Составление и апробация коррекционной программы по преодолению нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НЕЙРОТИПИЧНЫХ И С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Определение основных понятий проблемы 8
1.2. Развитие памяти в онтогенезе: до младшего школьного возраста 12
1.3. Характеристика особенностей памяти у нейротипичных детей 14
1.4. Специфика нарушений памяти у детей младшего школьного возраста
с умственной отсталостью 17
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингент испытуемых 21
2.2. Обоснование выбора психодиагностического инструментария для
выявления нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 23
2.3. Обсуждение результатов проведения психолого-педагогической
диагностики по выявлению нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 29
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС СОСТАВЛЕНИЯ И АПРОБАЦИИ КОРРЕЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 36
3.1. Составление коррекционной программы по преодолению нарушений
произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 36
3.2. Апробация коррекционной программы по преодолению нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной
отсталостью и промежуточный мониторинг результатов 45
3.3. Методические рекомендации по дальнейшему использованию
представленной коррекционной программы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 92
В течение не одного десятилетия проблема памяти находится в разработке. Недавно память рассматривалась как простое запечатление, хранение и воспроизведение следов, а теперь эти представления показали свою недостаточность, и исследователи подходят к ним как к сложным процессам переработки информации, распадающимся на ряд этапов и по своему характеру приближающихся к познавательной деятельности [2].
Система образования предусматривает всестороннее развитие личности ребенка с особыми образовательными потребностями. Обучение в школе определяет не только интеллектуальное, но и личностное, психическое развитие ребёнка, создаёт условия для раскрытия и совершенствования всех его познавательных способностей, в том числе, памяти. У детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие этих качеств. Это сензитивный период, способствующий произвольной мнемической деятельности. Поэтому важно создать такие психолого-педагогические условия, при которых будет происходить развитие памяти, наиболее эффективней. Однако, дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеют специфику развития памяти [4].
Изучение нарушений памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеет важное значение. Педагог строит свою работу, учитывая их. Результатом будет усвоение школьного материала, более глубокое осмысление его и сохранение на длительное время [3].
Начало школьного обучения определяет дальнейшее обучение ребенка с умственной отсталостью, поэтому важно, чтобы у него была уверенность в своих силах [11].
В отечественной психологии проблемами памяти занимались: А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. А. Смирнов, И. П. Ашмарин, Н. И. Чуприкова и другие. В зарубежной психологии: П. Линдсей, Д. Норман, У. Джемс, С. Роуз, А. Бергсон и другие [14; 20].
Объект - произвольная память у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет - преодоление нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Цель - составление и частичная апробация коррекционной программы по преодолению нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с целью разработки методических рекомендаций в адрес специального психолога.
Задачи исследования:
1. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме и теме исследования.
2. Планирование, организация и проведение констатирующего этапа психологического эксперимента.
3. Составление и частичная апробация коррекционной программы по преодолению нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
4. Промежуточный мониторинг результатов апробации коррекционной программы по преодолению нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, и разработка методических рекомендаций по использованию коррекционной программы по преодолению нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в адрес специального психолога.
5. Оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями Положения о выпускной квалификационной работе.
Гипотеза - преодоление нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, возможно, будет более эффективным, если на ряду с мероприятиями, проводимыми психологом образовательной организации будет составлена и апробирована коррекционная программа с включением в нее тех блоков, которые основываются на углубленной диагностике, и на основе этой коррекционной программы будут составлены методические рекомендации по её дальнейшему внедрению в практику.
Исследование проводилось на базе ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Для исследования был выбран 2 «А» класс, 3 мальчика и 2 девочки, имеющие легкую степень умственной отсталости.
При организации данного исследования применялись теоретические и эмпирические и экспериментально-теоретические методы. Из теоретических были применены такие методы как анализ и синтез, сравнение, наблюдение и обобщение. Из эмпирических: наблюдение, сравнение, беседа,
психодиагностика, психокоррекция. Из экспериментально-теоретических: гипотетический, анализ и синтез и логический методы [12].
Методики исследования: «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия), «Запомни цифры» (Р. С. Немов), «Узнай фигуры» (Р. С. Немов), «Запомни фигуры» (Р. С. Немов) [22; 28].
В данной работе речь пойдёт о памяти как важнейшей составляющей психической жизни человека. О зависимости процессов формирования памяти детей младшего школьного возраста от характера нарушений интеллектуального развития у изучаемой категории детей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (одна теоретическая, две практические), заключения, списка источников и литературы (47 источников) и приложения, в состав которых вошли бланки (пустые и заполненные) для проведения диагностики, стимульный материал, таблицы и диаграммы с результатами первичной диагностики и промежуточного мониторинга результатов частичной апробации коррекционной программы, таблица, содержащая в себе тематический план коррекционной программы.
В первой главе определены основные понятия, которые содержит тема исследования и проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме и проблеме исследования.
Во второй главе представлена характеристика базы исследования, описан выбранный инструментарий для диагностики и обозначены результаты проведенного констатирующего эксперимента.
Третья глава содержит информацию о составлении коррекционной программы по преодолению нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, а также представлена частичная апробация этой коррекционной программы и даны методические рекомендации по ее дальнейшему использованию.
Изучив выбранную литературу по проблеме данного исследования, можно сделать следующие выводы: произвольная память у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью формируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти нейротипичных детей, что было отмечено в ранних исследованиях как зарубежных, так и отечественных психологов. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что они лучше запоминают внешние, случайные признаки, а внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом, так как не вычленяются. У детей младшего школьного возраста умственной отсталостью позже, чем у нейротипичных формируется произвольное запоминание. Характерной особенностью является неумение целенаправленно заучивать и припоминать [38].
В данной работе мы проанализировали научную литературу о нейротипичных детях младшего школьного возраста и о детях с умственной отсталостью, особенности диагностики и коррекции произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью как на теоретическом, так и на практическом уровне. Были сделаны выводы по результатам изучения теоретической и проведения практической части.
В ходе работы был проведен теоретический анализ по проблеме и теме исследования. Теоретически определены особенности формирования памяти нормально развивающихся детей младшего школьного возраста и детей с умственной отсталостью. Подобран, обоснован и реализован на исследуемой группе детей диагностический инструментарий, направленный на исследование произвольной памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Выбранные методики позволили выявить нарушения произвольной памяти у данной категории детей. Удачно выбрана группа детей для проведения исследования. Проведен констатирующий эксперимент с целью выявления нарушений произвольной памяти у выбранной категории детей. По итогам эксперимента, практическим путем, выявлены нарушения произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. После этого была частично апробирована самостоятельно составленная коррекционная программа по преодолению нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, проведен промежуточный мониторинг результатов частичной апробации программы и составлены методические рекомендации по дальнейшему внедрению данной программы.
После проведения формирующего эксперимента стало видно, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеющиеся выраженные нарушения произвольной памяти хоть в минимальной степени, но удалось скорректировать. Стало видно, что преодоление нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, явилось более эффективным, когда наряду с мероприятиями, проводимыми психологом образовательной организации была составлена и частично апробирована коррекционная программа с включением в нее тех блоков, которые основывались на усиленной диагностике и на основе этой коррекционной программы были составлены методические рекомендации по её дальнейшему внедрению в практику. Этот факт показывает, что гипотеза данного исследования подтвердилась. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что задачи данной выпускной квалификационной работы выполнены и цель достигнута.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] : учеб. пособие / В. А. Аверин. - СПб. : Михайлова В. А., 1998. - 379 с.
2. Айсмонтас, Б. Б. Общая психология. Схемы [Текст] / Б. Б. Айсмонтас. - М. : Владос-Пресс, 2003. - 288 с.
3. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В. М. Астапов. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И. М. Бгажнокова, О. Р. Иванова. - М. : Шк.-Пресс, 1987 - 259 с.
5. Беккер, К. Л. Ребенок нуждающийся в специальном обучении [Текст] / К. Л. Беккер, Гебельт X. - М. : Дефектология, 2004. - 256 с.
6. Блонский, П. П. Основные предположения генетической теории памяти [Текст] : рестоматия / П. П. Блонский; Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М. : ЧеРо, 2000. - 654 с.
7. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
8. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья [Текст] / В. В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.
9. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1967. - 208 с.
10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
11. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Москва, 1956. - 568 с.
12. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М. : Просвещение, 1986. - 236 с.
13. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность [Текст] : хрестоматия / П. И. Зинченко; под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,
B. Я. Романов. - М. : ЧеРо, 2000. - 574 с.
14. Зинченко, Т. И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии [Текст] / Т. И. Зинченко. - М. : Просвещение, 2002. - 465 с.
15. Исаев, Д. Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии [Текст] / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2012. - 187 с...