ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Роль общения в становлении индивида 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста 15
1.3. Возможности развития межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Обоснование психолого-педагогической диагностики
межличностных отношений между детьми 35
2.2. Диагностика межличностных отношений детей старшего
дошкольного возраста (МБДОУ № 387) 40
2.3. Рекомендации педагогу по оптимизации межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
В документе дошкольного образования нового образца особое внимание уделяется решению задач становления первичной ценностной ориентации и социализации дошкольников, формированию чувства принадлежности к социуму, формированию основ собственной безопасности, овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, правилами поведения на основе первичных ценностно-моральных представлений [62]. Данная направленность образовательного процесса ориентирована на социальную успешность, формирование общей культуры и развитие личностных качеств.
У детей старшего дошкольного возраста заметны проявления активного стремления к общению со сверстниками во всех видах деятельности. Общение со сверстниками становится главным процессом в формировании личности ребенка. В любом виде деятельности дошкольник осваивает коммуникативные умения, учится согласовывать свои действия, умело и правильно выходить из спорной ситуации. Все эти навыки помогают накапливать моральный опыт. Но все же у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость взаимоотношений, недостаточный уровень эмпатии, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. В дальнейшем эти трудности могут привести к затруднениям в формировании новообразований следующих возрастных периодов. Это делает проблему развития межличностных отношений дошкольников - наиболее значимой для данного возрастного периода.
Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов - Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Тема выпускной квалификационной работы: формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: межличностные отношения дошкольников.
Цель исследования: выявить теоретические основы развития межличностных отношений в период детства, определить особенности развития дошкольников в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать особенности общения и межличностных отношений в дошкольном возрасте;
2) проанализировать методы диагностики межличностных отношений дошкольников и выбрать методики, адекватные объекту и предмету исследования;
3) провести диагностическое обследование дошкольников и выявить проблемы межличностных отношений;
4) провести анализ и интерпретацию полученных данных.
5) на основе анализа сформулировать рекомендации для педагогов.
Методы исследования:
теоретические - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта;
эмпирические - социометрия, опросники (анкетирование), наблюдение, тестирование,
База исследования: МБДОУ детский сад № 387 города Екатеринбурга, группа старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
На основе цели и задач, поставленных в начале работы, можно сделать следующие выводы.
1. В психическом развитии ребенка, старший дошкольный возраст имеет большое значение так, как в это время формируются новые психологические механизмы поведения и деятельности. Благоприятен старший дошкольный возраст и для развития творческих способностей, интересов и познавательной активности детей.
2. Изучив литературу по современной психологии, было выявлено, что существуют несколько подходов к пониманию межличностных отношений. У каждого подхода существует свой предмет изучения: социометрический, социокогнитивный, деятельностный.
3. Рассматривая литературу по педагогике и психологии, о проблеме развития положительных межличностных взаимоотношений дошкольников, было определено, что главными способами их изучения являются наблюдение, метод проблемных ситуаций, и социометрия.
Для диагностического исследования были выбраны следующие методики: социометрическая методика «Капитан корабля» - направлена на изучение статуса дошкольников в коллективе ровесников. Метод проблемных ситуаций (автор А.А. Глебова): ситуация «Подарки» - анализ такой способности, как делиться; ситуация «Рисунок» - выявление такой способности, как уступать; ситуация «Головоломка» - определить желание и стремление помочь товарищу.
4. В ходе диагностики детского коллектива были выявлено, что лишь малая часть группы умеют налаживать контакт со сверстниками, способны делиться, сопереживать и помогать свои друзьям, а также, устанавливать новые контакты. Большая половина группы детей старшего дошкольного возраста умеют, но не проявляют желания вступать в контакт, уступать и помогать, либо совсем не обладают этими навыками.
5. В соответствии с выявленными проблемами были сформулированы рекомендации педагогу по оптимизации межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Которые предполагают что педагогу, работающему с данной группой детей, необходимо уделять достаточно большое внимание налаживанию межличностных отношений, улучшать состояние взаимодействия, повышать уровень сплоченности и доброжелательности по отношению друг к другу.
Ребенок, в дошкольном возрасте, развиваясь, расширяет свой круг общения, все больше отдавая предпочтения новым знакомствам. Начинает формироваться «детское общество», которое основывается на активном стремлении к взаимодействию со сверстниками в различных видах деятельности. Возникновение этого дает первоначальные задатки воспитания взаимоотношений в коллективе.
У детей в дошкольном возрасте межличностные взаимоотношения представляют целую систему, которая имеет свою внутреннюю структуру и динамику развития. Поэтому отношения достаточно сложные и противоречивые, часто непонятные. Они не находятся на поверхности (как ролевые и деловые), частично выражаются в поведении и общении детей. Для их обнаружения используются специальные методики.
В период дошкольного детства ведущей деятельностью выступает игра, а общение является ее частью, условием. Игрой в дошкольном возрасте является многоплановый, многоуровневый процесс, который способствует развитию различных типов детских отношений: сюжетные (либо ролевые), реальные (либо деловые) и межличностные взаимоотношения.
1. Артемова, Л.В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания: автореф. дис. докт. пед. наук [Текст] / Л.В.Артемова - Тбилиси, 2009. - 51 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г Арушанова - М.: «Мозаика-Синтез», 2012. - 272 с.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании [Текст] / Л.Н. Блинова - М.: «Просвещение», 2009. - 178 с.
4. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев - М.: Международная педагогическая академия, 2011. - 328 с.
5. Бодалев, А.А. Понятие и виды общения. Основы социально-психологической теории [Текст] / А.А. Бодалев, В.Н. Панфёров - М.: «Мозаика-Синтез»,2007. - 327 с.
6. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев - Воронеж: «НПО МОДЭК», 2013. - 256 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович - М.: «Просвещение», 2009. - 464 с.
8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова - М.: Академический Проект; «Культура», 2008. - 240 с.
9. Большой психологический словарь [Текст] / Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб: «Олма-Пресс Прайм-ЕВРОЗНАК», 2010. - 928 с.
10. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева - М.: «Мысль», 2015. - 216 с.
11. Бучилова, И.А. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии [Текст] / И.А. Бучилова, И.Н. Комкова, В.Н. Самылова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 7. - C. 96-100.
12. Венгер, Л.А., Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С Мухина - М.: «Просвещение», 2014. - г. 336 с.
13. Виды общения [Электронный ресурс] // Гуманитарно-правовой портал PSYERA. URL: https://psyera.ru/vidy-obshcheniya-1192.htm.
14. Виды общения в психологии [Электронный ресурс] //
Психология человека. URL: http://psyh.info/psihologiya-otnoshenij
/obshhenie/vidy-obshheniya-v-psihologii.html.
15. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М.: Академический проект, 2008. - 668 с.
16. Волков, Б.С. Дошкольная психология [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М.: Академический Проект, 2007. - 288 c.
17. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков , Н.В. Волкова - СПб: «Питер», 2008. - 272 с.
18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский - М.: «Педагогика», 2016. - 480 с.
19. Давидчук, А.Н. Обучение и игра. Методическое пособие для воспитателей [Текст] / А.Н. Давидчук - М.: «Просвещение», 2007. - 100 с.
20. Давыдов, В.В. Лекции по психологии [Текст] / В.В. Давыдов - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
21. Дж. Морено, Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе [Текст] / Дж. Морено - М.: Изд-во иностранной литературы. 2009. - 412 с.
22. Еникеев, Е.И. Общая и юридическая психология [Текст]: Краткий курс лекций / Е.И. Еникеев. - СПб: «Питер», 2008. - 320 с.
23. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец - М.: «Педагогика», 2016. - 299 с.
24. Захарова, Е.И. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность. [Текст] / Е.И. Захарова, О.А. Карабанова // Журнал «Психолог в детском саду». - 2007. - № 1. С. 41¬60.
25. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Текст] / З.М. Истомина - М.: «ЧеРо», 2008. - 658 с.
26. Каган, М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М. С. Каган - М.: «Политиздат», 2015. - 319 с.
27. Каган, М.С. Общение как ценность и как творчество [Электронный ресурс] / М.С. Каган, А.М. Эткинд // Журнал «Вопросы психологии». - 2012 - № 4. С. 36-38.
28. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений [Текст] / Я. Л. Коломинский - Минск: «Народная асвета», 2013. - 238 с.
29. Коменский, Я.А. Материнская школа [Текст] / Я.А Коменский - М.: «Учпедгиз», 2012. - 208 с.
30. Кон, И.С. Социологическая психология [Текст] / И.С Кон - Воронеж: «НПО МОДЭК», 2009. - 273 с.
31. Коробейников, В. С. Духовное общение, обмен информацией, идеологическая борьба [Текст] / В. С Коробейников. - М.: «Политиздат», 2016. - 143 с.
32. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Т.А. Куликова, С.А. Козлов - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.
33. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А Леонтьев. - М.: «Смысл», 2007. - 365 с.
34. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина - М.: Издательство «Институт практической психологии», 2017. - 384 с.
35. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина - СПб.: «Питер», 2009. - 320 с.
36. Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов - М.: «Наука», 2015. - 156 с.
37. Макаренко, А.С. О Воспитании [Текст] / А.С. Макаренко - М.: «Политиздат», 2008. - 256 с.
38. Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология [Текст] / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович - М.: «Гардарики», 2013. - 480 с.
39. Методы обучения дошкольников [Электронный ресурс] // Умный ребенок. О детях и для детей. URL: http://liliya-vasilevskaya.ru/metody- obucheniya-doshkolnikov.
40. Методы, приемы и средства воспитания [Электронный ресурс] // Knigi.link. Психология и педагогика - Воспитательный процесс. URL: https://knigi.link/vospitatelnyiy-protsess_996/metodyi-priemyi-sredstva-52510.html.
41. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина - М.: Издательский центр
«Академия», 2009. - 456 с.
42. Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка [Текст] / В.С. Мухина // Психологический журнал. - 2014. - № 5. С. 40-55.
43. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения [Текст] / Б.Д. Парыгин - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2009. - 301 с.
44. Педагогические методы воспитания [Электронный ресурс] //
Гуманитарно-правовой портал PSYERA. URL:
https://psyera.ru/pedagogicheskie-metody-vospitaniya-1845.htm.
45. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений [Текст] / И.П. Подласый - M.: «ВЛАДОС», 2012. - 349 с.
46. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 181 с.
47. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история [Текст] / Б.Ф. Поршнев - М.: «Наука», 2009. - 235 с.
48. Психология общения [Электронный ресурс] // Studme.org. URL: https://studme.org/1056041225108/psihologiya/psihologiya_obscheniya.
49. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста [Электронный ресурс] // Гуманитарно-правовой портал PSYERA. URL: https://psyera.ru/3434/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-
doshkolnogo-vozrasta.
50. Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Дошкольник. Все для школьников и их родителей. URL: http://doshkolnuk.com/psixologo.
51. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия [Текст] / Е.С. Рапацевич - Минск: «Современная школа», 2010. - 720 с.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2010. - 712 с.
53. Рубинштейн, С.Л.Человек и мир [Текст] /С.Л Рубинштейн - СПб: «Питер», 2007. - 675 с.
54. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.
55. Смирнова, Е.О.Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова, - СПБ: «Питер», 2009. - 304 с.
56. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, - М.: ВЛАДОС, 2015. - 158 с.
57. Соковнин, В.М. О природе человеческого общения: опыт философского анализа [Текст] / В.М. Соковнин - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 145 с.
58. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011. - 672 с.
59. Столяренко, Л.Д. Психология [Текст] / Л.Д. Столяренко. - СПБ: «Питер», 2010. - 592 с.
60. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: этика
коммунистического воспитания [Текст] / В.А. Сухомлинский - М.:
«Педагогика», 2010. - 288 с.
61. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К.Д.Ушинский - М.: Издательство академии педагогических наук, 2009. - 628 с.
62. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 - ФЗ. Статья 64. Дошкольное образование.
63. Феоктистова, С.В. Психология [Текст] / С.В. Феоктистова, Т.Ю. Маринова, Н.Н. Васильева - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 240 с.
64. Фукнции, виды и уровни общения [Электронный ресурс] // Studme.org.URL: https: //studme. org/1061120725109/psihologiya/funktsii_vidy_urovni_obscheniya.
65. Эффективность коммуникаций [Электронный ресурс] // Studme.org.URL: https: //studme. org/50403/menedzhment/effektivnost_kommunikatsiy.
66. Якобсон, П.М. Воля. Общая психология [Текст] / П.М Якобсон. - М.: «Просвещение», 2016. - 350 с.