ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНАЛА ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Сущность и основные характеристики мотивации 8
1.2. Особенности формирования и совершенствования методов
мотивации персонала в гостиничном предприятии 17
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНКУРСА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА 30
2.1. Анализ производственной и корпоративной деятельности
отеля «Парус» 30
2.2. Разработка конкурсной программы профессионального
мастерства «Лучший специалист по гостеприимству» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Структура управления в отеле «Парус» 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Глоссарий 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конкурсная программа 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Положение о проведении конкурса и бланк заявки на участие 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Тестовые задания для персонала 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Кейс-задачи для персонала 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Бланк отчета по итогам конкурса 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Бланки оценивания творческих заданий 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Образец оформления стенда 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Программа мотивации персонала отеля «Парус» 84
Изучая тенденции современного мира, становится очевидно, что одной из крупнейших и высокодоходных, динамичных отраслей экономики является индустрия гостеприимства. В литературе по-разному трактуется термин «гостеприимство», но проанализировав формулировки, выделяют следующее: «Гостеприимство - гармоничное сочетание производства
туристских услуг, комфортности среды отдыха и любезного поведения обслуживающего персонала с целью удовлетворения потребностей гостей при гарантиях их безопасности, физического и психологического комфорта» [29].
Влиятельным звеном в области гостеприимства выступает персонал. Это сотрудники организации, работающие по найму и обладающие конкретными профессиональными качествами. Персонал выполняет обозначенные трудовым договором обязанности и выступает носителем корпоративной культуры, имиджа и бренда.
Согласно определению, представленному в экономическом словаре Борисова А. Б., под термином «персонал» понимается состав предприятия, учреждения или фирмы, а также часть этого состава, разделяющаяся по характеру выполняемой работы [1]. На текущий день термин «персонал» может быть заменен на термин «человеческие ресурсы», который характеризует и подразумевает те человеческие качества, способности и допустимые силы, применение которых возможно на коммерческом или некоммерческом предприятиях.
Вне зависимости от того, каким техническим оснащением располагает организация, сколько денежных средств было вложено в оборудование, товар или услугу, если отсутствуют высококвалифицированные сотрудники, способные организовать продуктивную работу и заинтересованные в достижении целей компании, организация развития не получит. В таком случае возникает потребность в поиске новых способов мотивации персонала гостиничного предприятия, преимущественно с целью усиления конкурентоспособности на долгосрочный период, таким образом, содействуя формированию, использованию и главное, развитию потенциала кадров гостиничного предприятия.
Мотивация представляет собой комплекс внутренних побуждений, которые играют роль механизма принятия необходимых решений. Мотивация коренным образом меняет подход к выполнению поставленных задач и влияет на дальнейшее отношение сотрудника к труду. Однако такое возможно только при тщательной подборке мотивирующих факторов.
Изучено немало методов мотивации персонала, однако сильнее распространены материальный и нематериальный. Материальный способ мотивации в меру действенный, но не долгосрочный. Так, по иерархической пирамиде потребностей А. Маслоу, указанный способ мотивации удовлетворяет только те потребности, которые расположены на низших уровнях иерархии потребностей. Но по истечению времени такой способ мотивации исчерпывает себя, по причине чего сотрудник испытает неудовлетворенность тех потребностей, которые занимают высший уровень в структуре потребностей Абрахама Маслоу.
В таком случае приходится применять способы нематериальной мотивации персонала, подразумевающей создание внутренних мотивов, направленных на производительность труда и лояльность к предприятию. При этом требуется помнить, что некоторые нематериальные способы мотивации персонала предполагают финансовые затраты со стороны работодателя.
Отличительной чертой мотивации персонала гостиничного предприятия выступает одобрение и поощрение руководством деятельности тех сотрудников, которые клиентоориентированы, понимают потребности клиентов и стремятся к их удовлетворению, и наконец, способны придать дополнительную ценность услугам предприятия.
Согласно сведениям, указанным в практическом журнале по управлению человеческими ресурсами, в 2017 году предприятия проявляют повышенную заинтересованность в молодых специалистах [37]. С позиции социологов, стимулирующим фактором у современной молодежи вступает не столько оплата труда, сколько получение шанса на самореализацию, карьерный рост и ощущение профессиональной значимости, которые достигаются непосредственно при выполнении работы...
Гостеприимство - постоянно развивающаяся индустрия, которая с каждым годом расширяется, приобретая новые очертания и характеристики. Сравнивая гостиничные предприятия российских отельеров и представителей мировых сетей, замечено, что не все отечественные отели отличаются востребованным уровнем предоставления услуг. При этом отельеры стремятся к получению общественного признания, которое можно достичь с помощью улучшения профессиональной подготовки персонала.
На текущий день работе с персоналом уделяется много сил и времени, ведь кто как не высококвалифицированный персонал приведет организацию к цели и поднимет на новую ступень развития. Поэтому создаются и проводятся всевозможные мастер классы, конференции и обучающие курсы для сотрудников гостиничных предприятий, которые направлены и на раскрытие внутреннего потенциала отдельных работников, и на выявление уже готовых специалистов из числа сотрудников.
Плодотворная работоспособность персонала - результат продолжительной и возможно, тяжелой, работы руководства, направленной на формирование корпоративной культуры и создание атмосферы продуктивного труда, где двигателем выступает мотивация. Мотивационная система выражается как через материальные, так и не материальные поощрения.
На сегодня разработано много мотивационных подходов, так как каждый отель выстраивает собственную систему мотивации с учетом личных особенностей персонала и спецификой работы. Поэтому перед тем как пытаться найти рычаги воздействия на персонал, его следует подробно изучить.
В работе было рассмотрено понятие «мотив», которое до сих пор не имеет конкретного определения, ввиду того что рассматривается в разных направлениях изучения. При этом не лишенный собственного характера и способности создавать конкретную структуру мотивации индивида, мотив не редко подвластен влиянию внешних и внутренних факторов. Также мотив содействует созданию связи между потребностями индивида и интересом их удовлетворения.
Мотивация же представляет собой составную часть характера, связанную с интересами индивида и определяющую стиль поведения.
На практике, на предприятиях предполагается разнообразие факторов, которые влияют на мотивы поведения работников и положительно, и отрицательно. Потому задача руководства выявить как можно большее число факторов, и сформировать внутрифирменный механизм мотивации труда на базе приемлемого сочетания положительных факторов и сглаживания отрицательно влияющих.
Проведенное исследование проблем формирования внутрифирменного механизма мотивации труда, с учетом перехода к рыночным отношениям, потребовало пересмотреть существующую концепцию трудовой мотивации и позволило сформулировать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций.
За то время, пока люди пытались лучше понять и научиться применять мотивационный механизм, было создано немалое количество определений и теорий этого феномена, и даже сейчас фонд знаний о применении мотивации постоянно увеличивается.
В первой главе были рассмотрены и проанализированы общие характеристики и особенности формирования системы мотивации персонала на гостиничном предприятии. Выявлено, что в гостиничном сервисе присутствуют трудности с текучестью кадров и это связанно с тем, что в отрасли гостеприимства еще не сильно развито внедрение систем мотивации персонала. Так, отсутствие мотивирующих программ приводит к распаду коллектива и уходу образцовых сотрудников в другие организации.
По ходу анализа действующей мотивационной системы проявились потребности, которые непосредственно влияют на формирование
мотивирующих факторов персонала. Например, чтобы мотивировать хотя бы одного сотрудника требуется учитывать личные стремления, пожелания и то чего тот хочет добиться от организации, выполняя служебные обязанности.
Это доказывает, что способом продуктивного взаимодействия с персоналом того или иного предприятия выступает мотивация, которая повышает эффективность и результативность деятельности, а также улучшает внутреннее состояние коллективов, посредством достижения общих целей.
Из этого следует, что внедрение системы мотивации персонала гостиничного предприятия - это важная и неотделимая часть работы, направленной на увеличение производительности гостиницы. При этом каждая используемая система мотивации должна тщательно прорабатываться и учитывать особенности того или иного гостиничного предприятия.
Во второй главе мы привели характеристику отеля «Парус» и проанализировали его деятельность. Было выявлено, что базовыми категориями гостей, посещающих отель, выступают бизнесмены и спортсмены. Также были определены прямые конкуренты предприятия и проанализирован персонал. Проанализировав работу отеля «Парус» мы выявили проблемную зону в работе с квалификацией и обучаемостью персонала. Так, на предприятии недостаточно внимания уделяется профессиональной подготовке кадров. Текущую проблему решит мотивационная программа, которая благоприятствует результативному управлению и обучению персонала до уровня полноценных специалистов.
Благодаря проведенному исследованию на определение мотивационной структуры в отеле сделан вывод, что внедрение конкурсной программы профессионального мастерства дополнит и усовершенствует уже существующую систему мотивации.
Деньги, конечно, играют первостепенную роль в мотивировании сотрудников, но для некоторых многозначительным фактором выступает уважение руководства и признание коллегами собственных способностей. А соблюдение баланса между мерами, применяемыми к персоналу, станет основой для развития и благополучия организации.
По итогам проведенной работы замечено, что использование программы конкурса профессионального мастерства - продуктивный способ мотивации и создания приятной сплоченной атмосферы в коллективе. Неважно насколько высок уровень профессионализма сотрудников того или иного предприятия, если у них нет мотивации, то и работу они будут выполнять не в полную силу. Значит, для дальнейшего развития и благополучия организации, персонал стоит поддерживать и мотивировать, а способы мотивации найдутся сами, главное изучить потребности коллектива и постараться создать дружественную атмосферу, благоприятствующую как работе, так и творчеству каждого сотрудника.
Внедрение в мотивационную структуру отеля «Парус» конкурсного мероприятия профессионального мастерства содействует образованию полноценной и результативной программы мотивации персонала. Не стоит забывать, что создание такой программы - это сложный творческий и в то же время производственный процесс, который заключает в себе в равных пропорциях нематериальный и материальный способы мотивации. Не соблюдение этих пропорций приводит к расслаблению или, наоборот, к повышенной работоспособности только в одном направлении. Найдя баланс между мерами, применяемыми к персоналу, руководство отеля достигает небывалых высот в формировании здорового, работоспособного коллектива, ориентированного на достижение личных целей и целей организации. Таким образом цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Большой экономический словарь [Текст] / под ред. А. Б. Борисов. - М. : Книжный мир, 2003. - 895 с.
2. Современный экономический словарь [Текст] / под ред. Б. А. Райсберг, Л. Ш. Лозовский, Е. А. Стародубова. - М. : ИНФРА-М., 1999. - 479 с. (77)
3. Толковый словарь русского языка [Текст] в 4-х т. / под ред. Д. Н. Ушаков. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940.
4. Бункина, М. К. Макроэкономика [Текст] : учебник - 3-е изд., перераб. и доп. / Бункина, М. К., Семенов А. М., Семенов В. А. - М. : Изд-во «Дело и Сервис», 2000. - 172 с. (148)
5. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] : учебник - 4-е изд., перераб. и доп. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Экономист, 2006. - 670 с. (52)
6. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации [Текст] : учеб. пособие / А. Я. Кибанов. - М. : ИНФРА-М., 1999. - 512 с. (62)
7. Кусков, А.Н. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие - 4-е изд. / А.Н.Кусков, А.П. Чумаченко. - М. : МГИУ, 2008. - 318 с. (162)
8. Леонтьев, В. В. Экономические эссе: теории, исследования, факты и политика [Текст] / В. В. Леонтьев. - М. : ИНФРА-М., 1990. - 153 с. (21)
9. Литвинюк, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. Учебник / А.А. Литвинюк. - М.: Юрайт, 2014. - 398 с.
10. Лукаш, Ю. А. Мотивация и эффективное управление персоналом [Текст] / Ю. А. Лукаш. - М. : Финпресс, 2007. - 208 с. (26)
11. Макринова, Е. И. Управление персоналом в гостиничном менеджменте [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Макринова, А. Г. Васильев, А. С. Васильева. - СПб. : Троицкий мост, 2013. - 206 с. (145)
12. Моргулец, О. Б. Менеджмент в сфере услуг [Текст] : учеб. пособие / О. Б. Моргулец. - М. : Центр учебной литературы, 2012. - 384 с.
13. Нагимова, З. А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса [Текст] : учебник / З. А. Нагимова. - СПб, 2004. - 136 с. (42)
14. Подлесных, В.И. Менеджмент [Текст] / под ред. Ю. В. Кузнецова, В. И. Подлесных. СПб.: «Бизнес-пресса», 2007.
15. Саак, А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : учеб. пособие / А. Э. Саак, Ю. А. Пшеничных. - Спб. : Питер, 2008. - 512 с. (222)...