Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

Работа №97916

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 7
1.1 . Понятие значение и виды адаптации 7
1.2. Особенности адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению 17
1.3. Возрастные особенности развития детей раннего дошкольного возраста 19
1.4 Функции педагога в организации адаптационного периода детей к
дошкольному образовательному учреждению 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 36
2.1. Характеристика уровней адаптации детей к условиям дошкольной
образовательной организации 36
2.2. Результаты наблюдения за детьми на начальной стадии
адаптационного периода 39
2.3 Организация педагогом условий для успешной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации 43
2.4 Сравнительный анализ результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. В связи с этим, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.
H. Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Все авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ?
Цель исследования - психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования -процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Предметом исследования являются педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью работы поставлены следующие задачи:
I. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям в дошкольном образовательном учреждении;
2. Подобрать диагностические методики и определить уровень адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
3. Разработать педагогические условия адаптационного периода детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, количественная и качественная обработка результатов.
Теоретическую основу исследования составили: исследования в области психологии детей раннего возраста Л. Ф. Обухова, Е.Н. Герасимова Е.Н., А.Н. Леонтьев, по проблемам адаптации детей к ДОУ, Р. Айсина, Ф.Б. Березина, и др., а также методические разработки по организации адаптационного периода таких авторов, какЛ.В. Белкина, Н.В. Кирюхина, О. И. Давыдова.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 Асбестовского городского округа.
Структура и объем работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья - социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова, С.А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Рассмотренные аспекты в ходе дипломной работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.
Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского дошкольного образовательного учреждения предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива. А также, стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а не только воспитателей возрастных групп. Руководитель детского дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детсада совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями.
Персонал детского учреждения может способствовать успешной адаптации детей к условиям детсада, имея необходимое методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями и проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур.
Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение своего воспитательного потенциала, ввиду многообразия психологического воздействия на ребенка адаптационного периода при поступлении в детское дошкольное учебное заведение. При этом, компетентное профессиональное общение педагога с родителями проявляется в способности обеспечить высокое качество пространства общения по стилю и выбранной стратегии, актуальности содержания и умелому сочетанию многообразия форм сотрудничества и методов активизации родителей.
Данная работа имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.



1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2005. - 176с.
2. Аксарина,М.Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст]/
М.Н.Аскарина. - М.: Медицина, 2007. - 304с.
3. Алямовская,В.Г.Ясли- это серьезно [Текст]/ В.Г.Алямовская,-
М.:ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.- 145с.
4. Бабенко, А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду [Текст] // Дошкольное воспитание/А.Бабенко. - 1990. - №11. - с. 32-34
5. Белкина, В.Н., Васильева Н.Н., Елькина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н.Белкина, Н.Н.Васильева,Н.В.Елькина. - Ярославль: Академия, 2001.-256 с.
6. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям
ДОУ[Текст]/Л.В.Белкина.- Воронеж: Учитель, 2006.- 236с.
7. Брэдвей, Л., Хил Б.А. Ребёнок от 3 до 7 лет [Текст]/ Л.Брэдвей, Б.А.Хил. - М.: ЮНВЕС,1997. - 160с.
8. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст]: Пособие для воспитателей дет сада/ Н.Д.Ватутина. - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
9. Видра, Д. Детский сад с точки зрения психоанализа [Текст] // Дошкольное воспитание./Д. Видра. - 2004. - №4. - с. 58-64
10. Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст]:Книга для воспитателя детского сада/ А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан и др. - М.: Просвещение,1986. - 176с.
11 .Воспитание и развитие детей раннего возраста [Текст] / Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 224с.
12. Волков, Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст]/Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педобщество, 2003.- 240с.
13. Галанов, А.С. Я иду в детский сад [Текст]: Пособие для родителей и воспитателей./ А.С. Галанов. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.
14. Григорян, М. В детский сад как нужно готовить ребёнка к детскому саду [Текст] /М.Григорян.- М.: Просвещение, 2007. - №8. - с. 20-24
15. Евдокимова, Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание./Е. Евдокимова. - 2008. - №11. - с. 47-49
16. Елагина, М. Роль оценки взрослого в развитии детей [Текст] // Дошкольное воспитание. /М. Елагина.- 1988. - №9. - с. 71-76
17. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении [Текст] //Дошкольное воспитание./Р.Калинина. - 1998. - №4. - с. 2-9
18. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000.-416 с.
19. Косенюк, Р.Р. Педагогическая поддержка детей раннего возраста [Текст] // Дошкольное воспитание./Р.Р. Косенюк.- 2007. - №9. - с. 27-31
20. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста [Текст] // Дошкольное воспитание./В. Костина. - 2006. - №1. - с. 34-36
21. Кощеева, З.В. Первые шаги малыша в детском саду [Текст]: Методическое пособие. / З.В. Кощеева.- Мн.: Современное слово, 2006. - 68с.
22. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] /Я.И. Ковальчук. - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
23. Левко, А.И. Детство как социально - педагогическая проблема // Феномен детства: социально - педагогические и медико - психологические проблемы: Материалы международной конференции [Текст]/ А.И. Левко. - Брест, 2004. - с. 121-125
24. Литвинова, М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го
года жизни:Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / М.Ф. Литвинова. - М.: Линка-Пресс,2005. - 245с.
25. Логаш, Л., Опаловская, Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста [Текст] // Дошкольное воспитание /Л. Логаш, О.Л. Опаловская. - 1997. - №9. - с. 42-44
26. Лукина, Н.А., Сарычева, И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста(2-3 года) [Текст]: практическое пособие./ Н.А. Лукина, И.Ф. Сарычева. - СПб: Паритет,2004. - 102с.
27. Лысюк, Л.Г., Железнякова, З.Р. [Текст]//Дошкольное воспитание/Л.Г. Лысюк, З.Р. Железнякова. - 1996. - №1. - с. 91-97
28. Марач, И. Влияние привязанности ребёнка к матери на его адаптацию к
детскому саду [Текст] // Феномен детства: социально - педагогические и медико- психологические проблемы: Материалы международной
конференции/ И.Марач. - Брест, 2004. - с. 284-286
29.Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст]: теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1996.
30. Павлова, Л.Н. Второй год жизни [Текст] : Мамина школа // Дошкольное воспитание/ Л.Н. Павлова. - 2004. - №8. - с. 104-110
31. Павлова, Л.Н. О современной проблеме раннего возраста [Текст]// Дошкольное воспитание/ Л.Н. Павлова. - 2003. - №8. - с. 9-12
32. Павлова, Л.Н. Раннее детство [Текст]: у истоков развития личности // Дошкольное воспитание/ Л.Н.Павлова. - 1999. - №11. - с. 94-96
33. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие [Текст] // Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Е.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика Синтез, 2004. - 415 с.
35. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст] // под. ред. Н.Н. Поддьяковой, Н.Я. Лихаленко. - М.: Просвещение,1987. - 320с.
36. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]/ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2007, - 176с.
37. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2000. - 72с.
38. Самарина, Л.В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду [Текст]// Л.В. Самарина, В.А. Холопова. - СПб.: Сфера, 2003. - 221с.
39. Сиротюк, А. Плоды просвещения [Текст] // Дошкольное воспитание/А. Сиротюк. - 2006. - №1. - с. 70-78
40. Смирнова, Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения [Текст] // Дошкольное воспитание/ Е. Смирнова. - 1998. - №3. - с. 85-98
41. Смирнова Е.О. Первые шаги [Текст] Программа воспитания и развития детей раннего возраста/ Е.О. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 160с.
42. " Социальная адаптация" детей в дошкольном учреждении [Текст] // Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой.- М.: Наука. - 241с.
43. Степаненкова, З.И. Игры для самых маленьких [Текст] : Методическое пособие/ З.И. Степаненкова. - Мн.: Лотос ПК, 2006. - 89с.
44. Столяренко, Л.Д. Психология [Текст] / Л.Д. Столяренко.- Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. -382с.
45. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой. -М. Просвещение, 1992.-143 с.
46. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации [Текст] // Дошкольное воспитание / С. Теплюк.- 2006. -№4. -с.46-51.
47. Терёхина,О.А., Богословская,В.С. Здравствуй, детский сад : психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст]/ О.А. Трёхина, В.С. Богословская.- Мозырь: ООО ИД "Белый ветер, 2006. - 167с.
48. Терёхина,О.А. Адаптационная площадка как модель успешной социализации детей раннего и дошкольного возраста [Текст] //Дошкольное воспитание/ О.А. Трехина . 2008. - №4. - с. 29-37; №6. - с. 46-49
49. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения [Текст] - СПб: Речь,2002. - 306с.
50. Тонкова-Ямпольская, Р.В. “Основы медицинских знаний” [Текст] / Р.В. Тонкова- Ямпольская. - М.: Просвещение, 1986. -320с.
51. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]/ Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 2007. -336 с.
52. Харитонова, Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста /[Текст] / Дошкольное воспитание/ Н. Харитонова. - 2006. - №6. - с.3-4
53. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб.пособие - 4-е изд., стер. / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ