ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДРУЖЕЛЮБНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие дружелюбного отношения в психологии и педагогике 6
1.2. Психологическая характеристика дружелюбного отношения у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические приемы формирования дружелюбных отношений у
детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ДРУЖЕЛЮБНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Педагогическая диагностика дружелюбного отношения у детей 5-6 лет 35
2.2. Практика формирования дружелюбных отношений у старших
дошкольников 45
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 94
Актуальность исследования. Сложные политические, экономические, социальные условия жизни в современной России являются причиной существующей враждебности в отношениях между людьми. Она, в свою очередь, приводит к проявлениям агрессии, жестокости, нетерпимости, отчужденности и равнодушия даже между близкими. Будучи особенно восприимчивыми и беззащитными к социальному влиянию, дети дошкольного возраста часто переносят подобное отношение в группу детского сада, что накладывает отпечаток на развитие их личности.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, в этом возрасте закладываются базисные основы личности, формируются различные виды деятельности, возникает способность к произвольности поведения, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей, активно развивается эмоционально-волевая сфера. Также происходит динамичное развитие межличностных отношений детей в общении, в различных видах деятельности, прежде всего, в игровой. В это время закладываются основы дружелюбия, терпимости, чуткости в межличностных отношениях.
ФГОС ДО определяет поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности как одно из обязательных условий успешной реализации образовательной программы.
В дошкольной педагогике межличностные отношения детей изучаются в разных аспектах. Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский и др. анализируют влияние межличностных отношений дошкольников на совместную деятельность; В.Н. Бутенко выявляет особенности межличностных отношений в разновозрастных группах. В психолого-педагогической литературе определены подходы к формированию отношений детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной (А.П. Усова, В.А. Павленчик и др.), трудовой (Р.С. Буре), художественной (С.В. Кахнович, О.А. Овсянникова и др.), социально-культурной (Е.А. Ильинская), двигательной (М.Н. Сокольникова).
В современных исследованиях ученые в данном направлении изучают формирование гуманных (В.В. Абраменкова, О.В. Вакуленко, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, К.О. Орлов, Н.И. Цуканова, Е.Э. Шишлова и др.), доброжелательных (Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Г.П. Лаврентьева, Е.О. Смирнова, М.Н. Сокольникова и др.), толерантных (Н.М. Иванова, Е.А. Ильинская, О.Н. Подивилова и др.), положительных (Ю.М. Едиханова, Ю.А. Приходько и др.), благоприятных (С.В. Кахнович), ненасильственных (Т.Н. Икрянникова, В.Г. Маралов и др.) отношений у детей дошкольного возраста.
Во многих исследованиях отмечается, что возможности воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях для формирования дружелюбного отношения к сверстнику у детей используются недостаточно. Это объясняется недостаточной методической разработанностью этого процесса.
Итак, возникает противоречие между необходимостью формирования дружелюбного отношения у дошкольников и недостаточной разработанностью методики его формирования.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей дошкольного возраста?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования дружелюбного отношения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: приемы формирования дружелюбного отношения у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие дружелюбного отношения.
2. Дать психологическую характеристику дружелюбного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать педагогические приемы формирования дружелюбного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить комплекс игровых приемов, направленный на развитие дружелюбного отношения у старших дошкольников, и проверить его на практике.
5. Осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методик исследования: теоретических (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы) и эмпирических (диагностические методики, методы математической статистики).
Методологическую основу исследования составили работы, посвященные теоретическим основам в области дошкольного образования, посвященные вопросам формирования взаимоотношений детей (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, В.Г. Утробина и др.).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 3 г. Североуральска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Проведенная опытно-поисковая работа была посвящена проблеме поиска педагогических приемов для формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста.
Анализ педагогической и психологической литературы позволил определить отношения человека как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Исследования современных ученых по проблемам развития гуманных, доброжелательных, положительных, толерантных, ненасильственных отношений дали возможность определить дружелюбные отношения в группе детей дошкольного возраста как отношения, в которых проявляется положительная установка на партнера, эмпатия (сопереживание, сочувствие, содействие), доброжелательность, внимание к другому, стремление к взаимопомощи и взаимодействию без насилия. В структуре дружелюбного отношения можно выделить когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Также было установлено, что психологические особенности дружелюбного отношения в старшем дошкольном возрасте обусловлены специфическими чертами детей этого возраста: активизацией потребности в общении со сверстниками, развитием произвольности поведения, появлением первичных этических инстанций, возникновением интереса к внутреннему миру другого человека, его чувствам и переживаниям. Самосознание и отношение дошкольника к сверстникам основаны на субъектном и объектном началах и развиваются в единстве. С возрастом соотношение между субъектным и объектным началами меняется, что и определяет характер отношения к себе и другим. Доминирование объектного начала самосознания представляется причиной некоторых проблемных форм отношения к сверстникам.
Также были проанализированы педагогические приемы формирования дружелюбного отношения у старших дошкольников. Среди них приучение, убеждение, разъяснение, внушение, пример, этические беседы, поощрение и наказание и др. Исследователи единодушны во мнении, что формировать дружелюбные отношения дошкольников следует в совместной жизни и различных видах деятельности: театрализованной, проектной, игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Особую роль в формировании дружелюбных отношений отводят игровым приемам, поскольку ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста является игра.
В практической части работы были определены критерии и показатели сформированности дружелюбного отношения у старших дошкольников, а также составлен и реализован на практике комплекс игровых приемов, направленный на формирование дружелюбного отношения. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы показал положительную динамику формирования дружелюбного отношения у детей по всем критериям.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности составленного комплекса игровых приемов для формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы достигнута и задачи решены.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] : учебное пособие / В. В. Абраменкова. - М. : ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / К. М. Андреева. -М. : Аспект Пресс, 2001. - 290 с.
3. Бабаева, Т. И. У школьного порога [Текст] / Т. И. Бабаева. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с.
4. Бариленко, Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] / Н. В. Бариленко // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 24-33.
5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры [Текст] : энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. - 937 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
7. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова ; под ред. А. М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. - 96 с.
8. Бутенко, В. Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / В. Н. Бутенко ; Моск. гос. пед. ун-т. - М., 2007. - 143 с.
9. Вакуленко, О. В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / О. В. Вакуленко ; Шадр. Гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, 2000. - 24 с.
10. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеев ; под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
12. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1992. - 143 с.
13. Ганошенко, Н. И. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Текст] / Н. И. Ганошенко, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова ; под ред. Е. О. Смирновой. - М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО МОДЭК, 2001. - 240 с.
14. Годовикова, Д. Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками [Текст] / Д. Б. Годовикова // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / под ред. М. И. Лисиной. - М. : Просвещение, 1980. - С. 78-98.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов [Текст] / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
16. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988. - Ч.1. - 256 с.
17. Едиханова, Ю. М. Формирование положительного отношения к
сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 /
Ю. М. Едиханова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Казань, 2006. - 16 с.
18. Ежеленко, В. Б. Новая педагогика массовой школы. Теоретическая педагогика [Текст] / В. Б. Ежеленко. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 466 с.
19. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. И. Ерофеева ; Моск. гос. пед. заоч. ин-т. - М., 1986. - 18 с.
20. Иванова, Н. М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Н. М. Иванова ; Тамб. гос. пед. ун-т. - Елец, 2012. - 23 с.
21. Икрянникова, Т. Н. Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5-7 лет [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Икрянникова ; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2005. - 255 с.
22. Ильинская, Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Е. А. Ильинская ; СПб. гос. гум. ун-т. - СПб., 2009. - 23 с.
23. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника [Текст] : занятия, игры, упражнения. - СПб. : Издательство «Речь», 2005. - 160 с.
24. Кантор, И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики [Текст] : логико-методологические проблемы. - М. : Педагогика, 1980. - 158 с.
25. Кахнович, С. В. Формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста (в художественно-творческой деятельности) [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / С. В. Кахнович ; Морд. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2014. - 465 с.
26. Качанова, И. А. Зачем нужна игра и как играют дошкольники [Текст] / И. А. Качанова, Е. В. Трифонова // Современный детский сад. - 2011. - № 2. - С. 48-57.
27. Князева, О. Л. Я, ты, мы [Текст] : учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : Дрофа, ДиК, 1999. - 128 с.
28. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] : общие и возрастные особенности / Я. Л. Коломинский. - Минск : Тера Системс, 2000. - 432 с.
29. Конышева, Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Е. А. Конышева ; Перм. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - 24 с.
30. Кузина, Т. Ф. Взаимосвязь педагогических приемов воспитания [Текст] / Т. Ф. Кузина // Советская педагогика. - 1986. - № 6. - С. 64-68.
31. Лаврентьева, Г. П. Культура общения дошкольников [Текст] / Г. П. Лаврентьева. - Киев : Радянська школа, 1988. - 96 с.
32. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребенка [Текст] / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения в 2-х т. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 1. - 390 с.
33. Лидак, Л. В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Л. В. Лидак ; Лен. гос. пед ун-т. - Л., 1982. - 18 с.
34. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
35. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст] : курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М. : Юрайт-М, 2001. - 505 с.
36. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе [Текст] : книга для воспитателя / Л. И. Маленкова. - М. : Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. - 300 с.
37. Маралов, В. Г. Педагогика ненасилия в детском саду [Текст] : метод пособие / В. Г. Маралов. - М.: Сфера, 2009. - 128 с.
38. Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании [Текст] / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 424 с.
39. Митева, Л. Б. Соотношение уровней общения дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Л. Б. Митева ; Моск. гос. пед. ун-т. - М., 1984. - 19 с.
40. Митина, М. А. Формирование ненасильственного взаимодействия у детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Митина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы VII Международной научно-практической конференции. - Рязань : Рязанский государственный университет, 2015. - С. 383-390.
41. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Я. Михайлено, Н. А. Короткова. - М. : Академический Проект, 2002. - 155 с.
42. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина ; под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
43. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. - М. : МПСИ, 2005. - 148 с.
44. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская. - М. : Просвещение, 1984. - 272 с.
45. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н. Н. Обозов. - Киев : Лыбидь, 1990. - 192 с.
46. Овсянникова, О. А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / О. А. Овсянникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 28 с.
47. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей 5-7 лет [Текст] / Е. Р. Овчаренко // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 12-16.
48. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук : 10.00.01 / Е. Р. Овчаренко ; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2003. - 23 с.
49. Орлов, К. А. Формирование гуманных отношений младших подростков во внеучебной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / К. А. Орлов ; Моск. гос. гум. ун-т. - М., 2009. - 20 с.
50. Павленчик, В. А. Формирование положительных взаимоотношений детей 6-го года жизни в совместной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. А. Павленчик ; Киев. гос. пед. ин-т. - Киев, 1982. - 25 с.
51. Подивилова, О. Н. Методика воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / О. Н. Подивилова ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2009. - 27 с.
52. Приходько, Ю. А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ю. А. Приходько ; Винниц. гос. пед. ин-т. - Винница, 1980. - 20 с.
53. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] : психологические исследования / под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М. : Педагогика, 1986. - 176 с.
54. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] /
A. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
55. Репина, Т. А. Социально-психологическое изучение общения
дошкольников в игре [Текст] / Т. А. Репина // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : сб. науч. трудов. - М. : НИИ общ.
педагогики, 1978. - С.99-105.
56. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.
57. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред.
B. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
58. Сластенин, В. А.. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
59. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
60. Смирнова, Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст] : лекции 1-4 / Е. О. Смирнова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. - 52 с.
61. Смирнова, Е. О. Отношение популярных и непопулярных
дошкольников к сверстникам [Электронный ресурс] / Е. О. Смирнова, Е. В. Калягина // Электронная библиотека МГППУ. URL:
http://psychlib.rU/mgppu/periodica/VP031998/Sop_50.htm#hid5 (дата
обращения: 14.07.2017).
62. Смирнова, Е. О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте [Текст] / Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 5-16.
63. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников [Текст] : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
64. Смирнова, Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02 / Р. А. Смирнова ; Моск. гос. пед. ун-т. - М., 1981. - 19 с.
65. Сокольникова, М. Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.07 / М. Н. Сокольникова ; Рос. гос. пед. ун-т. - СПб., 2001. - 22 с.
66. Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / под ред. проф. В. А. Лабунской. - М. : Гардарики, 1999. - 397 с.
67. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир [Текст] : кн. для
воспитателей дет. сада / Е. В. Субботский. - СПб. : Питер, 2005. - 340 с.
68. Тарасов, С. В. Игра как активный метод развития ролевого поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. В. Тарасов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 11. - С. 62-66.
69. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова ; под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1976. - 96 с.
70. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 192 с.
71. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст] : практическое пособие. В 4-х томах. - М. : Генезис, 1998. - Т. 2. - 160 с.
72. Формирование терпимого отношения к людям у детей дошкольного
возраста: методические рекомендации для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений [Текст] / под ред. В. Г. Маралова. - Вологда : Издательский центр ВИРО, 2005. - 44 с.
73. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст] / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина. - М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 224 с.
74. Цуканова, Н. И. Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. И. Цуканова ; Липец. гос. пед. ин-т. - Липецк, 1994. - 20 с.
75. Шишлова, Е. Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Э. Шишлова ; Моск. гос. пед. ун-т. - М., 1992. - 16 с.
76. Щетинина, М. А. Диагностика социального развития ребенка [Текст] / М. А. Щетинина. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
77. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Владос, 1999. - 227 с.
78. Якобсон, С. Г. Моральное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детских садов [Текст] / С. Г. Якобсон. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. - 112 с.