Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ДОБРАЧНЫЙ ПЕРИОД 7
1.1 Понятие «ценностные ориентации»: система, подходы 7
1.2 Понятия «брак» и «добрачный период»: факторы, классификации
мотивов 14
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ДОБРАЧНЫЙ ПЕРИОД 26
2.1 Организация эмпирического исследования 26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 27
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Одной из главных современных социальных функций является подготовка к браку. В настоящее время произошел рост разводов, насилия внутри семьи, снижение у молодежи потребности иметь детей и как следствие - нежелание создавать семью. Молодежь - это будущее, и создание положительного образа семьи и брака имеет большое значение. Семья - основная ячейка общества, которая несет в себе положительный пример поддержки, любви и уважения. К сожалению, молодое поколение видит и негативные примеры в семейных отношениях, что ведет за собой боязнь и страх вступления в брак. Именно собственная семья может помочь преодолению у юношей и девушек страха перед браком. Устойчивость семейных отношений прекрасный пример для преодоления страха и барьера вступления в брак. Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семье, эмоционально положительному отношению к семье.
Социальная актуальность данной проблемы состоит в том, что в современном мире из года в год семья несет большие изменения и сложно ориентировать и направлять свою семью.
Научная актуальность - в научной литературе можно найти много работ, посвященных проблеме ценностей и ценностных ориентаций, так же по проблеме брака и семейных отношений. Данные темы изучались такими авторами как А.Г.Здравомыслов, Д.А.Леонтьев, В.А.Ядов и другие. Межполовые различия ценностных ориентаций изучены Т.В.Андреевой, Специфика ценностных ориентаций и представлений о семье в зависимости от стажа брака изучались Ю.Е. Алешиной. Несмотря на большое число исследований, вопрос ценностных ориентаций у юношей и девушек в добрачный период изучен еще недостаточно.
Молодые люди понимают для себя семейные отношения как монотонную, скучную, бесцветную жизнь. В современном обществе большинство пар не считают обязательным поход в ЗАГС и не спешат официально регистрировать свои отношения. Юноши и девушки выбирают, по их мнению, более легкий способ сожительства - «гражданский брак». «Гражданский брак» - т.е. незарегистрированный брак, отношения между мужчиной и женщиной, не оформленные в установленном законом порядке. Такой тип супружеских отношений очень популярен в России. Причина популярности таких взаимоотношений кроется в их упрощенности. Мнение юношей и девушек складывается в то, что гражданский брак оставляет иллюзию свободы, в таком союзе у партнеров меньше обязательств и ответственности по отношению друг к другу, при желании такие отношения проще разорвать. В узаконенных отношениях молодые люди выделяют преимущества надежности, уверенности, постоянства и возможность к пополнению в семье.
Объект исследования: ценностные ориентации.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций у юношей и девушек в добрачный период.
Цель данного исследования - выявить значимые различия в ценностных ориентациях у юношей и девушек в добрачный период и у юношей и девушек, состоящих в официальном браке.
Задачи:
1. Теоретический сбор и анализ литературы. Определить понятия «ценностные ориентации» и «добрачный период».
2. Подобрать психодиагностический инструментарий, подходящий для цели и гипотезе исследования.
3. Провести исследование, интерпретировать полученные данные.
4. Подвести итоги исследования, выводы.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют значимые различия в ценностных ориентациях у юношей и девушек в добрачный период и у юношей и девушек, состоящих в официальном браке в ценности «Любовь».
Теоретико-методологическим основанием нашего исследования является:
1. Теоретическая модель изучения ценностей человека по А.Г. Здравомыслову:
• Ценность - важное связующее звено между обществом, социальной средой, личностью и ее внутренним миром.
Теоретическая модель изучения ценностных ориентаций по В.А. Ядову:
• Ценностные ориентации - центральное звено личности, определяющее ее отношение к обществу, социальной группе и самому себе.
• Ценностные ориентации человека формируются на протяжении многих лет его жизни, обусловлены обществом и социальной группой, к которой он принадлежит и с которой идентифицирует себя, что позволяет прогнозировать его поведение.
• Система ценностных ориентаций определяется общими социальными условиями жизни человека и формируется на основе социальных потребностей.
2. Изучение брака А.Зацепин:
• Брак — особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.
Изучение семьи Н.Я. Соловьев:
• Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.
Методы исследования: для решения поставленных задач мы использовали теоретические и эмпирические методы.
• Теоретические методы - обобщение информации, анализ, сравнение.
• Эмпирические методы - психодиагностические:
1. Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина);
2. Методика «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» (А.Н.Волкова);
3. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С.Бубнова).
• Математические методы - выявление значимых различий, непараметрический критерий U-критерий Манна-Уитни.
Проблема построения семьи и подготовки к браку довольно молода, и имеет тенденцию к быстрому изменению, поэтому тема ценностных ориентаций в добрачный период юношей и девушек мало изучена наукой. Этим объясняется актуальность темы нашего исследования. В результате нашей работы были получены следующие результаты:
1. Подтверждение гипотезы. Существуют значимые различия в ценностных ориентациях у юношей и девушек в добрачный период и у юношей и девушек, состоящих в официальном браке в ценности «Любовь».
2. Ценностные ориентации - центральное звено личности, определяющее ее отношение к обществу, социальной группе и самому себе.
Ценностные ориентации человека формируются на протяжении многих лет его жизни, обусловлены обществом и социальной группой, к которой он принадлежит и с которой идентифицирует себя, что позволяет
прогнозировать его поведение. Система ценностных ориентаций определяется общими социальными условиями жизни человека и формируется на основе социальных потребностей.
3. Добрачный период - это период от знакомства супругов до вступления в брак. Важной функцией добрачного периода является узнавание партнера, налаживание общения, накопление совместных впечатлений и переживаний. На данном этапе формируются эмоциональный потенциал будущей семьи, более глубокое узнавание друг друга и проектирование семейной жизни. Данный период не всегда рассматривается юношами и девушками как важный, хотя именно в этом периоде происходит информационный обмен по вопросам ценностей, планов, представлений о супружестве и ролевых ожиданиях.
4. Значимые различия в двух группах наблюдаются по:
• Ценностным ориентациям: «высокое материальное
благосостояние»; «поиск и наслаждение прекрасным» и «любовь».
• Согласованности семейных ценностей: «интимно-сексуальная», «родительско-воспитательная», и «внешняя привлекательность».
• Установок в семейной паре: «отношение к детям (значение детей в жизни человека)», «отношение к любви романтического типа».
Все юноши и девушки, состоящие в отношениях, так или иначе, подготавливаются к вступлению в брак. В силу разного образа жизни в браке и до брака, между парами сформировались разные ценностные ориентации относительно семейной жизни. И хотя в целом у двух групп ценности мало отличались, при этом видны четкие различий в определенных ценностях, отложившие отпечаток с опытом совместных взаимоотношений. Для создания крепкой и счастливой семьи учитывать в паре ценности партнера и уметь понимать друг друга.
1. Алексеев В.Г. «Ценностные ориентации личности и проблема их формирования». М., 1999г.
2. Анискевич А.С., Богаевская А.Н. «Семья и семейные отношения», учебно - методическое пособие «Находка», 2001г.
3. Васильева Л.Н. «Теория элит: социология политики», М.: Социум, 2011г., стр. 208.
4. Головаха Е.И. «Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов», СПб.: Питер, 2000г.
5. Горелова. В. «Планирование семьи», учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2006г., стр. 256.
6. Гудечек Я. «Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности», М., 1989г.
7. Данилова Е.А. «Особенности ценностных ориентаций современной молодежи в добрачный период», ж. «Известия саратовского университета», 2015г., стр. 250-253.
8. Дружинин, В.Н. «Психология семьи» - СПб.: Питер, 2011г., стр. 176.
9. Журавлева Н.А. «Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе», М.: «Институт психологии РАН», 2006г.
10. Зубок Ю. А. «Проблемы современного развития молодежи в условиях риска», Социс. 2007г.
11. Здравомыслов А.Г. «Потребности. Интересы. Ценности» М.: Политиздат, 1986г.
12. Калинина, Р.Р. «Введение в психологию семейных отношений» СПб: Речь, 2009г., стр. 350.
13. Камбарова К.У. «Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности», ж. «Молодой учёный №11», 2016г.
14. Кузнецова А.П. «Ценностные ориентации и установки в области семейных отношений у юношей и девушек», ж. «Молодежь в науке: новые аргументы», 2014 г., стр. 125-128.
15. Левкович В.П. «Особенности добрачного периода жизни супругов как одна из причин стабилизации и дестабилизации молодой семьи» 2010г., стр. 82-85.
...