно взятые периоды развития страны, следует отметить, что преступность как негативное социальное явление всегда присутствовала в обществе почти в равной мере: и двадцать, и тридцать лет назад, и двумя- тремя столетиями ранее криминал был в одинаковой степени распространен. Мнение о том, что в последние десятилетия в России, например, наблюдается небывалый рост криминала, отчасти является стереотипом и легко опровергается доступной теперь архивной статистикой советского периода. Таким образом, проблема социальной безопасности была актуальна всегда, но только сейчас эта проблема доводится до общества. Именно потому, что о криминале начали говорить СМИ, и возник стереотип «о небывалом росте» преступности в последние десятилетия.
Социальная безопасность как важнейший аспект безопасности жизнедеятельности является предметом как криминологии, так и психологосоциологических наук. С криминогенными ситуациями современному человеку приходится сталкиваться все чаще, причем в общественных местах. Это связано с некоторым ростом напряженности в обществе, с обострением социально-экономических проблем. Проявление агрессии становится распространенной моделью поведения, и эту модель перенимает, прежде всего, подрастающее поколение.
Ребенок характеризуется повышенной виктимностью, поэтому очень часто может оказаться в эпицентре криминогенных проблем. Поэтому обучение безопасному поведению в различных опасных ситуациях является важным аспектом учебно-воспитательного процесса, причем не только в образовательном учреждении, но и в семье. Проблема развития системы обучения безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций актуализируется, с одной стороны, повышенной виктимностью подрастающего поколения, с другой, - высокой вероятностью 3
делинквентного поведения детей, особенно подросткового возраста, что обычно усугубляет положение и приводит к самым непредсказуемым последствиям.
Следовательно, тема работы является актуальной и требует комплексного подхода к изучению. Основные термины, которые рассматриваются в рамках данной работы: «криминогенная ситуация», «преступление», «безопасное поведение», «делинкветное поведение», «виктимология», «виктимное поведение».
Обучение детей безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций - достаточно новое явление в отечественном образовании. Процесс приобрел актуальность с введением в школах предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). При разработке курса ОБЖ сначала упор делался на проблему экологической безопасности и оказания первой медицинской помощи. На проблемы социальной безопасности обратили внимание немного позднее, благодаря методической работе И.К. Топорова. Данный исследователь указал на необходимость внедрения в курс ОБЖ на всех этапах его реализации обучение безопасному поведению на улице в контексте общения с незнакомыми людьми. Следует отметить высокую продуктивность данного внедрения: дети становятся намного осторожнее, у современного школьника уже не столь легко, как раньше, вызвать доверие.
В дальнейшем аспект социальной безопасности в системе преподавания ОБЖ в школе был только усилен. Огромный вклад в разработку системы обучения безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций внесли такие исследователи и педагоги-практики, как: Н.П. Абаскалова, С.В. Абрамова, Л.А. Акимова, Л.П. Анастасова, С.В. Петров, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Б.О. Хренников. Л.В. Шампаровой предложено обучать безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций с помощью кейс-технологий.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) отводит значительную роль обучению школьников безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций в преподавании ОБЖ на всех этапах школьного образования [1].
Таким образом, на текущий момент созданы все педагогические условия для обучения школьников безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций. Вместе с тем в педагогической практике приходится сталкиваться с проблемой методического обеспечения процесса. Учителя чаще всего ограничиваются инструктажами и не развивают в школьнике необходимых компетенций, которые позволили бы им не попасть в опасные ситуации криминогенного характера в общественных местах. Любой инструктаж школьник может запросто забыть, необходимы активные методы обучения, например, игровые.
Объект исследования - педагогический процесс в образовательной организации.
Предмет - методика обучения безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций.
Целью данного исследования служит систематизация знаний и разработка методических рекомендаций по улучшению обучения безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций в общественных местах для успешной подготовки школьников к повседневной жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники об опасных криминогенных ситуация в общественных местах;
2. Исследовать и проанализировать уровень сформированности знаний по безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций у обучающихся и процесс их формирования;
3. Усовершенствовать методическую разработку занятий по развитию безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуация в общественных местах.
Методы: анализ нормативно-правовой документации, научной,
учебной и методической литературы; обобщение и систематизация научного, учебного и методического материала по теме исследования; наблюдение; методическая разработка.
Базу исследования составили: ФГОС, труды по криминологии (В.А. Ананич, В.Н. Бурлаков, В.В. Гафнер, А.И. Долгова, И.Я. Козаченко, В.В. Лунеев), по виктимологии (И.Г. Малкина-Пых, Д.К. Ривман, М.А. Одинцова, В.И. Полубинский), по методике преподавания ОБЖ (Н.П. Абаскалова, С.В. Абрамова, Л.А. Акимова, М.А. Картавых, В.С. Кузнецов, О.Б. Логинова, А.А. Михайлов, С.В. Петров, М. Рулев, И.К. Топоров, И. Шагинян, Л.В. Шампарова), по психологии подросткового возраста (Н.Н. Савина, Е.Р. Чернобродов), учебники по ОБЖ (комплексы Л.П. Анастасовой, В.Н. Латчук, А.Т. Смирнова, М.П. Фролова).
Данная работа была посвящена поиску продуктивных аспектов методологии обучения безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций для успешной подготовки школьников к повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели были решены задачи теоретического, аналитического и практического характера, отвечающие объекту и предмету исследования.
На теоретическом уровне были проанализированы подходы к интерпретации понятия «криминогенная ситуация», представления о такой ситуации в обществе, виды криминогенных ситуаций. Было выявлено, что криминогенные ситуации в общественных местах всегда предшествуют акту совершения преступления, но вместе с тем не являются причиной возникновения преступных замыслов, а служат условиями их реализации. Было выявлено множество подходов к классификации криминогенных ситуаций. Однако за основу был взят подход, позволяющий разделить все криминогенные ситуации на очевидные и неочевидные (для потенциальной жертвы).
Также на теоретическом уровне был выявлен психологический аспект поведения жертвы в опасных ситуациях криминогенного характера в общественных местах. Было установлено, что жертва может проявлять как виктимное, так и защитительное поведение. Дети относятся к категории лиц с повышенной виктимностью, что обуславливает необходимость более глубокой работы по формированию у них представлений о безопасности. Тем не менее дети подросткового возраста в силу особенностей своего развития могут проявлять делинквентное поведение в криминогенных ситуациях. Кроме того, подростки часто сами становятся создателями таких ситуаций, превращаясь потенциальных преступников. На данном этапе мы проанализировали основные задачи и направления профилактики делинквентного поведения подростков в условиях криминогенной ситуации. Профилактика заключается в систематической педагогической работе с детьми.
На аналитическом этапе исследования мы выявили уровень сформированности знаний по безопасному поведению у обучающихся. Данный уровень был разделен на аспекты - уровни отдельных знаний: об общественных местах и признаках их криминогенности, о криминогенных ситуациях, их сущности и видах, об общественных местах с повышенной криминогенностью, о правилах поведения в условиях возникновения неочевидной криминогенной ситуации, о правилах поведения в условиях очевидной криминогенной ситуации и о моделях поведения в условиях возникновения очевидных криминогенных ситуаций с высокой степенью опасности. В ходе проведенной диагностической работы было выявлено, что по каждому аспекту обучающиеся показывают недостаточные знания. Это позволило нам оценить общую ситуацию с компетенциями обучающихся как критическую и разработать методические занятия по ОБЖ и сделать план- конспект итогового занятия по ОБЖ в игровой форме.
На практическом этапе исследования был проанализирован процесс формирования знаний и умений обучающихся по безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций. Было выявлено, что данный процесс нуждается в корректировке, прежде всего, на методическом уровне. И мы провели анализ авторских рабочих программ по ОБЖ совместно с ФГОС. Большинство занятий на данную тему должны строиться на основе активных форм и методов обучения. Мы предложили использовать игру как достаточно продуктивную технологию, позволяющую полностью решить поставленную задачу по формированию у обучающихся основ безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
На завершающем этапе исследования нами были проанализировали возможности предмета ОБЖ в развитии у обучающихся безопасного поведения в общественных местах криминогенного характера, а также аспекты совместной работы учителя ОБЖ и родителей по формированию у обучающихся безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций.
В результате можно сделать вывод о том, что проблема формирования знаний о безопасности в криминогенных ситуациях является наиболее актуальной, но ее разрешение не должно оставаться исключительно целью учителей ОБЖ. В решении данной педагогической задачи должны принимать активное участие все субъекты образовательного процесса. Только в случае совместной, отлаженной работы можно будет достичь значимых и видимых результатов.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» / Издан 30 августа 2013 г. (в ред. 13 декабря 2013 г.) // № 1015. 01.01.2016. Собрание законодательства РФ.
Научно-методическая литература
2. Абаскалова Н.П., Акимова Л.А., Петров С.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. Новосибирск: АРТА, 2011. 302 с.
3. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. 244 с.
4. Акимова Л.А. Формирование знаний о криминогенных ситуаций у учащихся как основа организации безопасной жизнедеятельности и снижения виктимности / Л.А. Акимова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2016. № 3. С. 33-36.
5. Ананич В.А. Введение в криминологию: лекции / В.А. Ананич. Минск: Академия МВД, 2014. 159 с.
6. Бурлаков В.Н. Криминология: прогнозирование и планирование борьбы с преступностью, виды преступлений, преступность в России: учебное пособие. СПб.: Питер пресс, 2013. 303 с.
7. Долгова А.И. Криминология / А.И. Долгова. М.: Норма: Инфра-М, 2013. 383 с.
8. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых // ОБЖ. Основы безопасности жизни. М.: Русский журнал, 2009. № 4. С. 14-21.
9. Криминология: Учебник / И.Я. Козаченко, К.В. Корсаков. М.: НОРМА- ИНФРА-М, 2011. 304 с.
10. Кузнецов В.С. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. (Учеба преподавателя) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2008. № 12. С. 34-38.
11. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. ФГОС: что нужно знать педагогу, что родителям / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. М.: Русский журнал, 2012. № 11. С. 14-20.
12. Лунев В.В. Криминология: учебник / В.В. Лунеев. М.: Юрайт, 2014. 686 с.
13. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы». М.: Эксмо, 2010. 1150 с.
14. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ. 5-9 кл. / А.А. Михайлов. М.: Дрофа, 2009. 80 с.
15. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ. 10-11 кл. / А.А. Михайлов. М.: Дрофа, 2010. 77 с...