ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ У ЛИЦ,
ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 7
1.1. Теоретический анализ феноменологии агрессии как поведенческой
реакции у взрослых 7
1.2 Факторы формирования агрессивного поведения 13
1.3. Теоретический анализ исследований раскрывающих сущность
феноменов переживания внутриличностного конфликта 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У
ЛИЦ С ВНУТРИЛИЧНОСТНЫМ КОНФЛИКТОМ 33
2.1. Методика и организация исследования 33
2.2. Описание результатов эмпирического исследования агрессивности у
лиц с внутриличностным конфликтом 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
В современном обществе постановка проблемы агрессивного поведения является как никогда актуальной. Нестабильность экономики в стране, интенсивное падение жизненного уровня, кризисные процессы в социуме, все это влияет на психологическое состояние людей и на факторы формирования агрессивного поведения. В данной работе мы рассмотрим один из этих факторов формирования агрессивного поведения (по мнению К. Хорни), внутриличностный конфликт. В нашем исследовании мы предприняли попытку изучить особенности агрессивного поведения у людей переживающих внутриличностный конфликт, в надежде, что наше исследование так или иначе поможет нормализовать агрессивное поведение в обществе.
Анализ последних исследований и публикаций. Как показывает изучение специальной психологической литературы, проблема внутриличностных конфликтов в последнее время вызывает значительный интерес у исследователей. Попытки изучения внутриличностного конфликта хотя и имеют большую историю, все же не привели к формированию единой точки зрения относительно природы его происхождения. В отечественной психологии основоположником изучение внутриличностных проблем можно назвать В.М. Мясищева. Он отмечает, что внутриличностный конфликт возникает чаще всего на почве столкновения желаний личности и действительности, их не удовлетворяет.
Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь рассматривают внутриличностный конфликт из-за несовпадения между «я - реальным» и «я - идеальным», когда в противоречие вступают отношения, которые человек реально осуществляет в своей жизни и отношения, которые он мог бы осуществить в своем идеале .
Ф.Е. Василюк различает два основных конфликта: первые вызванные противоречиями, в которых тенденции противоположные по смыслу, а в других - противоречия несовместимые по условиям места и времени. Внутриличностный конфликт он определяет как патологическое явление психической жизни, но при этом подчеркивает, что не всякое противоречие достигает конфликта.
В диссертационной работе «Внутриличностный конфликт госслужащего и акмеологический подход к его решению» (2000) В.О. Жданов исследовал значение личностных качеств, которые как затрудняют, так и облегчают процесс переживания внутриличностных конфликтов; установил роль владения знаниями, умениями и навыками конструктивного взаимодействия переживания внутриличностных конфликтов. Ю.Н. Юрлов в работе «Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их решения» (1996) исследовал факторы, влияющие на ход и особенности внутриличностных конфликтов курсантов, проанализировал факторы, которые негативно влияют на психическое состояние курсантов в военном училище.
Лебеденко А.В. рассмотрел в своей работе влияние внутриличностных конфликтов на эффективность профессиональной деятельности машинистов локомотивов, выявил причины возникновения внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности данной группы. Герасимова Н.Е. обнаружила структуру и содержание внутриличностных конфликтов студентов в процессе их адаптации к условиям высшего учебного заведения, определила источники их дезадаптационных факторов и механизмы психологических защит, какие находят свое отображение в внутриличностных конфликтах студентов.
Среди работ необходимо отметить труд Букиной Г.А., которая провела диссертационное исследование, в котором определены особенности динамики внутриличностных конфликтов в процессе профессионального обучения студентов-психологов, значимые для развития научных представлений о закономерностях и факторах профессионального становления психолога. Все эти разработки направлены на обогащение методологических и теоретических предпосылок, которые могут быть положены в основу теории внутриличностной конфликтности. Однако, концептуализации понятия внутриличностной конфликтности в связи с агрессивным реагированием как одним из аспектов психической жизни личности позволяет нам выделить собственное направление исследования в условиях роста социальной напряженности.
Цель работы заключалась в определении особенностей проявления агрессии как поведенческой реакции у взрослых, переживающих внутриличностный конфликт.
Объект исследования - особенности агрессии как поведенческой реакции у взрослых.
Предмет исследования - специфика проявления агрессии как поведенческой реакции у взрослых, переживающих внутриличностный конфликт
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ феноменологии агрессии как поведенческой реакции у взрослых.
2. На теоретическом уровне определить факторы формирования агрессивного поведения.
3. Провести теоретический анализ исследований раскрывающих сущность феноменов переживания внутриличностного конфликта.
4. Выявить и описать особенности агрессии лиц с внутриличностным конфликтом;
Гипотеза исследования - существуют особенности проявления показателей агрессивного реагирования у лиц зрелого возраста с выраженным внутриличностным конфликтом.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические: психодиагностические методики (опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (РСЦД) Фанталовой Е.Б, Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-
Дарки), количественный и качественный анализ данных, методы
математической статистики.
Теоретическая значимость исследования и элементы новизны - как предмет научного анализа определена характеристика и сущность особенностей агрессивных лиц с внутриличностным конфликтом в отечественной и зарубежной психологии.
Практическая значимость - полученные нами результаты достаточно важны для понимания психологических свойств личности, которые способствуют формированию агрессивного поведения.
В рамках данной работы нами была поставлена цель исследования - определить особенности связи переживания внутриличностных конфликтов и агрессивного реагирования. Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи исследования: проанализировали феноменологию внутриличностного конфликта личности, изучили личностные свойства лиц с выраженным внутриличностным конфликтом, рассмотрели особенности агрессивности лиц с внутриличностным конфликтом, организовали и провели эмпирическое исследование агрессивности у лиц с внутриличностным конфликтом.
Проведенный теоретический анализ научных источников позволяет определить внутриличностный конфликт как форму взаимодействия противоположных импульсов, противоречием внутреннего мира индивида. Механизм образования внутриличностного конфликта заключается в том, что мотив становится бессознательным, поскольку подавляется в сознании другими мотивами, связанные с запретами, однако ищет удовольствие обходным путем в символических образах, которые не противостоят социальным запретам.
Внутриличностный конфликт, естественно присущий внутренней структуре личности - нормальное явление. Личности свойственны внутренние противоречия и борьба между различными стремлениями. Обычно эта борьба проходит в пределах нормы и не нарушает гармоничности личности. Но иногда эта борьба становится приоритетной, определяющей поведение человека и весь образ жизни.
Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сформулировать основные выводы:
Для подавляющего большинства респондентов характерен средний уровень внутриличностного конфликта. Установлено, что при наличии внутриличностного конфликта, у респондентов повышается уровень агрессивного реагирования, а именно косвенная вербальная и прямая физическая агрессия, растет раздражительность, обидчивость. Внутриличностный конфликт способствует росту агрессивности человека, нарушает его межличностное взаимодействие с окружающими людьми.
В качестве методологических рекомендаций нами предложена работа в форме тренинговых групп. Данная работа ориентирована на повышение возможностей самопознания студентов с целью их дальнейшего самосовершенствования и самоопределения; стимулирование сопереживания и эмпатии; активизация рефлексии, самовоспитания, вооружение приемами работы над собой; исследование и развитие системы ценностных ориентаций, которые характеризуют внутреннюю готовность человека к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов. Как мы предполагаем данная работа будет способствовать снижению внутренней конфликтности личности, агрессивного поведения.
1. Андреев В. И. Основы педагогической конфликтологии. - М.,2015. - 124 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для ВУЗов. - М .: ЮНИТИ, 2011. - 551 с.
3. Бабосов Е. М. Конфликтология. Мн.: Тетра-Системс, 2010. - 450 с.
4. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура /Пер. с англ. под ред. Н.Н. Чубарь. - СПб.: Евразия, 2010. - 59 с.
5. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 2018. 240 е., ил. - (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
6. Белопольская А. М. Самосознание проблемных подростков - М., 2017. - 321 с.
7. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль/ Л. Беркович. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. - 510 с.
8. Большой психологический словарь. Мещеряков Б. Г., Зинченко В.П_2013 -672с.
9. Волков А. А., Волкова В. М. Психологический конфликт как условие развития личности //Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2014. - №. 2 (10).
10. Волков Б. Г., Волкова Н. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов. - Изд. 4-е испр. и допол.- М: Академический проект, 2010. - 213 с.
11. Гришина А.В., Черткова Е.В. Исследование взаимосвязи уровня агрессивности и выбора стратегии поведения в конфликте у студентов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. - № 1(3). - М., Изд. «МЦНО», 2017. - С. 48-54.
12. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: «Питер», 2008. - 544 с.
13. Дарки А. Инвентаризация для оценки различных видов враждебности / А. Дарки. - Журнал «Консалтинг психологии». -№ 21. -2017. - С. 343 - 348.
14. Дугельная Т. Причины возникновения внутриличностных конфликтов. URL: http://nss.in.ua/index.php?part=4107 (дата обращения: 11.09.2016).
15.Здравомыслов А. Г. Социология конфликтов - М., 2016. - 485 с.
16. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. - Учебник. - М., 2004 г.
...