Формирование умения решать задачи на уроках математики на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятийный аппарат исследования условий формирования
умения решать задачи на уроках математики у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой
14 умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1.3. Применение личностно-ориентированного и индивидуально- дифференцированного подходов на уроках математики к обучающимся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).. 26
1.4. Особенности формирования умения решать задачи на уроках
математики у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе личностноориентированного и индивидуально-дифференцированного
подходов 55
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНО- ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ К ОБУЧАЮЩИМСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
2.1. База исследования и контингент обучающихся, задействованных в
констатирующем этапе экспериментального исследования
2.2. Методы и методики, направленные на формирование умения
решать задачи на уроках математики у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-
дифференцированный подходы 73
2.3. Описание диагностического инструментария для определения
уровня сформированности умения решать задачи на уроках математики с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов 93...
Проблема обучения математике остается по истине важной в современной системе образования и образовательных организациях, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу. Умение решения арифметических задач влияет на развитие психических процессов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также положительно сказывается на формировании их личности в целом.
Проблема формирования умения решать задачи на уроках математики обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) раскрывается в исследованиях Т. В. Алышевой, И. В. Зыгмановой, М. Н. Перовой, Ж. И. Шиф, В. В. Эк и другие.
За время экспериментального исследования было установлено, что на уроках математики умение решать задачи обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способствует развитию интереса к учебному предмету и образовательному процессу в целом, формированию мышления, памяти, внимания, а также совершенствованию фонематического слуха, речи, обогащению словарного запаса, и конечно же улучшению социально-бытовых навыков, самоконтроля, настойчивости и многое другое.
Арифметические текстовые задачи являются моделью реальных явлений, поэтому обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при их решении опираются на свой жизненный опыт.
Также арифметические задачи выполняют ряд важных функций. Например, развивающая, при которой активизируются анализ, синтез, обобщение. Познавательная функция, при помощи которой формируется навык понимания текста, установление связей между данным и искомым задачи, запись решения. В результате арифметические текстовые задачи выполняют свою развивающую функцию. А вот обучающая функция задач заключается в том, что при их решении формируются математические знания и умения.
Воспитательная функция задач реализуется через их содержание. А также через организацию работы педагогом и применение различных подходов в обучении (личностно-ориентированный и индивидуально - дифференцированный подходы). Зачастую, содержание задачи раскрывает перед обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новые интересные факты, тем самым расширяется их кругозор, формируя мировоззрение.
Но немаловажно, что арифметические задачи способствуют углублению и расширению формируемых математических знаний и умений, а также закреплению вычислительных навыков.
Проведенное исследование и анализ различных источников литературы показали, что на уроках математики личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы реализуются на уроках математики и имеют немало важное влияние на формирование умения решать арифметические задачи.
Актуальность данного исследования заключается в описании условий для формирования умения решать задачи на уроках математики с применением личностно-ориентированного и индивидуально
дифференцированного подходов у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель исследования - создание условий для формирования умения решать задачи на уроках математики на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение особенностей формирования умения решать задачи на уроках математики у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Составление, реализация и апробация коррекционной программы по формированию умения решать задачи на уроках математики на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Анализ эффективности апробированной коррекционной программы по формированию умения решать задачи на уроках математики на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Объект исследования - умения решать задачи у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования - процесс формирования умения решать задачи на уроках математики на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Гипотезы исследования:
1. У обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) очень низко сформировано умение решать различные виды задач на уроках математики.
2. Формирование умения решать задачи на уроках математики обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при следующих условиях:
1) реализация рабочей программы олигофренопедагога по обучению математике на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с учебнотематическим планом;
2) включение в рабочую программу по обучению математике специальных коррекционно-развивающих методов и приемов для формирования навыков и умений решения задач;
3) составление практических рекомендаций для педагогов по реализации личностно-ориентированного и индивидуально дифференцированного подходов на уроках математики.
Для диагностики и изучения особенностей формирования умения решать задачи на уроках математики на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) были разработаны диагностические комплексы...
Проблема обучения математике в образовательных организациях, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальной в наше время, так как благодаря данной предметной области закладывается фундамент, необходимый для успешной адаптации и социализации обучающихся в обществе, а также для формирования социально-бытовых навыков и познания окружающего мира.
В процессе обучения математике развивается память, внимание, мышление. Речь обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обогащается новыми понятиями и специальными математическими терминами. Обучение математике организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как самоконтроль, внимательность, аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, мотивацию к познанию окружающей действительности, умение доводить любое начатое дело до конца.
На уроках математики одновременно с получением новых математических представлений и знаний обучающимися, формируются разнообразные умения и навыки (вычислительный, измерительный, графический, решение задач). Образовательный процесс данной предметной области способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также способствует образованию связи с реальной жизнью и с профессионально-трудовой подготовкой.
Проблема данного исследования направлена на изучение формирования умения решать задачи обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально -дифференцированный подходы.
Огромную роль в формировании математических знаний и умений, а также базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) играют именно арифметические задачи. В связи с этим в работе над формированием умения решать арифметические задачи на уроках математики отводится значительное количество учебного времени. Как упоминалось ранее, работа над задачей позволяет связать математику с жизнью, способствует выработке у обучающихся умения применять имеющиеся у них математические знания для решения различных жизненных ситуаций (при работе над задачей такая ситуация описана в условии задачи). Личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы способствуют лучшему формированию умения решать арифметические задачи обучающимися с легкой умственна отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме исследования можно сформулировать несколько выводов, которые помогут в определении целей и задач констатирующего эксперимента исследования и дальнейшей разработке программы коррекционного курса. Необходимо:
• учитывать особенности образовательного процесса и некоторые трудности при организации этого процесса в обучении математики;
• включать в образовательный процесс, личностноориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы;
• учитывать возрастные и психофизические особенности обучающихся при создании дифференцированных группы;
• учитывать основные приемы формирования умения решать простые и составные задачи.
Таким образом, при формировании умения решать задачи необходимо, создание дифференцированных группы и особых образовательных условий.
В рамках констатирующего эксперимента были определены уровни
сформированности умения решать задачи обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и основные направления дальнейшей работы. Также полученные в ходе эксперимента данные были тщательно проанализированы по количественным и качественным показателям.
Перед проведением диагностических процедур были созданы дифференцированные группы, основой для создания которых послужил мониторинг освоения математических знаний и умений, характеристика обучающихся и личные наблюдения.
По результатам диагностики, большинство обучающихся во всех дифференцированных группах имеют средний и низкий уровень сформированности умения решать арифметические задачи...
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : ИКАР, 2009. - 458 с.
2. Алышева, Т. В. Математика, 7 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : учебник / Т. В. Алышева - М. : Просвещение, 2005 год. - 245 с.
3. Алышева, Т. В. Математика. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразовательной организаций, реализующих адаптированную основные общеобразовательную программы [Текст] / Т. В. Алышева. - М. : Просвещение, 2017. - 362 с.
4. Алышева, Т. В. Олигофренопедагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова. - М. : Дрофа; 2009. - 193 с.
5. Антропов, А. П. Математика во вспомогательной школе [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. П. Антропов. - СПб. : Образование, 1992. - 271 с.
6. Афанасьева, Ю. А. Анализ контингента обучающихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида [Текст] / Ю. А. Афанасьева, И. М. Яковлева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2014. - № 1 . - С. 59-62.
7. Белошистая, А. В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе [Текст] / А. В. Белошистая // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 31-34.
8. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособ. / Л. Н. Блинова. - М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2004. - 131 с.
9. Большая Российская Энциклопедия медицинских терминов [Текст] : энцикл. слов. / под. ред. А. К. Быкова [и др.] - М. : Советская энциклопедия, 1982. - 416 с.
10. Быков, А. К. Психолого-педагогический практикум [Текст] : учеб. пособие / А. К. Быков. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Академия, 2002. - 207 с.
12. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М.: Академия, 2002. - 207 с.
13. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / В. В. Воронкова. — М. : Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
14. Воронкова, В. В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов [Текст] : сборник № 1 / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк. - М. : Владос, 2001. - 365 с.
15. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с...