Работа специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 6
1.1 Общая характеристика эмоционального интеллекта 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта у
детей с детским церебральным параличом 11
1.3. Особенности работы психолога по коррекции и развитию
эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 26
2.1. Обоснование выбора диагностического инструментария изучения
эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 26
2.2. Результаты экспериментального изучения эмоционального
интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 30
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Программа по гармонизации эмоционального интеллекта у детей
младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 44
3.2. Результаты апробации программы по гармонизации
эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.1 Общая характеристика эмоционального интеллекта 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта у
детей с детским церебральным параличом 11
1.3. Особенности работы психолога по коррекции и развитию
эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 26
2.1. Обоснование выбора диагностического инструментария изучения
эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 26
2.2. Результаты экспериментального изучения эмоционального
интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 30
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Программа по гармонизации эмоционального интеллекта у детей
младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 44
3.2. Результаты апробации программы по гармонизации
эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последнее время обостряется интерес исследователей к эмоциональным феноменам, в том числе к эмоциональному интеллекту, что связано развитием с гуманистических аспектов при организации систем общего и спец образования [54].
Эмоциональный интеллект - это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза. Конечный продукт эмоционального интеллекта - принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл (Г. Г. Горскова, И. Н. Андреева).
Эмоциональный интеллект непосредственно влияет на процесс социализации индивида в обществе, что является важным компонентом для развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и с детским церебральным параличом (ДЦП).
При ДЦП эмоциональный интеллект может формироваться под влиянием патогенных факторов: органический синдром, депривация, не правильный стиль воспитания в семье, госпитализм и др. Вышеперечисленное может определять не только своеобразие эмоционального интеллекта, но и его недоразвитие. Однако исследований, посвященных данной проблеме в ходе анализа источников не были обнаружены. То есть можно предположить, что существует дефицит в данном информационном поле.
Также наблюдается дефицитарность в инструментарии психологов для исследования и коррекции эмоционального интеллекта. Зачастую авторы (Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин) говорят о невалидности, ненадежности методик, направленных на изучение данного феномена, что вызывает потребность в дальнейшей психометрической работе, также не обнаружены технологии, адаптированные под данную категорию детей. Это обуславливает актуальность темы данного исследования [38].
Цель: изучение специфики работы специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования: эмоциональный интеллект у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: работа специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
В соответствии с этим, важнейшими задачами в процессе выполнения работы являются:
1. В ходе теоретического анализа рассмотреть эмоциональный интеллект как феномен, особенности его развития у детей с детским церебральным параличом;
2. Подобрать методики, нацеленные на исследование эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
3. Провести эксперимент по выявлению уровня развития эмоционального интеллекта у данной категории детей;
4. Составить и апробировать коррекционную программу, направленную на гармонизацию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
5. Обобщить данные о специфике работы психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Эмоциональный интеллект - это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза. Конечный продукт эмоционального интеллекта - принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл (Г. Г. Горскова, И. Н. Андреева).
Эмоциональный интеллект непосредственно влияет на процесс социализации индивида в обществе, что является важным компонентом для развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и с детским церебральным параличом (ДЦП).
При ДЦП эмоциональный интеллект может формироваться под влиянием патогенных факторов: органический синдром, депривация, не правильный стиль воспитания в семье, госпитализм и др. Вышеперечисленное может определять не только своеобразие эмоционального интеллекта, но и его недоразвитие. Однако исследований, посвященных данной проблеме в ходе анализа источников не были обнаружены. То есть можно предположить, что существует дефицит в данном информационном поле.
Также наблюдается дефицитарность в инструментарии психологов для исследования и коррекции эмоционального интеллекта. Зачастую авторы (Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин) говорят о невалидности, ненадежности методик, направленных на изучение данного феномена, что вызывает потребность в дальнейшей психометрической работе, также не обнаружены технологии, адаптированные под данную категорию детей. Это обуславливает актуальность темы данного исследования [38].
Цель: изучение специфики работы специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования: эмоциональный интеллект у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: работа специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
В соответствии с этим, важнейшими задачами в процессе выполнения работы являются:
1. В ходе теоретического анализа рассмотреть эмоциональный интеллект как феномен, особенности его развития у детей с детским церебральным параличом;
2. Подобрать методики, нацеленные на исследование эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
3. Провести эксперимент по выявлению уровня развития эмоционального интеллекта у данной категории детей;
4. Составить и апробировать коррекционную программу, направленную на гармонизацию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
5. Обобщить данные о специфике работы психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Тема исследования является актуальной, так как развитие эмоционального интеллекта детей напрямую связано с процессом их социальной адаптации, что является одной из целей обучения детей с ОВЗ. Так же актуальность доказана тем, что тема имеет недостаточно изученные аспекты и малый инструментарий для работы психолога в изучении этого направления по мнению некоторых исследователей (Р. Д. Робертс, М. Зайднер, Д. В. Люсин), что обостряет интерес многих специалистов данной области.
Объектом исследования является эмоциональный интеллект у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Предметом исследования является работа специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
В начале исследования была сформулирована цель: изучить специфику работы специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Цель была достигнута, с помощью выполнения задач:
1. В ходе теоретического анализа рассмотрен эмоциональный интеллект как феномен, особенности его развития у детей с детским церебральным параличом;
2. Подобраны методики, нацеленные на исследование эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
3. Проведён эксперимент по выявлению уровня развития эмоционального интеллекта у данной категории детей;
4. Составлена и апробирована коррекционная программа, направленная на гармонизацию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
5. Обобщены данные о специфике работы психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
В процессе реализации диагностического этапа констатирующего эксперимента были использованы такие методики как:
1. Адаптированная для данного исследования методика «Пиктограммы» авторы: Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина;
2. Адаптированная для данного исследования версия фрустрационного теста С. Розенцвейга;
3. Метод экспертной оценки: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн», автор: Д. В. Люсин.
Анализ данных, полученных в ходе констатирующего и формирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Наиболее высоким показателем эмоционального интеллекта у испытуемых оказалась способность распознавать базовые эмоции по мимике, также большинство испытуемых успешно могут определять социальную ситуацию по картинке, но с трудом могут распознать эмоции, которые испытывают герои, изображённые без мимики. Возможно, это связано с тем, что экспрессивное проявление эмоций является неотъемлемой частью жизни и даже ограниченный социальный опыт даёт понимание этих проявлений.
2. Наиболее низкими оказались результаты исследования таких показателей эмоционального интеллекта как внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями.
3. Коррекционная программа, направленная на гармонизацию эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста с ДЦП в среднем, оказалась эффективной для 33% испытуемых. К ним относятся дети, улучшившие свои показатели, по результатам исследования минимум с помощью одной методики.
4. На этапе формирующего эксперимента отрицательная динамика по показателям эмоционального интеллекта не обнаружена ни у одного испытуемого.
5. Не эффективной коррекционная работа оказалась для 77% испытуемых. К ним относятся дети, показатели которых не изменились, или изменились недостаточно для повышения уровня определённых аспектов эмоционального интеллекта. Предположительно причинами могли стать: частичное, а не полное проведение коррекционной работы; частые пропуски занятий испытуемыми в связи с болезнью; изначально высокий уровень эмоционального интеллекта у некоторых детей.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что уровень развития эмоционального интеллекта детей с детским церебральным параличом более низкий, так как развитие его проходит в под воздействием многих патогенных факторов, как внутренних (органическое поражение нервной системы, внуриличностные конфликты, задержка и недоразвитие эмоциональной сферы, повышенный уровень тревожности), так и внешних (неправильный стиль воспитания, госпитализм, эмоциональная и социальная депривация, сложности в обучении в следствие параличей, гиперкинезов, нарушений в пространственной ориентировке, сочетанных нарушений). Это доказано результатами констатирующего этапа эксперимента. Коррекционная работа по развитию данного феномена у детей является целесообразной, так как младший школьный возраст сензитивен к развитию эмоционального интеллекта. Эффективность этой работы наблюдается даже в частичном её проведении по результатам формирующего эксперимента.
Объектом исследования является эмоциональный интеллект у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Предметом исследования является работа специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
В начале исследования была сформулирована цель: изучить специфику работы специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Цель была достигнута, с помощью выполнения задач:
1. В ходе теоретического анализа рассмотрен эмоциональный интеллект как феномен, особенности его развития у детей с детским церебральным параличом;
2. Подобраны методики, нацеленные на исследование эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
3. Проведён эксперимент по выявлению уровня развития эмоционального интеллекта у данной категории детей;
4. Составлена и апробирована коррекционная программа, направленная на гармонизацию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
5. Обобщены данные о специфике работы психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
В процессе реализации диагностического этапа констатирующего эксперимента были использованы такие методики как:
1. Адаптированная для данного исследования методика «Пиктограммы» авторы: Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина;
2. Адаптированная для данного исследования версия фрустрационного теста С. Розенцвейга;
3. Метод экспертной оценки: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн», автор: Д. В. Люсин.
Анализ данных, полученных в ходе констатирующего и формирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Наиболее высоким показателем эмоционального интеллекта у испытуемых оказалась способность распознавать базовые эмоции по мимике, также большинство испытуемых успешно могут определять социальную ситуацию по картинке, но с трудом могут распознать эмоции, которые испытывают герои, изображённые без мимики. Возможно, это связано с тем, что экспрессивное проявление эмоций является неотъемлемой частью жизни и даже ограниченный социальный опыт даёт понимание этих проявлений.
2. Наиболее низкими оказались результаты исследования таких показателей эмоционального интеллекта как внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями.
3. Коррекционная программа, направленная на гармонизацию эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста с ДЦП в среднем, оказалась эффективной для 33% испытуемых. К ним относятся дети, улучшившие свои показатели, по результатам исследования минимум с помощью одной методики.
4. На этапе формирующего эксперимента отрицательная динамика по показателям эмоционального интеллекта не обнаружена ни у одного испытуемого.
5. Не эффективной коррекционная работа оказалась для 77% испытуемых. К ним относятся дети, показатели которых не изменились, или изменились недостаточно для повышения уровня определённых аспектов эмоционального интеллекта. Предположительно причинами могли стать: частичное, а не полное проведение коррекционной работы; частые пропуски занятий испытуемыми в связи с болезнью; изначально высокий уровень эмоционального интеллекта у некоторых детей.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что уровень развития эмоционального интеллекта детей с детским церебральным параличом более низкий, так как развитие его проходит в под воздействием многих патогенных факторов, как внутренних (органическое поражение нервной системы, внуриличностные конфликты, задержка и недоразвитие эмоциональной сферы, повышенный уровень тревожности), так и внешних (неправильный стиль воспитания, госпитализм, эмоциональная и социальная депривация, сложности в обучении в следствие параличей, гиперкинезов, нарушений в пространственной ориентировке, сочетанных нарушений). Это доказано результатами констатирующего этапа эксперимента. Коррекционная работа по развитию данного феномена у детей является целесообразной, так как младший школьный возраст сензитивен к развитию эмоционального интеллекта. Эффективность этой работы наблюдается даже в частичном её проведении по результатам формирующего эксперимента.





