Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №97921

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
236
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие и значение патриотического воспитания 7
1.2. Возрастные особенности старших дошкольников 11
1.3. Патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях
реализации ФГОС дошкольного образования 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ 32
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотического
воспитания у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Разработка программы патриотического воспитания старших
дошкольников 40
2.3. Выявление эффективности работы по патриотическому
воспитанию по разработанной программе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Сегодня сохранение и развитие чувства патриотизма и любви к своей Родине - стратегическая задача государства и общества.
Потому что именно патриотизм, именно широкая масса людей, которые любят свою Родину, - залог безопасности и стабильности государства и всех его жителей. В последние годы произошли качественные изменения - страну вновь воспринимают как серьёзного игрока в мировой политике. И не только внутри России, но и за рубежом. Во многом подъем патриотизма в нашей стране обусловлен знаковыми и значимыми событиями: Олимпиада в Сочи, возвращение Крыма, праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, акция «Бессмертный полк».
В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей патриотических чувств, устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.
Одним из компонентов образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Результаты исследований ученых, практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.Г. Комратова, Е.И. Корнеева, Л.В. Любимова, Л.Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э.К. Суслова, Л.В. Филатова, Н.Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.
Патриотическое воспитание дошкольников должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях познавательного вида. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории, культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы, методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические методы, способствующие патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработать и апробировать в ДОО программу патриотического воспитания старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если:
- оно строится с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, местных особенностей и традиций, расширения связей с окружающим социумом, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка;
- создается целостное воздействие на ребёнка, при этом создается эвристическая среда, как в детском саду, так и в семье;
- учитываются возрастные особенности развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выделить показатели патриотического воспитания старших дошкольников, подобрать диагностические методики, исследовать уровень патриотического воспитания старших дошкольников.
3. Разработать и апробировать в ДОО программу патриотического воспитания старших дошкольников, в которой определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести повторную диагностику патриотического воспитания детей и сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Решению задач будут способствовать методы исследования: анализ, обобщение, сравнение, синтез, систематизация информации по теме исследования.
Теоретическую основу исследования составляют: идеи народности в воспитании Т.С. Комаровой, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.; современные концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, Б.Т. Лихачева, В.И. Логиновой, A.B. Мудрика, и др.; теории воспитания и развития дошкольников М.И. Богомоловой, P.C. Буре, Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова и др.
Базой исследования явилось муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка». В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста: 5-6 лет - 20 человек.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 57 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Патриотическое воспитание - деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на системном подходе, по формированию у людей ценностных качеств, патриотического самосознания, чувства долга.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО регламентирует главные задачи в данном направлении:
- развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
- формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
- формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
- развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО устанавливает формы работы с детьми:
- занятия в соответствии с темами;
- увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
- работа с родителями;
- экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.
Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего дошкольного возраста, а особенно активно в 5-7 лет, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.
Ознакомление дошкольников с родным краем - важная и актуальная педагогическая проблема. В процессе её решения, идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.
Осознанный выбор методов ознакомления детей с родным краем, при комплексном подходе к данному вопросу, способствует повышению познавательной и эмоциональной активности, создаёт развивающую среду, которая помогает развитию личности ребёнка на основе народной культуры.
Целесообразно ознакомление дошкольников с родным краем организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
Результаты первичной диагностики показали необходимость целенаправленной работы по формированию знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по теоретической части исследования и материалам первичной диагностики позволили отобрать разнообразные формы работы для формирования знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста и составить программу и перспективный план по их реализации.
Результаты вторичной диагностики свидетельствуют о положительной динамике в знаниях и представлениях дошкольников о родном крае. Это свидетельствует о правильности выбранных форм и методов работы. Таким образом, задачи исследования реализованы полностью, цель достигнута.
Начатое исследование может быть продолжено, так как уровень знаний некоторых детей ещё требует доработки, возможно увеличение часовой нагрузки и дополнение программы совместными мероприятиями с привлечением родителей детей. Кроме того, на следующем этапе работы могут быть использованы новые формы работы, способствующие расширению знаний детей о родном крае.



1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Текст] // www.pravo.gov.ru. 04.01.2016.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155) [Текст] // Российская газета. Федеральный выпуск. 25 ноября 2013. № 6241.
3. Александрова, Е. Ю., Гордеева, Е. П., Постникова, М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е. Ю. Александрова. - М. : Учитель, 2011.
4. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие [Текст] / Н. В. Алешина. - М. : Центр гуманитарной литературы, 2014. - 253 с.
5. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева. - М. : Творческий Центр Сфера, 2012. - 64 с.
6. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. - 2015. - №1. - С.16-24.
7. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ [Текст] / О.Н. Баранникова. - М. : АРКТИ, 2012.
8. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая. - М. : Творческий центр Сфера,
2011. - 175 с.
9. Белая, К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника [Текст] / К. Ю Белая. - М.: Школьная пресса, 2013.
10. Виноградова, Л. Дорогая моя столица [Текст] / Л. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №4. - С.4-5.
11. Воропаева, В. М. Программа формирования основ духовно-нравственного здоровья [Текст] / В. М. Воропаева // Воспитатель ДОУ. -
2012. - №5. - С. 23-37.
12. Воспитательная система «Маленькие россияне»: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников [Текст] / Под ред. Н. А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 48 с.
13. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре [Текст] / Г. Н. Гришина // Управление ДОУ. - 2015. - №1. - С.69-73.
14. Дегтярь, О. В. Работа ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников [Текст] / О. В. Дегтярь // Воспитатель ДОУ. - 2012. - №2. - С.10-13.
15. Диагностика и развитие дошкольников [Текст]. - М.: Рид Групп,
2011. - 80 с.
16. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 2010. - 416 с.
17. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа [Текст] / Н. Г. Зеленова. - М.: Скрипторий, 2013.
18. Зеленцов, Л. С. История земли Ачитской [Текст] / Л. С. Зеленцов // Путь Октября. - Ачит. - 1974. - С. 3-4.
19. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. - Екатеринбург, 2015. - с. 192.
20. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [Текст] / авт. - сост. Ю. Е. Антонов, Л.В. Левина. - М. : АРКТИ, 2013.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Куликова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2015.
22. Комратова, Н. Г. О гражданском воспитании дошкольников [Текст] / Н. Г. Комратова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №5. - С.3-10.
23. Комратова, Н. Г., Грибова, Л. Ф. Моя малая Родина [Текст] Н. Г. Комратова // Управление ДОУ. - 2015. - №1. - С.89-91.
24. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Л. А. Кондрыкинская. - М. : Сфера, 2015.
25. Красова, Т. Д. Особенности нравственно- патриотического воспитания дошкольников [Текст] / Т. Д. Красова // Воспитатель ДОУ. -
2012. - №4. - С.43-46.
26. Лескина, И. Духовно- нравственное воспитание дошкольников [Текст] / И. Лескина // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С.79-86.
27. Моисеева, Е.В. Конкурс-викторина «День Победы» [Текст] / Е.В.Моисеева // Воспитатель ДОУ. - 2010. - №5. - С.76-79.
28. Лебедева, О. В. Этапы патриотического воспитания детей [Текст] // О. В. Лебедева. - Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2015. - №1. - С.8-9.
29. Логинова, Л. В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л. В. Логинова. - М. : Скрипторий, 2013.
30. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст] / Г. В. Лунина. - М. : ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ, 2014. - 128 с.
31. Мангилев, М. П. Сторонка родная. Татьянин день [Текст] / М. П. Мангилев // Приуфимские зори : Сборник стихотворений / Ред.-сост. С. В. Балашова, Л. М. Ватлина. - Екатеринбург, 2005. - С. 106-109
32. Мангилев, М. П. Телефон [Текст] / Михаил Мангилев // Очерки истории Артинского района / Сост. Красильников Ю. И. - Красноуфимск, 2006. - С. 316-321.
33. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] / А.К. Маркова, А.Г. Лидере, Б.Л. Яковлева. - Петрозаводск, 2012. - с. 199.
34. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2015. - №1. - С.12.
35. Миронова, Н. Докапывайтесь до родника живой воды, что таиться на дне детской души [Текст] / Н.Миронова // Дошкольное воспитание. - 2013. -№2. - С.40-45.
36. Мухина, В. С. Психология дошкольников [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2015. - 239 с.
37. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. М. : ВЛАДОС, 2013.
38. Немов, Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. [Текст] / Р. С Немов. - М.: Владос, 2003. - 687 с.
39. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов [Текст] / Л.Е. Никонова. - Минск : Народная асвета, 2014.
40. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М. Ю. Новицкая. - М. : Линка-Пресс, 2013. - 200 с.
41. Паркасова, Е.В. Педагогический проект «Детям о Великой Отечественной войне» [Текст] / Е.В.Паркасова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №5. - с.107-111.
42. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности [Текст] / под ред. А.А. Остапца. - М.: Педагогика, 2014.
43. Пашков, Г. Проект «Герои в нашей семье» [Текст] / Г.Пашков // Дошкольное воспитание. - 2014. - №4. - с.4.
44. Протасевич, О. А. Проект по патриотическому воспитанию дошкольников [Текст] / О. А. Протасевич // Воспитатель ДОУ. - 2012. - №7. - с. 6-15.
45. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] / Л. В. Кондрашова, O. A. Пермяков Н.И. Зеленкова, Г. Ю. Лаврешина. - М. : Педагогика, 2016.
46. Педагогика [Текст] / под ред. Л.П. Крившенко. - М. : Т. К Велби, 2014.
47. Петровский, А. В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.: Академия, 2001. - 512 с.
48. Поштарева, Т. Патриотическое воспитание [Текст] / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. - с. 28-31.
49. Практикум по педагогике [Текст] / под ред. А.А. Дубасенюк. - М. : Финансы и статистика, 2014.
50. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / Под ред. Запорожца А. В. - М. : Просвещение, 2014.
51. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст] / авт. - сост. Е.В. Доценко. Волгоград: Учитель, 2011- 297 с.
52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2010.
53. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2015.
54. Тимофеева, Л. Л. Метод анализа ситуаций в социально-нравственном воспитании детей [Текст] / Л. Л. Тимофеева // Воспитатель ДОУ. - 2012. -№7. - С.108-116.
55. Усачева, Т. В. Программа патриотического
воспитания дошкольников/ Т. В. Усачева [Текст] // Воспитатель ДОУ. - 2010. - №4. - с.4-14.
56. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов. - Мн. : Университетское, 2012.
57. Цветкова, И. М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста [Текст] / И. М. Цветкова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2015. - №1. - С.3-4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ