ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Изучение эмоционального развития в современной психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Методы и приёмы эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ ДОО 25
2.1. Методики диагностики эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста: общая характеристика 25
2.2. Диагностика эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста в МБДОУ № 71 29
2.3. Рекомендации по оптимизации эмоционального развития детей
старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность исследования. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Приказ Минобразования и науки РФ за № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обращает внимание на обязательные требования к дошкольному образованию. Весь образовательный процесс в детском саду направлен не на обучение (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений и навыков), а на развитие и воспитание.
Говоря о развитии ребенка, чаще всего имеют ввиду интеллектуальное развитие, об эмоциональном развитии мало кто думает. Между тем, каждый год в детский сад приходят дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Малыши меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны.
Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л. С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта» [8, с.54]. Известно, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием происходит формирование у ребёнка высших психических функций, поведения, личности в целом. Вместе с тем, из всех психических процессов эмоциональная сфера наименее изучена.
Проблема эмоционального развития детей в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с введением новых стандартов обучения, с одной стороны, и в связи с трудностями эмоционального развития в детском возрасте, на которые указывают современные ученые и практики В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, О.Л. Князева, И.О. Карелина, А.Д. Кошелева, Н.С. Лейтес, В.Г. Ражников, Л.П. Стрелкова, Ульянова, Н.С. Ежкова и иностранные ученые Г.М. Бреслав, Х. Джайнотт, К. Изард, др.
Все выше изложенное позволило сформулировать тему ВКР: «Приемы и методы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста»
Объект исследования - образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Предмет исследования - эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Цель работы - обоснование в теории и определение в практике образовательного процесса возможности методов и приемов эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть подходы к эмоциональному развитию в психолого-педагогической литературе;
- дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста;
- проанализировать возможности развития эмоциональности детей дошкольного возраста;
- обосновать необходимость диагностики для изучения эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста;
- исследовать эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста;
- разработать рекомендации по оптимизации эмоциональных развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, включающий теоретические (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы; анализ документальных материалов, прогнозирование и моделирование и анализ результатов) и эмпирические (наблюдение, диагностические методики и задания, анкетирование, беседы, опытно-поисковая работа, методы математической статистики и графической обработки результатов).
База исследования. Практической базой исследования явилось дошкольное образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 города Екатеринбурга.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы, приложения.
1. Теоретическое изучение психологической и педагогической литературы показало, что поставленные нами отдельные направления проблемы нашли отражение в психолого-педагогической литературе. В то же время стало ясно, что эмоциональное развитие личности проявляется в росте способности к самоконтролю эмоциональных состояний, накопления вербальных и невербальных средств выражения эмоций
2. В результате проведенного исследования дана характеристика детей дошкольного возраста и проанализированы возможности развития эмоциональности детей дошкольного возраста. Эмоциональное развитие дошкольников - целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Модель, которая становится основным источником информации о различных эмоциях человека, важна для эмоционального развития ребенка. Возможность реализации (практики) увиденных моделей в ситуации реального общения не менее важна или во время игры. Важную роль играет и его окружение, которое становится инициатором ситуаций, ведущих к возникновению различных эмоций.
3. В данной работе проведены диагностические методики по выявлению уровня эмоциональных состояний детей дошкольного возраста. По критериям и показателям к ним были подобраны соответствующие методики, которые были немного модифицированы и упрощены по той причине, что рано требовать проявления всей палитры эмоций и понимания эмоциональных условий других людей, которые будут им доступны в процессе их дальнейшего психического развития от детей дошкольного возраста.
4. Проведенное исследование показало, что далеко не у всех детей наблюдается высокий уровень эмоционального состояния, который развивается, в нашем случае, по возрасту, из трех параметров: умение определять особенности выражения эмоциональных состояний; дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей; умение распознавать простые и сложные эмоции.
5. Были подобраны специальные игры, направленные на оптимизацию и улучшение эмоциональных состояний и проявлений детей дошкольного возраста. Используется методика игровых упражнений В. М. Минаевой.
6. Разработаны рекомендации по оптимизации эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ полученных результатов показал, что цель и задачи достигнуты. В то же время проведенная работа не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. - М. : Воронеж, 2000. - 256 с.
2. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? [Текст] / Е. Е. Алексеева. - М. : Сфера, 2008. - 198 с.
3. Анисимов, В. П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития [Текст] / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 13-17.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2000. - 218 с.
5. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : Академия, 2007. - 238 с.
6. Валеев, А. Б. Идея саморегуляции: ее реализация в контексте свободного воспитания [Текст] / А. Б. Валеев // Дошкольное воспитание. - 2007. -№12. - С. 17-20.
7. Востриков, А. А. Эмоциональная саморегуляция и педагогическая психотерапия [Текст] / А. А. Востриков. - М. : МЕЗАППИ, 1998. - 28 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с.
9. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство- Пресс, 2010. - 650 с.
10. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Интер, 1996. - 544 с.
11. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 310 с.
12. Довгая, Н. А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации [Текст] /: Автореф. дисс. канд. псих. наук : 19.00.13 / Н. А. Довгая; С.-Петербургский гос. ун-т. - СПб, 2012. - 44 с.
13. Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли [Текст] / В. Е. Дружинин. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.
14. Ежкова, Н. С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимодействия: монография [Текст] / Н. С. Ежкова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. - 159 с.
15. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1995. - 218 с.
16. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : 1985. - 198 с.
17. Изард, К. Э. Психология эмоции [Текст] / К Э. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 280 с.
18. Изотова, Е. К. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика [Текст] / Е. К. Изотова. - М. : Академия, 2004. - 235 с.
19. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. -164 с.
20. Ильина, С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [Текст] /: Автореф. дисс. канд. псих. наук : 19.00.13 / С. В. Ильина; Курск. госуд. ун-т. - Курск, 2009. - 40 с.
21. Кадобнова, И. В. Искусство слышать: программа [Текст] / И. В. Кадобнова. - М. : Радуница, 2004. - 180 с.
Т1. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Кошелева. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
23. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. - М. : «Генезис», 2007. - 282 с.
24. Кэмпбелл, Р. Как справиться с гневом ребенка [Текст] / Р. Кэмпбелл. - М. : Детство-Пресс, 2008. - 190 с.
25. Леви В. Детская агрессия: как вникать и что делать [Текст] / В. Леви // Семья и школа. - 2010. - № 3. - С. 16-18
26. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] /
A. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 320 с.
27. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб, 2009. - 336 с.
28. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М. : Генезис, 2010. - 192 с.
29. Минаева, В. М. Развитие эмоций у детей [Электронный ресурс]
http: //prepod.nspu.ru/file.php/28/Minaeva_V.M. Razvitie__ehmocii__doshkolniko
v.pdf (дата обращения: 20.11.2017).
30. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. /
B. С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
31. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 350 с.
32. Нгуен, М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника [Текст] / М. А. Нгуен // Ребёнок в детском саду. 2008. № 1. С. 83-85.
33. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] / А. А. Осипова. М. : Сфера, 2012. - 510 с.
34. Полянская, Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников [Текст] / Т. Б. Полянская. - СПб. : ООО Детство- Пресс, 2011. - 96 с.
35. Пасечник, Л. А. Агрессивное поведение дошкольника [Текст] / Л. А. Пасечник. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 5. - С. 73-78.
36. Паренс, Г. Агрессия наших детей [Текст] / Г. Паренс. - М. : Просвещение, 2009. - 160 с.
37. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия [Текст] /
B. И. Петрушин. - М. : Владос, 2000. - 175 с.
38. Погудкина, И. С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: цикл коррекционных занятий [Текст] / И. С. Погудкина. - М. : Книголюб, 2008. - 72 с.
39. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Праслова. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 250 с.
40. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.
41. Психология детства [Текст] : учебник / под ред. А. А. Реана. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. - 350с.
42. Психология: Словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Просвещение, 1990. - 494 с.
43. Психология музыкальной деятельности [Текст] / под ред. Г. М. Цыпина. - М. : Книголюб, 2003. - 437 с.
44. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О. П. Радынова. - М. : Просвещение, 2004. - 223 с.
45. Ражников, В. Г. Практика эстетической антропологии. Новая профессия: детский арт-психолог [Текст] / В. Г. Ражников. - М. : Просвещение, 2006. - 185 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубенштейн. - М. : Педагогика, 1990. - 720 с.
47. Стрелкова, Л. П. Эмоциональный букварь от Ах до Ай-Яй-Яй [Текст] / Л. П. Стрелкова. - М. : Интерпракс, 2005. - 205 с.
48. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. В. Хабарова. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. - 200 с.
49. Чередникова, Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105
психологических тестов [Текст] / Т. В. Чередникова. - СПб. : Речь, 2004. - 304 с.
50. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. - М. : 2001. - 98 с.
51. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 2004. - 265 с.
52. Юсов, Б. П. Три уровня художественного воображения: три типа художественного творчества [Текст] / Б. П. Юсов // Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития: в 2 ч.: мат. междунар. науч. конф. - Смоленск, 2009. - Ч. 2. - 115 с.