Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии

Работа №97970

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
248
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Мотивационный компонент в структуре учебной деятельности 7
1.2. Особенности формирования учебной мотивации при задержке
психического развития 12
1.3. Сказкотерапия как психологическая технология в работе
специального психолога 16
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА 24
2.1. Планирование констатирующего этапа эксперимента и подбор
диагностических методик оценки учебной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 24
2.2. Характеристика проведения констатирующего этапа эксперимента.... 27
2.3. Анализ результатов диагностического исследования уровня учебной
мотивации у детей младшего школьного возраста с ЗПР 31
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ
СКАЗКОТЕРАПИИ 40
3.1. Программа коррекции уровня учебной мотивации детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 40
3.2. Апробация программы коррекции учебной мотивации детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 44
3.3. Проведение контрольного этапа эксперимента и анализ результатов
формирующего этапа эксперимента 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Инструментарий для оценки учебной мотивации детей исследуемой категории 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Протоколы исследования 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Тексты используемых в работе сказок 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспекты занятий 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Рисунки детей к сказке «Медвежонок и Старый гриб» 105

По данным Федеральной службы государственной статистики на 2014 год, на период с 1990 по 2014 год возросло число детей с задержкой психического развития (ЗПР). Увеличение количества детей с данной патологией в последнее время требует усиленного внимания специалистов и поиска новых путей их социализации и адаптации. Исследования учебной мотивации в этом ключе имеет большое значение, так как способствует эффективному обучению и адаптации в социуме детей исследуемой категории.
На протяжении последних десятилетий проблемы ЗПР являются объектом изучения многих исследователей (Н. Ю. Боряковой Т. Н. Волковской, Г. И. Жаренковой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, И. Ф. Марковской, Н. А. Никашиной, М. С. Певзнер, Е. С. Слепович, Т. А. Стрекаловой, С. Г. Тригер, У. В. Ульенковой, Н. А. Цыпиной, С. Г. Шевченко и др.). Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме мотивации учения младших школьников (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. В. Елфимова, B. C. Ильин, А. Н. Леонтьев, A. M. Липкина, Г. И. Лях, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Л. С. Славина, Д. Б. Эльконин и др.), проблема низкой учебной мотивации детей с ЗПР остается открытой. Решение данной проблемы актуально для системы коррекционно-развивающего обучения.
Ученые отмечают, что у данной группы детей в начале школьного обучения преобладают игровые мотивы, отсутствует интерес к учебе, затруднена адаптация к учебным требованиям.
Низкий уровень учебной мотивации может привести к состоянию школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация является фактором, препятствующим полноценному личностному развитию ребенка и затрудняющим учебно-воспитательный процесс.
Эффективной технологией при оптимизации учебной мотивации может быть сказкотерапия. Изучением данного метода занимались такие исследователи, как В. Я. Пропп, Т. М. Грабенко, А. И. Захаров, A. M. Прихожан, В. К. Вилюнас, Г. Эберлейн и др. Автор комплексной сказкотерапии, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, определяет сказкотерапию как процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; перенос сказочных смыслов в реальность.
Однако, до настоящего времени, остается открытым вопрос о том, будет ли сказкотерапия являться эффективным методом работы с детьми с ЗПР. Неизвестно, смогут ли дети воспринимать сказку в полном объёме, так как многие исследователи отмечают сниженное слуховое восприятие и внимание, недостаточно сформированный фонематический слух у детей данной категории (И. И. Мамайчук, Л. И. Переслени, П. Б. Шошин). С одной стороны, сказкотерапия представляется эффективным методом коррекции учебной мотивации, так как различные формы активности, предусматриваемые сказкотерапией, более привлекательны для детей с ЗПР, чем учебная деятельность, а во -вторых, психологическое воздействие в сказкотерапии происходит на ценностном уровне, а значит, может повлиять и на мотивационный компонент личности, но, в то же время, возникают сомнения по поводу продуктивности восприятия метафор, образов, содержащихся в сказке.
Цель работы: теоретически обосновать, составить и апробировать программу психологической коррекции, направленную на повышение уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии.
Задачи:
1. На основе анализа литературных источников определить степень разработанности проблемы.
2. Осуществить подбор диагностического инструментария для оценки уровня учебной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Экспериментальным путём оценить уровень учебной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Теоретически обосновать и составить программу коррекции учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе занятий сказкотерапией.
5. В процессе формирующего эксперимента апробировать коррекционную программу, направленную на коррекцию учебной мотивации детей младшего школьного возраста с ЗПР.
6. Экспериментально проверить эффективность составленной коррекционной программы.
Объект исследования: учебная мотивация детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет: сказкотерапия как метод повышения уровня учебной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: дети с ЗПР отличаются сниженной продуктивностью в учебной деятельности, в частности, имеют низкую учебную мотивацию. Сказкотерапия, опирающаяся на различные формы активности, может стать эффективным методом повышения уровня учебной мотивации при соблюдении следующих условий:
1. Использование сочетания разных видов деятельности;
2. Сопровождение информации, воспринимаемой на слух, зрительными и другими стимулами;
3. Подбор сказок, затрагивающих актуальные проблемы детей данного возраста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По данным Федеральной службы государственной статистики на 2014 год, на период с 1990 по 2014 год возросло число детей с задержкой психического развития (ЗПР). Увеличение количества детей с данной патологией в последнее время требует усиленного внимания специалистов и поиска новых путей их социализации и адаптации. Исследования учебной мотивации в этом ключе имеет большое значение, так как способствует эффективному обучению и адаптации в социуме детей исследуемой категории.
На протяжении последних десятилетий проблемы задержки психического развития (ЗПР) являются объектом изучения многих исследователей. Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме мотивации учения младших школьников, проблема низкой учебной мотивации детей с ЗПР остается открытой. Решение данной проблемы актуально для системы коррекционно -развивающего обучения.
Ученые отмечают, что у данной группы детей в начале школьного обучения преобладают игровые мотивы, отсутствует интерес к учебе, затруднена адаптация к учебным требованиям.
Низкий уровень учебной мотивации может привести к состоянию школьной дезадаптации Школьная дезадаптация является фактором, препятствующим полноценному личностному развитию ребенка и затрудняющим учебно-воспитательный процесс .
Вышеизложенное стало основанием для формирования цели исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать
программу психологической коррекции, направленную на повышение уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии.
Цель достигалась через решение конкретных теоретических и эмпирических задач. Так, в процессе теоретического анализа было рассмотрено 47 источников. В первой главе была проанализирована мотивация в структуре учебной деятельности, рассмотрены особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста с ЗПР, рассмотрены теоретические подходы к сказкотерапии как технологии работы специального психолога.
Эмпирическая, экспериментальная, часть исследования состоит из двух этапов: констатирующего и контрольного. На контрольном этапе
эксперимента были выявлены особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста с ЗПР. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о необходимости оптимизации мотивационной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР. У большинства испытуемых был выявлен уровень учебной мотивации ниже среднего, отмечены ведущие отрицательные познавательные мотивы. У части испытуемых преобладали интересы к предметам культурно -нравственного характера. Исходя из этого, возникла необходимость коррекционной работы по оптимизации учебной мотивации детей младшего школьного возраста с ЗПР.
В соответствии с задачами исследования была составлена программа по оптимизации учебной мотивации детей младшего школьного возраста с ЗПР. В качестве коррекционной технологии была выбрана сказкотерапия в сочетании с различными видами деятельности, так как различные формы активности, предусматриваемые сказкотерапией, представлялись наиболее привлекательными для детей младшего школьного возраста исследуемой категории.
Контрольный этап эксперимента показал небольшую положительную динамику в оптимизации учебной мотивации детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель данного исследования достигнута. Гипотеза о том, что сказкотерапия, опирающаяся на различные формы активности, может стать эффективным методом повышения уровня учебной мотивации при соблюдении таких условий, как: использование сочетания разных видов деятельности; сопровождение информации, воспринимаемой на слух, зрительными и другими стимулами; подбор сказок, затрагивающих актуальные проблемы детей данного возраста, доказана.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что эти материалы могут быть использованы в работе дефектологов, специальных психологов, педагогов как массовых школ, так и образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы для детей с ЗПР.


1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - М., 2008. - 319 с.
2. Белинская, Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. В. Белинская - М. : Сфера, 2008. - 125 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
4. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : уч. -метод. пособие. - М. : Гном-Пресс, 2002. — 64 с.
5. Варданян, А. У. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся. [Текст] / А. У. Варданян, А. Г. Варданян. -Уфа : Башк. пед. институт, 1985.
6. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении [Текст] : метод, пособие для учителей-дефектологов / В. В. Гладкая. - Минск : Зорны верасень, 2008. - 112 с.
7. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоре­тического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М., 1986.
8. Дети с временными задержками развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М. : Педагогика, 1971. - 207 с.
9. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. Т. А. Власовой [и др.]. - М. : Педагогика, 1984. - 256 с.
10. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст] : учебное пособие:. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. : Речь, 2007. - 168 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь - 2005, 240 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2005.- 310с.
13. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с
14. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] : учебное пособие / О. А. Карабанова. - Москва : Российское педагогическое агентство, 1997. - 190 с.
15. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии [Текст] : психол. диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб. : Питер, 2004. - 480 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ