ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Анализ федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определение понятий базовых
, .. .. 8
учебных действий
1.2. Теоретические и практические обоснования составления
специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью 15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 23
2.1. База исследования и характеристика контингента обучающихся,
23 принявших участие в экспериментальной работе
2.2. Организация и методика констатирующего эксперимента по
изучению личностных учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3 классе 33
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению
личностных учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3 классе 39
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 45
3.1. Организация и содержание коррекционной работы по
формированию личностных учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 45
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента по
формированию личностных учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 51
3.3. Методические рекомендации по формированию личностных
учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 95
Проблема исследования. Базовые учебные действия — это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Базовые учебные действия не имеют ту степень обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее осуществление в меняющихся урочных и внеурочных условиях. Базовые учебные действия формируются и осуществляются лишь в совместной работе учителя с обучающимся [28].
Формирование базовых учебных действий у обучающегося с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, обеспечивающей одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в социуме и овладения доступными видами профильной работы.
К функциям базовых учебных действий относятся: 1) обеспечение эффективного изучения содержания любой предметной области; 2) осуществление преемственности обучения абсолютно всех ступеней образования; 3) формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к предстоящей работе; 4) обеспечение целостности развития личности обучающегося. Учитывая данные функции базовых учебных действий , они могут рассматриваться как условие и как предпосылка формирования различных жизненных компетенций, определенных способов поведения, обеспечивающие социальную (в т. ч. социально-бытовую) ориентировку и социальную адаптацию [28].
Актуальность исследования по формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью, обусловливается тем, что изменения установили необходимость исследования и введения нового поколения образовательных стандартов общего образования, также и для обучающихся с умственной отсталостью. Приоритетом Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) считается осуществление адаптированной основной образовательной программы, в структуре содержания которой «теоретический» элемент редуцирован в пользу расширения области формирования жизненной компетенции [28].
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. Главной задачей современной системы образования считается формирование базовых учебных действий, которые обеспечивают обучающимся способность учиться. Все это достигается посредством осознанного, интенсивного присвоения обучающимися социального опыта. Качество усвоения знаний обусловливается разнообразием и характером видов базовых действий [24].
БУД рассматривается в разрезе универсальных учебных действий (далее — УУД). Концепция развития УУД разработана на основе системнодеятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.
Данная концепция в младших классах призвана уточнять требования к результатам начального общего образования и расширить классическое содержание образовательно-воспитательных программ. Она нужна для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения сукцессии образования. Концепция обязана стать основой с целью разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования [24].
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении 5
В. А. Сухомлинского. Он акцентировал внимание на развитии индивидуального своеобразия личности ребенка. Подход исследования индивидуальных особенностей ребенка В. А. Сухомлинский полагал необходимым начинать с его семьи, в то же время, выделяя необходимость педагогического просвещения родителей. При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями следует совмещать с личными, так как в любой семье собственный порядок жизни, свои традиции и непростые отношения среди членов семьи [10].
Русский педагог К. Д. Ушинский создал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основные принципы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Кроме того он высказал свое мнение, что в непростом процессе индивидуального подхода к ребенку невозможно предоставить какие-то конкретные рецепты, тем самым, выделив креативный характер решения вопроса [5].
Объект исследования. Базовые учебные действия у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Предмет исследования. Процесс формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе личностно-индивидуального подхода.
Цель исследования. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе личностно-индивидуального подхода.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основы по данной проблеме;
• определить сформированность личностных учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе метода наблюдения;
• проведение коррекционной работы по формированию личностных учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе проведения конкретных учебных предметов.
Методы:
• наблюдение
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В выпускной квалификационной работе была изучена проблема формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе личностно-индивидуального подхода. Цель исследования достигнута - сформированы базовые учебные действия у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Следовательно цели, достигнуты следующие задачи: изучены теоретические основы по данной проблеме; определена сформированность личностных учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе метода наблюдения; проведена коррекционная работа по формированию личностных учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе проведения конкретных учебных предметов.
По изученной литературе можно сделать выводы: базовые учебные действия — это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Базовые учебные действия не дают той обобщенности, которая позволила бы обеспечить самостоятельность учебной деятельности, а также ее реализацию, которая изменяется в учебных и внеучебных условиях. Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося. Рассмотрены особенности формирования личностных учебных действий.
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Целью образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по данному варианту АООП является развитие личности, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, которые позволяют обучающемуся достичь возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
В констатирующем эксперименте была проведена методика на основе метода наблюдения. Целью являлась определить сформированность личностных учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Также были достигнуты поставленные задачи: наблюдали за обучающимися во время учебной и внеурочной деятельности; фиксировали информацию по каждому пункту личностных учебных действий; проанализировали проведенную экспериментальную работу и полученные результаты.
Была проведена коррекционная работа по формированию личностных учебных действий у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе проведения конкретных учебных предметов. Анализируя полученные данные в ходе исследования, можно сказать, что сформированность личностных учебных действий дала динамику по сравнению с началом экспериментальной работы, что позволяет оценить эффективность работы.
Таким образом, в рамках учебной и внеурочной деятельности появляется возможность формировать базовые учебные действия, необходимые обучающимся, чтобы полученные знания применять в жизни для успешной социализации и более успешной адаптации.
1. Акимова, М. К., Раевский, А. М. Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога- диагноста / Психологическая диагностика детей и подростков [Текст] : под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 270 - 281 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] : учебник / А. Г. Асмолов. - М. : Издательство МГУ, 1990. - 367 с.
4. Дидактическая система деятельностного подхода [Текст] : разработана авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000...» и апробированная на базе Департамента образования. - М, 1998-2006.
5. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. — 397 с.
6. Ковалева, Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий [Текст] : в 2 ч. - М. : Академия , 2009.
Ч. 1 / Ковалева Г. С., Логинова О. Б ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой., 2009. - 194 с.
7. Ковальчук, Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] : пособие для воспитателя дет.сада / Л. И. Ковальчук. - 2-е издание доп. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
8. Корнильева, С. Ю. Основные идеи технологии личностно ориентированного воспитания как средство эффективной социализации обучающихся с ОВЗ [Текст] / С. Ю. Корнильева // Образование и воспитание. - 2016. - № 1. - С. 114-117.
9. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия [Текст] / Е. В. Коротаева. - М. : Профит Стайл, 2007. - 224 с.
10. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А. С. Макаренко // Избр.пед. соч. - М., 1977. - Т. 2.
11. Макаров, С. П. Технология индивидуального обучения [Текст] / С. П. Макаров // Педагогический вестник. - 1994. - № 1. - С. 2-10.
12. Максимова, М. В. Психологические условия преодоления школьной дезадаптации [Текст] : методические разработки для учителей / М. В. Максимова. - Ханты-Мансийск, 1994. - 262 с.
13. Маллер, А. Р. Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта [Текст] : сборник научных трудов / А. Р. Маллер ; под ред. А. Р. Маллера, Г. В. Цикото. - М., 1978. - 100 с.
14. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены [Текст] / М. С.Певзнер. - М., 1959. - 486 с.
15. Петровский, В. А. Психология воспитания
[Текст] / В. А. Петровский ; под ред. В. А. Петровского. - М., 1995. - 479 с...