Введение 3
Глава 1. Текстиль-как вид декоративно-прикладного искусства 8
1.1. Понятие текстиль 8
1.2. Виды текстиля, текстильных изделий 15
Глава 2. Пэчворк и квилтинг как одни из современных направлений в текстиле 27
2.1. Технические приемы работы в пэчворке 27
2.2 Технические приемы работы в квилтинге 37
2.3. Особенности творчества народного мастера алтайского края С.Ф.
Булатовой 41
Заключение 53
Список источников и литературы 57
Иллюстрации 60
Приложения
Декоративно-прикладное искусство - одна из важнейших областей народного творчества; в XX веке тесно связанная с дизайном.
Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений имеющих, практическое назначение в общественном частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. д.) [37, c.2]
Исследование традиций и новаций художественного текстиля представляет научный интерес для этнографов, искусствоведов и историков.
Изучению художественного текстиля в ХХ! веке придается большое значение. Связано это с необходимостью сохранения историко-культурного наследия. Анализ текстильных предметов, имеющихся в музейных собраниях, дает возможность атрибуции и в дальнейшем использования этих, предметов, а чаще их копий, в наполнении экспозиций и реконструкции экспонатов. Однако процесс исследования имеет ряд трудностей. В первую очередь - отсутствие достаточного количества достоверных свидетельств и документальных источников, которые могут дать точную информацию о самих тканях и о специфике технологического процесса. Вторая проблема - фрагментарность и недолговечность большинства текстильных изделий. Это не позволяет составить полное представление о композиции узора и колористических характеристиках изделия.
Текстиль является одним из самых древнейших и распространенных ремесел, неотъемлемой частью мировой истории, без его изучения и понимания невозможно представить общую картину декоративно-прикладного искусства. На современном этапе занятия художественным текстилем не имеют экономической необходимости для насыщения рынка утилитарными предметами. Сейчас проще и дешевле купить аналогичный предмет, но ручное текстильное творчество сегодня широко распространено не только в профессиональной художественной среде, но и среди любителей. Однако, несмотря на постоянный научный интерес к истории текстиля, эта сфера искусства еще не полностью изучена.
По данной теме исследования существует достаточно широкий круг литературы.
В пособие Л.В. Ивойловой “Художественный текстиль” (2016) формируются систематизированные знания об истории, специфике и последовательном выполнение различных технологических операций по выполнению художественного текстиля. Ее труд способствует обучению использования художественных приемов, организации творческой деятельности; выработка умений и навыков, позволяющих создавать произведения художественного текстиля [25].
Монография Ю.В. Кирюшиной, Т.М. Степанской “Искусство художественного текстиля на Алтае” (2005) посвящена одному из ведущих видов отечественного декоративно-прикладного искусства - художественному текстилю. На примере деятельности художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината рассматривается региональный аспект истории развития художественного текстиля в России, раскрываются особенности творчества ведущего мастера рисунка по текстилю на Алтае Г.А. Белышева [27].
Издание С.С. Константиновой “История декоративно-прикладного искусства” (2004) освещает техники создания предметов различных видов декоративно-прикладного искусства. Здесь в каждом разделе представлен небольшой экскурс в историю того или иного вида декоративно-прикладного творчества. В сносках представлены дополнительная информация по
отдельным вопросам, определения, термины. Издание способствует обучению использования художественных приемов, освоению художественно-стилистических и технологических особенностей изготовления различных видов традиционного художественного текстиля [28].
Данное пособие Ю. В. Кирюшиной “История декоративно-прикладного искусства” (2016) освещет основные этапы зарождения, становления и развития русского декоративно - прикладного искусства от момента формирования русской народности и образования Древнерусского государства до начала ХХ! в. Работа знакомит с основными памятниками русского декоративно-прикладного искусства, особенностями художественного языка декоративно-прикладного искусства, основными видами декоративно-прикладного искусства и их спецификой. Выявляет понятие и природу декоративно-прикладного искусства, и виды декоративно¬прикладного искусства [26].
В данной работе Л.А. Купченко “Художественный текстиль” (2017) важнейшим элементом является формирование представления о текстильном искусстве как о элементе материально-художественной культуре. В работе рассмотрены современные способы обработки текстильных материалов и т.д.
[30].
Пособие Т.М. Степанской “Описание и анализ памятников” (2007) рассматривает изобразительное искусство, охрану памятников искусства.
коллекции и собрания, организационно-
Рассматриваются и описываются виды искусства, скульптура, архитектура [35].
Пособие В.А. Бородулина “Основы художественного ремесла” (1986) освещает аспекты построения композиции и колорирование текстильных художественных изделий. Описываются приемы композиции, задачи и с помощью каких приемов определяется композиция. Рассматриваются вопрос связанные с колорированием [23].
Данное издание И. Агаповой, М. Давыдовой “Пэчворк. Шьем из лоскутков” (2010). описывает технологический процесс выполнение изделий в стиле пэчворк. В работе освящаются технологические рекомендации и приемы по созданию различных изделий от прихваток до ковриков, панно и одеял [21].
Данное издание Х. Мур “Креативный пэчворк” (2005) описывает историю лоскутного шитья, технические приемы, описывает виды и типы ткани, способы декорирования изделий из лоскутков. Описывает создание лоскутных полотен, одел, одежды и аксессуаров, описывает виды стежков [34].
Цель - выявить традиции и новации лоскутного шитья на примере работ алтайского мастера С.Ф Булатовой.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть, текстиль как вид декоративно-прикладного искусства;
2. Раскрыть понятие текстиль;
3. Рассмотреть виды текстиля, текстильных изделий;
4. Изучить пэчворк как один из современных направлений в
текстиле;
5. Обозначить технические приемы работы в пэчворке;
6. Обозначить технические приемы работы в квилтинге;
7. Рассмотреть особенности творчества алтайского мастера С.Ф Булатовой.
Объект - пэчворк и квилтинг как виды декоративно-прикладного искусства.
Предмет - пэчворк и квилтинг в работах алтайского мастера С.Ф Булатовой.
Методы исследования - анализ, описание.
Работа построена на следующих источниках:
1. Каталог С. Ф. Булатовой: Пэчворк (2015).
2. Работа С.Ф. Булатовой “Аленький цветочек”, серия “Сказки” (2016).
3. Работа С.Ф. Булатовой “Золотая рыбка”, серия “Сказки” (2016).
4. Работа С.Ф. Булатовой “Каменный цветок”, серия “Сказки” (2016).
5. Работа С.Ф. Булатовой “Золотой петушок”, серия “Сказки” (2016).
6. Работа С.Ф. Булатовой “Жар-птица”, серия “Сказки” (2017).
7. Работа С.Ф. Булатовой “Царевна-лебедь”, серия “Сказки” (2018).
8. Работа С.Ф. Булатовой “Хозяйка медной горы”, серия “Сказки” (2019).
9. Работа С.Ф. Булатовой “Серебряное копытце”, серия “Сказки” (2019).
10. Работа С.Ф. Булатовой “Конек”, серия “Сказки” (2019).
11. Работы С.Ф. Булатовой “Гжель” и “Хохлома” серия “Злато- серебро” (2014).
12. Работы С.Ф. Булатовой “Сумерки” комплект скатерть и рушник (2014).
По данной теме исследования существует достаточно широкий круг литературы, который был изучен для написания работы.
В современном мире рынок насыщен дешевыми аналогами текстильной продукции, что приводит к усреднению качества продукции и ухудшения вкуса потребителя. Рынок перенасыщен, что привело к возрождению интереса к обработке ткани, созданию и переработки. Именно искусство лоскутного шитья дает возможность привить не только вкус в творчестве, но и научить уходу, выбору и бережливому использованию качественных тканей. В Барнауле проводятся активно вставки лоскутного шитья, клуба “Лоскутная пятница”, одной из постоянных участниц клуба является Светлана Федоровна Булатова. Члены клуба проводят мастер- классы, в библиотеке и музеях города, неоднократно награждены почетными грамотами и благодарностями. Светлана Федоровна за свою активную творческую, преподавательскую деятельность в 2018 году получила звание Народного мастера алтайского края. Ведет активное сотрудничество с музеями города, они же приобретают работы в свои фонды. Все это говорит об актуальности лоскутного шиться не только в городе Барнауле, но и за его пределами.
В результате проведенного исследования в соответствии с поставленными целями и задачами можно сделать следующие выводы:
Во-первых, текстиль является одним из ведущих видов современного декоративно-прикладного искусства. Современная обработка ткани включает в себя прямую связь с достижениями науки и применение высоких технологий в производстве ткани. На современном этапе развития общества стало необходимым использование художественного текстиля. Художественный текстиль развивается в рамках профессионального искусства в лице художников-прикладников и дизайнеров.
Во-вторых, в современной справочно-энциклопедической литературе под понятием текстиль понимается как вид декоративно-прикладного искусства. Изделия, созданные различными методами ткачества, изготавливаемые из пряжи или нитей, обычно на ткацком станке. Так же художественный текстиль является одним из самых массовых видов декоративно-прикладного искусства. Главной особенностью художественного текстиля является высокое качество переплетения нитей, украшение тканей методами набойки, вышивки и аппликаций.
В-третьих, рассмотрены виды текстиля его классификация. Таким образом тканые полотна можно делить на группы по разным признакам.
Например, по сезону, такое деление включает в себя текстиль трех видов: зимний, летний, демисезонный. по составу волокон, из которых состоит тот или иной вид текстиля, можно выделить ткани: искусственные - их состав натуральный, синтетические - изготавливают из волокон, полученных полностью химическим путем, смесовые - состоят из различных смесей натуральных, синтетических, искусственных волокон.
В-четвертых, пэчворк является одним из ведущих направлений в текстиле, одним из самых интересных, многоплановых и модных направлений декоративно-прикладного искусства. Диапазон применения лоскутной техники поражает своим разнообразием В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду художественного искусства. Изделия, выполненные в лоскутной технике, по праву занимают достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Красота лоскутного шитья, необыкновенное сочетание красок и оттенков, различных на первый взгляд рисунков, создают неповторимые произведения искусства моды, к технике лоскутного шитья обращаются и поклонники уличной моды, и дизайнеры с мировыми именами.
В-пятых, в пэчворке обозначены технические приемы. Все орнаменты в композиции можно разделить на две категории - геометрические орнаменты и изобразительные орнаменты.
К геометрическим орнаментам относятся геометрические фигуры и их комбинации. Это различные полоски, из которых создают линии - прямые, ломаные, кривые, переплетающиеся. Или геометрические фигуры - круги, полукруги, овалы, квадраты, треугольники. Из полосок можно создать блок “Изба”, “Кирпичики” или “Забор”. Из квадратов создаются блоки “Девять квадратов”, “Русский квадрат”, “Шахматная доска”. Из треугольников можно создать блок “Восьмиконечная звезда”, “Вертушки” и т.д.
Второй тип орнамента - изобразительный - воспроизводит детали и очертания окружающего человека мира. К подобным орнаментам принято относить широко распространенные рисунки цветов, животных, людей. Чаще всего это вышивка или аппликация.
В-шестых, в квилте обозначены самые распространенные технические приемы для создания изделий, такие как:
Квадраты - самая простая и наиболее популярная форма детали пэчворка.
Прямоугольники встречаются почти в каждом лоскутном изделии и являются основной деталью многих узоров блока.
Треугольники вносят разнообразие в верх изделия. Работать с ними несколько сложнее, чем с квадратами и прямоугольниками, но результат того стоит.
С помощью этих просты геометрических форм получается большое разнообразие узоров и форм и расцветок.
В-седьмых, рассмотрено лоскутное шитье Светланы Федоровны Булатовой на примере ее работ. Булатова Светлана Федоровна получила звание народного мастера Алтайского края в 2018 году, участвовала в более чем в 30 выставках и выделяет для себя любимые темы в творчестве и техники, которые рассмотрели:
1) Русское народное творчество, традиционный народный быт.
2) Пэчворк в одежде.
3) Пространственная геометрия.
4) Техника прорезной аппликации.
5) Техника обтачной аппликации.
6) Лоскутная графика.
7) Техника накладной аппликации с открытым срезом.
В работе изучены понятие текстиля и его использование в декоративно¬прикладном искусстве, в частности пэчворк. Раскрываются не только понятие, но и виды текстиля, приводятся его различные классификации. Более подробно рассмотрены волокнистые изделия, используемые как в повседневной жизни, так и в декоративно-прикладном искусстве: тканые и текстильные материалы, трикотаж, различные виды крученых волокон (ниток), плетенные материалы. Традиционным в лоскутном шитье Светланы Федоровны является увлечение темой “Русское народное творчество, традиционный народный быт”. В этой теме выполнены работы: Принесу весну на своем хвосту, комплект “Сумерки” и т.д. Работы по теме «Лоскутная графика» сделаны в формате современного арта. В духе времени исполнено панно «Городское озеро», Панно «Тень кошки» выполненное на эзотерическую тему.
1. Каталог С. Ф. Булатовой: Пэчворк (2015).
2. Работа С.Ф. Булатовой “Аленький цветочек”, серия “Сказки” (2016).
3. Работа С.Ф. Булатовой, “Золотая рыбка”, серия “Сказки” (2016).
4. Работа С.Ф. Булатовой, “Каменный цветок”, серия “Сказки” (2016).
5. Работа С.Ф. Булатовой, “Золотой петушок”, серия “Сказки” (2016).
6. Работа С.Ф. Булатовой, “Жар-птица”, серия “Сказки” (2017).
7. Работа С.Ф. Булатовой, “Царевна-лебедь”, серия “Сказки” (2018).
8. Работа С.Ф. Булатовой, “Хозяйка медной горы”, серия “Сказки” (2019).
9. Работа С.Ф. Булатовой, “Серебряное копытце”, серия “Сказки” (2019).
10. Работа С.Ф. Булатовой, “Конек”, серия “Сказки” (2019).
11. Работа С.Ф. Булатовой, “Принесу весну на своем хвосту” (2017).
12. Работа С.Ф. Булатовой, “Весеннее настроение” (2015).
13. Работы С.Ф. Булатовой “Гжель” и “Хохлома” серия “Злато- серебро” (2014).
14. Работы С.Ф. Булатовой “Сумерки” комплект скатерть и рушник (2014).
15. Работы С.Ф. Булатовой “Платье” и “Туника” серия “Пэчворк в одежде” (2010).
16. Работа С.Ф. Булатовой, “Дрезден” (2013).
17. Работа С.Ф. Булатовой, серия “Круги на полях” (2010).
18. Работы С.Ф. Булатовой “Цветы на белом” (2010).
19. Работа С.Ф. Булатовой, “Городское озеро” (2017).
20. Работа С.Ф. Булатовой, “Тень кошки” (2017).
Литература:
21. Агапова И. Давыдова М. Пэчворк, шьем из лоскутков. Мск., Изд. Лада. 2010. - 144с.
22. Алексеева Е. В. 10 уроков пэчворка и квилта. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 224 с.
23. Бородулин В.А. Тонкус О.В. Основы художественного ремесла. Мск. Просвящение, 1986. - 236с.
24. Горяйнова, О. В. Домашний текстиль своими руками. Скатерти, подушки, шторы, покрывала. - М.: Феникс, 2012. - 288 с.
25. Ивойлова Л.В. Художественный текстиль. Барнаул, 2016. - 119с.
26. Кирюшина, Ю. В. История декоративно-прикладного искусства. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. — 112 с.
27. Кирюшина Ю.В., Степанская Т.М. Искусство художественного текстиля на Алтае. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 124 с.
28. Константинова С. С. История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций. Ростов н / Д: Феникс, 2004 - 192с.
29. Косогорова Л. В. Основы декоративно-прикладного искусства. Мск., Изд. Академия, 2012г. - 222с.
30. Купченко Л.А. Художественный текстиль. 2017. - 23с.
31. Мазурик Т. А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. СПб.: «Паритет», 2005.— 224 с.
32. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала. Изд-во Эскимо, 2006. - 96с.
33. Максяшин А. С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание [Текст]: учебное пособие / А. С. Максяшин. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. - 44 с.
34. Мур Х. Креативный пэчворк. Ростов н/д. Изд-во Феникс, 2005. - 94с.
35. Степанская Т.М. Описание и анализ памятников. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. - 169с.
36. Степанская Э.В. Родники народного творчества на земле Алтая // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 20-24 октября, 2015. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 3754-3755.
37. Хакала, С. Шьем из лоскутов. ACT: Аарель, 2010. — 288 с.
38. Чернышева, Л. А. Большая энциклопедия. Лоскутное шитье. М.: Издательство АСТ, 2015. - 240 с.
Электронные ресурсы:
39. Светлана Федоровна Булатова Пэчворк - Барнаул. 2015 - Режим доступа: http://designall.ucoz.ru/publ/knigi/svetlana_bulatova (дата обращение 15.01.19)
40. Символика и эмблема олимпиады Сочи - 2014 -
http://liketotravel.ru/russia/sochi/olimpiada-v-sochi-2014/cimvolika- olimpiadyi-cochi-2014 (дата обращение 25.03.19)
41. Текстиль: виды, особенности, характеристики -
http://www.chlopok.ru/textiles.html (дата обращение 19.03.19)
42. Техники и приемы лоскутного шитья - talzy.ucoz.rupdf (дата обращение 24.05.19)
Список иллюстраций
1. Принесу весну на своем хвосту, 2017 150х150см, Краеведческий музей, г. Барнаул.
2. Весеннее настроение, 2015 135х97см., г. Барнаул.
3. «Гжель» 2014 60х60см., Краеведческий музей, г. Барнаул.
4. «Хохлома» 2014 60х60см, Краеведческий музей, г. Барнаул.
5. Скатерть «Сумерки» 2014 120х200см, ГХМАК, г. Барнаул.
6. Рушник «Сумерки» 2014 60х120см, ГХМАК, г. Барнаул.
7. Платье, 2010 частная коллекция.
8. Туника, 2010 частная коллекция.
9. «Дрезден» 2013 180х2010см, Германия, Дрезден.
10. Серия Круги на полях, 2010 45х55см.
11. «Цветы на белом» (триптих) 2010 60х60см.
12. «Городское озеро» 2017 90х70см.
13. «Тень кошки» 2017 60х75см.