Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИТУАЦИИ КОНТРОЛЬНООЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №97952

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ
ДОСТИЖЕНИЯ 9
1.1 Мотив, мотивация, мотивация достижения понятия 9
1.2 Теории мотивации 15
1.3 Формирование мотивации достижения в младшем школьном возрасте. . 25
Выводы по главе I 28
2.1Организация и методы исследования 32
2.2. Количественный и качественный анализ полученных данных 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложение 1 58
Приложение 2 63
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 73


Актуальность. В современном обществе предъявляют требования субъектам деятельности в решении поставленных задач. Специалист- профессионал, обладающий определенными достижениями в выбранной им области, способный достигать поставленных перед собой целей и задач имеет больше преимущества перед другими. Особую актуальность приобретают исследовательские работы посвященные мотивации достижения успеха и избегания неудач, обусловливающих успешность, продуктивность. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных авторов (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон, Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Не меньший интерес зарубежные и отечественные психологи проявляют к мотивации достижения успеха и избегания неудач.
Основателями теории мотивации достижения можно назвать американских психологов Г. Мюррея (автор понятия «мотив достижения»), а также Д. Мак-Клелланда (идея рассматривать мотивацию достижения через соотнесение с критерием качества деятельности), Д. Аткинсона (убежденного, что если человек ставит себе средние и сложные цели и, то таким образом он добивается успеха) и Х. Хекхаузена, согласно которому мотивация достижения играет роль в стремление увеличить или сохранить высокими способности человека там, где может быть использован критерий успешности.
В отечественной психологии в этом русле находятся исследования мотивации достижения таких ученых как А.Е. Войскунский, Т.О Гордеева, Г.В. Иванченко, Т.В. Корнилова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Патяева, О.В. Смыслова. А.Н. Леонтьева, рассматривающего мотивацию достижения с точки зрения деятельностного подхода. В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности Т.О. Г ордеева, акцентирует внимание на том, что мотивация достижения является сложным конструктом и состоит из множества факторов. Изучая мотивацию достижения, большинство зарубежных и отечественных исследователей в области психологии мотивации столкнулись с проблемой ее детерминации. Так, Винтерботтом, Розен показали факторы оказывающие влияние на формирование мотивации достижения (структура семьи, влияние социокультурной среды: социальный класс, уровень образования, религия и т. д.). Одним из важнейших факторов формирования мотивации достижения будут относиться возрастные особенности человека.
В настоящее время в современной психологии существует ряд монографических исследований, посвященных вопросам развития и формирования мотивации (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Т.О. Гордеева, Е.П. Ильин). Однако, проблема о возможных путях развития или формирования мотивационных процессов до сих пор является дискуссионным. Важность исследования и изучения понятия мотивации достижения в младшем школьном возрасте понимается многими психологами. В Федеральном государственном образовательном стандарте основной начальной школы уделяется внимание проблеме становления мотивации достижения в младшем школьном возрасте.
Проблема исследования. Несмотря на тот факт, что мотивация достижения в младшем школьном возрасте изучается множеством специалистов, можно констатировать, что в настоящий момент достаточно слабо освещены особенности мотивации достижения успеха и избегания неудачи в младшем школьном возрасте в ситуации контрольно-оценочной деятельности. И недостаточная информированность педагогов о структуре мотивации достижения младших школьников не позволяет вырабатывать наиболее эффективные способы влияния на академическую успешность.
Степень разработанности темы исследования. Исследование мотивации достижения в младшем школьном возрасте привлекает пристальное внимание, как зарубежных, так отечественных исследователей (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд и Ф. Герцберг, разработавшие содержательные теории мотивации; В. Врум, Портер и Лоулер, предложившие процессуальные теории мотивации. В работах отечественный ученых: Г.В. Иванченко, Т.В. Корнилова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Патяева, О.В. Смыслова., А.К. Маркова, Д.Б. Богоявленская, М.Ш. Магомед-Эминов, Т.О. Гордеева). Основные трудности, с которыми сталкиваются ученые: разработка понятийного аппарата (Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе), изучение психологических механизмов формирования мотивации (В.К. Вилюнас, И.Р. Алтунина), исследование мотивации достижения и формирования мотивационной сферы личности (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, П.М. Якобсон).
Но, несмотря на то, что большое количество монографий посвящено вопросу мотивации достижения, большинство из них посвящено другому возрастному периоду. Ряд исследователей акцентируют свое внимание на изучении мотивации достижения преимущественно в период подросткового и зрелого возраста. Но мотивы достижения успеха и избегания неудачи начинают появляться еще в дошкольном возрасте, а развитие и окончательное их формирование происходит в младшем школьном возрасте (7-11 лет, согласно периодизации развития по Д.В. Эльконину). Поэтому важно именно в этом возрасте определить особенности мотивации достижения у детей младшего школьного возраста и преобладание тех или иных тенденций: если они окажутся эффективными, то следует помочь детям закрепить их, а если неэффективными - то провести коррекционную работу по снижению их воздействия.
Таким образом, в настоящее время малоизученной областью остается особенности мотивации достижения в период младшего школьного возраста в контрольно-оценочной деятельности, что и обусловило цель нашего исследовании.
Цель исследования: выявить и описать особенности мотивации достижения у младших школьников в ситуации контрольно-оценочной деятельности.
Объект исследования: потребностно-мотивационная сфера личности в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности мотивации достижения у младших школьников в ситуации контрольно-оценочной деятельности.
Гипотеза: особенностями мотивации достижения младших
школьников в ситуации контрольно-оценочной деятельности проявляются в различиях:
- предпочтений уровня трудности при решении задач, а именно респонденты с высокой мотивацией достижения предпочитают задачи среднего или повышенного уровня сложности, а респонденты с мотивацией избегания неудачи выбирают задания с низким или завышенным уровнем сложности.
- степени настойчивости, а именно респонденты с высокой мотивацией достижения проявляют в высокий уровень настойчивости при решении поставленной перед собой задачей, а респонденты с мотивацией избегания неудачи проявляют низкий уровень настойчивости.
- прогнозировании успеха и неудачи, а именно младшие школьники с высокими показателями по шкале мотивация достижения склонны прогнозировать степень собственной успешности, а с мотивацией избегания неудач, напротив, склонны прогнозировать степень собственной неудачи.
Достижение поставленной цели и выдвинутых гипотез предполагает решение следующих задач:
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа научной литературы раскрыть сущность понятий мотива, мотивации, мотивации достижения.
2. Провести теоретический анализ основных подходов к изучению мотивации достижения в младшем школьном возрасте.
3. На основе эмпирического исследования выявить и описать особенности проявления мотивации достижения в контрольно-оценочной деятельности у младших школьников.
4. Выявить различия у младших школьников с разным уровнем мотивации достижения особенности выбора задания с разным уровнем трудности.
Теоретико-методологической основой исследования являются: деятельностный подход А.Н. Леонтьев, теория мотивации достижения Маклелланда, интегративная модель мотивации достижения Т.О. Гордеевой, Осина , Сычева, Шепелевой и др.
Методы исследования: для решения поставленных в исследовании целей и задач, а также для подтверждения гипотезы в работе использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы; психодиагностический инструментарий: Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга; Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой); Для оценки уровня настойчивости была задействована анкета «Определение уровня развития волевых качеств учащихся» Т.И. Шульги; психологический эксперимент, методы математической статистики (непараметрический критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость исследования нашего исследования состоит в том, что изучение структуры такого процесса как мотивация достижения в контрольно-оценочной деятельности в период младшего школьного возраста поможет объединить полученный и накопленный теоретический материал по данному явлению.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что выделение компонентов, которые входят в мотивацию достижения, помогут нам использовать эти знания в практике. Данные полученные в ходе исследования дополняют информацию по «возрастной психологии», «психологии мотивации личности», «психологии мотивации достижения». Сформированность представлений у педагога о структуре мотивации достижения младших школьников позволит выработать наиболее эффективные способы влияния на академическую успешность.
Экспериментальная база исследования МОУ гимназия «37» (г. Екатеринбург).
Структура выпускной квалификационной работы: включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения. В библиографическом списке представлено 46 источников по теме исследования. В исследовании предоставлено: 2 таблицы, 3 гистограммы. Общий объем выпускной квалификационной работы составил 73 страниц. Объем приложений 19 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы нами были выполнены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы раскрыты сущность понятий мотива, мотивации, мотивации достижения.
Мотивация, как отмечали ученные(И.А. Джидарьян, В.К. Вилюнас, А. Мадсен, Ф. Гедфруа) - это процесс, отвечающий за формирование побуждения к деятельности и побудителем может быть любой мотив(совокупность мотивов), который можно отнести к любому виду деятельности(мотив власти, мотив в признании, любви, в еде, безопасности, мотив достижения).
Мотивация - это побуждение человека и животных к совершению того или иного действия, а побуждающей силой могут выступать множество вещей и явлений. (А. Б. Орлов)
Мотив - установки, склонности, потребности, желания, хотения(Х. Хекхаузен, П.А. Рудик, А. Маслоу).
В соответствии с концепцией А.Н. Леонтьева, мотивы рассматриваются как «опредмеченные» потребности.
Мотивация достижения- это один из видов мотивации, направленный на преодоление, возникших на пути трудностей для осуществления поставленной цели и осуществление ее с большей результативностью(Г. Мюррей)
Мотивация достижения, как и мотивация, мотив, потребности и нужды играют значимую роль в жизни каждого человека. И для объяснения, почему человек совершает то или иное действие мы рассмотрели понятия мотив, мотивация и мотивация достижения (Х. Хекхаузен, А. Маслоу, Д. Мак¬Клелланд и др.); теории, их виды и детерминанты, влияющие на формирование и развитие мотивации достижения(Дж. Миллер, Д. Мак-Клелланд), чтобы понять, что позволяет развить мотивацию достижения для выполнения определенной деятельности, и какие факторы могут помешать ее осуществлению.
Мотивация достижения - это стремление субъекта к успеху (достижение наилучшего результата) в деятельности. Рассматривая мотивацию достижения по Д. Мак-Клеллану, можно выделить два движущих мотива: мотив избегания неудачи и мотив стремления к успеху. Один из двух мотивов более или менее выражен у каждого человека. Так человек, у которого преобладает мотив стремления к успеху, будет прилагать все усилия и средства для достижения успеха в выбранной им деятельности, будет ставить перед собой цели выше средней сложности, результат которых существенно повлияет на самооценку и при неудаче корректирует стратегию поведения или выбирают более легкие цели, а при успехе - более трудную.
Исследования в данной области показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. Люди с высоким уровнем мотивации достижения обычно реалистично оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей, добиваются больших результатов в деятельности. Причем делают это чаще всего с завидной настойчивостью.
Психологи давно заметили, что там, где существует мотивация достижения, обязательно появляется другая переменная — настойчивость. Мы и сами наблюдаем, что люди, нацеленные на достижение, непременно люди упорные и настойчивые. Мотивация достижения и настойчивость — сестры-близняшки. Люди с преобладанием мотивации достижения обычно реалистично оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей, добиваются больших результатов в деятельности. Анализ работ Х. Хекхаузена и других авторов позволяет предположить, что одним из центральных личностных образований, связанных с мотивацией достижения, является настойчивость, определяемая В.И. Селивановым как "целесообразное упорство". Настойчивость может проявляться в таких формах, как продолжительная непрерывная работа над задачей, возобновление прерванной работы или очередная попытка решить нерешенное, длительное стремление к достижению некоторой цели. Так в теории мотивации достижения настойчивость стала объектом специального исследования с 1958 года. Х. Хекхаузен, анализируя проблему мотивации достижения и настойчивости, выделяет различные подходы. Он ссылается на авторов, которые рассматривают настойчивость как простой коррелят мотива (М. Уинтерботт, 1958; Э. Френч, Ф. Томас, 1958), как результат остаточного влияния неосуществившихся намерений (Б. Вайнер, 1965), настойчивость связывалась с протяженностью планируемой человеком временной перспективы (Дж. Рейнор, 1969; Э. Энтин,1972; Т. Гьесме, 1974).
Т.О. Гордеева совместно с другими исследователями в области психологии, акцентируют внимание на том, что мотивация достижения является сложным конструктом и состоит из множества факторов. Также она выделяет 5 блоков:
1) мотивационно-смысловой блок, включающий иерархию внутренних и внешних мотивов деятельности;
2) целевой блок, включающий особенности целеполагания или постановки целей;
3) интенционально-регуляторный блок, включающий планирование деятельности и самоконтроль (саморегуляция) ее выполнения;
4) блок «реакция на неудачу», включающий реагирование на ситуации помехи, трудности и неудачи возникающих в процессе выполнения деятельности;
5) мотивационно-поведенческий блок, характеризующий интегративное проявление упорства и настойчивости при выполнении деятельности, направленной на достижение поставленных целей и намерений.
2. Проведен теоретический анализ основных подходов к изучению мотивации достижения в младшем школьном возрасте.
Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что на сегодняшний момент существуют достаточно большое количество теорий, описывающих сущность, структуру и компоненты особенности мотивации достижения в младшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов.
Примерно между шестью - одиннадцатью годами у ребёнка возникает представление о том, что недостаток его способностей, можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе, можно рассматривать, как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребёнка, которая становится достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности, в том числе и учебной.
Потребность в достижении успеха не является врождённой, она складывается и формируется в дошкольном детстве и к моменту поступления в школу может стать довольно устойчивой чертой личности ребёнка. Дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте. Однако, накопленный теоретический опыт по данной проблеме слабо освещен и немногочисленные эмпирические исследования, посвящённые данному вопросу, не систематизированы и не структурированы
Для подтверждения поставленной гипотезы нами было проведено исследование в 2017-2018 году в гимназии № 37, в котором приняли участие мальчики и девочки в возрастной группе 7-8 лет. Общая выборка составила - 109 человек.
1. Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга;
Целью методики является выявление уровень развития учебной мотивации учащегося.
2. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой);
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации младших школьников. Методика была разработана Н.Ц. Бадмаевой на основе уже существующей методики исследования мотивационной сферы обучающихся М.В. Матюхиной,
3. Анкета «Определение уровня развития волевых качеств учащихся» Т.И. Шульги. - для оценки уровня настойчивости для учителей и родителей.
Для оценки уровня настойчивости у младших школьников в рамках нашего исследования была использована анкета для определения уровня развития волевых качеств учащихся Т.И. Шульги и А.В. Быкова.
В рамках исследования был проведен эксперимент в форме контрольной работы. Ученикам была сообщена инструкция и оговорены правила выполнения задания. Также был обговорено, что за задания будут выставлены оценки от 2 до 5 баллов. После чего обучающимся был предоставлен выбор по уровню сложности задания (которые можно найти в приложении № 6). Общая экспериментальная выборка составила 94 человека из 1-го класса (1-го а, б, с, д, е).
3. На основе эмпирического исследования были выявлены и описаны особенности проявления мотивации достижения в контрольно-оценочной деятельности у младших школьников.
В результате анализа данных по методике «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга, можно сказать, что у младших школьников преобладает высокий уровень мотивации обучения - 50%, средний уровень мотивации обучения - 13%, а низкий уровень мотивации - 35% (см. рис.1).
Так, анализируя данные полученные с помощью психодиагностического инструментария на диаграмме можно увидеть как и в первом случае, что респонденты (младшие школьники) с мотивацией достижения успеха занимают больше половины диаграммы - 50%, у детей с мотивацией избегания наказания(неудачи) - занимают второе место - 35%, а у детей с неярко выраженной мотивацией - 13%.
Обращаясь к следующему психодиагностическому инструментарию, а именно анкете для оценки уровня настойчивости «Определение уровня развития волевых качеств учащихся» Т.И. Шульги. Можно увидеть значительные отличия уровня настойчивости у низко мотивированных (мотивированных на избежание неудачи) детей от высокомотивированных.
Основываясь на полученные данные по U-критерию Манна-Уитни, что респонденты с мотивацией достижения успеха склонны выбирать задания средней и повышенной сложности
4. Были выявлены различия у младших школьников с разным уровнем мотивации достижения особенности выбора задания с разным уровнем трудности.
По показателям математической статистики, полученной в результате исследования можно заключить, что гипотеза подтверждается, а именно:
• Респонденты с высокой мотивацией достижения чаще всего предпочитают задачи среднего или повышенного уровня сложности, а респонденты с мотивацией избегания неудачи выбирают задания с низким или завышенным уровнем сложности.
• Как было показано на графике степень настойчивости у респондентов проявляется следующим образом, а именно респонденты с высокой мотивацией достижения проявляют в высокий уровень настойчивости при решении поставленной перед собой задачей, а респонденты с мотивацией избегания неудачи проявляют низкий уровень настойчивости.
• Согласно теоретическому анализу научной литературы прогнозирование успеха и неудачи, а именно младшие школьники с высокими показателями по шкале мотивация достижения склонны прогнозировать степень собственной успешности, а с мотивацией избегания неудач, напротив, склонны прогнозировать степень собственной неудачи.
В результате исследования выдвинутая гипотеза о том, особенностями мотивации достижения младших школьников в ситуации контрольно-оценочной деятельности проявляются в различиях: предпочтений уровня трудности, степени настойчивости и прогнозировании успеха и неудачи подтверждена.



1. К.А. Абулъханова-Славская. Деятельность и психология
личности. М.: Наука. - 1980.-335 с.
2. Р. Батлер. В поисках информации и мотивации достижения в среднем детстве и в подростковом возрасте: роль представлений о способности. Возрастная Психология, 35, 146-163. 1999
3. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 1056 с.
4. Л.И. Божович. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,МОДЭК, 2002,-400с.
5. Л.И. Божович. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972, -325 с.
6. М.В. Буянова. Социально-психологические факторы мотивации достижения: Диссертация канд. психол. наук : 19.00.05 : СПб., 2004 179 с. РГБ ОД, 61:05-19/334
7. В.К. Вилюнас. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 283 с.
8. Л.О. Выготский. Избранные психологические исследования. Т4 .Детская психология. М.: Педагогика, 1984-432 с.
9. А.И. Высоцкий. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Челябинск: Челябинский ГПИ,1979, 69с.
10. Т.О. Гордеева. Мотивации достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002- 47-102с.
11. Т.О. Гордеева. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006-336 с.37 Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А. Восьмая международная конференция по мотивации // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. — 2003. — № 1-103-105С.
12. И.В. Григоричева. Мотивация достижения у людей с разной субъективной оценкой успешности самореализации: диссертация канд. психол. наук : 19.00.01 : Барнаул, 2003 210 с. РГБ ОД, 61:03-19/492-6
13. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150
14. М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2005.
15. Е.П. Ильин. Психология воли. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
16. В.И. Селиванов. Избранные психологические произведения: (Воля, ее развитие и воспитание). - Рязань: Изд-во Рязан. Государственного педагогического ин-та, 1992, 574 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ