Педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДРУЖЕЛЮБНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие дружелюбного отношения в психологии и педагогике 6
1.2. Психологическая характеристика дружелюбного отношения у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические приемы формирования дружелюбных отношений у
детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ДРУЖЕЛЮБНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Педагогическая диагностика дружелюбного отношения у детей 5-6 лет 35
2.2. Практика формирования дружелюбных отношений у старших
дошкольников 45
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 94
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДРУЖЕЛЮБНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие дружелюбного отношения в психологии и педагогике 6
1.2. Психологическая характеристика дружелюбного отношения у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические приемы формирования дружелюбных отношений у
детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ДРУЖЕЛЮБНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Педагогическая диагностика дружелюбного отношения у детей 5-6 лет 35
2.2. Практика формирования дружелюбных отношений у старших
дошкольников 45
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 94
Актуальность исследования. Сложные политические, экономические, социальные условия жизни в современной России являются причиной существующей враждебности в отношениях между людьми. Она, в свою очередь, приводит к проявлениям агрессии, жестокости, нетерпимости, отчужденности и равнодушия даже между близкими. Будучи особенно восприимчивыми и беззащитными к социальному влиянию, дети дошкольного возраста часто переносят подобное отношение в группу детского сада, что накладывает отпечаток на развитие их личности.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, в этом возрасте закладываются базисные основы личности, формируются различные виды деятельности, возникает способность к произвольности поведения, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей, активно развивается эмоционально-волевая сфера. Также происходит динамичное развитие межличностных отношений детей в общении, в различных видах деятельности, прежде всего, в игровой. В это время закладываются основы дружелюбия, терпимости, чуткости в межличностных отношениях.
ФГОС ДО определяет поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности как одно из обязательных условий успешной реализации образовательной программы.
В дошкольной педагогике межличностные отношения детей изучаются в разных аспектах. Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский и др. анализируют влияние межличностных отношений дошкольников на совместную деятельность; В.Н. Бутенко выявляет особенности межличностных отношений в разновозрастных группах. В психолого-педагогической литературе определены подходы к формированию отношений детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной (А.П. Усова, В.А. Павленчик и др.), трудовой (Р.С. Буре), художественной (С.В. Кахнович, О.А. Овсянникова и др.), социально-культурной (Е.А. Ильинская), двигательной (М.Н. Сокольникова).
В современных исследованиях ученые в данном направлении изучают формирование гуманных (В.В. Абраменкова, О.В. Вакуленко, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, К.О. Орлов, Н.И. Цуканова, Е.Э. Шишлова и др.), доброжелательных (Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Г.П. Лаврентьева, Е.О. Смирнова, М.Н. Сокольникова и др.), толерантных (Н.М. Иванова, Е.А. Ильинская, О.Н. Подивилова и др.), положительных (Ю.М. Едиханова, Ю.А. Приходько и др.), благоприятных (С.В. Кахнович), ненасильственных (Т.Н. Икрянникова, В.Г. Маралов и др.) отношений у детей дошкольного возраста.
Во многих исследованиях отмечается, что возможности воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях для формирования дружелюбного отношения к сверстнику у детей используются недостаточно. Это объясняется недостаточной методической разработанностью этого процесса.
Итак, возникает противоречие между необходимостью формирования дружелюбного отношения у дошкольников и недостаточной разработанностью методики его формирования.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей дошкольного возраста?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования дружелюбного отношения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: приемы формирования дружелюбного отношения у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие дружелюбного отношения.
2. Дать психологическую характеристику дружелюбного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать педагогические приемы формирования дружелюбного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить комплекс игровых приемов, направленный на развитие дружелюбного отношения у старших дошкольников, и проверить его на практике.
5. Осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методик исследования: теоретических (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы) и эмпирических (диагностические методики, методы математической статистики).
Методологическую основу исследования составили работы, посвященные теоретическим основам в области дошкольного образования, посвященные вопросам формирования взаимоотношений детей (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, В.Г. Утробина и др.).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 3 г. Североуральска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, в этом возрасте закладываются базисные основы личности, формируются различные виды деятельности, возникает способность к произвольности поведения, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей, активно развивается эмоционально-волевая сфера. Также происходит динамичное развитие межличностных отношений детей в общении, в различных видах деятельности, прежде всего, в игровой. В это время закладываются основы дружелюбия, терпимости, чуткости в межличностных отношениях.
ФГОС ДО определяет поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности как одно из обязательных условий успешной реализации образовательной программы.
В дошкольной педагогике межличностные отношения детей изучаются в разных аспектах. Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский и др. анализируют влияние межличностных отношений дошкольников на совместную деятельность; В.Н. Бутенко выявляет особенности межличностных отношений в разновозрастных группах. В психолого-педагогической литературе определены подходы к формированию отношений детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной (А.П. Усова, В.А. Павленчик и др.), трудовой (Р.С. Буре), художественной (С.В. Кахнович, О.А. Овсянникова и др.), социально-культурной (Е.А. Ильинская), двигательной (М.Н. Сокольникова).
В современных исследованиях ученые в данном направлении изучают формирование гуманных (В.В. Абраменкова, О.В. Вакуленко, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, К.О. Орлов, Н.И. Цуканова, Е.Э. Шишлова и др.), доброжелательных (Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Г.П. Лаврентьева, Е.О. Смирнова, М.Н. Сокольникова и др.), толерантных (Н.М. Иванова, Е.А. Ильинская, О.Н. Подивилова и др.), положительных (Ю.М. Едиханова, Ю.А. Приходько и др.), благоприятных (С.В. Кахнович), ненасильственных (Т.Н. Икрянникова, В.Г. Маралов и др.) отношений у детей дошкольного возраста.
Во многих исследованиях отмечается, что возможности воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях для формирования дружелюбного отношения к сверстнику у детей используются недостаточно. Это объясняется недостаточной методической разработанностью этого процесса.
Итак, возникает противоречие между необходимостью формирования дружелюбного отношения у дошкольников и недостаточной разработанностью методики его формирования.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей дошкольного возраста?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования дружелюбного отношения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: приемы формирования дружелюбного отношения у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие дружелюбного отношения.
2. Дать психологическую характеристику дружелюбного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать педагогические приемы формирования дружелюбного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить комплекс игровых приемов, направленный на развитие дружелюбного отношения у старших дошкольников, и проверить его на практике.
5. Осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методик исследования: теоретических (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы) и эмпирических (диагностические методики, методы математической статистики).
Методологическую основу исследования составили работы, посвященные теоретическим основам в области дошкольного образования, посвященные вопросам формирования взаимоотношений детей (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, В.Г. Утробина и др.).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 3 г. Североуральска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Проведенная опытно-поисковая работа была посвящена проблеме поиска педагогических приемов для формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста.
Анализ педагогической и психологической литературы позволил определить отношения человека как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Исследования современных ученых по проблемам развития гуманных, доброжелательных, положительных, толерантных, ненасильственных отношений дали возможность определить дружелюбные отношения в группе детей дошкольного возраста как отношения, в которых проявляется положительная установка на партнера, эмпатия (сопереживание, сочувствие, содействие), доброжелательность, внимание к другому, стремление к взаимопомощи и взаимодействию без насилия. В структуре дружелюбного отношения можно выделить когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Также было установлено, что психологические особенности дружелюбного отношения в старшем дошкольном возрасте обусловлены специфическими чертами детей этого возраста: активизацией потребности в общении со сверстниками, развитием произвольности поведения, появлением первичных этических инстанций, возникновением интереса к внутреннему миру другого человека, его чувствам и переживаниям. Самосознание и отношение дошкольника к сверстникам основаны на субъектном и объектном началах и развиваются в единстве. С возрастом соотношение между субъектным и объектным началами меняется, что и определяет характер отношения к себе и другим. Доминирование объектного начала самосознания представляется причиной некоторых проблемных форм отношения к сверстникам.
Также были проанализированы педагогические приемы формирования дружелюбного отношения у старших дошкольников. Среди них приучение, убеждение, разъяснение, внушение, пример, этические беседы, поощрение и наказание и др. Исследователи единодушны во мнении, что формировать дружелюбные отношения дошкольников следует в совместной жизни и различных видах деятельности: театрализованной, проектной, игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Особую роль в формировании дружелюбных отношений отводят игровым приемам, поскольку ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста является игра.
В практической части работы были определены критерии и показатели сформированности дружелюбного отношения у старших дошкольников, а также составлен и реализован на практике комплекс игровых приемов, направленный на формирование дружелюбного отношения. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы показал положительную динамику формирования дружелюбного отношения у детей по всем критериям.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности составленного комплекса игровых приемов для формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы достигнута и задачи решены.
Анализ педагогической и психологической литературы позволил определить отношения человека как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Исследования современных ученых по проблемам развития гуманных, доброжелательных, положительных, толерантных, ненасильственных отношений дали возможность определить дружелюбные отношения в группе детей дошкольного возраста как отношения, в которых проявляется положительная установка на партнера, эмпатия (сопереживание, сочувствие, содействие), доброжелательность, внимание к другому, стремление к взаимопомощи и взаимодействию без насилия. В структуре дружелюбного отношения можно выделить когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Также было установлено, что психологические особенности дружелюбного отношения в старшем дошкольном возрасте обусловлены специфическими чертами детей этого возраста: активизацией потребности в общении со сверстниками, развитием произвольности поведения, появлением первичных этических инстанций, возникновением интереса к внутреннему миру другого человека, его чувствам и переживаниям. Самосознание и отношение дошкольника к сверстникам основаны на субъектном и объектном началах и развиваются в единстве. С возрастом соотношение между субъектным и объектным началами меняется, что и определяет характер отношения к себе и другим. Доминирование объектного начала самосознания представляется причиной некоторых проблемных форм отношения к сверстникам.
Также были проанализированы педагогические приемы формирования дружелюбного отношения у старших дошкольников. Среди них приучение, убеждение, разъяснение, внушение, пример, этические беседы, поощрение и наказание и др. Исследователи единодушны во мнении, что формировать дружелюбные отношения дошкольников следует в совместной жизни и различных видах деятельности: театрализованной, проектной, игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Особую роль в формировании дружелюбных отношений отводят игровым приемам, поскольку ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста является игра.
В практической части работы были определены критерии и показатели сформированности дружелюбного отношения у старших дошкольников, а также составлен и реализован на практике комплекс игровых приемов, направленный на формирование дружелюбного отношения. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы показал положительную динамику формирования дружелюбного отношения у детей по всем критериям.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности составленного комплекса игровых приемов для формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы достигнута и задачи решены.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ
ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕЛЮБНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация процесса по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Педагогическая технология воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста (Шадринский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Развитие у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание у младших школьников доброжелательности в процессе обучения на уроках
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



