Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование учебной мотивации младшего школьного возраста

Работа №97928

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 14
1.3. Формирование учебной мотивации у младших школьников 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Диагностика развития учебной мотивации у третьеклассников на
начальном этапе опытно-поисковой работы 34
2.2. Приемы формирования учебной мотивации на уроках в третьем классе 42
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73

Приоритетной задачей современной системы образования является направление обучающихся на выработку положительной мотивации и повышение интереса к учебе. Теория мотивации вытекает из необходимости строить педагогический процесс таким образом, чтобы его методика ориентировалась на как можно более глубокое проникновение во внутренний мир ребенка. Основным в педагогическом искусстве учителя является умение побуждать, а не принуждать. Для лучшего перехода на новую систему образования, которая направлена на формирование у школьников желания учиться, достигать определенных целей, первоочередной задачей является развитие у обучающихся интереса и формирования положительной мотивации к обучению. Побуждение детей на достижение успеха в учебной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и создание соответствующих воспитательных ситуаций должно способствовать развитию их потенциальных возможностей и желанию получать новый опыт в процессе обучения и формировать положительную мотивацию к обучению.
Внедрение новых образовательных стандартов в современной школе обуславливает поиск новых подходов в формировании учебной мотивации. Исследования последних лет показывают, что уже ко второму классу младшие школьники утрачивают интерес к, казалось бы, новой для них деятельности - учебной. Следовательно, на первый план выдвигается проблема формирования мотивации учебной деятельности. Следует отметить, что проблема формирования учебной мотивации в педагогике и психологии далеко не нова. Разные авторы рассматривают различные аспекты этой проблемы: мотивы как источники активности поведения человека (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.К. Маркова, X. Хекхаузен, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон и др.); особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся, характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина), познавательной потребности (B.C. Ильин), социальных и познавательных мотивов (А.К. Маркова), мотивов достижения и избегания неудачи (С.С. Занюк, Н. Скороходова, X. Хекхаузен), коммуникативного мотива и мотива творческой реализации (М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева); особенности проявления отдельных мотивов внутри мотивационных комплексов (В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.К. Маркова).
Вопрос о формировании учебной мотивации анализируется учеными в двух направлениях. Во-первых, осуществляется разработка концепций, методик и технологий формирования учебной мотивации (В.Г. Асеев, О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, A.M. Матюшкин, М.П. Осипова, Н.Ф. Талызина, А.Т. Цветкова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.).
Во-вторых, ведется поиск отдельных педагогических методов, приемов и средств стимулирования, таких как: содержание учебного материала, конкретные формы организации учебной и внеклассной деятельности, методы и приемы обучения, оценка учебной деятельности и позитивное подкрепление, личность педагога, стиль его деятельности и взаимоотношений с обучающимся, микроклимат в классе, рациональные способы познавательной деятельности, самостоятельная работа в учебном процессе, речевое развитие обучающихся, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников (в XX веке: Е.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, A.M. Матюшкин, М.П. Осипова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина; в последнее десятилетие: М.С. Валунов, О.В. Канарская, А.К. Осин, В.Н. Тарасов, И.А. Уманская и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы, показывает, что имеет место противоречие между необходимостью создания и формирования мотивации учения и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения.
Указанное противоречие обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования: «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста».
Объектом исследования является процесс формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Предмет - совокупность приемов, обеспечивающих формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Цель исследования - изучить на теоретическом уровне особенности формирования учебной мотивации у младших школьников и апробировать на практике педагогические приемы, которые способствуют формированию мотивации у третьеклассников в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть особенности формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста;
3. Изучить методические рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников;
4. Организовать и провести диагностику развития учебной мотивации у третьеклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы;
5. Подобрать приемы формирования учебной мотивации на уроках в третьем классе;
6. Подвести итоги опытно-поисковой работы по формированию учебной мотивации у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме формирования мотивации в учебной деятельности;
- эмпирический (методики: методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в переработке Н.Ц. Бадмаевой) и анкета Н.Г. Лускановой;
- формирующий этап работы;
- методы обработки и интерпретации эмпирических данных (сравнение результатов контрольной групп).
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МОУ СОШ № 1г Верхняя Пышма Свердловской области, с участием 26 детей, обучающихся в 3 классе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что проблема формирования мотивации учебной деятельности не перестает быть актуальной: осуществляется поиск новых методов, приемов и способов развития положительного отношения к школе и обучению. Мотивация учебной деятельности - это система мотивов, побуждающих обучающегося осуществлять учебную деятельность. Способы формирования мотивации учебной деятельности - это последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы выработать у школьника положительное отношение к учебной деятельности. Если речь идет о формировании мотивации учения в контексте учебной деятельности, то рассматриваются, прежде всего, те приемы и способы, которые позволяют вызвать интерес у обучающегося непосредственно на уроке.
Для того, чтобы построить научно обоснованную «педагогику мотивации», необходимо учитывать научные достижения современной психологии мотивации. Мотивация учения складывается из многих аспектов, которые изменяются и вступают в новые соотношения (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы, уровень учебных достижений, когнитивные возможности). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к обучению, а образование сложных структур мотивационной сферы. Эти отдельные структуры мотивационной сферы (и сложные, диалектические отношения между ними) должны стать объектом управления со стороны учителя. На современном уровне психологической науки педагог не имеет права констатировать, что ученик не хочет учиться, необходимо выяснить причину нежелание обучающегося учиться, какие аспекты мотивационной сферы у него не сформированы и какие психолого - педагогические средства воздействия педагог должен использовать, чтобы сформировать у обучающегося мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил обозначить следующие способы формирования мотивации учебной деятельности: наглядность, создание ситуации успеха, проблемное обучение, использование на уроках игровых технологий и коллективных форм работы, включение в содержание обучения практических задач и т.д.
Для изучения мотивации учебной деятельности были проведены методики: методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в переработке Н.Ц. Бадмаевой) и анкета Н.Г. Лускановой.
В ходе обработки и интерпретации, полученных данных, было выявлено, что:
1) в классе преобладает внешняя мотивация: собственного
благополучия, престижа и общения;
2) уровень учебной мотивации в среднем соответствует норме, однако имеются дети, чей уровень мотивации недостаточный для продуктивного осуществления ими учебной деятельности.
Полученные данные позволили констатировать необходимость развивающей работы по формированию положительной мотивации учебной деятельности.
Формирующий этап работы включал в себя проведение родительского собрания, в ходе которого родителей знакомили с тем, что такое учебная мотивация, о путях ее формирования. Каждому родителю были отданы распечатки со стратегическими и тактическими рекомендациями по развитию учебной мотивации. Кроме того, по результатам диагностики была проведена беседа с учителем, в ходе которой были сформулированы рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности. Этим рекомендациям (соблюдение требований к оценке деятельности детей на уроках, наглядность, создание проблемной ситуации и ситуации успеха и т.д.) учитель должен был следовать в течение 2-х месяцев, по истечении которых была проведена оценка эффективности формирующего этапа работы.
При этом использовались те же самые методики, что и на этапе констатирующего этапа работы.
Обнаружено, что в данной выборке увеличилась доля содержательно-процессуальных мотивов при уменьшении числа мотивов собственного благополучия и избегания неудачи. Кроме того, увеличилось число третьеклассников с нормальным уровнем мотивации учебной деятельности. Полученные данные свидетельствуют об эффективности формирующего этапа работы, направленного на усиление учебной мотивации младших школьников в процессе учебной деятельности.
В целом следует признать тот факт, что задачи исследования выполнены, гипотезы получили свое подтверждение. Действительно, современные младшие школьники (на примере третьеклассников) характеризуются недостаточным уровнем учебной мотивации. Проведенный формирующий этапа работы показал, что процесс формирования мотивации учебной деятельности будет более эффективным при использовании педагогом следующих способов: создание проблемной ситуации, ситуации успеха, использование на уроках игровых моментов и при участии родителей (следование ими рекомендациям по формированию учебной мотивации).



1. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся [Текст] / М.И. Алексеева. - М.: Советская школа, 2011. - 120 с.
2. Алферов, А. Д. Формирование ответственного отношения к обучению [Текст] / А. Д. Алферов: Учеб. пособ. - М., 2012. - 180 с.
3. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой [Электронный ресурс] URL: http://psylist.net/praktikum/00173.htm (дата обращения: 12.05.2017)
4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение,
2012. - 208 с.
5. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2013. 192 с.
6. Бадалян Р. С. Формирование учебной мотивации. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/103767/ (дата обращения: 05.11.2017)
7. Баженюк, 3. С. Диагностика особенностей мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста [Текст] / З. С. Баженюк // Методические рекомендации. -Луцьк, 2014. - 140 с.
8. Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников [Текст] / Т.В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: науч. метод. журн. - Харьков: Основа. - 2009. - № 16/18. - С. 2-9.
9. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков; под ред. Л. И. Божович, Л. Г. Благонадежина. - М.: Педагогика, 1972. - С. 7-44.
10. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader/40.html (дата обращения: 12.05.2017)
11. Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям [Электронный ресурс] URL: http://www.3vium.ru/semya/primary-school1.html (дата обращения: 12.09.2017)
12. Гринева, Н. В. Теоретико-методические основы формирования саморегуляции учебной деятельности школьников [Текст] / Н. В. Гринева. - К., 2011. - 150 с.
13. Гринько, А. И. Проблемы стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / А. И. Гринько // Родная школа. -2013. -№ 5. - с. 72-75.
14. Гулеватый, В. Л. Пути повышения мотивации обучения [Текст] / В. Л. Гулеватый. Винница, 2006. - 215 с.
15. Давлетчина, С. Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2015,
100с) [Электронный ресурс] URL:
http://vocabulary.ru/dictionary/975/word/motiv-izbeganija-neudachi (дата
обращения: 13.10.2017)
16. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М., 1986. 350 с.
17. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. М., 1996. 630 с.
18. Данюшенков, B. C. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе [Текст] / В. С. Данюшенков. - М.: Прометей, 2014. - 208 с.
19. Доний, В. Л., Несен Г. Н. и др. Психология и педагогика жизнетворчества [Текст] / В. Л. Доний: Учеб.-мет. пособ. -К., 2016.
20. Дошкольный и младший школьный возраст. Особенности
учебной деятельности [Электронный ресурс] URL:
http://www.cdrspas.ru/deloN3231 (дата обращения: 01.11.2017)
21. Дюжева, О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников [Текст] / О. А. Д.южева // Дис. .. канд. п.н. Кострома, 2010, 197 с.
22. Зайченко, Н. В.: Пробудим желание учиться [Текст] / Н.В. Зайченко. Пирятин, 2011 - 12 сек.
23. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972. - 352 с.
24. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер 2000. - 512 с.
25. Канюк, С. С. Психология мотивации: учебное пособие [Текст] / С. С. Канюк. - М.:, 2012. - С. 238-248.
26. Кириленко, В. Нарушение мотивации обучения как первопричина негативного поведения [Текст] / В. Кириленко // Психолог. - 2015. -№18, -С. 7-8.
27. Киричук, А. В. Формирование у учащихся активной жизненной позиции [Текст] / А. В. Киричук. - К., 1983.
28. Кокшарова И. С. Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/rekomendatsii-roditelyam-dlya-povysheniya-uchebnoi-motiva (дата обращения: 17.08.2017)
29. Кузнецова Е. А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://festival.1 september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 06.11.2017)
30. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - четвёртый изд. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
31. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2012. - 116 с.
32. Маркова, А. К. Проблемы формирования мотивационной учебной деятельности [Текст] / А. К. Маркова. - К., 1989.
33. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. - М., 1983. - 95 с.
34. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
35. Матюхина, М. В. Вопросы формирования мотивации учения у младших школьников на уроке. - В сб.: Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников [Текст] / М. В. Матюхина. Волгоград, 1980. С. 105-114.
36. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / В. А. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
37. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника: учеб. пособие для студентов-заочников факультетов подготовки учителей начальных школ [Текст] / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К, Т. Патрина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 207с.
38. Мельничук, Т. Лидерство в группе, коллективе как инструмент и мотив развития личности, ее самовыражения [Текст] / Т. Мельничук // Родная школа, -2000,-№5.
39. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в переработке Н.Ц. Бадмаевой) [Электронный ресурс] URL: http://vsetesti.ru/440/ (дата обращения: 03.11.2017)
40. Мотивация успеха и мотив избегания неудач в образовательном
процессе [Электронный ресурс] URL:
http://myk.voot.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=60:2009-03-04-18-09-30&catid=24:2009-01-25-11-05-23&Itemid=14 (дата обращения:
06.07.2017)
41. Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе: кн. для учителя [Текст] / / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2011. - 175 с.
42. Нагорняк, А. А. Мотивация организации самостоятельной работы студентов технического вуза при изучении психологических дисциплин [Электронный ресурс] URL: http://ctep.tpu.ru/Report/Nagornak.html (дата обращения: 18.05.2017)
43. Образовательные технологии: учеб. пособие [Текст] / Под. ред. А. Н. Пехоты. - М.: П К, 2001. - 256 с.
44. Особенности развития детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] URL: http://ciot-anapa.ru/parents/16-psyholog/29-osob-razv-kids.html (дата обращения: 11.11.2017)
45. Панченко, С. Психологические аспекты эффективности современного урока (Методические рекомендации) [Текст] / С. Панченко // Психолог. - 2006. - №6, - С.6-8.
46. Паршутин, И. А. Методы стимулирования учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/517/ (дата обращения: 02.06.2017)
47. Пометун, Е. И., Пироженко, Л. В. Современный урок. Интерактивные технологии обучения [Текст] / Е. И. Пометун: Научно-методическое пособие. - К.: А.С.К., 2013
48. Понятие «мотивация» в психологии [Электронный ресурс] URL:
http://globalteka.ru/news/1-latest-news/352--lr-.html (дата обращения:
02.06.2017)
49. Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы [Электронный ресурс] URL: festival.1september.ru/articles/419921/(дата обращения: 02.06.2017)
50. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.:
2013. - 416 с.
51. Рекомендации по работе с детьми с низкой школьной
мотивацией. [Электронный ресурс] URL: http://www.smorgon-
spc.narod.ru/Tips_for_cheachers_04.html (дата обращения: 02.06.2017)
52. Рекомендации по формированию и поддержанию учебной
мотивации с учетом ведущего типа деятельности (начальная школа). [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/psikhologiya/rekomendatsii-po-formirovaniyu-i-podderzhaniyu-uchebnoi-motivatsii-s- (дата обращения: 12.06.2017)
53. Семченко, В. А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль «Направленность» [Текст] / В. А. Семченко. - М.: Миллениум, 2014. - 521 с
54. Скуратовский, Л. Мотив как движущая сила познавательной деятельности учащихся в процессе изучения языка [Текст] / Л. Скуратовский // Дивослово. -2015. -№2, - С. 2-4.
55. Суховерхова, Л. Инновационные формы методической работы [Текст] / Л. Суховерхова // Газета „Завуч”, 2008, № 17-18.
56. Тулупова, Т. Школьная мотивация как компонент психологической комфортности [Текст] / Т. Талупова // Психолог. - 2016. — № 15. -С. 5-8.
57. Филиппов, А. В., Романова, Н. Н., Летягова, Т. В. Тысяча
состояний души. Краткий психолого-филологический словарь [Текст] / А. В. Филиппов, Флинта, 2011 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/976/word/motiv-dostizhenija-uspeha]/ (дата
обращения: 02.10.2017)
58. Школьник, Г. И. К проблеме формирования потребности в знаниях в учащихся [Текст] / Г. И. Школьник // Воспитание у учащихся познавательной активности. - Волгоград, 2011. - С. 3-1
59. Щемелева О. Ю. Реализация индивидуально-образовательных
маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников [Электронный ресурс] URL:
http://festival.1september.ru/articles/527207/ (дата обращения: 02.10.2017)
60. Эльконин, Д. Б. Психология развития (дата обращения: 02.10.2017) Д. Б. Эльконин: Учеб. Пособие для студ. высшей. учеб. заведений. М., 2011.
61. Юрьева, С. А. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader/40.html (дата обращения: 12.06.2017)
62. Яновицкая, А. В. Как учить и учиться на уроке [Текст] / А. В. Яновицкакая. Санкт-Петербург, 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ