ТЕРРОРИЗМ И РАБОТА ПО ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ТЕРРОРИЗМА 6
1.1. Терроризм, его понятие и сущность 6
1.2. Причины вовлечения молодежи в террористическую деятельность 10
1.3. Направления профилактики терроризма в молодежной среде 12
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 18
2.1. Роль учителя безопасности жизнедеятельности в профилактике
терроризма 18
2.2. Методические рекомендации, направленные на совершенствование
работы МКОУ «Талицкая СОШ №55» по профилактике терроризма 24
2.3. Анализ эффективности методических рекомендаций по профилактике
терроризма среди обучающихся МКОУ «Талицкая СОШ №55» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ТЕРРОРИЗМА 6
1.1. Терроризм, его понятие и сущность 6
1.2. Причины вовлечения молодежи в террористическую деятельность 10
1.3. Направления профилактики терроризма в молодежной среде 12
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 18
2.1. Роль учителя безопасности жизнедеятельности в профилактике
терроризма 18
2.2. Методические рекомендации, направленные на совершенствование
работы МКОУ «Талицкая СОШ №55» по профилактике терроризма 24
2.3. Анализ эффективности методических рекомендаций по профилактике
терроризма среди обучающихся МКОУ «Талицкая СОШ №55» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
На сегодняшний день, как в Российской Федерации, так и во всём мире, наиболее опасной проблемой для личности, общества и государства является терроризм, отличительной особенностью которого является то, что для достижения поставленных целей радикальные объединения активно используют факторы психологического воздействия на общество (страх, ужас) и, зачастую, прибегают к физической расправе, к смерти неповинных людей [20]. Для совершения террористических актов, террористы выбирают наименее защищенные объекты, в число которых входят и образовательные организации. Согласно статистическим данным, на территории Российской Федерации число зарегистрированных террористических актов возросло с 654 в 2009 году, до 1871 в 2017 году, но по сравнению с предыдущим 2016 годом (2227 преступлений) сократилось на 19 % [4].
Актуальность выбранной темы состоит в том, что исходя из психологических особенностей возраста подрастающего поколения, таких как: стремление к героизму, получению новых ярких эмоций, поиску своего предназначения и многих других, террористические объединения активно распространяют радикальные идеи в молодежной среде с целью привлечения в свои ряды. Ориентация террористов на молодежь, как ключевой объект агитационного воздействия, приводит к необходимости к организации работы, направлено на профилактику терроризма в молодежной среде на всех уровнях, начиная от семьи и образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования и заканчивая органами государственной власти.
Ключевым элементом в профилактике терроризма среди подрастающего поколения являются образовательные организации общего образования. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего и среднего полного общего образования у обучающихся в процессе организации учебно - воспитательного процесса должны быть сформированы: знания об основных опасностях социального характера, в число которых ключевая роль отводится терроризму, роль государства и действующего законодательства в обеспечении безопасности и защиты населения от опасности террористической деятельности, а также сформирована устойчивая антитеррористи- ческая личностная позиция, основой которой является осознанное понимание обучающихся в непринятии деятельности террористов [18, 19]. Достижение поставленных целей возможно посредством организации системной работы всех элементов образовательной организации (руководства, учителей - предметников, вспомогательного персонала), где в ходе урочной и внеурочной деятельности происходит формирование у обучающихся антитеррористической личностной позиции. Основная роль в образовательной организации по профилактике терроризма отводится учителю безопасности жизнедеятельности, который имеет широкие возможности для достижения поставленной цели при изучении тем, посвященных явлению терроризма, в урочное время и организации внеурочных мероприятий.
Исходя из значимости осуществления работы по профилактике терроризма в образовательной организации, нами был проанализирован план данной работы в МКОУ «Талицкая СОШ №55» . В ходе анализа нами было выявлено, что существующий в образовательной организации план работы, направленный на профилактику терроризма, недостаточно эффективен из-за отсутствия системной работы. Исходя из этого, возникает необходимость разработки методических рекомендаций, направленных на осуществление работы по профилактике терроризма в образовательной организации.
Проблема исследования заключается в том, как возможно организовать работу по профилактике терроризма в образовательной организации с наибольшей эффективностью.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: терроризм и его профилактика в образовательной организации.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по профилактике терроризма в образовательной организации и проверить их эффективность.
Задачи исследования:
• изучить нормативно - правовые акты по терроризму, литературные источники по работе образовательной организации, направленной на профилактику терроризма;
• провести анализ деятельности учителя основ безопасности жизнедеятельности по организации профилактики терроризма;
• разработать и проверить эффективность методических рекомендаций, направленных на организацию работы образовательной организации по профилактике терроризма.
База исследования: МКОУ «Талицкая СОШ №55».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы «Теоретические основы профилактики терроризма», второй главы «Разработка методики по профилактике терроризма в образовательной организации», заключения, списка литературы, приложения.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что исходя из психологических особенностей возраста подрастающего поколения, таких как: стремление к героизму, получению новых ярких эмоций, поиску своего предназначения и многих других, террористические объединения активно распространяют радикальные идеи в молодежной среде с целью привлечения в свои ряды. Ориентация террористов на молодежь, как ключевой объект агитационного воздействия, приводит к необходимости к организации работы, направлено на профилактику терроризма в молодежной среде на всех уровнях, начиная от семьи и образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования и заканчивая органами государственной власти.
Ключевым элементом в профилактике терроризма среди подрастающего поколения являются образовательные организации общего образования. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего и среднего полного общего образования у обучающихся в процессе организации учебно - воспитательного процесса должны быть сформированы: знания об основных опасностях социального характера, в число которых ключевая роль отводится терроризму, роль государства и действующего законодательства в обеспечении безопасности и защиты населения от опасности террористической деятельности, а также сформирована устойчивая антитеррористи- ческая личностная позиция, основой которой является осознанное понимание обучающихся в непринятии деятельности террористов [18, 19]. Достижение поставленных целей возможно посредством организации системной работы всех элементов образовательной организации (руководства, учителей - предметников, вспомогательного персонала), где в ходе урочной и внеурочной деятельности происходит формирование у обучающихся антитеррористической личностной позиции. Основная роль в образовательной организации по профилактике терроризма отводится учителю безопасности жизнедеятельности, который имеет широкие возможности для достижения поставленной цели при изучении тем, посвященных явлению терроризма, в урочное время и организации внеурочных мероприятий.
Исходя из значимости осуществления работы по профилактике терроризма в образовательной организации, нами был проанализирован план данной работы в МКОУ «Талицкая СОШ №55» . В ходе анализа нами было выявлено, что существующий в образовательной организации план работы, направленный на профилактику терроризма, недостаточно эффективен из-за отсутствия системной работы. Исходя из этого, возникает необходимость разработки методических рекомендаций, направленных на осуществление работы по профилактике терроризма в образовательной организации.
Проблема исследования заключается в том, как возможно организовать работу по профилактике терроризма в образовательной организации с наибольшей эффективностью.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: терроризм и его профилактика в образовательной организации.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по профилактике терроризма в образовательной организации и проверить их эффективность.
Задачи исследования:
• изучить нормативно - правовые акты по терроризму, литературные источники по работе образовательной организации, направленной на профилактику терроризма;
• провести анализ деятельности учителя основ безопасности жизнедеятельности по организации профилактики терроризма;
• разработать и проверить эффективность методических рекомендаций, направленных на организацию работы образовательной организации по профилактике терроризма.
База исследования: МКОУ «Талицкая СОШ №55».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы «Теоретические основы профилактики терроризма», второй главы «Разработка методики по профилактике терроризма в образовательной организации», заключения, списка литературы, приложения.
Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка методических рекомендаций по профилактике терроризма в образовательной организации и проверке их эффективности.
Результаты научного исследования соответствуют поставленным задачам: изучены и проанализированы нормативно - правовые акты по терроризму, литературные источники по осуществлению работы образовательной организации, направленной на профилактику терроризма; проведен анализ деятельности учителя безопасности жизнедеятельности по организации профилактики терроризма, а также разработана и проверена эффективность методических рекомендаций, направленных на организацию работы образовательной организации по профилактике терроризма.
На сегодняшний день, как в Российской Федерации, так и во всем мире одной из основных угроз для личности, общества и государства является терроризм. Только на территории России за 2017 год произошло 1871 преступление террористического характера [2]. Особую угрозу для национальной безопасности России приобретает нацеленность террористических объединений на вовлечение в свои ряды молодежи, посредством использования возрастных особенностей подрастающего поколения, таких как стремление к героизму, получение новых ярких эмоций, поиск своего предназначения и многих других.
Нацеленность террористов на молодежь, как ключевой объект агитационного воздействия, приводит к необходимости организации работы по профилактике терроризма и формированию антитеррористической личностной позиции на всех уровнях, начиная от семьи и образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования и заканчивая органами государственной власти. Важную роль в профилактике терроризма среди подрастающего поколения играют образовательные организации, где ключевое значение отводится учителю безопасности жизнедеятельности, как специалисту располагающему возможностями в урочное и внеурочное время вносить вклад в достижение поставленной цели, в формирование безопасного поведения у обучающихся.
Исходя из значимости осуществления работы по профилактике терроризма в образовательной организации, нами были предложены методические рекомендации, основанные на построении последовательной, систематической работы, в которую включены: руководство, вспомогательный персонал, учителя - предметники, а также обучающиеся и их родители. Разработанные методические рекомендации были внедрены и апробированы на базе МКОУ «Талицкая СОШ №55», где в ходе анализа деятельности образовательной организации по профилактике терроризма была выявлена неэффективность и недостаточность проводимых мероприятий для достижения цели.
Предложенные методические рекомендации основаны на ведении активной деятельности по профилактике терроризма в урочное время, посредством проведения уроков на разных предметных линиях (основы безопасности жизнедеятельности, история и обществознание, основы духовно - нравственной культуры народов России) по рассмотрению явления терроризма, его профилактики в молодежной среде и ответственности за осуществление террористической деятельности, а также во внеурочное время, посредством проведения мероприятий патриотической, познавательной и воспитательной направленности. Предлагаемые мероприятия направлены не только на приобретение обучающимися знаний о явлении терроризм, деятельности террористических организаций, уголовной ответственности за реализацию данной деятельности, но и на формирование антитеррористической личностной позиции у обучающихся, основанной на отрицательном отношении к любым проявлениям терроризма.
Для анализа эффективности разработанных методических рекомендаций по осуществлению работы образовательной организации, направленной на профилактику терроризма, на базе экспериментального 11 «А» класса МКОУ «Талицкая СОШ №55» было проведено анкетирование до и после внедрения методических рекомендаций. На основании полученных данных обучающиеся были разделены на три группы: обучающиеся со сформированной антитерро- ристической личностной позицией, с безразличным и радикальным отношением к межнациональному взаимодействию. На основании полученных данных нами было выявлено, что количество обучающихся, у которых положено начало формирования антитеррористической личностной позиции, возросло с 11 до 19 человек, тогда как в группах обучающихся, отнесенных к безразличному типу отношения к межнациональному взаимодействию, сократилось с 10 до 5 человек, а число обучающихся с мировоззрением близким к террористическому с 4 до 1 человека, соответственно. Исходя из результатов анкетирования, можно заключить, что предложенные, в рамках исследовательской работы, методические рекомендации по профилактике терроризма в образовательной организации являются эффективными.
Таким образом, считаем, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Результаты научного исследования соответствуют поставленным задачам: изучены и проанализированы нормативно - правовые акты по терроризму, литературные источники по осуществлению работы образовательной организации, направленной на профилактику терроризма; проведен анализ деятельности учителя безопасности жизнедеятельности по организации профилактики терроризма, а также разработана и проверена эффективность методических рекомендаций, направленных на организацию работы образовательной организации по профилактике терроризма.
На сегодняшний день, как в Российской Федерации, так и во всем мире одной из основных угроз для личности, общества и государства является терроризм. Только на территории России за 2017 год произошло 1871 преступление террористического характера [2]. Особую угрозу для национальной безопасности России приобретает нацеленность террористических объединений на вовлечение в свои ряды молодежи, посредством использования возрастных особенностей подрастающего поколения, таких как стремление к героизму, получение новых ярких эмоций, поиск своего предназначения и многих других.
Нацеленность террористов на молодежь, как ключевой объект агитационного воздействия, приводит к необходимости организации работы по профилактике терроризма и формированию антитеррористической личностной позиции на всех уровнях, начиная от семьи и образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования и заканчивая органами государственной власти. Важную роль в профилактике терроризма среди подрастающего поколения играют образовательные организации, где ключевое значение отводится учителю безопасности жизнедеятельности, как специалисту располагающему возможностями в урочное и внеурочное время вносить вклад в достижение поставленной цели, в формирование безопасного поведения у обучающихся.
Исходя из значимости осуществления работы по профилактике терроризма в образовательной организации, нами были предложены методические рекомендации, основанные на построении последовательной, систематической работы, в которую включены: руководство, вспомогательный персонал, учителя - предметники, а также обучающиеся и их родители. Разработанные методические рекомендации были внедрены и апробированы на базе МКОУ «Талицкая СОШ №55», где в ходе анализа деятельности образовательной организации по профилактике терроризма была выявлена неэффективность и недостаточность проводимых мероприятий для достижения цели.
Предложенные методические рекомендации основаны на ведении активной деятельности по профилактике терроризма в урочное время, посредством проведения уроков на разных предметных линиях (основы безопасности жизнедеятельности, история и обществознание, основы духовно - нравственной культуры народов России) по рассмотрению явления терроризма, его профилактики в молодежной среде и ответственности за осуществление террористической деятельности, а также во внеурочное время, посредством проведения мероприятий патриотической, познавательной и воспитательной направленности. Предлагаемые мероприятия направлены не только на приобретение обучающимися знаний о явлении терроризм, деятельности террористических организаций, уголовной ответственности за реализацию данной деятельности, но и на формирование антитеррористической личностной позиции у обучающихся, основанной на отрицательном отношении к любым проявлениям терроризма.
Для анализа эффективности разработанных методических рекомендаций по осуществлению работы образовательной организации, направленной на профилактику терроризма, на базе экспериментального 11 «А» класса МКОУ «Талицкая СОШ №55» было проведено анкетирование до и после внедрения методических рекомендаций. На основании полученных данных обучающиеся были разделены на три группы: обучающиеся со сформированной антитерро- ристической личностной позицией, с безразличным и радикальным отношением к межнациональному взаимодействию. На основании полученных данных нами было выявлено, что количество обучающихся, у которых положено начало формирования антитеррористической личностной позиции, возросло с 11 до 19 человек, тогда как в группах обучающихся, отнесенных к безразличному типу отношения к межнациональному взаимодействию, сократилось с 10 до 5 человек, а число обучающихся с мировоззрением близким к террористическому с 4 до 1 человека, соответственно. Исходя из результатов анкетирования, можно заключить, что предложенные, в рамках исследовательской работы, методические рекомендации по профилактике терроризма в образовательной организации являются эффективными.
Таким образом, считаем, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Антикоррупционные стандарты поведения в образовательных организациях
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Эффекты и эффективность СМК в профилактике экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Разработка программы профилактики наркомании в профессиональных образовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Разработка программы профилактики наркомании в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика деструктивных проявлений конфессиональных
отношений в образовательной среде
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА МОББИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение безопасности и противодействие терроризму в средних общеобразовательных учреждениях (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020





