Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Работа №97925

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие о памяти и ее видах в психолого-педагогической
литературе
1.2. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного
возраста
1.3. Характеристика дидактических игр 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика развития памяти у детей старшего дошкольного
возраста на начальном этапе опытно - поисковой работы
2.2. Комплекс дидактических игр, направленных на развитие
памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Итоги опытно - поисковой работы по теме исследования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75

Память, до определённого времени, считалась самым разработанным разделом психологии. Однако, изучение закономерностей памяти в дальнейшем, в наши дни превратило её в основную проблему науки. От изучения проблем памяти, достаточно сильно зависит развитие самых разных областей знаний, даже тех, которые кажутся далёкими от психологии. [27]
В период детства память является одной из основных, ведущих функций психики. От неё зависит построение все остальных функций психики. Именно память, а не мышление, в том числе не абстрактное мышление, является отправной точкой психического развития ребёнка.
Отличительная черта детской памяти - её наглядно-образный характер. Дети хорошо запоминают картины и предметы. Из словесного материала - главным образом эмоционально воздействующие и образные рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В связи с ограниченностью у детей житейского опыта, у них плохо развиты отвлечённые связи. Память детей в основном опирается на наглядно воспринятые предметы и образы. [48].
Преимущество у детей наглядно-образной памяти не говорит об отсутствии у них словесно-логической памяти. Наоборот, словесно-логическая память развивается быстро, но для функционирования ей нужно постоянное подкрепление со стороны непосредственных (предметных) раздражителей.
В раннем и дошкольном возрасте формируется личность ребёнка. Поэтому так важно изучать особенности памяти у старших дошкольников.
Отличительная черта памяти детей - это ее наглядно-образный характер. Дети лучше запоминают предметы и иллюстрации, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания.
Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов [48].
Наглядно - образная память имеет преимущество у детей дошкольного возраста, но это не значит, что у детей не имеется словесно - логическая память. Наоборот, словесно - логическая память развивается быстро, но для своего функционирования нуждается в постоянном подкреплении со стороны непосредственных (предметных) раздражителей.
Ранний и дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. Именно поэтому так важно изучать особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста. Более того диагностика развития памяти ребенка входит в определении степени его готовности к школьному обучению, поэтому исследования особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста актуально в настоящее время [47].
Проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраст раскрывается в работах таких известных психологов и педагогов, как П.П. Блонский [6], Л.М. Житникова [20], П.И. Зинченко [23], З.М. Истомина [24], А.А. Смирнов [49] и других.
Также в настоящее время многие педагоги и психологи заняты поиском и разработкой новых средств, методов, программ, способствующих повышению уровня развития их памяти.
Объект исследования: процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс дидактических игр, обеспечивающих развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить на теоретическом уровне особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста и апробировать на практике комплекс дидактических игр, которые способствуют развитию памяти старших дошкольников.
Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
1. выполнить анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. провести диагностику развития памяти у детей старшего дошкольного возраста;
3. подобрать и реализовать на практике дидактические игры на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной), ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблеме;
- эмпирические, в том числе тестирование, наблюдение с последующим анализом полученных данных.
База исследования: МКДОУ «Теремок» Белоярского района городского округа Верхнее Дуброво, подготовительная группа, с участием 19 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Память является одним из наиболее важных условий развития интеллектуальных способностей. Память - это некая форма психического отображения, пережитого прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении, а также в узнавании ранее воспринятого.
Все виды памяти классифицированы по трем главным критериям:
- по продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти;
- по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности;
- по степени волевой регуляции памяти.
По содержанию психической активности различают словесно-логическую, образную, двигательную и эмоциональную память.
В процессе изучения вопроса о специфике развития памяти детей дошкольного возраста выявилось, что память в этом возрасте носит преобладающе непроизвольный характер.
К примерно 7 годам устройство памяти подвергается существенным изменениям, которые связанны со значительным развитием произвольных форм припоминания и запоминания. Приобретение к дошкольному возрасту огромного опыта практических, активных действий, а также вполне высокий уровень развития памяти, для этого возраста, повышает у ребенка чувство уверенности в себе и повышает его самооценку.
Ставя вопрос о методах и приемах развития памяти, было обнаружено, что существует множество способов и путей развития памяти детей дошкольного возраста, в том числе разнообразные упражнения и игры.
После проведенной нами диагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе были получены следующие результаты:
В целом результаты уровня развития кратковременной зрительной памяти у детей находится в норме и составляет 61% от общего числа. Даже есть 3 ребенка, у которых уровень выше нормы, что составляет примерно 17% всей группы, но, к сожалению, у четверых детей (это 22%) низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти.
Для повышения уровня развития зрительной памяти у старших дошкольников, а именно с акцентом на детей, у которых уровень развития зрительной памяти находится на низком и среднем уровнях, нами были проведены занятия с применением комплекса дидактических игр, занятий НОД и упражнений с картинками.
Благодаря дополнительной работе уровни зрительной памяти повысились: низкий уровень пропал, средний составляет 25%, а высокий повысился с 17% до 75%.
Таким образом, в ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы, мной была достигнута поставленная во введении цель и были выполнены все задачи.



1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / М. : Педагогика, 2012. - 212 с.
2. Акопов, Г.В. Психология сознания: вопросы методологии, теории и прикладных исследований [Текст] / М. : Институт психологии РАН, 2014. - 270 с.
3. Афонькина, Ю.Н. Игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников [Текст] / Ю.Н. Афонькина, Г.К. Урунтаева, // Дошкольное воспитание. М. : Просвещение, 2012. - 214 с.
4. Аткинсон, Р.Ш. Человеческая память и процесс обучения [Текст] / - М. : Сфера, 2011. - 526 с.
5. Бартлетт, Ф.К. Человек запоминает. Психология памяти [Текст] / - М. : ЧеРо, 2012. - 304 с.
6. Блонский, П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. [Текст] / П.П. Блонский. - М. : Просвещение, 2013. - 286 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / - М. : Просвещение, 2015. - 613 с.
8. Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии. [Текст] / - М. : Экспо - Пресс, 2012. - 1008 с.
9. Веккер, Л.М. Психические процессы [Текст] / - СПб. : Весна, 2013. - 348 с.
10. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. [Текст] / - М. : Просвещение, 2014. - 373 с.
11. Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Л., Топоркова, И.Г., Щербинина С.В. [Текст] / Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника; АСТ, Астрель, Харвест - М. : Просвещение, 2014. - 240 с.
12. Гиппенрейтер, Ю.Б. Основы психологии. [Текст] / - М. : Просвещение,
2014. - 156 с.
13. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и
коррекционной работе. [Текст] / - М. : _ ЦГЛ, 2012. - 416 с.
14. Грановская, P. M. Восприятие и модели памяти [Текст] / - М. : Класс,
2013. - 364 с.
15. Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психологические исследования) [Текст] / - М. : Педагогика, 2014. - 152 с.
16. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / - М. : Лантерна Вита, 2014. - 150 с.
17. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников. [Текст] / - М. : Феникс, 2014. - 362 с.
18. Джеймс, У.К. Память. Психология памяти. [Текст] / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М., «ЧеРо», 2012. - 348 с.
19. Е.Н. Панова «Игры и занятия в детском саду», [Текст] / - Воронеж, 2014 г. - 78 с.
20. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать. [Текст] / - М. : _
Просвещение, 2014. - 189 с.
21. Жировина, Л.Ф. Развиваем память детей [Текст] / Л. Ф. Жировина // Ребенок в детском саду. [Текст] / - М., 2012. - 178 с.
22. Зинц, Р.Т. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. [Текст] / - Мн. : 2013. - 388 с.
23. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. [Текст] / - М. : Просвет,
2015. - 328 с.
24. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. [Текст] / М. : Просвет, 2015. - 612 с.
25. Стародубцева, И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». [Текст] / М. : АРКТИ, 2014. - 412 с.
26. Игры в детском саду. [Текст] / - Минск: ACT - Харвест, 2015. - 245 с.
Т1. Корсаков, И.А., Корсакова, Н. К. Наедине с памятью. [Текст] / - М. : Изд-во Эйдос, 2013. - 281 с.
28. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. [Текст] / - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 464 с.
29. Крылов, А.А., Маничева, С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. [Текст] / - СПб. : Питер, 2013. - 289 с.
30. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития. [Текст] / - М. : _
Просвещение, 2012. - 212 с.
31. Леонтьев, А.Н. Развитие памяти. [Текст] / - М. : Просвещение, 2014. - 314 с.
32. Лурия, А.Н. Нейропсихология памяти. [Текст] / - М. ; Просвещение, 2015. - 284 с.
33. Л.В. Черемошкина. Развитие памяти детей. [Текст] / - Ярославль, 2013. - 224 с.
34. Локалова, Д.П., Локалова, Н.П. Готовимся к школе. [Текст] / : 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. Рабочая тетрадь дошкольника; Генезис - Москва, 2013. - 991 с.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] / - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 482 с.
36. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / - М. : Октябрь, 2012. - 304 с.
31. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». [Текст] / - М. : Мозаика - Синтез, 2014. - 842 с.
38. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / - М. : Кн.2 : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 608 с.
39. Ольшанская, Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. [Текст] / - М. : Первое сентября, 2015. - 278 с.
40. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. [Текст] / - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,
2014. - 448 с.
41. Павленко, Э.В. Готовимся к школе. [Текст] / Игры и упражнения для развития памяти, логики и внимания; Стрекоза - М., 2016. - 454 с.
42. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О. В. Пастюк. [Текст] / - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
43. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. [Текст] / - М. : Юрайт - Издат, 2013. - 724 с.
44. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 5-е изд., испр. И доп. [Текст] / - М. : Мозаика - Синтез, 2014. - 414 с.
45. Разживина, Л.Н. Азбука настроений // Обруч. [Текст] / - 2012. - 214 с.
46. Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А. М. Руденко. [Текст] / - Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 125 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Память. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. [Текст] / - М., «ЧеРо», 2014. - 415 с.
48. Симонова, Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, [Текст] / - 2014. - 216 с.
49. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. [Текст] / - М., «ЧеРо», 2015. - 312 с.
50. Светлова, И.Е. Большая книга заданий и упражнений по развитию памяти малыша; [Текст] / - Эксмо - М., 2015. - 144 с.
51. Стародубцева, И.В., Завьялова, Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. [Текст] / - М. : Аркти, 2014. - 312 с.
52. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика : Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. [Текст] / - М. : Юрайт, 2012. - 671 с.
53. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников : Диагностика, проблемы, коррекция. [Текст] / - М. : Владос, 2013. - 160 с.
54. Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности. [Текст] / Дети 5-7 лет. Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2013. - 216 с.
55. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. [Текст] / - М. : Издат. Центр ВЛАДОС., 2015. - 291 с.
56. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / - М. : «Академия», 2014. - 336 с.
57. Урбанская, М.В. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника //Вестник ТГСПА. [Текст] / - Вып. 2, 2015. - 88 с.
58. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2, [Текст] / - М. : Педагогика, 2015. - 294 с.
59. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. [Текст] / - Ярославль: Академия развития, 2014. - 240 с.
60. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э. В. Островский, Л.И. Чернышова ; Под ред. Э.В. Островский. [Текст] / - М. : Инфра-М, 2015. - 381 с.
61. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. [Текст] / - М. : ВЛАДОС, 2015. - 145 с.
62. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до
7 лет. [Текст] / - М. : Просвещение, 2013. - 328 с.
63. Официальный сайт факультета психологии МГУ [электронный ресурс]:http://www.psy. msu. Ru (дата обращения: 15.10.2017).
64. Портал «Psychology. ru» [электронный ресурс]:
http://www.psychology.ru (дата обращения: 15.10.2017).
65. Научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» [Электронный ресурс] URL: http://www.obruch.ru (дата обращения: 15.10.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ