Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Решение олигофренопедагогом задач коррекционно - развивающего курса в работе с обучающимися с умственной отсталостью на уроках изобразительного искусства

Работа №97960

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО­
ЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Теоретические основы формирования изобразительной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 11
1.3. Роль изобразительной деятельности в коррекционно-развивающей
работе олигофренопедагога с обучающимися с умственной отсталостью.... 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 24
2.1. База исследования и характеристика контингента обучающихся,
принявших участие в экспериментальном исследовании 24
2.2. Организация, методы и методикипроведения экспериментального
изучения уровня развития изобразительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 39
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по изучению уровня
развития изобразительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 44
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА ПО РПЗАИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 54
3.1. Содержание программного материала коррекционно-развивающего
курса по изобразительной деятельности 54
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования по выявлению
уровня развития изобразительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 63
3.3. Методические рекомендации по развитию изобразительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема изучения развития изобразительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью представляет особую значимость для олигофренопедагогики. Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что уроки изобразительного искусства имеют важное коррекционно-­развивающее значение и в существенной мере служат целям коррекции недостатков развития обучающихся с умственной отсталостью, а также способствуют овладению техническими изобразительными умениями. Поэтому в системе обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью школы реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы существенное место принадлежит урокам изобразительного искусства.
Большое коррекционное значение уроков изобразительным искусством подчеркивали О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, М. М. Нудельман, Ж. И. Шиф и другие. Специалисты в этой области отмечают, что изобразительная деятельность оказывает существенное развивающее воздействие на интеллектуальную, сенсорную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся с умственной отсталостью, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятельности направленное на исправление недостатков развития, свойственных обучающимся с умственной отсталостью, осуществляется путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия предметов и объектов. Восприятие являются наиболее важными процессом в формировании и развитии изобразительной деятельности. Следовательно в процессе уроков изобразительного искусства перед олигофренопедагогом ставится задача развития восприятия формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, на основе которых будут формироваться другие изобразительные способности. Именно поэтому проблему решение олигофренопедагогом задач коррекционно-развивающего курса на уроках изобразительного искусства обучающихся с умственной отсталостью можно считать актуальной.
Объект исследования - задачи коррекционно-развивающего курса олигофренопедагога в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - процесс решения задач коррекционно­развивающего курса олигофренопедагога в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках изобразительного искусства.
Цель исследования - определить уровень развития изобразительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составить программу коррекционно-развивающего курса олигофренопедагога по развитию изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Выявить уровень развития изобразительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Составить и апробировать программу коррекционно-развивающего курса по развитию изобразительной деятельности на уроках изобразительной искусства.
4. Определить эффективность программы коррекционно-развивающего курса по развитию изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе была изучена проблема решения олигофренопедагогом задач коррекционно-развивающего курса в работе с обучающимися на уроках изобразительного искусства.
Теоретический анализ изучаемой проблемы приводит к следующим выводам:
1. Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством всестороннего развития учащихся и являются весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии. Изобразительная деятельность, являясь одной из ведущих, тесно взаимосвязана с развитием восприятия, моторики, зрительно-двигательной координации, речи, мышления и эмоциональной сферы обучающегося.
2. Развитие изобразительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью имеет свои трудности, которые проявляются в особенностях восприятия и передачи формы, величины, цвета в рисунках, отражении пространственных отношений предметов, зрительно-моторной координации и интересе к рисованию в целом. Отмеченные недостатки должны преодолеваться в процессе коррекционно-развивающей работы. Во время проведения такой работы перед олигофренопедагогом ставится важная задача - формировать умения правильно анализировать, цвет, форму, величину изображаемого объекта и умение пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги. От сформированности данных умений будет зависеть дальнейшее развитие изобразительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. Основополагающая задача, состоит не столько в том, чтобы научить обучающихся изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать её в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих обучающимся недостатков.
4. Под влиянием правильно осуществляемого олигофренопедагогом
обучения изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления,
развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи обучающихся. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации обучающихся.
5. Уроки изобразительно искусства имеют большие коррекционные возможности в работе с обучающимися с умственной отсталостью. Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по рисованию может быть достигнут в том случае, если олигофренопедагогом учитываются особенности изобразительной деятельности умственно отсталых обучающихся, применяются специальные педагогические методы, средства, упражнения, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у обучающихся потенциальных положительных возможностей, правильно определяется содержание обучения. В процессе проводимой работы олигофренопедагога на уроке изобразительного искусства происходит активное развитие сенсорной, эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью, совершенствуются психические функции.
На основании проведённой экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Исследование было направлено на определение уровня восприятия обучающихся с умственной отсталостью, посредством исследования функций зрительного восприятию. К важнейшим функциям зрительного восприятия, позволяющим выявить причины трудностей изобразительной деятельности можно отвести: восприятие формы, восприятие, цвета, восприятие величины и восприятие пространственных отношений. Методики построены с учетом онтогенеза данного вида деятельности, возраста обучающихся, особенностей их познавательного и речевого развития.
2. В констатирующем этапе эксперимента анализ процессов восприятия формы, цвета, величины, пространственных отношений, позволил выявить недостаточность развития данных показателей. Следовательно, и уровень изобразительной деятельности обучающихся соответствует низкому, и требует необходимой коррекции и развития.
3. На основе выявленных недостатков восприятия формы, цвета, величины, пространственных отношений был составлен курс «Увлекательное изобразительное искусство». Коррекционно-развивающий курс направлен на развитие о коррекцию изобразительной деятельности, посредством развития восприятия формы, цвета, величины, пространственных отношений.
4. Результаты контрольного этапа эксперимента показали эффективность проведенной работы по развитию изобразительной деятельности. Уровень восприятия обучающимися формы, цвета, величины, пространственных отношений и изобразительной деятельности в целом, возрос до средний и высоких показателей.
5. Результаты экспериментальной работы подтвердили, что создание олигофренопедагогом необходимых условий, определение им нового направления и приемов работы, творческий подход к созданию урока, способствуют совершенствованию структуры данного вида деятельности обучающихся с умственной отсталостью.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, а полученные результаты подтверждают эффективность предложенного коррекционно-развивающего курса для развития изобразительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью.


1. Блейхер, В. М. Толковый словарь психиатрических терминов [Текст] / В. М. Блейхер, И. В. Крук. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. - 640 с.
2. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого­
педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников [Текст] : учеб. пособие / С.Ю. Бородулина. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2004. - 352 с.
3. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [Текст] / А. Л. Венгер. - М. : Владос-пресс, 2003. - 160 с.
4. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1978. - 96 с.
5. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 173 с.
6. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / В. В. Воронкова. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
8. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. [Текст] : кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова, - М. : Просвещение, 1985. - 72 с.
9. Гамезо, М. В. Общая психология [Текст] : уч.- метод. пособие / М. В. Гамезо. - М. : Ось-89, 2007. - 352 с.
10. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. - М. : Просвещение, 1972.
• 284 с.
11. Головина, Т. Н. О некоторых особенностях развития цветоразличения у умственно отсталых школьников [Текст] / Т. Н. Головина // Спец. шк. -1968. - № 4. - С. 94-104.
12. Головина, Т. Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе [Текст] / Т. Н. Головина ; под ред. Ж. И. Шиф. - М. : Педагогика, 1980.
• 176 с.
13. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие. [Текст] / И. А. Грошенков - 2-е изд., перераб. - М. : В.Секачев, 2001. - 223с.
14. Грошенков, И. А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы [Текст] / И. А. Грошенков. - М. : Просвещение, 1975. - 176 с.
15. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ