ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМО'ГОРНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 9
1.1. Понятие «графомоторный навык» как научный феномен 9
1.2. Развитие графомоторных навыков у обучающихся в онтогенезе 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 19
1.4. Особенности развития графомоторных навыков у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 31
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального
31
исследования
2.2. Методы и методики, направленные на выявление уровня
сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обоснование их выбора
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на выявление уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ графомоторных навыков у
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Программа коррекционно-развивающего курса, направленная на
повышение уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3.2. Анализ результатов реализации программы коррекционно
развивающего курса, направленной на повышение уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3.3. Методические рекомендации по повышению уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Формирование графомоторных навыков является одной из сторон общего развития обучающихся на начальном уровне образования. Способность человека с помощью графических знаков выражать содержание речи считается необходимым навыком в современном мире. Графика - ключевое понятие в методике обучения первоначальному письму. В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.
В исследованиях таких авторов, как Н. А. Агаркова, М. М. Безруких, О. Б. Иншакова, Р. Д. Тригер, Н. С. Пантина, О. С. Филиппова навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма». Термин «графомоторный навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.
Проблема исследования. Актуальность данной проблемы состоит в том, что специалистами отмечается значительный рост обучающихся с несформированными графомоторными навыками. Движения обучающихся зачастую неловки, плохо координированы, замедленны или импульсивны, как отмечает Н. П. Вайзман (1988). Из за существенных отклонений в развитии мелкой моторики особую сложность для обучающихся с умственной отсталостью представляет форсированность навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок [9].
Научно доказана необходимость развития активных движений пальцев рук у обучающихся с умственной отсталостью. В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И. П. Павлова.
И. П. Павлов считает, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление; хорошее развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, так как речь очень тесно связана и с мышлением [36].
В раннем и дошкольном детстве, обучающиеся, при благоприятных внешних условиях, могут овладеть большим количеством умений и навыков, необходимых для успешного усвоения письма в начальный период обучения в школе.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики. Организация различных видов деятельности в этот период, систематическое примение тренировочных упражнений, поможет достичь высоких результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Обучающиеся с нормативным развитием овладевают в дошкольный период умением ставить перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. От рефлекторных движений на основе подражания обучающиеся переходят к сознательным
целенаправленным действиям [39].
Наличие психофизиологического дефекта у обучающихся с умственной отсталостью обуславливает проблему формирования графомоторных навыков на начальном уровне образования.
Психолого-педагогические исследования таких акторов, как Г. Н. Рахмакова, Е. И. Скиотис, Р. Д. Тригер доказывают, что к началу школьного обучения у обучающихся с умственной отсталостью недостаточно развита мелкая и общая моторика, а также наблюдается слабость мышечного тонуса.
Актуальность темы. Трудность усвоения графомоторных навыков во многом объясняется особенностями учебной деятельности обучающихся данной категории. Им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать полученную информацию и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без дополнительной помощи учителя обучающиеся не стремятся контролировать свои действия, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.
Графомоторные навыки обучающихся данной категории отличаются незрелостью некоторых компонентов зрительно-моторной координации. У обучающихся нарушена ориентировка на листе бумаги, наблюдается неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, а также слабая развитость мелкой моторики.
Формирование графомоторных навыков является одним из сложных этапов для обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне образования, в связи с этим проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции продолжает оставаться актуальной.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью и несовершенство решения этой проблемы на практике создают необходимость обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.
Анализ теоретической литературы показал, что в настоящее время, главным образом, стоит вопрос формирования графомоторных навыков при подготовке руки к письму, поскольку высокий уровень графомоторных навыков является основным фактором, который указывает на эффективность письма и готовность к обучению в школе.
Недостаточное развитие кистей рук осложняет формирование графомоторных навыков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Работа над формированием графомоторных навыков не представляет для обучающихся с умственной отсталостью интереса и увлечения. У обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне образования большая часть работы проходит над начертаниями отдельных элементов букв, а не над целостным ее написанием.
А. Н. Корнев считает, что основным механизмом такого нарушения является несформированность артикуляционного и пальцевого праксиса. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков может привести к ошибкам на письме, что, в свою очередь, приводит к плохой успеваемости [25]...
Актуальность темы исследования была подтверждена тем, что формирование графомоторных навыков вызывает значительные затруднения у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне образования. Формирование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью происходит с особенностями, которые связанны с интеллектуальными и психофизическими отклонениями в развитии (недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики, низкий уровень развития психических функций, сложности межанализаторного взаимодействия и другое).
Графомоторные навыки рассматриваются как автоматизированные компоненты сознательного действия человека, вырабатывающиеся в процессе его выполнения. Навык возникает, когда становится сознательно автоматизируемым действием, которое затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. Если данное действие стало навыком, то индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не ставя ее выполнение своей сознательной целью.
В соответствии с этим, графомоторные навыки - это отработанные и закрепленные в письменной деятельности показатели действий, совершаемых обучающимся в процессе реализации акта письма.
В процессе выполнения поставленных задач исследования, было отмечено, что формирование графомоторного навыка - длительный и сложный процесс. Сложный по структуре самого акта письма, по структуре формирования навыка и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В ходе многочисленных упражнений и отработки навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне образования характерны следующие особенности графомоторных навыков:
1. Низкая способность к анализу и синтезу визуальной информации.
2. Сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа;
3. Неумение подчинить восприятие поставленной задаче.
В процессе изучения особенностей формирования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне образования выявлено, что для них характерны замены графически сходных букв на письме. Недоразвитие зрительного анализа и синтеза у обучающихся данной категории обусловливает частоту смешения графически сходных букв. Слуховое восприятие обучающихся с умственной отсталостью характеризуется теми же особенностями, что и зрительное. Каких-либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий у этих обучающихся не наблюдается. Имеются затруднения в дифференциации речевых звуков, что говорит о недостатках фонематического слуха, наиболее отчетливо выступающих в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах.
Обучающимся с умственной отсталостью свойственна слабость самоконтроля во время письма. Для них характерно несовершенство как зрительного, так и двигательного контроля за движениями.
У обучающихся с умственной отсталостью слабый контроль за графической стороной письма проявляется в следующем: формы букв далеки от образца, буквы отставлены друг от друга неравномерно, наклон нарушается, буквы не выдерживают нужную высоту, не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме. Особенно ярко ошибки и трудности проявляются с появлением требований орфографически грамотного письма - письмо под диктовку, списывание с доски.
Психолого-педагогические исследования (Г. Н. Рахмаковой, Е. И. Скиотис, Р. Д. Тригер и других) доказывают, что к началу школьного обучения у обучающихся с умственной отсталостью недостаточно развиты предпосылки готовности руки к письму (недоразвитие мелкой цмоторики, слабость мышечного тонуса, а также общей моторики и другое). Исследователями отмечаются следующие трудности формирования навыка письма обучающихся, которые обусловлены низким уровнем развития мелкой моторики руки: неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму; невыполнение алгоритма трех видов соединения букв в словах.
Формирование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития, поэтому особенно важна качественная организация коррекционно-развивающей работы.
Анализ теоретической литературы показал недостаточность развития графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне образования, в связи с чем возникла необходимость в проведении констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся данной категории.
Проведенное экспериментальное исследование направленно на изучение уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне образования. Для определения уровня сформированности графомоторных навыков использовались такие методики, как:
• «Домик» (по Н. Н. Гуткиной);
• «Дорожки» (по Л. А. Венгеру);
• «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову);
• «Штриховки» (по М. М. Безруких);
• «Графический диктант» (по Д. Б. Эльконину).
Применение данных методик работе с обучающимися с умственной отсталостью возможно, так как они не требуют адаптации, с их помощью можно достаточно точно определить уровень сформированности графомоторных навыков и на основании полученных результатов выстроить коррекционную работу...
1. Агаркова, Н. Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников [Текст] / Н. Г. Агаркова. - М. : Просвещение, 1987.
• 129 с.
2. Аксенова, А. К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст] / А. К. Аксенова. - М. : Владос, 2002. - 106 с.
3. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет [Текст] : практическое пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. - М. : АРКТИ, 2006. - 88 с.
4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И. М. Бгажнокова. - М. : Просвещение, 1987. - 96 с.
5. Безбородова, М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Текст] / М. А. Безбородова.
• М. : Флинта : Наука, 2012. - 189 с.
6. Безруких, М. М. Как писать буквы [Текст] / М. М. Безруких, Т. Е. Хохлова. - М. : Просвещение, 1993. - 13 с.
7. Бернштейн, Н. А. Построение движений [Текст] /
Н. А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 174 с.
8. Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии [Текст] / В. М. Бехтерев. - М. : Наука, 1994. - 400 с.
9. Вайзман, Н. П. Психомоторика детей-олигофренов [Текст] / Н. П. Вайзман. - М. : Педагогика, 1976. - 104 с.
10. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Академия, 2002. - 207 с.
11. Волоскова, Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов [Текст] : учебное пособие / Н. Н. Волоскова. - М. : Московкий психолого-социальный инст - 5 с.
12. Гаврина, С. Е. Развиваем моторику [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - Ярославль, 2007. - 45 с.
13. Глебова, А. О. Формирование графических умений у детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук [Текст] / А. О. Глебова ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2009. - 178 с.
14. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. - М. : Педагогика, 1990. - 120 с.
15. Граборов, А. И. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А. И. Граборов. - М. : КлассиксСтиль, - 2005. - 248 с...