Психокоррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Анализ изучения проблемы тревожности 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 12
1.3. Особенности проявления школьной тревожности детей младшего
школьного возраста с задержкой психического
развития 16
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1. Обзор методов и методик диагностики личностной и школьной
тревожности 21
2.2. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 24
2.3. Результаты и анализ изучения уровня школьной тревожности у
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 40
3.1. Методы преодоления тревожности у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 40
3.2. Специфика работы с обучающимися с задержкой психического
развития 43
3.3. Психокоррекционная программа по преодолению повышенного
уровня школьной тревожности 46
3.4. Анализ динамики школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по результатам
психокоррекционной программы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Анализ изучения проблемы тревожности 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 12
1.3. Особенности проявления школьной тревожности детей младшего
школьного возраста с задержкой психического
развития 16
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1. Обзор методов и методик диагностики личностной и школьной
тревожности 21
2.2. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 24
2.3. Результаты и анализ изучения уровня школьной тревожности у
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 40
3.1. Методы преодоления тревожности у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 40
3.2. Специфика работы с обучающимися с задержкой психического
развития 43
3.3. Психокоррекционная программа по преодолению повышенного
уровня школьной тревожности 46
3.4. Анализ динамики школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по результатам
психокоррекционной программы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Эмоции - это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств. Эмоции являются одним из основных компонентов в структуре личности, включаются практически во все ее образования и участвуют в регуляции ее деятельности; позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него. Эмоциональная сфера является важной составляющей в онтогенезе человека, так как благополучное ее развитие ведет за собой совершенствование интеллектуальной, социальной и других сфер деятельности.
Современные дети достаточно часто сталкиваются с проблемами, связанными с тревожностью. Устойчивый интерес к проблеме тревожности нашёл отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных (З. Фрейд, К. Хорни, Ч. Спилбергер, А. М. Прихожан, Л. М. Костина и др.), что нередко рассматривается в качестве доказательства степени ее разработанности.
Тревога понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности, но ее можно использовать конструктивно. В отличие от тревоги, тревожность является личностной чертой, отражающей уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность является значительным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности и представляет исключительный интерес для психологического изучения.
Младший школьный возраст является одним из самых сложных и противоречивых периодов становления личности. Данный этап начинается кризисом семи лет, и поэтому, по мнению многих ученых (Л. И. Божович, В. В. Ковалева, А. Н. Лука, В. С. Мухиной, П. М. Якобсона), считается наиболее «эмоционально насыщенным».
Эмоциональное развитие у обучающихся с задержкой психического развития имеет ряд специфических черт, которые зависят от возраста, этиологии, а также от социальной среды. Все это свидетельствует о необходимости глубокого изучения особенностей проявлений школьной тревожности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. В этом и заключается актуальность проблемы исследования.
Цель исследования - изучить особенности проявления школьной тревожности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на снижение уровня школьной тревожности.
Объект исследования - школьная тревожность у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - особенности проявления и психологическая коррекция школьной тревожности у обучающихся с задержкой психического развития.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• провести теоретический анализ литературных источников по проблеме школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• подобрать диагностический инструментарий для оценки уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• провести психокоррекционную работу, направленную на снижение уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• проверить эффективность составленной коррекционной программы, направленной на снижение уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - психокоррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет эффективной при сочетании таких методов, как
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение,
систематизация.
• эмпирические методы: наблюдение, констатирующий этап
эксперимента, проективный метод, опросники.
• методики:
1) Тест изучения школьной тревожности Б. Н. Филллипса;
2) Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса);
3) Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан;
4) Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан).
База исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Адрес: 620098, г. Екатеринбург, ул. Восстания, 34; в экспериментальном исследовании участвовали 10 испытуемых 4 «Б» класса (9-11 лет).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (50) и приложения (13).
Во введении обоснована актуальность данной работы, определены цель, задачи исследования, его объект и предмет.
В первой главе «Теоретический анализ проблемы изучения тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» дан анализ проблемы тревожности у обучающихся с задержкой психического развития, освещены основные аспекты данной темы.
Во второй главе «Диагностика школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» проанализированы методы и методики диагностики тревожности, представлены результаты и анализ констатирующего этапа эксперимента.
В третьей главе «Коррекция повышенного уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» отражены основные подходы к коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития, представлен тематический план психокоррекционной работы по преодолению школьной тревожности, проведен контрольный этап эксперимента.
В заключении представлены выводы по выпускной квалификационной работе.
Современные дети достаточно часто сталкиваются с проблемами, связанными с тревожностью. Устойчивый интерес к проблеме тревожности нашёл отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных (З. Фрейд, К. Хорни, Ч. Спилбергер, А. М. Прихожан, Л. М. Костина и др.), что нередко рассматривается в качестве доказательства степени ее разработанности.
Тревога понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности, но ее можно использовать конструктивно. В отличие от тревоги, тревожность является личностной чертой, отражающей уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность является значительным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности и представляет исключительный интерес для психологического изучения.
Младший школьный возраст является одним из самых сложных и противоречивых периодов становления личности. Данный этап начинается кризисом семи лет, и поэтому, по мнению многих ученых (Л. И. Божович, В. В. Ковалева, А. Н. Лука, В. С. Мухиной, П. М. Якобсона), считается наиболее «эмоционально насыщенным».
Эмоциональное развитие у обучающихся с задержкой психического развития имеет ряд специфических черт, которые зависят от возраста, этиологии, а также от социальной среды. Все это свидетельствует о необходимости глубокого изучения особенностей проявлений школьной тревожности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. В этом и заключается актуальность проблемы исследования.
Цель исследования - изучить особенности проявления школьной тревожности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на снижение уровня школьной тревожности.
Объект исследования - школьная тревожность у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - особенности проявления и психологическая коррекция школьной тревожности у обучающихся с задержкой психического развития.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• провести теоретический анализ литературных источников по проблеме школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• подобрать диагностический инструментарий для оценки уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• провести психокоррекционную работу, направленную на снижение уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• проверить эффективность составленной коррекционной программы, направленной на снижение уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - психокоррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет эффективной при сочетании таких методов, как
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение,
систематизация.
• эмпирические методы: наблюдение, констатирующий этап
эксперимента, проективный метод, опросники.
• методики:
1) Тест изучения школьной тревожности Б. Н. Филллипса;
2) Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса);
3) Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан;
4) Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан).
База исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Адрес: 620098, г. Екатеринбург, ул. Восстания, 34; в экспериментальном исследовании участвовали 10 испытуемых 4 «Б» класса (9-11 лет).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (50) и приложения (13).
Во введении обоснована актуальность данной работы, определены цель, задачи исследования, его объект и предмет.
В первой главе «Теоретический анализ проблемы изучения тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» дан анализ проблемы тревожности у обучающихся с задержкой психического развития, освещены основные аспекты данной темы.
Во второй главе «Диагностика школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» проанализированы методы и методики диагностики тревожности, представлены результаты и анализ констатирующего этапа эксперимента.
В третьей главе «Коррекция повышенного уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» отражены основные подходы к коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития, представлен тематический план психокоррекционной работы по преодолению школьной тревожности, проведен контрольный этап эксперимента.
В заключении представлены выводы по выпускной квалификационной работе.
Благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие интеллектуальной, социальной и других сфер жизни ребенка. Общее состояние психического развития обучающегося обусловлено уровнем развития эмоциональной сферы.
Однако в настоящее время дети зачастую сталкиваются с проблемами, связанными с тревожностью, которая проявляется в непрерывном ощущении угрозы собственному «Я» в любых ситуациях. Тревожность является важным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности и вызывает особенный интерес для психологического изучения.
На основе изученной литературы можно сделать следующие выводы:
Дети с ЗПР проявляют большую тревожность по отношению к школе и учению, чем их нормально развивающиеся сверстники. Такие дети, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от влияния неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность.
Диагностика тревожности осуществляется основными
диагностическими методами - тестированием, наблюдением, анкетированием, опросом, беседой, проективными методами. При этом следует учитывать, что при работе с данной категорией обучающихся многие задания приходится упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке.
По результатам констатирующего этапа эксперимента сделан вывод, что у 90% обучающихся повышенный общий уровень школьной тревожности, связанный со страхом самовыражения, с фрустрацией в потребности достижения успеха, с межличностными отношениями.
Проведение психокоррекционной работы является важной задачей, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов, она предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития ребенка. В систему составленной психокоррекционной работы по снижению тревожности с детьми с задержкой психического развития вошли такие направления, как: повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; снятие мышечного напряжения, десенсибилизация школьных страхов, формирование позитивного представления о собственных возможностях.
По полученным результатам контрольного этапа эксперимента сделан вывод, что у 20% обучающихся после проведения психокоррекционных занятий повышенный уровень тревожности снизился до нормального по результатам всех методик. Также по выводам в таблицах заметно, что у других 70% испытуемых по той или иной методике повышенный уровень снизился до нормального, а высокий до повышенного, что свидетельствует о том, что проведение части психокоррекционной программы было эффективным и дало положительную динамику уровня школьной тревожности у испытуемых.
Таким образом, цель данного исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена. Перспектива исследования может быть, как: 1) полная реализация писихореккционной программы; 2) составление рекомендаций для всех участников образовательных отношений по снижению школьной тревожности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Однако в настоящее время дети зачастую сталкиваются с проблемами, связанными с тревожностью, которая проявляется в непрерывном ощущении угрозы собственному «Я» в любых ситуациях. Тревожность является важным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности и вызывает особенный интерес для психологического изучения.
На основе изученной литературы можно сделать следующие выводы:
Дети с ЗПР проявляют большую тревожность по отношению к школе и учению, чем их нормально развивающиеся сверстники. Такие дети, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от влияния неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность.
Диагностика тревожности осуществляется основными
диагностическими методами - тестированием, наблюдением, анкетированием, опросом, беседой, проективными методами. При этом следует учитывать, что при работе с данной категорией обучающихся многие задания приходится упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке.
По результатам констатирующего этапа эксперимента сделан вывод, что у 90% обучающихся повышенный общий уровень школьной тревожности, связанный со страхом самовыражения, с фрустрацией в потребности достижения успеха, с межличностными отношениями.
Проведение психокоррекционной работы является важной задачей, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов, она предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития ребенка. В систему составленной психокоррекционной работы по снижению тревожности с детьми с задержкой психического развития вошли такие направления, как: повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; снятие мышечного напряжения, десенсибилизация школьных страхов, формирование позитивного представления о собственных возможностях.
По полученным результатам контрольного этапа эксперимента сделан вывод, что у 20% обучающихся после проведения психокоррекционных занятий повышенный уровень тревожности снизился до нормального по результатам всех методик. Также по выводам в таблицах заметно, что у других 70% испытуемых по той или иной методике повышенный уровень снизился до нормального, а высокий до повышенного, что свидетельствует о том, что проведение части психокоррекционной программы было эффективным и дало положительную динамику уровня школьной тревожности у испытуемых.
Таким образом, цель данного исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена. Перспектива исследования может быть, как: 1) полная реализация писихореккционной программы; 2) составление рекомендаций для всех участников образовательных отношений по снижению школьной тревожности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Подобные работы
- Психологическая коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Игротерапия в коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022





