Введение 3
Глава 1. Отечественное искусство во второй половине XX века 9
1.1. Особенности изобразительного искусства России во второй
половине XX века 9
1.2. Характеристика становления сибирского искусства во
второй половине ХХ века 15
1.3. Истоки формирования изобразительного искусства
Кузбасса во второй половине XX века 23
Глава 2. Развитие темы индустриализации в изобразительном искусстве Кемеровской области 33
2.1 Зарождение темы труда в Кемеровской области в 1950-х-
1960-х годах 33
2.2. Развитие индустриальной темы в искусстве Кузбасса 1970х-
1980х годов 44
2.3 Актуализация темы индустриализации на рубеже ХХ-ХХ1
века в творчестве кузбасских художников 51
Заключение 58
Список сокращений 65
Список источников и литературы 66
Список иллюстраций 71
Иллюстрации 73
Приложение
В начале XXI века редко можно встретить на художественной выставке произведения, отражающие индустриальную тему, показывающие труд простого человека. В изобразительном искусстве Кузбасса, среди молодого поколения художников, наметилась тенденция актуализации данной темы. Авторы создают индустриальные пейзажи чаще всего в графических техниках.
Индустриализация — процесс социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике. В процессе развития индустрии, промышленного производства меняется и мировоззрение общества, оно стремится к более быстрому использованию новых технологий, относится более позитивно к труду, ожидая экономических, материальных улучшений. Что не может ни отражаться в художественных произведениях. Данная тема в изобразительном искусстве Кемеровской области еще не достаточно изучена.
При написании данной работы были использованы научная литература, а также статьи в периодических изданиях.
Проследить путь становления и развития основных этапов и творчество художников традиционного советского искусства первой половины ХХ века позволяет книга «Советская живопись» (1981) А.В. Парамонова и С.М. Червонной [38]. В данной работе не только дана характеристика этапов развития изобразительного искусства, но и проанализированы многие картины советской классики. Авторы выделяют в советском искусстве определенные периоды, и эта периодизация легла в основу выпускной квалификационной работы.
Альбом «Союз искусства и труда» (1982) составленный В.П. Поликаровым [42], собрал много статей, заметок искусствоведов и художников, описывающих как тема труда проявляется в советском изобразительном искусстве, на примере разных профессий рассматривает, как художники взаимодействуют с производством. Статьи книги не дают искусствоведческого анализа картин, но позволяют сформировать представление о работе художника в советское время, о целях работы, их методике.
Сборник материалов, составленный Г. Кизевальтером в 2014 году, под названием «Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР» [39] одна из немногих книг, в которой автор рассматривает культуру неофициальную, которая в очень быстрый момент времени потеснила официальное искусство. В собранных статьях обсуждается искусство 1980-х годов, новое, противоречивое, принесшее новые течения. На основе сборника выстраивается картина событий, происходивших после 1980 года в культурной жизни страны.
Монография М.В. Москалюк «Живопись Сибири второй половины ХХ-начала ХХ! века в контексте визуализации культуры» (2012) [32] рассматривает визуальные образы в изобразительном искусстве Сибири, характерные особенности работ художников в жанре портрет, пейзаж, сюжетно-тематическая картина и роль влияния информационной эпохи на изобразительное искусство. Автор особое внимание уделяет некоторым художникам Сибири. Данная монография позволяет проследить общие тенденции развития живописи в регионах.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы изобразительного искусства Кузбасса стали книги С.А. Онуфриевой и В.А. Откидач, написанные в годы советской власти.
В 1963 году С.А. Онуфриева написала книгу «Художники Кузбасса» [35] в которой рассмотрела творчество художников региона, в основе книги лежит искусствоведческий анализ картин, который сопровождается репродукциями картин и характеристикой творчества художников. Автор не останавливается на отдельном авторе или жанре, делает обзор творчества кузбасских художников, обращая на особенности каждого.
Книга искусствоведа В.А. Откидач, «Художники Кузбасса» [36] 1984 года, является продолжением работы Онуфриевой. Автор рассказывает о разнообразном коллективе кузбасских живописцев, графиков, мастеров скульптуры и декоративно-прикладного творчества. Книга начинается с краткого обзора становления художественной жизни Кемеровской области. Структура книги подразумевает, что в каждой главе автор знакомит нас с мастерами отдельного вида изобразительного искусства. В каждом разделе дается краткую биографическую справку о художнике, мастере и обзор его значительных произведений, нередко с искусствоведческим анализом. Книга сопровождается цветными иллюстрациями, что позволяет видеть о чем повествует автор. В целом труд В.А. Откидач и сейчас остается актуальным, и на него опираются многие современные искусствоведы.
Книги С.А. Онуфриевой и В.А. Откидач легли в основу данной работы. Опираясь на эти труды и анализируя творчество художников, которые описывались авторами, выявлены основные жанры и стили работы художников. Проанализировав творчество художников, на основе данных книг, можно выделить работающих в индустриальной тематике.
Большую искусствоведческую работу провела продолжатель дела С.А. Онуфриевой и В.А. Откидач - искусствовед Т.Д. Рысаева в монографии «Художественная жизнь Кузбасса: с 30-х годов ХХ- начало ХХ! вв.» [40]. Книга, выпущенная в 2015 году, рассматривает региональные проблемы становления художественной жизни Кузбасса, ее этапы развития, выставочную деятельность. Автор проводит анализ творческой деятельности художников нового времени и анализирует влияние художественного образования на изобразительное искусства области. Автор не останавливается на одной проблеме, а рассматривает несколько, достаточно бегло. В книге не рассматриваются отдельные авторы, а только события и характеристики в художественной жизни области, на основании которых можно сделать выводы о культуре Кузбасса в изучаемый период.
О культурной жизни южной столицы региона сборник Л.Г. Даниловой «Из истории художественной жизни Новокузнецка 1920-1950-х годов: Статьи, хроника, документы, воспоминания, письма, фотографии» (2013) [28]. В книге все материалы объединены статьей автора, в которой прослеживается процесс становления профессионального изобразительного искусства города Новокузнецка, с помощью хронологически составленного списка событий, происходящих в городе. В сборнике нет искусствоведческого анализа, но архивные записи, хронология развития художественной жизни Новокузнецка, знакомят с периодами развития изобразительного искусства до изучаемого периода второй половины ХХ века.
К данной теме в своих искусствоведческих работах обращается Л.Р. Мурина, например, в статье «Индустриальная тема в современном сибирском искусстве» (2015) [33] рассматривает тему индустриализации Сибири в изобразительном искусстве молодых художников. На данный момент ее работы являются основными при изучении данной темы. Лукия обращает внимание на развитие индустриальной темы среди молодых художников, а среди старшего поколения эта тема не очень хорошо изучена. В статье Л.Р. Мурина пишет об общих тенденциях, но новокузнецкие и кемеровские художники отдельно остаются неизученными.
С.Н. Белкин, главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика», в статье «Советская индустриализация в искусстве» [25] обращает внимание на важность возрождения в современном искусстве индустриальной темы и считает, что работы должны служить примером для духовного развития общества, для эмоциональной мобилизации общества. Его статья актуальна для понимания тенденций развития изобразительного искусства в этом жанре.
Цель работы - выявить особенности индустриальной темы в изобразительном искусстве Кузбасса второй половины ХХ - начала XXI века, проследив основные тенденции развития темы среди художников региона.
Задачи:
• Изучить особенности изобразительного искусства России во второй половине XX века
• Охарактеризовать становление сибирского искусства во второй половине ХХ века
• Раскрыть истоки формирования изобразительного искусства Кузбасса во второй половине XX века
• Проследить зарождение темы труда в Кемеровской области в 1950-х- 1960-х годах
• Изучить развитие индустриальной темы в искусстве Кузбасса 1970х- 1980х годов
• Выявить особенности темы индустриализации на рубеже ХХ-ХХI века среди Кузбасских художников.
Объект исследования-Отечественное искусство второй половины ХХ- начала ХХI века.
Предмет исследования- особенности развития индустриальной темы в изобразительном искусстве Кузбасса.
Хронологические рамки исследования определены второй половиной ХХ- началом ХХI вв.
Территориальные рамки исследования: Кемеровская область- Кузбасс (Указ президента РФ от 27.03.2019 №130 о включении нового наименования субъекта РФ в статью 65 конституции РФ) (Прил.1).
Источниковая база исследования:
Важными источниками изучения изобразительного искусства Кемеровской области явились материалы художественных выставок, отраженных в каталогах, публикациях в местной и центральной периодической печати о художниках.
Прямые источники: произведения художников в фондах Новокузнецкого художественного музея (А.Л. Гландин «Трудовые люди Кузбасса» 1961г.), Кемеровского областного музея изобразительных искусств (Н.И. Бачинин Краснобродский разрез 1957 г.) и экспонируемые на некоторых выставочных площадках Сибири.
Косвенные источники: статьи в региональной периодической печати, каталоги выставок (Альбом-каталог Межрегиональной художественной выставки «Сибирь -XII, составленный О.М. Галыгиной в 2018 году[18]) и собраний музеев (Искусство Новокузнецка. Живопись 1930-2000 годов, альбом-каталог составленный Л.Г.Даниловой в 2011 году[13]), фотографии из личного архива автора.
Тема исследования прошла апробацию в двух публикациях автора в сборнике «Культурное наследие Сибири» № 2 (26) 2018, статья на тему «Тема труда в творчестве алтайских и кузбасских художников», № 1 (27) 2019 [29] - статья на тему «Индустриальная тема в изобразительном искусстве Кузбасса второй половины ХХ века» [30] и на Всероссийской (с международным участием) конференции «Культура и искусство: поиски и открытия» (2019, Кемерово).
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие исследовательские методы: сравнительно-исторический метод позволил выявить общее и особенное в историческом развитии изобразительного искусства всей страны, Сибири, Кузбасса со второй половины ХХ- начала XXI вв.; метод искусствоведческого стилистического анализа произведений искусства дал возможность выделить особенности в творчестве художников Кемеровской области; персонологический метод.
Отечественное изобразительное искусство второй половины ХХ века, продолжает путь развития социалистического реализма, начатого в годы революции, в котором большое место занимало творчество отражающее советскую действительность и образ «нового» человека. После Великой Отечественной войны, в период «оттепели» культура страны, характеризуется ориентиром на современников, на развитие страны. Государство всецело развивалась, и стало закономерным, что темы индустриализации и труда стали основными в творчестве художников различных регионов. Главной целью стало отражение позитивного образа современника и современности. Важную роль в массовом обращение художников к данным темам стал-государственный заказ. Поколение пришедшее в искусство в начале 1980-х годов, принесло новые тенденции и стилистические искания. Художники создавали «неофициальное искусство», стремясь показать зрителю свое видение мира. К сожалению, в начале 1990¬х, после распада СССР изобразительное искусство практически потеряло своих зрителей, теперь политические и экономические проблемы выходили на первый план, и о поддержке художников, не могло быть и речи. Больше не было государственных заказов и художники отходят от темы труда и индустриализации, будущее больше не кажется таким светлым и беззаботным. Но тем не менее начало XXI возрождает позитивный настрой в изобразительном искусстве страны.
Развитие изобразительного искусства Сибири, в целом связано с главной целью, в развитии искусства страны, отражать свершение масштабных дел в регионах. Творчество сибирских художников в целом характеризовало те же процессы и явления, которые были присущи представителям других краев страны. О развитие изобразительного искусства в регионе можно судить по формированию большого количества отделений Союза Художников СССР, и регулярному проведению выставки «Сибирь Социалистическая» в городах Сибири. Если оценивать общую направленность искусства Сибири 1950-1970-х годов, то со всей очевидностью становится ясно, что современность становилась главным содержанием творчества художников. Это неудивительно, никакой край нашей необъятной родины не жил столь бурно, нигде размах деятельности советских людей не обнаруживал себя так ярко и масштабно. Ведущее место занимают сюжетно-тематические полотна и индустриальные пейзажи, авторы которых стремились передать общее впечатление о новом для них мире, еще только зарождающемся, строящемся. Воссоздавая какие-либо эпизоды художники опирались на конкретные наблюдения натуры, достоверность деталей, иногда приобретающих художественно-смысловую выразительность. В 1980-е годы происходит постепенное замещение работ выполненных по государственному заказу, работами отражающими образы восприятия окружающей действительности художниками, чему не мало поспособствовал съезд художников России, который состоялся в 1987 году. К 1990-м годам, художники преодолели зависимость от социального заказа и плавно отошли от изображения своих современников и темы индустриального развития региона. В целом художественная жизнь Сибири, имея определенные особенности, не была изолирована от общих процессов, происходящих в стране.
Ход развития художественной жизни Кузбасса тесно связано с историческими аспектами, поэтому изучение культуры проходит через плотное сплетение с историей. При изучении истории новокузнецкого и областного искусства становится понятно, что его развитие в основных чертах повторяет ход развития в больших сибирских городах, но с опозданием на несколько лет. Развитие изобразительного искусства в Кузбассе связано в целом с эпохой Советского союза. Культурный потенциал области в художественной сфере в основном, поднимался приезжими художниками. Художники часто выезжали на заводы, подолгу жили там, собирая натурный материал, накапливая впечатления, наблюдая характеры. Во многих работах нет конкретных портретов. Но это убедительные образы. Их убедительность в точности найденных характеров. У каждого художника свой путь в искусстве, своя тема, своя творческая судьба. И если взглянуть на живопись Кузбасских художников во второй половине ХХ века, то прежде всего замечаешь ее разнообразие и богатство. От многофигурных композиций до психологических портретов, от исторических панорам до лирических жанровых миниатюр, от драматизма военных лет, до пафоса строек, от исследования характеров и судеб до проникновения в поэтические пейзажные мотивы- так содержателен диапазон Кузбасского искусства. Не поражающая внешними эффектами, принципиально избегающая запрещенных приемов, прямолинейных способов добиться шумного успеха, она стремиться выразить поэзию и правду в художественной форме опираясь при этом на глубокие традиции. После 1987 года картины прославляющие героев- современников, отходят на второй план, теперь искусство ценится живое, образное. На рубеже ХХ-ХХТ века коренные изменения России в экономике и политике, отразились на культуре всей страны и Кузбасса в целом. Появляются частные предприниматели, деятельность которых направлена на получение прибыли-открываются частные галереи, салоны. Коммерциализация общества, создала нестабильную ситуацию в художественном союзе-потеря государственного заказа, отсутствие льгот на мастерскую и художественные материалы. В целом за пол века художники Кузбасса создали значительные работы, в которых нашли отражение события региона. Искусство художников «шестидесятников» явились платформой для развития кузбасского искусства, они оказали большое влияние на его дальнейшее развитие.
Художники начала второй половины ХХ века должны быть горды тем, что смогли раскрыть неповторимое богатство личности своего современника, образно запечатлеть его созидательную творческую деятельность, показать высокие нравственные черты его характера. Многие произведения воспринимаются как неповторимые, яркие, художественные документы эпохи. В них нашли творческое воплощение трудности и радости, энтузиазм и романтическая устремленность в будущее.
В 1950-х-1960-х годах в творчестве кузбасских художников стало характерно изображение действительности, современность стала основной темой, современник - главным героем картин, графических серий и главным достоинством этих произведений стало в том что, они исполнялись в результате постоянного каждодневного общения художников с рабочими коллективами Кузбасса. На рубеже 1950х-1960х годов в искусстве Кузбасса происходят заметные перемены, приезжают профессиональные художники - выпускники Академии Художеств, приходит новое поколение молодых художников с новым отношением к традициям, определяются проблемы так называемого «сурового стиля». Художников Кузбасса постоянно привлекали их современники, их дела, мысли и достижения. Это активно выражалось в портретном жанре, в котором работали: А.Л. Гландин, П.А. Чернов, Н.В. Вертков, И.Я. Левченко, Ю.Г. Лобузнов, художники не всегда стремились к точной передаче портретных сходств, а чаще к созданию образов тружеников кузбасской промышленности.
Не так часто художники выстраивали сложные многофигурные композиции на тему труда, но примеры есть И.П.Кузнецов в работе “Кузнецкие металлурги”. Индустриальный пейзаж стал основным жанром периода 1950-1960 годов, художники не всегда ставили промышленность на первый план пейзажа, а часто она становится единым целым, неразрывным с природой. Художники горды развитием индустрии в регионе, заводы и шахты в их работах органично вписываются в лирические пейзажи Кузбасса. Ведущими пейзажистами, обращающимися к промышленной теме, стали К.М. Ананьин, М.Н. Кадышев, Я.В. Курдюмов, В.Е. Сотников. А.С. Холодов, А.С. Гордеев, Р.Г. Берг работают в графике, чаще всего печатной, и продолжают тенденции живописцев области. Все работы отражают действительность, выполнены в реалистичном стиле, каждая композиция продумана до мельчайших деталей. Художники начала второй половины ХХ века показывают хорошую школу и свой профессионализм.
Суровый стиль 60-х - это мир с особенным героем, особые темы под лозунгами «правды и искренности в отображении действительности», поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства. Это время, когда искусство вступило в активный диалог с публикой, наполнилось социальными мотивами и проблемами.
В 1970-е годы, несмотря на то что новые веяния в изобразительном искусстве уже намечали свой путь, стиль реализм не оставляли многие художники Кузбасса, а наоборот работали и продолжали отражать сюжеты повседневности, развития своего региона. Среди таких художников были С.А. Бачевский, И.А. Лебедев, Н.И. Бачинин, М.Н. Кадышев.
Снятие запретов на свободу слова в стране повлияло и на развитие кузбасских художников, в основном не принадлежавших к творческим союзам. Они, как и многие в стране, начали объединяться в творческие группы, основанные в основном на личной привязанности. Среди новых художников А.В. Суслов, И.И. Феличев, А.А. Бобкин- несмотря на новую манеру письма, на поиски художников они не отходят полностью от темы волнующей предыдущее поколение. Художники пробуют что-то новое, нередко стилизуют уже привычные нам формы индустриальных пейзажей, заводов, шахт, фабрик. События в стране отражались и на региональных организациях. Художники оставшиеся без попечения государства искали всевозможные пути заработка, а индустриальная тема была не интересна покупателям- бизнесменам, частным лицам. Поэтому в этот период не многие художники обращаются к данной теме, она становится в некотором роде - ненужной. Ближе к концу 1980-х годов портреты рабочих: шахтеров, металлургов не выполняются. Художники занятые экономическими вопросами отходят от этого жанра.
Экономический упадок страны, политическая неразбериха, перестройка общества на новый лад все это дало свое отражение в искусстве периода 1990-х годов. Индустриальная тема отошла на второй план и практически была забыта. В 2000-х годах, некоторые художники старших поколений возвращаются к данной теме, но решают ее по новому, работая в новой стилистике, теперь в работах нет восхищения рабочим классом, поэтому портреты уходят на второй план.
Среди молодого поколения художников работающих последние десятилетие работы обращены в основном на возвеличивание индустриальности над человеком. Часто человек и вовсе отсутствует в картинах, ему там не место. Художники вдохновляются живописностью заводов, графичностью линий, ритмичностью композиций. Они обращаются к нетрадиционным техникам, так например Назарова Галина работает в батике. Большинство молодых художников работают в графических техниках, и работы выполняют сериями, например, Храбрый Илья выполняет работы серийно «Разговор», «Рубиновый свет», «Атланты». В начале ХХ века появляется натюрморт связанный с промышленностью, но должного развития этот жанр пока не получил. Лидирующие позиции занимает пейзаж, и композиции отражающие жизнь заводов и шахт.
Процесс регионализации и самоидентификации российских краев и областей начался в девяностые годы прошлого века. Среди художников появился интерес к изучению истории родного края и выделению характерны особенностей среди земляков и уклада их жизни. Кузбасский регион достаточно своеобразен и колоритен, неудивительно, что художники изображают свой мир, и обращаются в основном к темам регионального характера. В области очень много промышленных предприятий, и художники не отрицая этого, принимают данный факт, отражая в своем творчестве в разных жанрах. В этом творчество художников схоже, кто-то восхваляет индустриализация, некоторые наоборот обращают внимание на экологические проблемы вытекающие из предыдущего процесса. Большое влияние на творчество художников оказывает региональная среда, порождает яркие художественные образы. Мир созданный кузбасскими художниками
понятный, узнаваемый, уникальный, обладающий внутренним сходством-не просто художественного языка, но и особого способа художественного видения мира, при этом среди художников произведения и их идеи не схожи.
В творчестве мастеров последних лет возможно выделить объединяющие черты художников разных стилевых предпочтений: отсутствие человека как основного героя произведений, отсутствие сюжетно¬тематической картины как жанра, появление беспредметной живописи, простые сюжеты. Это следствие современного, все ускоряющегося ритма жизни. Художники принимают столичную и традиционную школу. Но личностное, авторское начало в формирование стилистики преобладает среди художников Кузбасса.
1. Холодов А.С. Заводской двор. 1961 НХМ
2. Кадышев М.Н. Алюминиевый завод. 1970 Х. м. НХМ
3. Лебедев И.А. Шахтер. 1972, Х. м. НХМ
4. Лебедев И.А. Индустриальный пейзаж. Х. м. 1970 НХМ
5. Левченко И.Я. Коксохим. Х..м. 1978 Из личного архива автора
6. Бачевский С.А. КМК. Бум, акв.карандаши. 1978 НХМ
7. Бачевский С.А. На ЗАПСИБЕ. Бум., акв.1989 Из коллекции НГО ВТОО СХР
8. Назарова Г.А. Кузнецк индустриальный. 2015 Батик Из личного архива автора
9. Пестерева О.Г. Вечер. Промзона. 2017 Х.м. Из личного архива автора
10. Думлер А.И. Кузнецкая ТЭЦ. 2017 НХМ
11. Храбрый И.А. Атланты.Диптих. 2018. Бум, кар. Из личного архива автора
12. Козлова Я.Е. Индустриальный пейзаж. 2018. Бум. Масл.пастель. Из личного архива автора
Каталоги, альбомы:
13. Искусство Новокузнецка. Живопись 1930-2000 годов, альбом- каталог/ автор- составитель Л.Г.Данилова-Новокузнецк, 2011,122с.
14. Искусство Новокузнецка. Графика 1930-2000 годов. Произведения новокузнецких художников в собрании Новокузнецкого художественного музея. Автор составитель Л.Г Данилова. - Новокузнецк, 2011, 122с.
15. Каталог первой выставки из фондов галереи. Живопись, графика, скульптура. Составители Т.Анисимова, Г.Большакова, Кемерово, Кемеровское кн. изд., 1976
16. Каталог областной юбилейной выставки художников Кузбасса «60 лет Великого Октября» / автор вступительной статьи Ю.Гончаров - Кемерово 1978, 60 с.
17. Люди земли советской/Автор вступительной статьи и составитель альбома В.А.Леняшин, -Ленинград «Аврора», 1986
18. Межрегиональная художественная выставка «Сибирь-XII» : альбом- каталог / составитель О.М.Галыгина, автор вст. Статьи В.Ф.Чирков : дизайн, предпечатная подготовка Т.В. Кожевиной.-Красноярск: ООО «Изд-во Поликор», 2018.-400с.,ил
19. Молодые художники Российской Федерации/автор вступительной статьи В.А.Леняшин, -Ленинград, «Художник РСФСР» 1978
20. Молодые художники о Родине, альбом/автор вступительной статьи Т.Т.Салахов, составитель В.А.Рыжкова. -М; «Советский художник»,1985
21. Ретроспективная художественная выставка «65-летию КМК», - Новокузнецк, 1997г.
22. Художники Новокузнецка, альбом-каталог/автор вст.статьи
Т.М.Высоцкая-Новокузнецк,1999, 108 с.
23. Художники Новокузнецка: альбом - каталог / Администрация города Новокузнецка, Новокузнецкая организация ВТОО «Союз художников России». Новокузнецк, 2009. - 228с.
24. Шахтерская память от художников Кузбасса: каталог. Кемерово. - 2009. 48 с., ил.
Литература:
25. Белкин С.Н. Советская индустриализация в искусстве // Развитие и экономика: научный и общественно-политический альманах. № 19. Москва, ООО «ПК «Союзпечать». 2018. С. 230-239.
26. Галаганова Е. З. Молодой художник и художественные традиции промышленного города // «Гений места» в русском искусстве ХХ века»: [Текст]: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 135-летию И. И. Машкова, 10-11 ноября 2016 г.: сборник научных статей / Волгогр. музей изобр. искусств им. И. И. Машкова, Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т, Волгогр. гос. ун-т; [отв. ред. О. В. Малкова]. - Волгоград: Панорама, 2016. - 400 с.
27. Десять зональных выставок. Сборник статей / Редактор-составитель Ю.Нехорошев-Ленинград, «Художник РСФСР», 1967. 176 с., ил.
28. Из истории художественной жизни Новокузнецка 1920-1950-е годов: Статьи, хроника, документы, воспоминания, письма, фотографии /автор- составитель Л.Г.Данилова- Новокузнецк, 2013 - 177с илл.
29. Коземаслова И.Е. Тема труда в творчестве алтайских и кузбасских художников //Культурное наследие Сибири: международный научный журнал №2(26) -Барнаул: Издательство АлтГУ, 2018-С.23-
32.
30. Коземаслова И.Е. Индустриальная тема в изобразительном искусстве Кузбасса второй половины ХХ века // Культурное наследие Сибири: международный научный журнал №1(27) - Барнаул: Издательство АлтГУ, 2019
31. Конев. В.П. Постсоветская художественная культура: монография. В 2 т. Т. 1 / В.П. Конев. - Новосибирск: СГГА, 2013. - 171 с.
32. Москалюк М.В. Живопись Сибири второй половины ХХ-начала XXI века в контексте визуализации культуры: монография/ М.В.Москалюк, Серикова Т.Ю.-Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2012. - 172с.
33. Мурина Л. Р. Индустриальная тема в современном молодом сибирском искусстве. // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова №1-2 - 2015-С.108-111
34. Мурина Л. Р. Межрегиональный пленэр «Индустриальный Кемерово» // Искусство Евразии. - 2016-№2(3) -С.134-143
35.Онуфриева С.А. «Художники Кузбасса». -Ленинград «Художник РСФСР» 1963, 60 с.
36.Откидач В.А. «Художники Кузбасса». -Л.: Художник РСФСР, 1983 - 192с., 72 ил.
37. Панорама-87: Молодежь. Искусство. Время/ Сост. В.Авсенов. -М.: Мол.Гвардия, 1987-207с.,ил
38. Парамонов А.В. Червонная С.М. Советская живопись: Кн.для учителя. -М. : Просвещение, 1981. -272с., ил., 8 л.ил.
39. Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР/Сборник материалов: Редактор-составитель Г. Кизельвальтер.
- М: Новое литературное обозрение, 2014. -688 с.:ил.
40. Рысаева Т.Д. Художественная жизнь Кузбасса: с 30-х годов ХХ - начало ХХ1 века/Т.Д.Рысаева, С.Ф.Рысаева. -Кемерово: Институт угля СО РАН,2015. -248 с.;ил.
41. Советское искусствознание’ 82 вып.1 (16) Сборник статей/Ред. Л.А.Баженов- М, «Советский художник» 1983,- 432с.
42. Союз искусства и труда. Альбом /автор-составитель В.П.Поликаров
- Москва «Советский художник» 1982. - 376 с, илл.
43. Ткачев С. Высокий долг художников России // Художник № 9, 1979 с. 2-9
44. Художники г. Кемерово. 1930-е - 2003 гг.: биобиблиографический справочник / автор-сост. М. Ю. Чертогова. - Кемерово, 2003.
45.Червонная С.М. Взаимодействие художественных культур народов СССР. -М.: «Изобразительное искусство».1982. -320с.ил.
46. Шерин А.М. Творческие союзы Кемеровской области во второй половине 1970-х - конце 1980-х гг. (по материалам Кемеровского отделения союза художников РСФСР и Кемеровской организации
писателей РСФСР) // Вестник Кемеровского
государственного университета № 1 (61) Т. 3- 2015- с.201-205