Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формальные и содержательные нормативы реализации эстетического идеала в современной живописи Алтая (на примере творчества А. П. Щетинина).

Работа №97938

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы133
Год сдачи2019
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Эстетический идеал в искусстве.
1.1. Понятие «эстетический идеал». Реализация эстетического идеала
1.2. Содержательные и формальные нормативы эстетического
идеала
1.3. Философско-эстетические параметры современного эстетического идеала
Глава II. Специфика реализации эстетического идеала реализма в творчестве А. П. Щетинина
2.1. Реалистический идеал и метод в пейзажной живописи Алтая
2.2. Роль мировоззрения в формировании формально-стилистических особенностей творчества А. П.Щетинина

2.3. Особенности реализации эстетического идеала реализма в творчестве
А. П. Щетинина (формальные и содержательные нормативы
идеала)
Заключение
Список литературы
Приложение

Актуальность темы. В любой национальной культуре в разные эпохи ее существования присутствует эстетический идеал. Изучение данной философской категории, влияния ее на способы воплощения художественного образа, взаимосвязь с процессом стилеобразования в культуре и искусстве позволяет сделать выводы о специфике художественных стилей, периодов в искусстве, всех аспектах художественной практики.
В современную эпоху развития художественной деятельности, в силу ее сложности и многозначности, не существует какого-то одного доминирующего эстетического идеала: сосуществует сразу несколько эстетических парадигм, харарктерна многовариантность взглядов на окружающий мир, на цели и задачи искусства и способы их реализации. Отход от традиций классического понимания искусства дал импульс, как искусствоведам, так и художникам-творцам, для поисков новых идей и образов. В связи с этим, актуально исследование формальных и содержательных нормативов эстетического идеала современности, его контуров, то есть основных параметров на примере художественного творчества нашего современника А. П. Щетинина.
У художников Алтая на протяжении ХХ-ХХ1 веков складывались и устойчиво сохранялись классические традиции. Это связано не только с природными особенностями и географическим положением, но и наличием сильной академической художественной школы и влиятельной
искусствоведческой базы, имеющими тесную связь. Творчество заслуженного художника России А.П. Щетинина, на наш взгляд, объективно отражает процессы, происходившие в русском искусстве в конце ХХ - начале ХХ1 веков, одновременно имея свой индивидуальный 7
почерк. Актуальным является рассмотрение этих индивидуальных особенностей в рамках реалистического эстетического идеала и метода, одним из представителей которого и является художник.
Анализ литературы. Проанализированную литературу можно подразделить на несколько групп: работы, посвященные философии искусства и эстетики; исследования, посвященные истории пейзажной живописи Алтая; справочные и энциклопедические издания.
Философия искусства и эстетики рассмотрена нами в трудах В.П. Бранского, Ж. Бодрийяра, У Эко, Ж. Делеза, Ж. Лиотара. В.П. Бранский формулирует понятие «эстетический идеал», определяет его место и значение для искусства и культуры в целом, и подробно разбирает нормативы различных эстетических идеалов. Ж. Бодрийяр в своих трудах делает выводы об особенностях современного стиля в искусстве, рассматривая его как отрицательные, так и положительные стороны. В.М. Дианова в своей работе анализирует истоки некоторых направлений модернистского искусства, а также задачи и необходимые пути развития последующего постмодернистского искусства, которое должно быть направлено на исправление крайностей модернизма. Ж. Делез характеризует современную культуру как устремленную в будущее, с попытками переосмысления традиционной роли искусства в жизни человека, в современном мире он различает два типа сосуществующих культур. Ж. Лиотар в своей работе заключает, что современному искусству свойственна «нерепрезентативная эстетика», представление
непредставимого и способность показывать неопределенность.
Историей становления пейзажной живописи Алтая занимались искусствоведы Т.М. Степанская и Л.И. Нехвядович. В их работах дан общий обзор и анализ художественного искусства за весь советский и постсоветский период, проведен стилистический анализ произведений алтайских художников второй половины ХХ - начала XXI веков.
Так, работа Т.М. Степанской «Культурное наследие Сибири» посвящена историческому обзору культурной жизни Алтая за последние два века. Искусствоведом раскрыто содержание картин выдающихся алтайских художников, выявлены формальные стилевые признаки в их творчестве. В «Очерках истории искусства Алтая» Т.М. Степанская воссоздает полную картину художественной жизни Алтая - даются описания всех художественных выставок, биографические данные художников, разбираются характерные черты их творчества. Подробно приведена характеристика жанров изобразительного искусства, делаются выводы о приоритетности реалистического искусства на Алтае.
В работе «Творческий метод и стиль пейзажной живописи Алтая 1960-1970-х гг.» Л.И. Нехвядович анализирует тематику пейзажей алтайских живописцев, разделяет их по типологическим признакам, делает вывод о наличии пейзажной школы Алтая, и реализме, как ведущем творческом методе. В диссертации «Пейзажная живопись Алтая 1960-1970¬х гг.» автор отмечает тенденцию усиления колористичности в полотнах алтайских живописцев, их стремление через тонкую тоновую разработку передать световоздушную среду, настроение и личное отношение автора к природе.
В книге Н.Е. Киселевой «Изобразительное искусство Алтайского края» рассмотрено видовое разнообразие пейзажа и более подробно уделено внимание новому направлению в алтайской живописи конца ХХ века - архитектурному пейзажу
Также нами были использованы справочники, справочные издания и энциклопедии. В библиографическом словаре «Художники Алтайского края» содержится информация о биографии художников, списка всех работ, выставках и печатных изданиях. В «Энциклопедии Алтайского края» Т.М. Степанской собран и систематизирован материал о художественной жизни Алтая, начиная с послевоенного времени.
Таким образом, в литературе, использованной при написании дипломной работы, рассмотрены: содержание понятия «эстетический идеал», сущность и нормативы эстетических идеалов, история и особенности развития пейзажной живописи Алтая. Однако, особенности проявления «эстетического идеала» реализма в творчестве А.П. Щетинина в данных исследованиях не были проанализированы, что подчеркивает актуальность данной работы.
Цель работы: выявление специфики формальных и содержательных нормативов эстетического идеала реализма в творчестве А. П. Щетинина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие «эстетический идеал» в искусстве и пути реализации эстетического идеала;
- охарактеризовать содержательные и формальные нормативы, предъявляемые к определенному «эстетическому идеалу»;
- рассмотреть становление и развитие реалистического идеала и метода в пейзажной живописи Алтая;
- проанализировать роль мировоззрения в формировании формально¬стилистических особенностей творчества А. П. Щетинина;
- охарактеризовать особенности реализации эстетического идеала реализма в творчестве А. П. Щетинина;
Объект исследования: философская категория «эстетический идеал», ее проявление в художественном творчестве.
Предмет исследования: специфика формальных и содержательных нормативов эстетического идеала в творчестве алтайского художника А. П. Щетинина.
Источниковая база. Основу исследования составили пейзажные работы художника, а также материалы интервьюирования А. П. Щетинина, в котором выявились биографические факты, повлиявшие на
мировоззрение мастера, также в работе использовались материалы интервьюирования художника искусствоведами и журналистами в газетах и журналах («Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Алтай», «Культура Барнаула»). Использование каталогов и вступительных статей к ним позволило лучше понять круг образов и характерные особенности, изучить точку зрения сибирских искусствоведов на творчество художника.
Выяснить значение категории «эстетический идеал» и его влияние на человеческую деятельность, искусство помогли философско-эстетические труды И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга.
Методы исследования. В исследовании были использованы как общенаучные методы (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования), так и специальные - метод биографического анализа, метод философско- эстетический, метод интервьюирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования выявилось, что идеал порождается социальной системой, существующей независимо от него, но также сама эта система является результатом реализации идеала; в духовной жизни и в искусстве идеал порождается в недрах старых идеалов, и, преобразуясь, имеет влияние на духовную жизнь людей. Идеал стремится преодолеть противоречия действительности, поэтому он не отражает жизнь, а скорее старается освободить ее этих противоречий (в основе этого процесса лежит вечная потребность человека к преобразованию мира и самого себя). Эстетический идеал по своей сути является продуктом эстетического синтеза и обобщения, имеющего чувственный характер. В развитом идеале складывается система нормативов, канонов - это требования, которым должны удовлетворять любые преобразования реальности. В каждом эстетическом идеале должна быть заключена определенная система моральных норм, без нее возникают огромные трудности с пониманием и реализацией идеала в обществе. Эстетический идеал представляет собой представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы соответствовать этическому идеалу человека в данной культуре. Сложившийся эстетический идеал на каком-то определенном этапе социального развития общества становится высшим критерием оценки всех произведений искусства и эмоционального отношения к ним. Реализация идеалов приводит к образованию некоторой совокупности ценностей, которую принято называть культурой.
В исследовании и анализе художественного произведения или творчестве художников огромное значение играют формальные и содержательные нормативы эстетического идеала данной конкретной эпохи. Нормативы идеала требуют соответствия свойств объекта эмоционального отношения и выразительной умозрительной модели нормативам идеала. Таким образом, выявление формальных и содержательных нормативов в творчестве художника может стать ключом к раскрытию особенностей его искусства.
В современном искусстве формальные и содержательные нормативы определить четко не представляется возможным в силу нашей временной приближенности к нему. Но можно очертить их контуры. Так, к формальным нормативам можно отнести постоянный поиск новых форм в искусстве, породивший множество новых направлений, тягу к деформации и деконструкции в искусстве. К содержательным нормативам отнесем амбивалентность, провокативность, парадоксальность, иронию, сопровождающую арт-проекты современности.
Исходя из динамики и тенденций развития пейзажной живописи второй половины ХХ века - начала XXI на Алтае, можно сделать вывод о ее широкой распространенности и большом тематическом многообразии. В типологии тем и мотивов развитие получают пейзаж «чистой природы» и пейзаж «второй среды». А тема Горного Алтая является одной из ведущих. В восприятии алтайских пейзажистов указанного периода природа Горного Алтая - источник не только творческой энергии, но и особой духовности. В живописи алтайских пейзажей развиваются в основном две линии: пленэрная (тональная) и живописно-структурная (декоративная). Ведущим творческим методом в развитии пейзажа современных алтайских художников остается реализм. Он является методом познания и отражения действительности, красота здесь выступает как цель изображения, определяющая не только форму, но и содержание. Как традиционный жанр живописи на Алтае пейзаж получил свое глубокое развитие по следующим причинам: из-за многообразия и неповторимой красоты сибирской природы; значение природы в жизни человека как источника духовности; в условиях урбанизации этот жанр восполняет недостаток общения человека с природой. Искусство пейзажа оставалось актуальным всегда, к нему обращались все художники Алтая.
Изучая творчество алтайского художника А.П. Щетинина, после анализа прямых и косвенных источников, мы пришли к выводу, что его художественному мировоззрению присущ взгляд на мир с позиций реализма - правдивого отображения действительности, создание образности в изображении природы, стремление найти в ней что-то общезначимое, связанное с общечеловеческими ценностями. У мастера есть особый, очень естественный и органичный взгляд на натуру, с помощью которого он добивается движения цвета и его материального воплощения. Простота и непосредственность являются характерными чертами в изображении природы. Но какие бы конкретные задачи не ставил перед собой автор - в живой и постоянно меняющейся действительности его всегда интересует воплощение непреходящих ценностей. Отсюда есть стремление к обобщению в изображении природы. Отношение художника к красоте, прекрасному как к высшей человеческой ценности, распространяется на отношение к природе. Он ищет в ней идеальный, гармоничный и прекрасный образ. Художник постоянно пытается преобразить увиденный им реальный мир, наполнить его духовным содержанием, переосмыслить и преподнести через свое личное эмоциональное отношение. Стремление к передаче изменчивости момента, эмоционально-восторженное отношение к натуре нашли свое выражение в таких импрессионистических чертах, как декоративность, раздельный и широкий мазок, особая передача световоздушной среды.
Особенности эстетического идеала в творчестве А. П. Щетинина заключены в реализации формальных и содержательных нормативов реализма. Для творческого метода художника характерны следующие содержательные нормативы:
- стремление найти в природе общезначимое, ценное, непреходящее: способность обобщать средствами искусства разные образы, мотивы природы; через образы природы показывать эмоциональное состояние человека; наполненный, возвышенный строй произведений;
- идеализация природы и повседневного быта человека: реализм не копирует природу, ему присуща известная доля обобщения, а без идеализации природы невозможно сделать это обобщение;
- поэтизация, лиризм: каждый пейзаж навевает какой-то поэтический образ, подразумевает какое-то возвышенное повествование; в организации предметов есть свой ритм и музыкальность;
- искренность и простота, культ простоты и непосредственности: естественность живых и неживых предметов - без позы и искусственности; главное подчинено показу внутреннего мира человека через пейзаж;
- жизненность, правдоподобие изображаемого: бережное, любовное отношение к «типическому» в жизни природы и людей.
Формальные нормативы, которые наблюдаются у художника - это:
- сдержанность и лаконизм художественных средств: выражается в экономном использовании средств изображения, в преднамеренной простоте графического языка;
- декоративность: возвышенный тон и характер произведений диктует празднично выглядящие элементы композиции;
- использование особой техники накладывания цветового пятна: работа сразу цветом, сначала накладывая наиболее насыщенные цветовые пятна;
- соблюдение законов линейной и воздушной перспективы: диктуется необходимостью достижения максимального правдоподобия;
- негромкий колорит как основное средство выразительности: малоконтрастный, светлый и приглушенный; применение смешанных цветов - это придает естественность и натуральность;
- горизонтальная композиция: обилие горизонтальных линий подчеркивает состояние относительного покоя и тишины;
- единство рисунка и цвета: предметы носят четкие и законченные формы, цвет придает предметам объемное реалистичное изображение;
- богатство колорита: сильное средство выразительности, стремление к полной передаче цветовой картины мира;
- законченность, ясность: составление из элементов природы цельной картины, соподчинение в ней всех предметов.
В данной работе мы изучили эстетическую категорию «идеал», его разновидности и влияние на художественное творчество; провели анализ источников творчества живописца А.П. Щетинина. На основании этого исследования сделали вывод, что реалистический метод является основополагающим в творчестве художника, с присутствием формальных признаков импрессионистического метода.



1. Интервью с А.П. Щетининым.
2. Каталог «Анатолий Щетинин. Под солнцем Алтая. Живопись» /Альбом. Под общей редакцией Шишина М.Ю. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2017. - 108 с.
3. Каталог «Художественная династия Щетининых в культуре Алтайского края» / Вст. Слово А.П. Щетинин, стат. Т.М. Степанская, А.К. Лисицкая. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. - 115с.
4. Каталог «Есть по Чуйскому тракту дорога» / худ. краевая выставка. - Бийск. - 2002. - 105с.
5. Каталог «Сибирь-8» / региональная художественная выставка. - Красноярск. - 1998. - 103с.
6. Каталог «Краевая художественная выставка», посвященная 60- летию Победы в Великой Отечественной войне. - Барнаул. - 2005. - 98с.
7. Кант, И. Сочинения / И. Кант. - М.: Мысль, 1966. - Т.5, С.231.
8. Гегель, Г.В. Сочинения / Г.В. Гегель. - М.: Соцэкгиз, 1958. - Т.Х11, С.109.
9. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Ф.В. Шеллинг. - С.-Пб.: Алетейя при участии фонда «Унив. кн.»: Кренов, 1996. - 495 с.
10. Степанская, Т.М. Три поколения Щетининых в искусстве Алтая / Т.М. Степанская // Алтайские диалоги. - 2006-февраль. - с.31-35.
11. Исакова, Л. Династия Щетининых / Л. Исакова // Культура Барнаула. - 2008-№3, с.11-14.
12. Царева, Н. Мир образов Анатолия Щетинина. / Н. Царева // Культура Барнаула. - 2017-№3, с.19-23.
13. Шадрина, Т. Расширяя культурное пространство / Т. Шадрина // Вечерний Барнаул. - 2003-31 октября, с.5.
14. Муравлев, А. У первой галереи - юбилей! / А. Муравлев // Алтайская правда. - 2013.-6 ноября, с.6.
15. Карпова, Л. Персональное посвящение / Л. Карпова // Алтайская правда. - 2017,-21 сентября, с.6.
16. Царева, Н. Обаяние красок / Н. Царева // Вечерний Барнаул. - 2017.-30 сентября, с.15.
Литература:
17. Андреева, Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX - начала XXI века / Е.Ю. Андреева. - Спб.: Алетейя, 2007. - 325с.
18. Адаскина, Н.А. Художественная теория русского авангарда / Н.
А. Адаскина // Вопросы искусствознания. 1993. №1, - С. 68 - 75.
19. Андрияукас, А.А. Философия искусства. Анализ концепций XVIII - XX веков / А.А. Андрияукас. - Вильнюс: Минтис, 1990. - 307 с.
20. Афанасьева, В.В. Тотальность виртуального / В.В. Афанасьева, И.А. Николаев // Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. - Саратов: Научная книга, 2004. - Ч. 2, С. 25-29.
21. Бажанов, И.Л. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления / И.Л. Бажанов, В.Р. Турчин // Советское искусствознание. - Вып. 27. - М.: Советский художник, 1991. - 544 с., С. 96-121.
22. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин // Киноведческие записки. Вып. 2. - М.: ВНИИК, 1989. - С. 151-173.
23. Бранский, В.П. Искусство и философия / В.П. Бранский. - С.- Пб.: Янтарный сказ, 1999. - 704с.
24. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: Рудомино, 1999. - 224 с.
25. Боровский, А.С. Силуэты современных художников / А.С. Боровский. - С.-Пб.: Иван Лимбах, 2003. - 376 с.
26. Бычков, В.Н. XX век: предельные метаморфозы культуры /
B. Н. Бычков, Л.П. Бычкова. - М.: Полигнозис, 2000. № 2. - С. 63-76; №3. -
C. 67-85.
27. Гете, В. Об искусстве / В. Гете. - М.: Мысль, 1976. - С. 161-162.
28. Даниэль, С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя / С.М. Даниэль. - М.: Искусство, 1990. - 223 с.
29. Деготь, Е.Н. Русское искусство XX века / Е.Н. Деготь. - М.: Трилистник, 2000. - 220 с.
30. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. - С.-Пб:
Петрополис, 1998. - 384 с.
31. Делез, Ж. Философия эпохи постмодернизма / Ж. Делез, Ф. Гватарри, П. Ризома // Сб. обзоров и рефератов. - Минск: «Красико»- принт, 1996. - 136 с.
32. Демпси, Э. Стили, школы и направления / Э. Демпси. - М.: Искусство-XXI век, 2008. - 215с.
33. Деррида, Ж. Письмо японскому другу / Ж. Деррида // Вопросы философии. - С.-Пб: Петрополис, 1992. - №4, С. 24-30.
34. Джеймисон, Ф. Постмодерн и общество потребления / Ф. Джеймисон. - М.: Логос, 2000. - №4, С. 67-74.
35. Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или логика культуры
позднего капитализма / Ф. Джеймисон // Философия эпохи
постмодернизма. Сб. обзоров и рефератов. - Минск: «Красико»-принт, 1996. - С. 6-31.
36. Дианова, В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В.М. Дианова. - С.-Пб.: Петрополис, 1999. - 238 с.
37. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 255 с.
38. Каррьеро, К. Потребление и поп-арт / К. Каррьеро. - М.: Искусство-XXI век, 2010. - 287с.
39. Казин, А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции / А.Л. Казин. - С.-Пб.: Алетейя, 2000. - 429 с.
40. Киселева, Н.Е. Изобразительное искусство Алтайского края. История, современность, педагогический аспект / Н. Е. Киселева. - Барнаул: ООО «Бук», 2017. - 132с.
41. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски. - М.: Республика, 1997. - 238 с.
42. Крючкова, В.А. Антиискусство: теория и практика
авангардистских движений / В.А. Крючкова. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 304с.
43. Лиотар, Ж.-Ф. Ситуация постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - С.- Пб.: Институт экспериментальной социологии: Алетейя, 1998. - 159 с.
44. Лиотар, Ж.-Ф. Возвышенное и авангард / Ж.-Ф. Лиотар // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. - С.-Пб.: Алетейя, 1997.
- С. 233-236.
45. Логинова, М.В. Основы философии искусства [Текст]: учеб. пособие / М.В. Логинова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 159 с.
46. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. - С.-Пб.:
Искусство СПб, 2000. - 704 с.
47. Маклюэн, Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Г.М. Маклюэн. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.
- 464 с.
48. Маклюэн, Г.М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / Г.М. Маклюэн. - М.: Академический проект, 2005. - 496с.
49. Малявин, В.В. Чжуан-цзы / В.В. Малявин. - М., Наука. 1985. - С.70-71
50. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. - С.-Пб.: Алетейя, 2000. - 347 с.
51. Матисс, А. Заметки живописца / А. Матисс. - СПб.: Азбука, 2001. - 32 с.
52. Мириманов, В.Б. Изображение и стиль: Специфика
постмодерна. Стилистика 1950-1990-х годов / В.Б. Мириманов. - М.: Рос. Гуманит. ун-т, 1998. - 72 с.
53. Нехвядович, Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг. [Текст] (К постановке проблемы) / Нехвядович Л.И. // Культурное наследие Сибири. - 2000. - Вып. 2. - С. 74-79.
54. Нехвядович, Л.И. Индустриальный пейзаж в творчестве художников Алтая 1960-1970 гг. [Текст] / Нехвядович Л.И. // 60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России: Первые искусствовед. чтения. - Барнаул. - 2001. - С. 19-23.
55. Обухова, А.К. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму / А.К. Обухова, М.И. Орлова. - М.: Галарт, ОЛМА- ПРЕСС, 2001. - 176 с.
56. Ортега-и-Гассет, X. «Дегуманизация искусства» и другие работы / Х. Ортега-и-Гассет // Сборник. - М.: Радуга, 1991. - 639с.
57. Снитко, Л.И. Первые художники Алтая / Л.И. Снитко. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - 155с.
58. Степанская, Т.М. Избранные статьи и очерки / Т.М. Степанская // Культурное наследие Сибири [Текст]: сб. ст. - Барнаул: Изд- во АГУ, 1994 - Вып. 4. - 2002. - 153 с.
59. Степанская, Т.М. 65 лет творческому Союзу художников
Алтая. Избранные статьи и очерки [вступ. ст. В. А. Скубневского] / Т.М. Степанская // Культурное наследие Сибири [Текст]: [сб. ст.]. - Барнаул:
Изд-во АГУ, 1994 - Вып. 6-7. - 2005. - 199 с.
60. Степанская, Т.М. Избранные статьи и очерки / Т.М. Степанская // Культурное наследие Сибири [Текст]: сборник научных трудов. - Вып. 18. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. - с.169.
61. Степанская, Т.М. Очерки истории искусства Алтая / Т.М. Степанская. - Барнаул: Арт-галерея Щетининых, 2009. - 220с.
62. Степанская, Т.М. Традиция и современность в творческом наследии художников Алтая / Т.М. Степанская // В кн.: Наследие и современность. (Искусство Сибири). Материалы научно-практического семинара 27-28 января 2005. - Барнаул, АГУ, 2005. - 158с.
63. Степанская Т.М. Творческие союзы в современных условиях /
Т.М. Степанская // 60 лет Алтайской краевой организации Союза
художников России. Первые искусствоведческие чтения. - Барнаул: Изд- во Алт. ун-та, 2001. - с.3-6.
64. Степанская, Т.М. Энциклопедия «Барнаул» / Т.М. Степанская. - Барнаул: Изд-во АлтГУ. - 2000. - 344с.
65. Турчин, B.C. Образ двадцатого, в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Произведений и теории / В.С. Турчин. - М.: Прогресс-традиция, 2003. - 648 с.
66. Тэн, И.П. Философия искусства / И.П. Тэн. - М.: Искусство, 1996. - 350 с.
67. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П.А. Флоренский. - М.: Прогресс, 1993. - 324 с.
68. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. - М.:
Республика, 1993. - 445 с.
69. Шишин, М.Ю. Пейзаж в творчестве современных алтайских художников // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. - Барнаул: Алт. Кн. Изд-во, 1989. - С. 104-121.
70. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. - М.: Мысль, 1998. - Т.1, 672 с.
71. Эдоков, В.И. Становление и развитие профессионального искусства Горного Алтая (1907-1994 гг.) / В.И. Эдоков. - Горно-Алтайск, 1995. - 250с.
72. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - С.-Пб.: Петрополис, 1998. - 430 с.
73. Художники Алтайского края / Библиографический словарь. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006. - 560с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ