Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психокоррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №97973

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Анализ изучения проблемы тревожности 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 12
1.3. Особенности проявления школьной тревожности детей младшего
школьного возраста с задержкой психического
развития 16
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1. Обзор методов и методик диагностики личностной и школьной
тревожности 21
2.2. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 24
2.3. Результаты и анализ изучения уровня школьной тревожности у
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 40
3.1. Методы преодоления тревожности у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 40
3.2. Специфика работы с обучающимися с задержкой психического
развития 43
3.3. Психокоррекционная программа по преодолению повышенного
уровня школьной тревожности 46
3.4. Анализ динамики школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по результатам
психокоррекционной программы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ

Эмоции - это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств. Эмоции являются одним из основных компонентов в структуре личности, включаются практически во все ее образования и участвуют в регуляции ее деятельности; позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него. Эмоциональная сфера является важной составляющей в онтогенезе человека, так как благополучное ее развитие ведет за собой совершенствование интеллектуальной, социальной и других сфер деятельности.
Современные дети достаточно часто сталкиваются с проблемами, связанными с тревожностью. Устойчивый интерес к проблеме тревожности нашёл отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных (З. Фрейд, К. Хорни, Ч. Спилбергер, А. М. Прихожан, Л. М. Костина и др.), что нередко рассматривается в качестве доказательства степени ее разработанности.
Тревога понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности, но ее можно использовать конструктивно. В отличие от тревоги, тревожность является личностной чертой, отражающей уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность является значительным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности и представляет исключительный интерес для психологического изучения.
Младший школьный возраст является одним из самых сложных и противоречивых периодов становления личности. Данный этап начинается кризисом семи лет, и поэтому, по мнению многих ученых (Л. И. Божович, В. В. Ковалева, А. Н. Лука, В. С. Мухиной, П. М. Якобсона), считается наиболее «эмоционально насыщенным».
Эмоциональное развитие у обучающихся с задержкой психического развития имеет ряд специфических черт, которые зависят от возраста, этиологии, а также от социальной среды. Все это свидетельствует о необходимости глубокого изучения особенностей проявлений школьной тревожности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. В этом и заключается актуальность проблемы исследования.
Цель исследования - изучить особенности проявления школьной тревожности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на снижение уровня школьной тревожности.
Объект исследования - школьная тревожность у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - особенности проявления и психологическая коррекция школьной тревожности у обучающихся с задержкой психического развития.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• провести теоретический анализ литературных источников по проблеме школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• подобрать диагностический инструментарий для оценки уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• провести психокоррекционную работу, направленную на снижение уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• проверить эффективность составленной коррекционной программы, направленной на снижение уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - психокоррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет эффективной при сочетании таких методов, как
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение,
систематизация.
• эмпирические методы: наблюдение, констатирующий этап
эксперимента, проективный метод, опросники.
• методики:
1) Тест изучения школьной тревожности Б. Н. Филллипса;
2) Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса);
3) Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан;
4) Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан).
База исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Адрес: 620098, г. Екатеринбург, ул. Восстания, 34; в экспериментальном исследовании участвовали 10 испытуемых 4 «Б» класса (9-11 лет).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (50) и приложения (13).
Во введении обоснована актуальность данной работы, определены цель, задачи исследования, его объект и предмет.
В первой главе «Теоретический анализ проблемы изучения тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» дан анализ проблемы тревожности у обучающихся с задержкой психического развития, освещены основные аспекты данной темы.
Во второй главе «Диагностика школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» проанализированы методы и методики диагностики тревожности, представлены результаты и анализ констатирующего этапа эксперимента.
В третьей главе «Коррекция повышенного уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» отражены основные подходы к коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития, представлен тематический план психокоррекционной работы по преодолению школьной тревожности, проведен контрольный этап эксперимента.
В заключении представлены выводы по выпускной квалификационной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие интеллектуальной, социальной и других сфер жизни ребенка. Общее состояние психического развития обучающегося обусловлено уровнем развития эмоциональной сферы.
Однако в настоящее время дети зачастую сталкиваются с проблемами, связанными с тревожностью, которая проявляется в непрерывном ощущении угрозы собственному «Я» в любых ситуациях. Тревожность является важным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности и вызывает особенный интерес для психологического изучения.
На основе изученной литературы можно сделать следующие выводы:
Дети с ЗПР проявляют большую тревожность по отношению к школе и учению, чем их нормально развивающиеся сверстники. Такие дети, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от влияния неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность.
Диагностика тревожности осуществляется основными
диагностическими методами - тестированием, наблюдением, анкетированием, опросом, беседой, проективными методами. При этом следует учитывать, что при работе с данной категорией обучающихся многие задания приходится упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке.
По результатам констатирующего этапа эксперимента сделан вывод, что у 90% обучающихся повышенный общий уровень школьной тревожности, связанный со страхом самовыражения, с фрустрацией в потребности достижения успеха, с межличностными отношениями.
Проведение психокоррекционной работы является важной задачей, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов, она предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития ребенка. В систему составленной психокоррекционной работы по снижению тревожности с детьми с задержкой психического развития вошли такие направления, как: повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; снятие мышечного напряжения, десенсибилизация школьных страхов, формирование позитивного представления о собственных возможностях.
По полученным результатам контрольного этапа эксперимента сделан вывод, что у 20% обучающихся после проведения психокоррекционных занятий повышенный уровень тревожности снизился до нормального по результатам всех методик. Также по выводам в таблицах заметно, что у других 70% испытуемых по той или иной методике повышенный уровень снизился до нормального, а высокий до повышенного, что свидетельствует о том, что проведение части психокоррекционной программы было эффективным и дало положительную динамику уровня школьной тревожности у испытуемых.
Таким образом, цель данного исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена. Перспектива исследования может быть, как: 1) полная реализация писихореккционной программы; 2) составление рекомендаций для всех участников образовательных отношений по снижению школьной тревожности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В. М. Астапов // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111-117.
3. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : Изд-во «УРАО», 1999. - 146 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / сост. И. В. Дубровина, Н. И. Гуткина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.
5. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 1990. - 71 с.
6. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Вилюнас. - М. : Изд-во МГУ, 1976. - 27 с.
7. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 176 с.
8. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации [Текст] / Н. В. Вострокнутов // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М., 1995. - С. 8-11.
9. Выготский, JI. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский ; гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1983.
Т. 3 : Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. 1983. - 368 с.
10. Герасимова, А. Школьная тревожность [Текст] / А. Герасимова // Мурзилка. - 2001. - № 9.
11. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - М. : Академический проект, 2000. - 184 с.
12. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И. Б. Дерманова. - СПб. : Речь, 2002. - 171 с.
13. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Педагогика, 1984. - 256 с.
14. Детская практическая психология [Текст] : учебник для
студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. профессора Т. Д. Марцинковской. - М. :
Гардарики, 2000. - 255.
15. Дмитриева, Н. Ю. Общая психология. Конспект лекций [Текст] / Н. Ю. Дмитриева. - М. : Эксмо, 2007. - 128 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ