ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Слуховая и зрительная память: понятие и сущность 8
1.2. Возрастные особенности развития слуховой и зрительной
памяти у нормально развивающихся детей младшего школьного возраста 12
1.3. Особенности развития слуховой и зрительной памяти у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 18
2.1. Анализ методик, используемых для диагностики слуховой и
зрительной памяти у детей младшего школьного возраста 18
2.2. Диагностическая программа изучения слуховой и зрительной
памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 24
2.3. Результаты констатирующего эксперимента, направленного на
исследование слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 29
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 38
3.1. Теоретическое обоснование необходимости составления
коррекционной программы по устранению недостатков слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 38
3.2. Коррекционно - развивающая программа, направленная на
устранение недостатков в развитии слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (организационный и содержательный аспекты) 40
3.3. Результаты апробации, составленной и частично
реализованной программы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНЕ 6 76
Проблема формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных тем ХХХ века, так же вопросы, рассматриваемые в выпускной квалификационной работе интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.
В зависимости от изменений, происходящих в мире производства и трансляции знаний, объёма информации знаний и способность человека их обрабатывать также меняется. В учебной деятельности не обращается достаточного внимания на формирование у школьников рациональных, адекватных приёмов и способов запоминания. Приемы запоминания без целенаправленной специальной работы нередко оказываются непродуктивными.
У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью основной проблемой является развитие познавательных процессов, в частности именно развитие памяти. Память, как важнейший компонент единства личности, фигурирует в основе различных психологических явлений, непосредственно объединяя прошлое, настоящее и будущее. Многие исследователи, учёные до сих пор проявляют интерес к изучению развития памяти у детей младшего школьного возраста, в частности прибегая к проблемам её развития у детей с умственной отсталостью. Когда у ребёнка слабо развита память, он может забыть кто он, где живёт и другую важную информацию. Подобная проблема будет мешать ребёнку, ориентироваться в социуме и окружающем его пространстве и мире, а также усваивать необходимую базу знаний и первоначальных навыков.
Способностью к получению, хранению и воспроизведению прожитого жизненного опыта является память. Различные инстинкты, приобретённые и врождённые механизмы поведения нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе личного пережитого личного опыта. Живые организмы без постоянного обновления такого опыта не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям и моментам в жизни. Не запоминая о том, что с ним происходило в прошлом, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как-то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось. «Без памяти, - писал И. Я. Рубинштейн - мы бы существовали мгновениями. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».
На сегодняшний день память является одни из важнейших психических процессов. Она лежит в основе воспитания и обучения, формирования навыков, получения знаний, личного опыта. Память взаимодействует со всеми видами деятельности и всеми психическими функциями. Память имеет особое значение в системе познавательных процессов. Она объединяет мышление, воображение, восприятие в единую систему, направленную на узнавание окружающего мира.
Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, С. Л. Рубинштейн, отечественные психологи Н. Ф. Добрынина, А. А. Смирнова, физиолог И. П. Павлов, А. Н. Леонтьев, П. П. Блонский. Изучением особенностей развития памяти детей младшего школьного возраста занимались П. И. Зинченко, А. А. Смирнова и многие другие психологи и физиологи. В настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания. Поэтому тема данной выпускной квалификационной работы: «Коррекционная программа по устранению недостатков развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с у умственной отсталостью» актуальна.
Цель - составление и частичная апробация коррекционной программы по устранению недостатков развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический обзор психолого-педагогических исследований по проблеме развития слуховой и зрительной памяти.
2. Проанализировать особенности развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
3. Подобрать диагностические средства для изучения слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
4. Составить и осуществить психологическую диагностику своеобразия слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Составить и частично апробировать коррекционную программу и проверить ее эффективность.
Объект - слуховая и зрительная память детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Предмет - процесс создания и апробации коррекционной программы по устранению недостатков развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В данном исследовании применяются такие методы, как: наблюдение,
А также такие методики, как: «10 слов», «Запомни фигуры», «Зрительное запоминание», «Запомни двузначные числа» по изучению слуховой памяти и «Запомни двузначные числа» по изучению зрительной памяти.
Исследование проводилось на базе Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат №12», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, в каждой главе по 3 параграфа, заключения, списка источников и литературы и приложений.
По итогам работы можно сделать выводы, что посредством анализа литературных источников и проведенной диагностической работы с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью было выявлено следующее: особенности слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Изучив психолого - педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и особенности их памяти, уделили особое внимание слуховой и зрительной памяти младших школьников с умственной отсталостью.
Слуховая и зрительная память имеет большое значение для становления познавательной сферы ребёнка, для формирования у него высших психических функций. В младшем школьном возрасте идет развитие всех процессов памяти. Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
Формирование слуховой и зрительной памяти характеризуется особенностями в количественном отставании и качественном своеобразии. Зрительное и слуховое запоминание характеризуется определенной ограниченностью объема запоминаемого материала, поверхностным характером запоминания.
В практической части работы провели исследования особенностей развития слуховой и зрительной памяти, особенностей механического и логического запоминания.
Анализ научной литературы показал необходимость и важность развития слуховой и зрительной памяти у младших школьников с умственной отсталостью.
Полученные данные свидетельствовали о том, что дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе на развитие слуховой и зрительной памяти. Исходя из этого организовали составление и частичную апробацию коррекционной программы по устранению недостатков слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Поставленная цель была достигнута. По ходу достижения цели были решены задачи:
1. Осуществлены теоретические обзоры психолого-педагогических исследований по проблеме развития слуховой и зрительной памяти.
2. Проанализированы особенности развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
3. Подобраны диагностические средства для изучения слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
4. Составлена и осуществлена психологическая диагностика слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Составлена и частично апробирована коррекционная программа и проверена ее эффективность.
В ходе исследования были выявлены недостатки слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В данном исследовании было задействовано двенадцать испытуемых младшего школьного возраста с умственной отсталостью. После диагностической работы, обучающиеся были разделены на 2 группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе остались те шесть обучающихся, которые показали наиболее высокие результаты после проведения методик. В контрольной группе шесть обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью, которые также продемонстрировали свои результаты после частичной апробации коррекционно-развивающей программы на тему: «Коррекционная программа по устранению недостатков слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью».
Детям младшего школьного возраста присуще зрительная память, чем слуховая. Так как при проведении диагностики испытуемые показали наиболее высокие результаты по методикам, которые направлены на развитие зрительной памяти. После проведения шестнадцати коррекционных занятий, в основном направленных на развитие слуховой и зрительной памяти в контрольной группе, где испытуемых шесть, были выявлены более высокие результаты по сравнению с экспериментальной группой.
Таким образом, по результатам сравнительного анализа диагностических методик прослеживается динамика. Исходя из этого можно сделать вывод, что частичная апробация, коррекционной программы реализована продуктивно и результативно.
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе специального психолога для выявления уровня слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; под ред. Н. М. Назарова. - М. : Академия, 2009. - 400 с.
2. Аксютина, З. А. Методология и методика психологопедагогических исследований [Текст] / З. А. Аксютина, Н. К. Колмогорова. - М. : Владос, 2010. - 200 с.
3. Барташникова, И. А. Учись играя [Текст] / И. А. Барташникова, А. А. Борташников. - Харьков : ФОЛИО, 1997. - 98 с.
4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И. М. Бгажнокова, О. Р. Иванова - М. : Шк.-Пресс, 1987. - 259 с.
5. Беккер, К. Л. Ребенок нуждающийся в специальном обучении
[Текст] / К. Л. Беккер, Х. Гебельт. // Дефектология. - 1969. -
№ 5 - С. 45-48.
6. Белавина, И. Г. Восприятие ребенком компьютера и
компьютерных игр [Текст] / И. Г. Белавина // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 62-705.
7. Белопольская, Н. Л. Комплект психодиагностических методик для детей с 6 до 11 лет [Текст] / Н. Л. Белопольская. - Когито-Центр, 2013. - 135 с.
8. Богачкина, Н. А. Психология [Текст] : учебное пособие / Н. А. Богачкина. - Научная книга, 2012. - 273 с.
9. Большой психологический словарь [Текст] / под ред.
Б. Г. Мещерякова [и др.]. - М. : Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.
10. Боровикова, О. П. Неполноценным детям полноценную школьную жизнь [Текст] / О. П. Боровикова, Л. Б. Боярская. - М. : Советская педагогика, 1992. - 212 с.
11. Будникова, Е. С. Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : методические рекомендации / Е. С. Будникова, Е. В. Рузникова, М. Б. Хабибулина. - Челябинск : ПИРС, 2010. - 85 с.
12. Булгакова, Н. Н. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы [Текст] / Н. Н. Булгакова // Информатика и образование. - 2004. - № 1. - С. 23-26.
13. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии [Текст] : книга для учителей и родителей/ М. И . Буянов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1992. - 225 с.
14. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья [Текст] / В. В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.
15. Видерхольд Компьютер в начальной школе [Текст] / Видерхольд // Информатика и образование. - 1993. - № 2. - С. 31-36...