Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Роль общения в становлении индивида 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста 15
1.3. Возможности развития межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Обоснование психолого-педагогической диагностики
межличностных отношений между детьми 35
2.2. Диагностика межличностных отношений детей старшего
дошкольного возраста (МБДОУ № 387) 40
2.3. Рекомендации педагогу по оптимизации межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Роль общения в становлении индивида 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста 15
1.3. Возможности развития межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Обоснование психолого-педагогической диагностики
межличностных отношений между детьми 35
2.2. Диагностика межличностных отношений детей старшего
дошкольного возраста (МБДОУ № 387) 40
2.3. Рекомендации педагогу по оптимизации межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
В документе дошкольного образования нового образца особое внимание уделяется решению задач становления первичной ценностной ориентации и социализации дошкольников, формированию чувства принадлежности к социуму, формированию основ собственной безопасности, овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, правилами поведения на основе первичных ценностно-моральных представлений [62]. Данная направленность образовательного процесса ориентирована на социальную успешность, формирование общей культуры и развитие личностных качеств.
У детей старшего дошкольного возраста заметны проявления активного стремления к общению со сверстниками во всех видах деятельности. Общение со сверстниками становится главным процессом в формировании личности ребенка. В любом виде деятельности дошкольник осваивает коммуникативные умения, учится согласовывать свои действия, умело и правильно выходить из спорной ситуации. Все эти навыки помогают накапливать моральный опыт. Но все же у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость взаимоотношений, недостаточный уровень эмпатии, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. В дальнейшем эти трудности могут привести к затруднениям в формировании новообразований следующих возрастных периодов. Это делает проблему развития межличностных отношений дошкольников - наиболее значимой для данного возрастного периода.
Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов - Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Тема выпускной квалификационной работы: формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: межличностные отношения дошкольников.
Цель исследования: выявить теоретические основы развития межличностных отношений в период детства, определить особенности развития дошкольников в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать особенности общения и межличностных отношений в дошкольном возрасте;
2) проанализировать методы диагностики межличностных отношений дошкольников и выбрать методики, адекватные объекту и предмету исследования;
3) провести диагностическое обследование дошкольников и выявить проблемы межличностных отношений;
4) провести анализ и интерпретацию полученных данных.
5) на основе анализа сформулировать рекомендации для педагогов.
Методы исследования:
теоретические - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта;
эмпирические - социометрия, опросники (анкетирование), наблюдение, тестирование,
База исследования: МБДОУ детский сад № 387 города Екатеринбурга, группа старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
У детей старшего дошкольного возраста заметны проявления активного стремления к общению со сверстниками во всех видах деятельности. Общение со сверстниками становится главным процессом в формировании личности ребенка. В любом виде деятельности дошкольник осваивает коммуникативные умения, учится согласовывать свои действия, умело и правильно выходить из спорной ситуации. Все эти навыки помогают накапливать моральный опыт. Но все же у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость взаимоотношений, недостаточный уровень эмпатии, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. В дальнейшем эти трудности могут привести к затруднениям в формировании новообразований следующих возрастных периодов. Это делает проблему развития межличностных отношений дошкольников - наиболее значимой для данного возрастного периода.
Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов - Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Тема выпускной квалификационной работы: формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: межличностные отношения дошкольников.
Цель исследования: выявить теоретические основы развития межличностных отношений в период детства, определить особенности развития дошкольников в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать особенности общения и межличностных отношений в дошкольном возрасте;
2) проанализировать методы диагностики межличностных отношений дошкольников и выбрать методики, адекватные объекту и предмету исследования;
3) провести диагностическое обследование дошкольников и выявить проблемы межличностных отношений;
4) провести анализ и интерпретацию полученных данных.
5) на основе анализа сформулировать рекомендации для педагогов.
Методы исследования:
теоретические - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта;
эмпирические - социометрия, опросники (анкетирование), наблюдение, тестирование,
База исследования: МБДОУ детский сад № 387 города Екатеринбурга, группа старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
На основе цели и задач, поставленных в начале работы, можно сделать следующие выводы.
1. В психическом развитии ребенка, старший дошкольный возраст имеет большое значение так, как в это время формируются новые психологические механизмы поведения и деятельности. Благоприятен старший дошкольный возраст и для развития творческих способностей, интересов и познавательной активности детей.
2. Изучив литературу по современной психологии, было выявлено, что существуют несколько подходов к пониманию межличностных отношений. У каждого подхода существует свой предмет изучения: социометрический, социокогнитивный, деятельностный.
3. Рассматривая литературу по педагогике и психологии, о проблеме развития положительных межличностных взаимоотношений дошкольников, было определено, что главными способами их изучения являются наблюдение, метод проблемных ситуаций, и социометрия.
Для диагностического исследования были выбраны следующие методики: социометрическая методика «Капитан корабля» - направлена на изучение статуса дошкольников в коллективе ровесников. Метод проблемных ситуаций (автор А.А. Глебова): ситуация «Подарки» - анализ такой способности, как делиться; ситуация «Рисунок» - выявление такой способности, как уступать; ситуация «Головоломка» - определить желание и стремление помочь товарищу.
4. В ходе диагностики детского коллектива были выявлено, что лишь малая часть группы умеют налаживать контакт со сверстниками, способны делиться, сопереживать и помогать свои друзьям, а также, устанавливать новые контакты. Большая половина группы детей старшего дошкольного возраста умеют, но не проявляют желания вступать в контакт, уступать и помогать, либо совсем не обладают этими навыками.
5. В соответствии с выявленными проблемами были сформулированы рекомендации педагогу по оптимизации межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Которые предполагают что педагогу, работающему с данной группой детей, необходимо уделять достаточно большое внимание налаживанию межличностных отношений, улучшать состояние взаимодействия, повышать уровень сплоченности и доброжелательности по отношению друг к другу.
Ребенок, в дошкольном возрасте, развиваясь, расширяет свой круг общения, все больше отдавая предпочтения новым знакомствам. Начинает формироваться «детское общество», которое основывается на активном стремлении к взаимодействию со сверстниками в различных видах деятельности. Возникновение этого дает первоначальные задатки воспитания взаимоотношений в коллективе.
У детей в дошкольном возрасте межличностные взаимоотношения представляют целую систему, которая имеет свою внутреннюю структуру и динамику развития. Поэтому отношения достаточно сложные и противоречивые, часто непонятные. Они не находятся на поверхности (как ролевые и деловые), частично выражаются в поведении и общении детей. Для их обнаружения используются специальные методики.
В период дошкольного детства ведущей деятельностью выступает игра, а общение является ее частью, условием. Игрой в дошкольном возрасте является многоплановый, многоуровневый процесс, который способствует развитию различных типов детских отношений: сюжетные (либо ролевые), реальные (либо деловые) и межличностные взаимоотношения.
1. В психическом развитии ребенка, старший дошкольный возраст имеет большое значение так, как в это время формируются новые психологические механизмы поведения и деятельности. Благоприятен старший дошкольный возраст и для развития творческих способностей, интересов и познавательной активности детей.
2. Изучив литературу по современной психологии, было выявлено, что существуют несколько подходов к пониманию межличностных отношений. У каждого подхода существует свой предмет изучения: социометрический, социокогнитивный, деятельностный.
3. Рассматривая литературу по педагогике и психологии, о проблеме развития положительных межличностных взаимоотношений дошкольников, было определено, что главными способами их изучения являются наблюдение, метод проблемных ситуаций, и социометрия.
Для диагностического исследования были выбраны следующие методики: социометрическая методика «Капитан корабля» - направлена на изучение статуса дошкольников в коллективе ровесников. Метод проблемных ситуаций (автор А.А. Глебова): ситуация «Подарки» - анализ такой способности, как делиться; ситуация «Рисунок» - выявление такой способности, как уступать; ситуация «Головоломка» - определить желание и стремление помочь товарищу.
4. В ходе диагностики детского коллектива были выявлено, что лишь малая часть группы умеют налаживать контакт со сверстниками, способны делиться, сопереживать и помогать свои друзьям, а также, устанавливать новые контакты. Большая половина группы детей старшего дошкольного возраста умеют, но не проявляют желания вступать в контакт, уступать и помогать, либо совсем не обладают этими навыками.
5. В соответствии с выявленными проблемами были сформулированы рекомендации педагогу по оптимизации межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Которые предполагают что педагогу, работающему с данной группой детей, необходимо уделять достаточно большое внимание налаживанию межличностных отношений, улучшать состояние взаимодействия, повышать уровень сплоченности и доброжелательности по отношению друг к другу.
Ребенок, в дошкольном возрасте, развиваясь, расширяет свой круг общения, все больше отдавая предпочтения новым знакомствам. Начинает формироваться «детское общество», которое основывается на активном стремлении к взаимодействию со сверстниками в различных видах деятельности. Возникновение этого дает первоначальные задатки воспитания взаимоотношений в коллективе.
У детей в дошкольном возрасте межличностные взаимоотношения представляют целую систему, которая имеет свою внутреннюю структуру и динамику развития. Поэтому отношения достаточно сложные и противоречивые, часто непонятные. Они не находятся на поверхности (как ролевые и деловые), частично выражаются в поведении и общении детей. Для их обнаружения используются специальные методики.
В период дошкольного детства ведущей деятельностью выступает игра, а общение является ее частью, условием. Игрой в дошкольном возрасте является многоплановый, многоуровневый процесс, который способствует развитию различных типов детских отношений: сюжетные (либо ролевые), реальные (либо деловые) и межличностные взаимоотношения.



