ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика патриотического воспитания 6
1.2. Задачи и содержание патриотического воспитания детей в
дошкольной образовательной организации 13
1.3. Педагогическая работа воспитателя дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ДОО 27
2.1. Диагностические методики определения уровня патриотического
воспитания у дошкольников 27
2.2. Результаты диагностики детей 33
2.3. Проектирование и реализация программы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) 38
2.4. Итоговая диагностика патриотического воспитания детей 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень развитости патриотизма у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость воспитания указанного качества у подрастающего поколения.
В настоящее время патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания. Социальный заказ общества на воспитание патриотизма сформулирована в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. Основная цель Программы - «дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, начиная с системы дошкольного образования» [9]. Новая воспитательная система нашей страны ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования.
Прогрессивные отечественные педагоги прошлого (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.) оставили бесценное наследие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Процесс воспитания чувства патриотизма сегодня переживает период интенсивной трансформации. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашла отражение во многих работах современных педагогов (Н.В. Алешина, О.Н. Баранникова, О.С. Богданова, Е.Н. Воронова, Н.В. Ипполитова, Н.Г. Комратова, В.И. Луговинов, М.Д. Маханева, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.). Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Цель исследования - сформулировать и обосновать педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.
Гипотеза исследования - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут созданы следующие педагогические условия:
- разработать программу, включающую комплекс НОД,
направленный на формирование ценностного отношения к родному краю и стране;
- осуществить отбор методов, приёмов, литературных произведений, способствующих воспитанию патриотических чувств у детей;
- проводить на практике формы работы с детьми, способствующие проявлению патриотических чувств в деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы патриотического воспитания детей в психолого-педагогической литературе.
2. Определить критерии патриотического воспитания, подобрать диагностические методики и провести диагностику детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
3. Разработать программу по патриотическому воспитанию «Мой край - мой дом» и реализовать ее на практике.
4. Провести повторную диагностику и сравнить результаты с первоначальной. Сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Теоретическая основа исследования: Проблема патриотического воспитания разрабатывалась в трудах отечественных педагогов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Е.Е. Казаевой, Л.Л. Кондрыкинской. Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой, С.А. Козловой, О.А. Князевой, О.А. Артамоновой, М.В. Крулехт, А.П. Усовой, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой, И.Д. Власовой, С.А. Котляровой, С. Македонской, Н.М. Крыловой, Р.И. Жуковской и др.
Методы исследования: анализ педагогической, исторической литературы, наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности, опытно-педагогическая работа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОО.
База исследования ЧДОУ «Детский сад № 132 ОАО РЖД» г. Екатеринбурга.
Для диагностики уровня патриотизма у старших дошкольников на начальном и итоговом этапах исследования нами использовались 3 диагностических задания: диагностическая беседа (авторы: О. Алексеева, Л. Петропавловская); экспериментальная ситуация (авторы: О. Алексеева, Л. Петропавловская); трудовые поручения (автор Н.В. Алешина).
Диагностическое изучение уровня патриотизма у детей на начальном этапе опытно-поисковой работы показало, что низкий уровень патриотизма является преобладающим: он имеется у 70% (14 детей). Средний уровень патриотизма имеют 30% (6 детей). Высокого уровня не обнаружено.
В практической части нашей работы представлена программа патриотического воспитания старших дошкольников, которая включает 3 направления: 1) работу с детьми, 2) работу с педагогами детского сада и 3) работу с родителями.
В работе со старшими дошкольниками подготовительной к школе группы программой предусматривается логическая последовательность этапов работы.
1 этап. Формирование у детей представлений и понятий о России и родном крае при использовании деятельностного подхода (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей, сотрудничество и партнерство в разных видах и формах детской деятельности). На этом этапе ведется ознакомление детей с историей и географией России, с родным краем, его достопримечательностями. Формы работы с детьми - наблюдение, экскурсия, игра и т. д. с применением различных видов предметно-практической деятельности (изобразительная деятельность, художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, дидактические игры, конструирование и т.д.), что обеспечивает полноту восприятия окружающего мира и общественных событий. Подобный подход позволит приблизить 55
дошкольника к реальной жизни, показать созидательные преобразования в родных местах, в стране в целом, ее мощь и силу в лице тружеников в разных сферах жизнедеятельности, мирной армии - защитницы границ родного Отечества, самобытность национальной культуры.
2 этап. Формирование у детей на основе приобретенных представлений и знаний положительного эмоционального отношения к воспринимаемой окружающей действительности: интереса, живого эмоционального отклика, эмоционально-положительного отношения к социальному миру; активной включенности в доступные для детей общественные события, традиции, праздники, в созидательную продуктивную деятельность.
3 этап. Организация доступной возрасту детей деятельности с усилением патриотической направленности (экскурсии, походы, игры, труд, чтение, музыка, изобразительное творчество, праздники, досуги, развлечения и т.д.), в которой развиваются умения детей заботится об окружающей природе, близких людях, оказывать помощь окружающим, проявлять дружелюбие, считаться с интересами товарищей, договариваться со сверстниками, анализировать свои и чужие поступки.
Работа с педагогами детского сада направлена на формирование у них готовности к патриотическому воспитанию дошкольников. Используются разные формы работы - тематические педсоветы, групповые консультации, семинары-практикумы, мастер-классы и т.д., которые обеспечивают переход педагогов ДОО на новый уровень понимания необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы комплексно-тематического планирования и интеграции содержания образовательных областей и детской деятельности, отражающей последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий социальный окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного края.
Важным является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, так как именно в семье закладываются основы патриотизма. Направления работы педагогов детского сада с родителями воспитанников:
1) просветительско-консультативное: повышение психолого-
педагогических знаний родителей в области патриотического воспитания;
2) организационное: вовлечение родителей в систему патриотического воспитания детей и в семье, и в детском саду; разработка единых требований и их выполнение.
Результаты итоговой диагностики уровня патриотизма старших дошкольников показали положительную динамику. По сравнению с начальным этапом работы детей с низким уровнем патриотизма не выявлено. На 45% (9 чел.) увеличилось количество детей со средним уровнем (было 30% (6 чел.), стало 75% (15 чел.). Появилось 25% детей (5 чел.) с высоким уровнем патриотизма.
По результатам, полученным на итоговом этапе опытно-поисковой работы, можно говорить о том, что разработанная нами программа патриотического воспитания старших дошкольников, является эффективной. Внедрение этой программы в образовательную деятельность детского сада обеспечивает относительно высокие и устойчивые результаты в развитии патриотизма у старших дошкольников. Эта программа может быть рекомендована специалистам дошкольной системы образования, занимающимся проблемами нравственно-патриотического и гражданского воспитания дошкольников.
В процессе исследования данной работы нами был осуществлен теоретический анализ психолого - педагогической литературы по теме патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО результат которого позволяет сделать следующие выводы: Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в воспитании у них патриотизма в единстве трех его компонентов:
- когнитивного компонента - формирование представлений и понятий о Родине, родном крае, истории страны, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
- эмоционального компонента - любовь к родной природе, к родному городу (селу), краю, стране, чувство гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважение к историческому прошлому родной страны, ее защитникам, людям других национальностей, стремления участвовать в общественно полезном труде на благо родины;
3) поведенческого компонента - осознанная деятельность, приносящая пользу родине и окружающим людям (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить чувство патриотизма в продуктивных видах деятельности).
Главными задачами патриотического воспитания в детском являются: воспитание у ребенка любви к Родине (большой и малой), ее природе; любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; воспитание уважения к людям труда и защитникам Отечества, к Вооруженным силам нашей страны; расширение представлений о России, ее столице; знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины, чувства интернационализма.
В процессе изучения нами была раскрыта сущность педагогической работы воспитателя ДОО по патриотическому воспитанию - это систематическая и целенаправленная деятельность взрослого и воспитанников (при руководящей роли воспитателя), включающая разные методы (словесные, наглядные, практические, игровые) и средства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники), направленные на решение задач патриотического воспитания.
Современные проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста состоят в недостаточном уровне сформированности чувства патриотизма у детей, в недостаточном владении воспитателями методами и средствами, позволяющими успешно решать задачи патриотического воспитания дошкольников по всем основным направлениям этого процесса; отсутствие плодотворного взаимодействия, тесного сотрудничества педагогов детского сада с родителями воспитанников.
Нами были изучены диагностические методики определения уровня патриотического воспитания детей. Рассматривались такие методики как:
1) диагностическая беседа (авторы: О. Алексеева, Л. Петропавловская);
2) экспериментальная ситуация (авторы: О. Алексеева, Л.
Петропавловская);
3) трудовые поручения (автор Н.В. Алешина).
В качестве начальной диагностики мы использовали констатирующий этап опытно - поисковой работы.
Данный этап опытно-поисковой работы показал, что уровень патриотизма у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок.
Недостатки, которые обнаружились у детей, относятся, прежде всего, к когнитивному компоненту патриотизма (недостаточно полные и осознанные представления и понятия ребенка об исторических достопримечательностях родного края, города; о флаге, гербе, гимне России; природных богатствах России, ее природно-климатических зонах, ландшафтах); к эмоциональному компоненту патриотизма (проявление положительных эмоций по отношению к общественным событиям и явлениям и общественно полезному труду) и к поведенческому компоненту (сформированные умения заботится об окружающей природе, близких, оказывать помощь окружающим людям, проявлять дружелюбие, считаться с интересами товарищей, договариваться со сверстниками, анализировать свои и чужие поступки). На основе выявленных проблем нами была разработана программа, на основании которой результаты итоговых срезов по выявлению уровней патриотизма у детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о положительном динамике и, следовательно, о положительном влиянии программы патриотического воспитания в образовательную деятельность детского сада.
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина, Н.В. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Алексеева, О. Задания для маленьких патриотов [Текст] / Алексеева, О., Петропавловская, Л. // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 39-42.
3. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду [Текст] / Баранникова, О.Н. - М.: Аркти, 2010. - 203 с.
4. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей [Текст] / Богданова, О.С., Катаева, Л.И. - М.: Просвещение, 2008. - 213 с.
5. Болдина, К.С. Как воспитывать патриотизм у младших школьников? [Текст] // Воспитание школьников. - 2000. - № 3. - С. 23-25.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений [Текст] / Болотина, Л.Р. - М: Академия, 2002. - 237 с.
7. Буйлова, Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Буйлова, Л.Н. // Внешкольник. - 2013. - № 6. - С. 39-48.
8. Воронова, Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие [Текст] / Воронова, Е.Н. - М.: Гардарики, 2008. - 153 с.
9. Воротынцева, О. Как научить детей любить Родину [Текст] / Воротынцева, О. // Предшкольное образование. - 2009. - № 2 - С. 34-36.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Под. ред. Виноградовой, А.М. - М.: Айрис-Пресс, 2009. - 232 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Выготский, Л.С. - М.: Академия, 2009. - 420 с.
12. Гогоберидзе, А. Маленькие граждане большой страны [Текст] / Гогоберидзе, А. // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 3. - С. 18-21.
13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml(дата обращения: 01.09.2017)
14. Государственная программа «Развитие образования Российской Федерации в 2013-2020 годы» от 25.09.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/pdf (дата обращения: 01.09.2017)
15. Деркунская, В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников [Текст] / Деркунская, В. // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 4. - С. 22-24.
16. Дворянинова, М.П. Формирование чувства патриотизма у дошкольников [Текст] // Фестиваль педагогических идей/ URL: http://festival.1september.ru/authors/100-282-807/
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования [Текст] / Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им.
Герцена, И.А. 2015. - 321 с.
18. Дошкольникам о защитниках отечества. Метод. Пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Под. ред. Кондрыкинской, Л.А. - М.: Сфера, 2010. - 192 с.
19. Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников [Текст] // Ермакова, Т.В. // Методист. - № 3. - С. 66-68.
20. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 №
3266-1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm (дата обращения: 01.09.2017)
21. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 154 с.
22. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [Текст] / Зеленова, Н.Г. - М.: Скрипторий, 2007. - 195 с.
23. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореф. дисс. д-ра пед. Наук [Текст] / Ипполитова, Н.В. - Челябинск, 2000. - 25 с.
24. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. - М.: Академия, 2011. - 289с.
25. Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-100.
26. Колпачук, О.С., Добрицкая И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2006. - С. 66-68.
27. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. - М.: Творческий центр, 2011. - 215 с.
28. Леонова, Н.Н., Неточаева, Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико-ориентированный проект [Текст] - Волгоград: Учитель, 2016. - 104 с.
29. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Лобанова, Е.А. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
30. Луговинов, В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России [Текст] / Луговинов, В.И. - М.: Гардарики, 2010. - 132 с.
31. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст] / Маленкова, Л.И. - М.: Пед. общ-во России, 2010. - 300 с.
32. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Маханева, М.Д. - М.: Владос, 2005. - 227 с.
33. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практ. Пособие для воспитателей и методистов [Текст] - Воронеж: Учитель, 2012. - 205 с.
34. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] / Мулько, И.Ф. - М.: Владос, 2009. - 96 с.
35. Носова, Г. Воспитываем гражданина России [Текст] / Носова, Г. // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 3. - С. 12-15.
36. Нравственное воспитание детей в детском саду: сб. статей [Текст] / Под ред. Волович, В.А. - М.: Мозаика Синтез, 2011. - 237 с.
37. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] - М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. - 826 с.
38. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Вераксы, Н.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 304 с.
39. Попов, А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания [Текст] / Попов, А.В., Попова, И.Н. // Народное образование. - 2013. № 7. - С. 214-221.
40. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст] / Подласый, И.П. - М.: Владос, 2009. - Кн. 2. Теория воспитания. - 256 с.
41. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Текст] // Российская газета от 5 марта 2010 г. - С.5.
42. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание [Текст] / Свадковский, И.Ф. - М.: Академия, 2008. - 144 с.
43. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Сластенин, В.А. и др. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
44. Сушкова, И.В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дисс. докт. пед. наук [Текст] / Сушкова, И.В. - Елец, 2006. - 36 с.
45. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для уч-ся СПУЗ [Текст] / Урунтаева, Г.А. - М.: Академия, 2009. - 336 с.
46. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / Ушинский, К.Д. // Собрание соч.: в 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 2000. - С. 160-172.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект) от 29.08.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=29553(дата обращения: 12.02.2016)
48. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие [Текст] / Харламов, И.Ф. - М.: Гардарики, 2011. - 520 с.
49. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания [Текст] / Яновская, М.Г. - М.: Просвещение, 1996. - 254 с.