ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике 6
1.2. Психологические особенности самооценки у детей
дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические приемы формирования самооценки у
дошкольников 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Педагогическая диагностика самооценки у старших
дошкольников 33
2.2. Практика формирования самооценки у старших
дошкольников в разных видах деятельности 41
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
Дошкольный возраст - это время когда начинает формироваться личность. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Одной из центральных задач развития личности является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе.
Проблема формирования самооценки ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка-дошкольника является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника. Именно самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.
Проблемой формирования самооценки исследовали такие ученые как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.И. Божович, О.А. Шаграева, А.И. Липкина, А.В. Захарова, А.Ф.Лазурский, Л.В.Бороздина, М.И. Лисина, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и многие другие авторы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «образовательная программа должна быть направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития...», где к центральному новообразованию личности относится самооценка. Формирование самооценки происходит в процессе межличностного взаимодействия, поэтому образовательная среда дошкольного учреждения оказывает значительное влияние на формирование самооценки растущей личности.
В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты и проявление самостоятельности, инициативности в разных видах детской деятельности. Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Старший дошкольник сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности. В формировании детских оценок и самооценок большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками. Оценочные рассуждения педагогов действий и результатов детей-дошкольников позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в формировании детской оценки и самооценки.
Таким образом, актуальность исследования позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы следующим образом: «Педагогические приемы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические приемы, направленные на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и практической апробации педагогических приемов формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть возрастные психологические особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3.Определить педагогические приемы по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и провести методики самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать на практике педагогические приемы по формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
6. Осуществить сравнительный анализ результатов диагностики
самооценки старших дошкольников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы); эмпирические методы исследования (педагогическое наблюдение, тест, опрос), методы математической статистики.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 48 «Чайка» Малышевского городского округа. В исследовании участвовали 20 детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Дошкольный возраст - это время когда начинает формироваться личность. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Одной из центральных задач развития личности является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе. Именно самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическое обоснование самооценки, можно сделать вывод, что на современном этапе развития в работах отечественных и зарубежных ученых существует большое количество определений самооценки и различные ее классификации. В исследовании под термином «самооценка» понимается отражение знаний о себе, мера довольства собой.
Уже в раннем детстве проявляются различные факторы формирования самооценки: отношение окружающих, любовь и уважение со стороны родителей, воспитателей, сверстников, а так же социальная роль. Сравнивая мнение о себе окружающих людей, ребенок формирует оценку себя. Посредством положительных высказываний, с помощью которых окружающие проявляют свое отношение к личности ребенка, к его поступкам, закладывается фундамент самооценки старшего дошкольника. Ребенок осознает, что его действия, внешность, поведение оценивают окружающие и старается их корректировать.
Изучая особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы использовали методику изучения самооценки качеств личности Т. Дембо- С. Рубинштейна, тест «Оцени себя» и методику В.Г. Щур «Лесенка» для выявления уровня самооценки воспитанников 6-7 лет.
Получив результаты начального этапа диагностики, были реализованы педагогические приемы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детского сада комбинированного вида № 48 «Чайка» Малышевского городского округа было апробировано несколько приемов работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию самооценки, таких как: ситуацию успеха, положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения; указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения; анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения; разъяснение ребенку причин возникновения ошибок, как возможных ситуаций в ходе обучения; обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения, выражение уверенности в том, что у него все получится; опора на положительные стороны деятельности дошкольника; поддержка проявлений самоконтроля и самооценки в разных видах деятельности.
Данные приемы позволили раскрыться дошкольникам, реализовать свои потребности, самоутвердиться, что является стимулом всестороннего развития личности, что подтверждают результаты диагностики самооценки дошкольников. Формирование адекватной самооценки требует взаимодействия воспитателей и родителей, дружелюбной атмосферы детской образовательной организации, единого образовательного пространства для своевременной коррекции самооценки дошкольников старшего возраста.
Проанализировав полученные результаты педагогической диагностики, пришли к выводу, что предложенные нами педагогические приемы положительно влияют на повышение самооценки детей дошкольного возраста. Цели и задачи опытно-поисковой работы в целом реализованы.
1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980.- 486 с.
2. Басина, Е.З. Становление самооценки и образа Я [Текст] /под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М.: Педагогика, 1988. - С. 56-65.
3. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников [Текст] / О.В. Белановская. - Минск: Вышэйшая школа, 2004.¬102 с.
4. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С.31-38.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс - М.: Прогресс, 1986.-280 с.
6. Богданова, Н.А. Психологические трудности развития Я - идентичности младших школьников [Текст]: / автореф. дис. канд. псих. наук 19.00.13 / Н.А. Богданова Тульский гос. ун- т . - Калуга, 2000.- 42 с.
7. Богин, В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях ее решения [Текст] / В.Г Богин // Вопросы методологии. - 1999.- № 1-2. - C. 35-54.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.- 446 с.
9. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект [Текст] / А.К. Болотова // Вопросы психологии. -2006. - №.2. - С. 116-126.
10. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? [Текст] / Л.В. Бороздина // Психологический журнал.- 1992. - № 4. - С. 54- 55.
11. Варшава, Б.Е. Психологический словарь [Текст] / Б.Е. Варшава. - М.: Издательское товарищество «Академия», 2008.-122 с.
12. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка [Текст] / Е.Н. Васина // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 146 - 149.
13. Волков, Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст]: / учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Б.С. Волков. - М.: ТЦ Сфера. - 1991. -256 с.
14. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов [Текст] / сост. И.В. Дубровина [и др.]. - М.: Высш. шк., 2007. - С. 278-282.
15. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, М.И. Орлова. - М.: Педагогическое Общество России, 2004.- 512 с.
16. Гипперейтер, Ю.Б. О чувстве самоценности или самооценки ребенка [Текст] //Семейная психология и семейная терапия. - 1998. - №2. - С.115-123.
17. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - 800 с
18. Денисова, Р. Рефлексия как механизм личностного развития [Текст] / Р. Денисова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4. - С. 10 - 13.
19. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 1998. - 386 с.
20. Запорожец, А.В. Принцип развития в психологии [Текст] /
А.В. Запорожец. - М.: Прогресс, 1978. - 199 с.
21. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Захарова. - Минск: Харвест, 1993.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002.- 222 с.
23. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология [Текст] / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160с
24. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] / В. Квинн. - Санкт- Петербург: Питер, 2000.- 241 с.
25. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] /
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2005. -547 с.
26. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько - Минск: Харвест, 1997.- 480 с.
27. Красная, Е.В. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада [Текст] / Е.В. Красная,
В.Н. Панферов // Вопросы психологии. - 1990. № 7. - С. 59 - 65.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]:/ учеб.пособие для студентов высш.спец.учеб.заведений / И.Ю. Кулагина. - М.: Сфера, 2001. - 464с.
29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. [Текст] / И. Ю. Кулагина/ Развитие ребенка от рождения до 17 лет//. - М.: ТЦ Сфера,1997. - 176 с.
30. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев // Сравнительная психология и зоопсихология: хрестоматия [Текст] / сост. Г. В. Калягина. - СПб., 2001. - С. 21-49
31. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
32. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков,. В.П. Зинченко - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 347 с.
33. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы
и эмпирические исследования [Текст]:/ учебное пособие / Молчанова О.Н. - Москва: Флинта, 2010. -392 с.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ACADEMIA, 1999.- 456 с.
35. Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст] /Л.Ф. Обухова. -
М., 1995. - 352 с.
36. Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Академия, 1995. - 496 с.
37. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие [Текст] / под ред. А.И. Щербакова. - М.: Знание, 1987. - 255 с.
38. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2002. - 164 с.
39. Репина, Т.А. Психология дошкольника [Текст]: хрестоматия / Т.А. Репина. - М.: Академия, 1995. - 178 с.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 384 с.
41. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии [Текст] / К.Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - №2. - С. 224 - 234.
42. Слободчиков, В.И. , Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст]: учебное пособие / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков - М.: Школа-Пресс, 1995.¬383 с.
43. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972. - 303с.
44. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 247 с.
45. [Текст] От самооценки в игре - к познанию себя [Текст] / Л.И. Уманец // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 4. С. 20 - 21.
46. Уманец, Л.И. От самооценки в игре - к познанию себя [Текст] / Л.И. Уманец // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 4. С. 20 - 21.
47. Усова, А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре. в кн.: Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1966, с. 38-48.
48. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст]: практикум / Г.А. Урунтаева - М.: Академия, 1999. - 200 с.
49. Феннел, М. Как повысить самооценку [Текст] / М. Феннел. - М.: АСТ, 2005.- 288с.
50. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977.- 187 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] /Эльконин Д.Б. - М., 1960.-302 с.
52. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 1983. - № 8. С. 55- 61.
53. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику [Текст] / Н.Г. Яковлева. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.-112 с.