Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деловая игра как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Работа №97913

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «познавательный интерес» в интерпретации разных
авторов и основные подходы к его изучению 6
1.2. Особенности формирования познавательного интереса у
старших дошкольников 13
1.3. Методика проведения деловой игры, способствующей
формированию познавательного интереса старших дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Диагностика уровня познавательного интереса старших
дошкольников 33
2.2. Описание хода работы по проведению деловых игр, способствующих формированию познавательного интереса старших дошкольников 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 577
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуальность исследования проблемы формирования познавательных интересов определяется современным социальным заказом общества и требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования. Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам формирования познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира - его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Дошкольный возраст обладает повышенными возможностями по силе остроты восприятия, яркости воображения в формировании познавательного интереса.
Существует много средств, способов и методов формирования познавательного интереса. Однако возможности использования деловой игры изучены недостаточно. На наш взгляд она обладает высокими возможностями по формированию познавательного интереса т.к. позволяет:
- освоить навыки выявления, решения и анализа конкретных проблем;
- рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени;
- концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
- работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях;
- развивать взаимопонимание между участниками игры [55].
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью формировать у старших дошкольников познавательный интерес и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
- между необходимостью создать условия для формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение воспитанниками знаниями, умениями и навыками.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы детского сада была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень формирования познавательных интересов старших дошкольников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Деловая игра как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста»
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможностей деловой игры как средства формирования познавательного интереса старшего дошкольника.
Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования - деловая игра, способствующая формированию познавательного интереса старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему формирования познавательного
интереса в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать показатели диагностики познавательного интереса и соответствующие методики изучения детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику познавательного интереса старших дошкольников.
4. Разработать комплекс деловых игр, направленных на формирование познавательного интереса старших дошкольников.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Асбестовского городского округа. В исследовании приняло участие 17 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 60 источников и 2 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Деловая игра как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему формирования познавательного интереса в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать показатели диагностики познавательного интереса и соответствующие методики изучения детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику познавательного интереса старших дошкольников.
4. Разработать комплекс деловых игр, направленных на
формирование познавательного интереса старших дошкольников.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие «познавательный интерес» в интерпретации разных авторов и основные подходу к его изучению» дано понятие «познавательный интерес» разных авторов - Л.А. Карпенко, А.В. Петровским, М.Г. Ярошевским, Е.В. Осиповой, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейном, Т.А. Куликовой и др.
Проанализировав литературу по проблеме исследования, выявилось, что познавательный интерес рассматривается как стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Его можно рассматривать как психологическое, так и педагогическое понятие. Обе стороны его изучения достаточно сложны и многогранны. Психологи во главу угла ставят процессы, которые протекают в целостной структуре личности и имеют определенные этапы прохождения. В то время как педагоги говорят о том, что процесс интереса зависит в равной степени и от социума окружающего ребенка и его личной активности.
В параграфе «2» показаны, особенности формирования познавательного интереса у старших дошкольников
В параграфе «Методика деловой игры у детей старшего дошкольного возраста» доказано, что деловая игра одна из наиболее эффективных форм формирования познавательного интереса у старших дошкольников. Она дает возможность моделировать типичные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и имеющийся практический опыт.
Для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста характерен постепенный переход от любопытства к любознательности, а затем в потребность убедиться в истине, поэтому для отслеживания уровня сформированности познавательного интереса у старших дошкольников нами были подобраны следующие показатели:
- познавательная потребность;
- любознательность;
- познавательная мотивация.
Для диагностики уровня сформированности познавательного интереса старших дошкольников нами использовались следующие методики: на выявление познавательной потребности дошкольника В.С. Юркевич (модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту .А. Барановой), методика Д.Б. Годовиковой на выявление детской любознательности, методика на выявление познавательной мотивации, направленности интересов «Беседа» автор М.В. Марусинец.
Диагностическое исследование уровня сформированности познавательного интереса детей показало, что у 1 ребенка (6%) высокий уровень развития, 1 ребенок (6%) имеет уровень развития выше среднего, у 13 детей (76%) был выявлен средний уровень развития, у 2 детей (12%) - уровень развития ниже среднего, низкого уровня развития нет.
По итогам диагностики среди трех показателей сформированости познавательного интереса у старших дошкольников менее сформированым оказался показатель - любознательность. Поэтому при планировании практической части большее внимание было уделено формированию любознательности. Работа состояла из обогащения детей знаниями в процессе подготовки игры. А так же в обеспечении высокого уровня умственной активности в процессе игры.
В практической части нашей работы был разработан комплекс деловых игр на формирование познавательного интереса у старших дошкольников, а также сценарии игр.
Описаны основные этапы проведения каждой игры в ходе совместной и самостоятельной деятельности. Проанализированы две игры разные по методике проведения: ролевая и салонная. Каждая игра содержит цель и задачу, у каждой определены имитационная и игровая модель. Спланирована подготовительная работа с детьми при взаимодействии с родителями. Сценарий игр содержит три части: вводную, основную и заключительную. Выявлены методы мотивации детей на игру и поддержания интереса. Способы оценки итогов игры и получения рефлексии.
По полученным результатам можно говорить о том, что цель и задачи достигнуты.



1. Айламазьян, А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра [Текст] / А. М. Айламазьян. - Владос-пресс, 2008. - 56 с.
2. Абрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация [Текст] / Г. С. Абрамова, В. А. Степанович. - Екатеринбург : Деловая книга, 2009. - 192 с.
3. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / учебное пособие. - М. : ФОРУМ, 2009. - 144 с.
4. Атаманова, Р. И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения [Текст] / Р. И. Атаманова, Л. Н. Толстой. - М. : АСТ-Пресс, 2008. - 124 с.
5. Бакина, М. Современные дети, современные игры [Текст] / М. Бакина. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.58-60.
6. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э. А. Баранова - СПб. : Речь, 2005. - 128 с.
7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. ООО «CD КЛУБ», 2006. 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
8. Большой российский энциклопедический словарь [Электронный
ресурс]. URL: https://slovar.cc/enc/bolshoy-rus.html (дата обращения:
10.06.2016)
9. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. - М. :
Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко, 2003. URL: http://e-libra.su/read/201537-bolshoj-psixologicheskij-slovar.html(дата
обращения: 10.06.2016)
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.
11. Варшава, Б. Е. Психологический словарь [Текст] : / Б. Е. Варшава, Л. С. Выготский. - СПб.: Тропа Троянова; Иваново : ИТ "Роща Академии", 2008. - 256 с.
12. Вербитский, А. А. Методологические рекомендации по проведению деловых игр [Текст]: учеб, пособие / А. А. Вербитский, Н. В. Борисова. - М. : Просвещение, 2009. - 80 с.
13. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших
дошкольников [Текст] : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 128 с.
14. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б. С. Волков, Н. Б. Волкова. - М. : ТЦ Сфера, 2002 . - 256 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - Изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
16. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский // Психология. - 1995. - Вып. 1. - С.55 - 76.
17. Дейкина, А. Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника [Текст] / А. Ю. Дейкина. - Бийск: Изд-во НИЦ Бийск. педагог. гос. ун-та им. В.М.Шукшина, 2002. - 163 с.
18. Дудченко, В. Деловая инновационная игра как метод исследования и развития организации [Текст] / В. Дудченко. - М.: 2008 - 29 с.
19. Дыбина, О. В. Игра - путь к познанию предметного мира [Текст] / О. В. Дыбина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4 - С. 14-23.
20. Инфоурок библиотека материалов [Электронный ресурс]. URL: https: //infourok.ru/konsultaciya-na-temu-delovaya-igra-560222. html
(дата обращения: 15.05.2017)
21. Куликова, Т. А. О воспитании у детей познавательных интересов [Текст] / Т. А. Куликова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 9. - С. 23-25.
22. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста [Текст]: сб. научн.-метод. работ / Под ред. О. В. Дыбиной. - Тольятти: ТГУ, 2008. - 138 с.
23. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. [Текст] / Н. В. Краснощекова. - Пособие / Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 251с.
24. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение [Текст] : Учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Красовский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2003. - 511 с.
25. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2003. - 640с.
26. Леднева, С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! [Текст] / С. Леднева. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4 - С.24-30.
27. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М. : Линка-пресс, 2009. - 96 с.
28. Молева, И. Познаем окружающий мир через игру [Текст] / И. Молева // Дошкольное воспитание. - 2007. - №7. - С. 24-32.
29. Недоспасова, В. А. Растем играя [Текст]: сред. и ст. дошк. возраст : Пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2004. - 94 с.
30. Недоспасова, В. А. Развитие детей в игровой деятельности [Текст] / В. А. Недоспасова // Ребенок в детском саду. - 2001. - №4. - С.13-21.
31. Образцова, Т. Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т. Н. Образцова. - М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. - 192 с.
32. Онищук, В. А. Урок в современной школе [Текст] : Пособие для
учителей / В. А. Онищук. - М. : Просвещение, 2001. - 191 с.
33. Осипова, Е. В. Новая философская энциклопедия [Текст] / Под редакцией В. С. Стёпина : В 4 тт. - М. : Мысль, 2001. - 184 с.
34. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] : Учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М. : Издательство РПА, 1996. - 269с.
35. Поддьяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте [Текст] : автореф. дис. ... докт. псих. наук. / А. Н. Поддьяков ; 19.00.07 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2001. - 48 с.
36. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение [Текст] : Учебник / В. Я. Платов. - М. : Профиздат, 2009. - 156 с.
37. Проблемы дошкольного образования на современном этапе [Текст] : материалы научно-практической конференции, выпуск 5, Тольятти, 04-09 апреля 2007г. / Сост. О. В. Дыбина, О.А. Еник. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 116 с.
38. Проблемы дошкольного образования на современном этапе [Текст] : Выпуск 6. Часть I. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. - Тольятти: Форум, 2008. - 312 с.
39. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста - реферат [Электронный ресурс]. URL: http://cinref.ru/razdel/04650raznoe/18/406640.htm (дата обращения 10.09.2017)
40. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности [Текст] : учеб.- метод. пособие / авт.-сост. А. Ю. Кузина. - Тольяти : ТГУ, 2009. - 60 с.
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
42. Рудко, Т. И. Стадии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Наука-RASTUDENT.RU. - 2014. - No. 5(05-2014) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://naukarastudent.ru/5/1392/ (дата обращения 21.12.2015)
43. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] : Учебное пособие / А. И. Савенков. - М. : «Ось-89», 2006. - 480 с.
44. Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А. И. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 21-28.
45. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП : [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
46. Семенов, А. Игры дело серьезное [Электронный ресурс] / А. Семенов // URL: http:// www.fsem@bizon.ru.(дата обращения 10.05.2016)
47. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. - Минск : Харвест ; Москва : АСТ, 2001. - 800 с.
48. Словарь терминов [Электронный ресурс]. URL:
http://psihotesti.ru/gloss/tag/interes/ (дата обращения: 15.05.2016)
49. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие / авт.-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова [и др.] / - Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 193 с.
50. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир [Текст] : [книга для воспитателей детского сада и родителей] / Е. В. Субботский. - Москва : Смысл ; Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 334 с.
51. Трайнев, В. А. Деловые игры в учебном процессе [Текст] : Методика разработки и практика поведения / В. А Трайнев. - М. : Дашков и Ко, 2002. - 358 с.
52. Третьяков, В. И. Деловая игра как средство творения образа / В. И. Третьяков // Almamater. - 2001. - № 3. - С. 10-13.
53. Федорова, Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем [Текст] / Л. И. Федорова. - М. : Форум, 2015. - 176 с.
54. Характерные особенности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/05/11/statya-harakternye-osobennosti-poznavatelnyh-interesov-u (дата обращения 11.05.2016)
55. Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр [Текст]: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений / Е. А. Хруцкий. - М. : Форум Высш. шк., 2008. - 320 с.
56. Чуракова, Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: Сборник ролевых игр [Текст] / Р. Г. Чуракова. - М., 2001. - 101 с.
57. Шаронова, С. А. Еще раз о классификации игр и термине «Деловая игра» [Текст] / С. А. Шаронова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Социология. - 2001. - № 2. - С. 134-139.
58. Щедровицкий, Г. П. Организационно-деятельностная игра [Текст] : Сборник текстов (2) / Г. П. Щедровицкий. - М. : Наследие ММК, 2005. - 320 с.
59. Щербаков, Е. К вопросу о развитии познавательной активности [Текст] / Е. Щербаков, В. Голицын // Дошкольное воспитание. - 1991. - №1. - С. 56 - 58.
60. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин; Ред.- сост. Б.Д. Эльконин. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия» 2005. - 384 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ