Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование адекватности самооценки у детей с умственной отсталостью с применением элементов психотерапевтических технологий

Работа №97977

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
АДЕКВАТНОСТИ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НЕЙРОТИПИЧНЫХ И С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 9
1.1. Определение основных понятий проблемы адекватности
самооценки у детей младшего школьного возраста: нейротипичных и с умственной отсталостью 9
1.2. Особенности формирования самооценки у нейротипичных детей
в младшем школьном возрасте 17
1.3. Особенности формирования самооценки у детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью 22
1.4. Обзор психодиагностического инструментария по изучению
самооценки у детей младшего школьного возраста: нейротипичных и с умственной отсталостью 25
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АДЕКВАТНОСТИ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 30
2.1. Характеристика базы исследования и психолого-педагогическая
характеристика испытуемых 30
2.2. Обоснование выбора диагностического инструментария для
проведения экспериментальной работы с испытуемыми 35
2.3. Условия проведения и анализ результатов констатирующего
этапа эксперимента 38
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕННОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДЕКВАТНОСТИ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 57
3.1. Обзор психотерапевтических технологий по коррекции
самооценки в детском возрасте 57
3.2. Обоснование выбора психотерапевтических технологий по
коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 64
3.3. Составление коррекционной программы, направленной на совершенствование адекватности самооценки у детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью 66
3.4. Апробация программы и предварительный анализ ее
результатов 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ

Самооценке отводится центральная роль как личностному образованию. Социальное окружение на прямую влияет на формирование самооценки. Функционируя, она оказывает воздействие на поведение человека, его саморегуляцию и находится под влиянием ценностей личности. Самооценка - сложное образование, включающее как интеллектуальную, так и эмоциональную составляющие. Многие специалисты считают, что самооценка - это не только оценка личностью самой себя, но и своего места среди окружающих людей. Соответственно, она влияет на взаимоотношения человека с окружающими, на эффективность его деятельности и на дальнейшее развитие личности.
Для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью самооценка также актуальна, как и для нормального сверстника. От уровня ее адекватности зависит эмоциональный фон настроения человека и отношение к окружающим людям. Неадекватная, завышенная или заниженная самооценка ведёт к образованию нарушений в формировании личности, разрушаются взаимоотношения. Проблема самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью многоаспектна и требует более глубокого изучения. Самооценка влияет все сферы жизнедеятельности детей, что и обусловливает актуальность темы исследования.
Изучению самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посвящены исследования Ч. Б. Кожалиевой [28], Н. Л. Коломинского [30], Ж. И. Намазбаевой [49] и др. Они доказали, что представления детей с умственной отсталостью о собственной личности редко соответствуют реальной действительности. Но, как и в норме, самооценка является источником позитивных и негативных переживаний, а в неблагоприятных условиях может послужить причиной отклоняющегося поведения. Представляет интерес мнение Д. Н. Исаева о взаимосвязи между отношением детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью к себе, их эмоциональным опытом и поведением. Когда при организации деятельности учитываются возможности ребенка, а выполняемые им действия получают подкрепление, возникает положительный эмоциональный опыт, который формирует уверенность, спокойствие, адекватное отношение к себе и адаптивное поведение. Отрицательный опыт проявляется в неуверенности, напряжении, неустойчивой самооценке. Если такие дети сталкиваются с недооценкой своих возможностей, ограничением самостоятельности, у них нарушается саморегуляция, что отражается на поведении и затрудняет адаптацию в обществе.
Л. С. Выготский писал, что под воздействием низкой оценки окружающих у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью формируется завышенная самооценка, которая затрудняет их взаимодействие с окружающими и снижает возможность выбора адекватного способа поведения в различных ситуациях [16].
В работах А. Д. Виноградовой [13], Т. А. Власовой [14], В. М. Маховой [42], М. С. Певзнер [57] неправильная, завышенная самооценка детей с умственной отсталостью рассматривается в качестве причины их деструктивного поведения, агрессии и грубости по отношению к другим людям. Также изучением личности и самооценки детей с умственной отсталостью занимались В. И. Лубовский [38], В. Г. Петрова [58] и многие другие специалисты.
Объект исследования - самооценка детей младшего школьного возраста: нейротипичных и с умственной отсталостью.
Предмет исследования - совершенствование адекватности самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с применением элементов психотерапевтических технологий.
Цель исследования - составление и апробация коррекционной программы, направленной на совершенствование адекватности самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с применением элементов психотерапевтических технологий.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста: нейротипичных и с умственной отсталостью.
2. Спланировать, организовать, провести констатирующий этап эксперимента по выявлению уровня самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и проанализировать результаты исследования.
3. Подобрать и обосновать выбор психотерапевтических технологий по коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
4. Составить и апробировать коррекционную программу, направленную на совершенствование адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
В работе использовались теоретические и практические методы исследования. Среди них: изучение и систематизация литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение материала, проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента.
Методики:
• методика «Три круга» (проба Де-Греефе);
• методика «Лесенка» В. Г. Щур;
• методика «Какой Я?» (модификация О. С. Богдановой);
• методика «Определение эмоциональной самооценки»
А. В. Захаровой;
• проективная методика «Кактус» (М. А. Панфиловой).
Базы исследования - ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» и ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Анализ результатов обследования испытуемых был проведен по базам исследования.
Количество испытуемых: 21 ребенок младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (86) и приложений (31).
Во введении обоснована актуальность данной работы, определены цели, задачи исследования, его объект и предмет, описаны теоретические и практические методы исследования, использованные методики и указаны базы исследования.
В первой главе «Теоретический анализ проблемы адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста: нейротипичных и с умственной отсталостью» определены основные понятия проблемы адекватности самооценки, описаны особенности ее формирования, а также проведен обзор психодиагностического инструментария по изучению самооценки у детей младшего школьного возраста: нейротипичных и с умственной отсталостью.
Во второй главе «Определение адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в 7
экспериментальных условиях» описана база исследования и представлена психолого-педагогическая характеристика испытуемых, проведено обоснование выбора психодиагностического инструментария, описаны условия проведения исследования и сделан анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
В третьей главе «Составление и апробация программы направленной на совершенствование адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с применением элементов психотерапевтических технологий» описан обзор психотерапевтических технологий по коррекции самооценки в детском возрасте, проведено обоснование выбора психотерапевтических технологий по коррекции самооценки, составлена коррекционная программа, направленная на совершенствование адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, а также проведена ее апробация и предварительный анализ результатов, даны методические рекомендации для родителей, педагогов и психологов образовательных организации.
В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.
В состав приложения входят инструкции и интерпретации методик, использованных в констатирующем этапе эксперимента, эмпирические материалы испытуемых, протоколы обобщенных данных по обследованию, список литературных источников, использованных для составления коррекционной программы, а также примеры конспектов коррекционной программы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной выпускной квалификационной работы с целью наиболее развернутого исследования данного феномена произведен психолого­педагогический анализ литературы по проблеме адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста: нейротипичных и с умственной отсталостью. Изучены основные понятия, выделены особенности формирования самооценки, а также описан диагностический инструментарий по изучению самооценки у детей младшего школьного возраста: нейротипичных и с умственной отсталостью. В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование адекватности самооценки в экспериментальных условиях. Всего в исследовании приняли участие 21 испытуемый, из них по МКБ-10 все имеют клинический диагноз F-70 и F-71 (легкая умственная отсталость у 20-ти человек, умеренная умственная отсталость у 1 человека). Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил определить следующее: дети данной выборки имели либо завышенную оценку своих личностных качеств, либо заниженную оценку себя как ученика, что не соответствует объективной реальности и не является показателем адекватности их самооценки. Можно сделать вывод, что дети не могут в соответствии с реальностью оценить свои качества и возможности, и выделить следующие особенности самооценки данной группы детей:
• преобладание неадекватно завышенного уровня самооценки;
• высокая оценка физических и личностных качеств;
• неадекватно завышенная или наоборот низкая оценка своих интеллектуальных возможностей.
Выделенные трудности в формировании самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью послужили причиной составления коррекционной программы, направленной на совершенствование 80
адекватности самооценки с применением элементов психотерапевтических технологий у данной категории детей.
В процессе апробации программы приняли участие 6 испытуемых из общей выборки. Работа по совершенствованию самооценки велась в групповой и индивидуальной формах. После частичной апробации заявленной коррекционной программы был произведён промежуточной мониторинг уровня самооценки. Результаты которого говорят о том, что самооценка детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью показывает динамику в сторону адекватных форм проявления, следовательно, частичная апробация коррекционной программы эффективна. В виду того, что апробация коррекционной программы является частичной, составлены методические рекомендации в адрес родителей (законных представителей) детей с умственной отсталостью, специальных педагогов и психологов образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью. При их дальнейшей реализации возможен наилучший результат.
В заключение, необходимо отметить, что правильная, комплексная коррекционная работа важна, так как проблема формирования самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, является одной из актуальных, поскольку от неё во многом зависит развитие личности ребенка.
Цели и задачи, заявленные в данной выпускной квалификационной работе - выполнены.
Тема актуальна, практические результаты востребованы, а, следовательно, данная тема выпускной квалификационной работы может иметь продолжение в рамках исследования на следующей ступени высшего профессионального образования (магистратуры).


1. Аметова, Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. «Сам себе арттерапевт» [Текст] / Л. А. Аметова.
• М. : Московский государственный открытый педагогический университет,
2003. - 115 с.
2. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребёнок и самооценка [Текст] / К. Аспер. - М. : Добросвет, 2015. - 366 с.
3. Баймухаметова, В. Р. Использование методов арттерапии на формирование адекватной самооценки младших школьников [Электронный ресурс]. / В. Р. Баймухаметова, Е. В. Николаев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 43. - С. 327-332. - URL : http://e- koncept.ru/2016/76486.htm (дата обращения: 04.05.2018).
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 420 с.
5. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] / О. С. Богданова, В.И. Петрова. - М. : Академия, 2003. - 275 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович ; под. ред. Д. И. Фельдштейна.
• М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО МОДЭК, 2001. - 352 с.
8. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Астрель, 2008. - 222 с.
9. Бреслаев, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслаев. - М. : АСТ, 2005. - 263 с.
10. Бретт, Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей [Текст] / Д. Бретт ; пер. с англ. Г. А. Павлова. - М. : Класс, 2009. - 224 с.
11. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст] : учебно-методическое пособие / И. В. Вачков. - М. : Ось-89, 2002. - 224 с.
12. Векилова, С. А. История психологии: конспект лекций [Текст] / С. А. Векилова. - М. : АСТ, 2005. - 106 с.
13. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова ; сост. А. Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
14. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 176 с.
15. Волков, Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст] : учебное пособие для пед. вузов / Б. С. Волков. - М. : Академический проект, 2005. - 142 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ