Педагогические приемы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике 6
1.2. Психологические особенности самооценки у детей
дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические приемы формирования самооценки у
дошкольников 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Педагогическая диагностика самооценки у старших
дошкольников 33
2.2. Практика формирования самооценки у старших
дошкольников в разных видах деятельности 41
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике 6
1.2. Психологические особенности самооценки у детей
дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические приемы формирования самооценки у
дошкольников 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Педагогическая диагностика самооценки у старших
дошкольников 33
2.2. Практика формирования самооценки у старших
дошкольников в разных видах деятельности 41
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
Дошкольный возраст - это время когда начинает формироваться личность. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Одной из центральных задач развития личности является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе.
Проблема формирования самооценки ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка-дошкольника является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника. Именно самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.
Проблемой формирования самооценки исследовали такие ученые как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.И. Божович, О.А. Шаграева, А.И. Липкина, А.В. Захарова, А.Ф.Лазурский, Л.В.Бороздина, М.И. Лисина, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и многие другие авторы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «образовательная программа должна быть направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития...», где к центральному новообразованию личности относится самооценка. Формирование самооценки происходит в процессе межличностного взаимодействия, поэтому образовательная среда дошкольного учреждения оказывает значительное влияние на формирование самооценки растущей личности.
В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты и проявление самостоятельности, инициативности в разных видах детской деятельности. Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Старший дошкольник сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности. В формировании детских оценок и самооценок большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками. Оценочные рассуждения педагогов действий и результатов детей-дошкольников позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в формировании детской оценки и самооценки.
Таким образом, актуальность исследования позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы следующим образом: «Педагогические приемы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические приемы, направленные на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и практической апробации педагогических приемов формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть возрастные психологические особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3.Определить педагогические приемы по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и провести методики самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать на практике педагогические приемы по формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
6. Осуществить сравнительный анализ результатов диагностики
самооценки старших дошкольников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы); эмпирические методы исследования (педагогическое наблюдение, тест, опрос), методы математической статистики.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 48 «Чайка» Малышевского городского округа. В исследовании участвовали 20 детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема формирования самооценки ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка-дошкольника является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника. Именно самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.
Проблемой формирования самооценки исследовали такие ученые как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.И. Божович, О.А. Шаграева, А.И. Липкина, А.В. Захарова, А.Ф.Лазурский, Л.В.Бороздина, М.И. Лисина, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и многие другие авторы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «образовательная программа должна быть направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития...», где к центральному новообразованию личности относится самооценка. Формирование самооценки происходит в процессе межличностного взаимодействия, поэтому образовательная среда дошкольного учреждения оказывает значительное влияние на формирование самооценки растущей личности.
В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты и проявление самостоятельности, инициативности в разных видах детской деятельности. Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Старший дошкольник сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности. В формировании детских оценок и самооценок большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками. Оценочные рассуждения педагогов действий и результатов детей-дошкольников позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в формировании детской оценки и самооценки.
Таким образом, актуальность исследования позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы следующим образом: «Педагогические приемы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические приемы, направленные на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и практической апробации педагогических приемов формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть возрастные психологические особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3.Определить педагогические приемы по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и провести методики самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать на практике педагогические приемы по формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
6. Осуществить сравнительный анализ результатов диагностики
самооценки старших дошкольников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы); эмпирические методы исследования (педагогическое наблюдение, тест, опрос), методы математической статистики.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 48 «Чайка» Малышевского городского округа. В исследовании участвовали 20 детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Дошкольный возраст - это время когда начинает формироваться личность. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Одной из центральных задач развития личности является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе. Именно самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическое обоснование самооценки, можно сделать вывод, что на современном этапе развития в работах отечественных и зарубежных ученых существует большое количество определений самооценки и различные ее классификации. В исследовании под термином «самооценка» понимается отражение знаний о себе, мера довольства собой.
Уже в раннем детстве проявляются различные факторы формирования самооценки: отношение окружающих, любовь и уважение со стороны родителей, воспитателей, сверстников, а так же социальная роль. Сравнивая мнение о себе окружающих людей, ребенок формирует оценку себя. Посредством положительных высказываний, с помощью которых окружающие проявляют свое отношение к личности ребенка, к его поступкам, закладывается фундамент самооценки старшего дошкольника. Ребенок осознает, что его действия, внешность, поведение оценивают окружающие и старается их корректировать.
Изучая особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы использовали методику изучения самооценки качеств личности Т. Дембо- С. Рубинштейна, тест «Оцени себя» и методику В.Г. Щур «Лесенка» для выявления уровня самооценки воспитанников 6-7 лет.
Получив результаты начального этапа диагностики, были реализованы педагогические приемы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детского сада комбинированного вида № 48 «Чайка» Малышевского городского округа было апробировано несколько приемов работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию самооценки, таких как: ситуацию успеха, положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения; указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения; анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения; разъяснение ребенку причин возникновения ошибок, как возможных ситуаций в ходе обучения; обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения, выражение уверенности в том, что у него все получится; опора на положительные стороны деятельности дошкольника; поддержка проявлений самоконтроля и самооценки в разных видах деятельности.
Данные приемы позволили раскрыться дошкольникам, реализовать свои потребности, самоутвердиться, что является стимулом всестороннего развития личности, что подтверждают результаты диагностики самооценки дошкольников. Формирование адекватной самооценки требует взаимодействия воспитателей и родителей, дружелюбной атмосферы детской образовательной организации, единого образовательного пространства для своевременной коррекции самооценки дошкольников старшего возраста.
Проанализировав полученные результаты педагогической диагностики, пришли к выводу, что предложенные нами педагогические приемы положительно влияют на повышение самооценки детей дошкольного возраста. Цели и задачи опытно-поисковой работы в целом реализованы.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическое обоснование самооценки, можно сделать вывод, что на современном этапе развития в работах отечественных и зарубежных ученых существует большое количество определений самооценки и различные ее классификации. В исследовании под термином «самооценка» понимается отражение знаний о себе, мера довольства собой.
Уже в раннем детстве проявляются различные факторы формирования самооценки: отношение окружающих, любовь и уважение со стороны родителей, воспитателей, сверстников, а так же социальная роль. Сравнивая мнение о себе окружающих людей, ребенок формирует оценку себя. Посредством положительных высказываний, с помощью которых окружающие проявляют свое отношение к личности ребенка, к его поступкам, закладывается фундамент самооценки старшего дошкольника. Ребенок осознает, что его действия, внешность, поведение оценивают окружающие и старается их корректировать.
Изучая особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы использовали методику изучения самооценки качеств личности Т. Дембо- С. Рубинштейна, тест «Оцени себя» и методику В.Г. Щур «Лесенка» для выявления уровня самооценки воспитанников 6-7 лет.
Получив результаты начального этапа диагностики, были реализованы педагогические приемы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детского сада комбинированного вида № 48 «Чайка» Малышевского городского округа было апробировано несколько приемов работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию самооценки, таких как: ситуацию успеха, положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения; указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения; анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения; разъяснение ребенку причин возникновения ошибок, как возможных ситуаций в ходе обучения; обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения, выражение уверенности в том, что у него все получится; опора на положительные стороны деятельности дошкольника; поддержка проявлений самоконтроля и самооценки в разных видах деятельности.
Данные приемы позволили раскрыться дошкольникам, реализовать свои потребности, самоутвердиться, что является стимулом всестороннего развития личности, что подтверждают результаты диагностики самооценки дошкольников. Формирование адекватной самооценки требует взаимодействия воспитателей и родителей, дружелюбной атмосферы детской образовательной организации, единого образовательного пространства для своевременной коррекции самооценки дошкольников старшего возраста.
Проанализировав полученные результаты педагогической диагностики, пришли к выводу, что предложенные нами педагогические приемы положительно влияют на повышение самооценки детей дошкольного возраста. Цели и задачи опытно-поисковой работы в целом реализованы.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕЛЮБНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КАРДМЕЙКИНГА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019



