Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом

Работа №97969

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 6
1.1 Общая характеристика эмоционального интеллекта 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта у
детей с детским церебральным параличом 11
1.3. Особенности работы психолога по коррекции и развитию
эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 26
2.1. Обоснование выбора диагностического инструментария изучения
эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 26
2.2. Результаты экспериментального изучения эмоционального
интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 30
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Программа по гармонизации эмоционального интеллекта у детей
младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 44
3.2. Результаты апробации программы по гармонизации
эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

В последнее время обостряется интерес исследователей к эмоциональным феноменам, в том числе к эмоциональному интеллекту, что связано развитием с гуманистических аспектов при организации систем общего и спец образования [54].
Эмоциональный интеллект - это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза. Конечный продукт эмоционального интеллекта - принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл (Г. Г. Горскова, И. Н. Андреева).
Эмоциональный интеллект непосредственно влияет на процесс социализации индивида в обществе, что является важным компонентом для развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и с детским церебральным параличом (ДЦП).
При ДЦП эмоциональный интеллект может формироваться под влиянием патогенных факторов: органический синдром, депривация, не правильный стиль воспитания в семье, госпитализм и др. Вышеперечисленное может определять не только своеобразие эмоционального интеллекта, но и его недоразвитие. Однако исследований, посвященных данной проблеме в ходе анализа источников не были обнаружены. То есть можно предположить, что существует дефицит в данном информационном поле.
Также наблюдается дефицитарность в инструментарии психологов для исследования и коррекции эмоционального интеллекта. Зачастую авторы (Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин) говорят о невалидности, ненадежности методик, направленных на изучение данного феномена, что вызывает потребность в дальнейшей психометрической работе, также не обнаружены технологии, адаптированные под данную категорию детей. Это обуславливает актуальность темы данного исследования [38].
Цель: изучение специфики работы специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования: эмоциональный интеллект у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: работа специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
В соответствии с этим, важнейшими задачами в процессе выполнения работы являются:
1. В ходе теоретического анализа рассмотреть эмоциональный интеллект как феномен, особенности его развития у детей с детским церебральным параличом;
2. Подобрать методики, нацеленные на исследование эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
3. Провести эксперимент по выявлению уровня развития эмоционального интеллекта у данной категории детей;
4. Составить и апробировать коррекционную программу, направленную на гармонизацию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
5. Обобщить данные о специфике работы психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема исследования является актуальной, так как развитие эмоционального интеллекта детей напрямую связано с процессом их социальной адаптации, что является одной из целей обучения детей с ОВЗ. Так же актуальность доказана тем, что тема имеет недостаточно изученные аспекты и малый инструментарий для работы психолога в изучении этого направления по мнению некоторых исследователей (Р. Д. Робертс, М. Зайднер, Д. В. Люсин), что обостряет интерес многих специалистов данной области.
Объектом исследования является эмоциональный интеллект у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Предметом исследования является работа специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
В начале исследования была сформулирована цель: изучить специфику работы специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Цель была достигнута, с помощью выполнения задач:
1. В ходе теоретического анализа рассмотрен эмоциональный интеллект как феномен, особенности его развития у детей с детским церебральным параличом;
2. Подобраны методики, нацеленные на исследование эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
3. Проведён эксперимент по выявлению уровня развития эмоционального интеллекта у данной категории детей;
4. Составлена и апробирована коррекционная программа, направленная на гармонизацию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
5. Обобщены данные о специфике работы психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
В процессе реализации диагностического этапа констатирующего эксперимента были использованы такие методики как:
1. Адаптированная для данного исследования методика «Пиктограммы» авторы: Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина;
2. Адаптированная для данного исследования версия фрустрационного теста С. Розенцвейга;
3. Метод экспертной оценки: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн», автор: Д. В. Люсин.
Анализ данных, полученных в ходе констатирующего и формирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Наиболее высоким показателем эмоционального интеллекта у испытуемых оказалась способность распознавать базовые эмоции по мимике, также большинство испытуемых успешно могут определять социальную ситуацию по картинке, но с трудом могут распознать эмоции, которые испытывают герои, изображённые без мимики. Возможно, это связано с тем, что экспрессивное проявление эмоций является неотъемлемой частью жизни и даже ограниченный социальный опыт даёт понимание этих проявлений.
2. Наиболее низкими оказались результаты исследования таких показателей эмоционального интеллекта как внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями.
3. Коррекционная программа, направленная на гармонизацию эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста с ДЦП в среднем, оказалась эффективной для 33% испытуемых. К ним относятся дети, улучшившие свои показатели, по результатам исследования минимум с помощью одной методики.
4. На этапе формирующего эксперимента отрицательная динамика по показателям эмоционального интеллекта не обнаружена ни у одного испытуемого.
5. Не эффективной коррекционная работа оказалась для 77% испытуемых. К ним относятся дети, показатели которых не изменились, или изменились недостаточно для повышения уровня определённых аспектов эмоционального интеллекта. Предположительно причинами могли стать: частичное, а не полное проведение коррекционной работы; частые пропуски занятий испытуемыми в связи с болезнью; изначально высокий уровень эмоционального интеллекта у некоторых детей.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что уровень развития эмоционального интеллекта детей с детским церебральным параличом более низкий, так как развитие его проходит в под воздействием многих патогенных факторов, как внутренних (органическое поражение нервной системы, внуриличностные конфликты, задержка и недоразвитие эмоциональной сферы, повышенный уровень тревожности), так и внешних (неправильный стиль воспитания, госпитализм, эмоциональная и социальная депривация, сложности в обучении в следствие параличей, гиперкинезов, нарушений в пространственной ориентировке, сочетанных нарушений). Это доказано результатами констатирующего этапа эксперимента. Коррекционная работа по развитию данного феномена у детей является целесообразной, так как младший школьный возраст сензитивен к развитию эмоционального интеллекта. Эффективность этой работы наблюдается даже в частичном её проведении по результатам формирующего эксперимента.


1. Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта [Текст] : в 2 ч. / И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2004. - Ч. 1. - Смоленск : Изд-во СГПУ, 2004. - С. 22-26.
2. Андрианов, М. А. Философия для детей в сказках и рассказах [Текст] / М. А. Андрианов. - Минск : Современное слово, 2003. - 280 с.
3. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М. : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
4. Бреслав, М. Психология эмоций [Текст] / М. Бреслав. - М. : Смысл ; Академия, 2004. - 544 с.
5. Бхарвани, Г. Важнее, чем IQ! EQ: эмоциональный интеллект [Текст] / Г. Бхарвани. -СПб. : Прайм Еврознак, 2009. - 216 с.
6. Волков, Б. С. Детская психология: Логические схемы [Текст] / Б.С. Волков. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 180 с.
7. Вудвортс, Р. Выражение эмоций [Текст] / Р. Вудвортс // Экспериментальная психология. - 1950. - № 7. - С. 627-645.
8. Гербова, В. В. Коммуникация: развитие речи и общения [Текст] / В. В. Гербова. - Москва, Мозаика-синтез, 2005. - 231 с.
9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман ; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2012. - 478 с.
10. Гуськова, А. В. К вопросу об эмоциональном интеллекте [Текст] / А. В. Гуськова // Вопросы психологии. - 2008. -№ 1. - С. 32.
11. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л. А. Данилова - М., 1977. - 96 с.
12. Деревянко, С. П. Эмоциональный интеллект: проблемы
категориальности [Текст] / С. П. Деревянко // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной
конференции Смоленск, 2007 г. /. Смол. гос. ун-т. - Смоленск, 2007. - С. 108­112.
13. Детский церебральный паралич [Текст] : учебник для студентов вузов / П. Я. Фищенко. - Л. : Нева. - 1974. - 210 с.
14. Детский церебральный паралич [Текст] : Хрестоматия / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. - СПб. : Дидактика Плюс, 2003. - 519 с.
15. Жезлова, Л. В. Детские страхи [Текст] / Л. В. Жезлова // Семья и школа. - 1983. - № 7. - С. 30-41...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ