ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Навыки самообслуживания и проблемы их развития 6
1.2. Анализ образовательных программ по развитию навыков
самообслуживания у детей дошкольного возраста 18
1.3. Формы и методы развития навыков самообслуживания в
дошкольной образовательной организации 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ 38
2.1. Анализ опыта работы дошкольной образовательной организации
по развитию навыков самообслуживания 38
2.2. Изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у
детей 45
2.3. Рекомендации по развитию навыков самообслуживания у детей
дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИУ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка.
Дети, умеющие сами себя обслуживать, чувствуют себя хорошо в коллективе, у него больше времени для контакта со сверстниками и общения. Конечно, дети по - разному усваивают действия и правила, которым их обучают взрослые. Вместе с тем, у каждого ребенка при правильном воспитании устанавливается стремление все делать самостоятельно.
Сущность труда в этом возрасте увеличивается, и развиваются умение доводить начатое дело до конца. Немаловажно позволить детям больше самостоятельности в самообслуживании. В процессе самообслуживания у детей развиваются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
В детском саду воспитатели формируют простейшие навыки самостоятельности у детей, а в семье нередко бывает так, что родители не продолжают эту работу. Детям нелегко подстраиваться к противоречивым требованиям взрослых. Поэтому, для эффективного становления навыков саморазвития у ребенка очень важна совместная работа дошкольной организации и семьи.
Исследованием развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как: В.П. Арсентьева, Т.В. Астахова, Н.В. Баюкова, А.И. Волкова, В.И. Волынкин, Л.С. Выготский, И.Г. Горбунова, Н.П. Ежкова, Е.И. Изотова, О.Н. Истратова, С.А.Козлова, Г.Г. Кравцов, В.М. Кравченко, В.Г. Крысько, Н.М. Крылова, М.И. Лисина, В.А. Лобанова, Н.В. Микляева, С.Н. Мухина, А.В. Огнистый, В.И. Петрова, А.М. Руденко, Е.В. Смирнова.
В работах данных авторов представлены теоретические и некоторые практические аспекты в развитии навыков самообслуживания детей дошкольного возраста, кроме того рассматриваются некоторые психологические аспекты, которые существенно помогают понять схему и основную проблематику рассматриваемого процесса.
Трудность в формировании навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста нередко заключается в том, что родители очень часто чрезмерно опекают ребенка и не дают ему многие действия совершать самостоятельно. В дошкольных организациях ребенку прививают навыки самообслуживания, но дома этот процесс часто прерывается.
Данная проблема определила тему исследования: «Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей».
Объект исследования - процесс развития навыков самообслуживания.
Предмет - процесс развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей.
Цель исследования - разработать рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей.
Для результата в поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить характеристики навыков самообслуживания и проблемы их развития;
- выявить особенности детей дошкольного возраста;
- провести анализ образовательных программ по развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста;
- определить формы и методы развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста;
- провести анализ опыта работы по формированию навыков самообслуживания в дошкольной образовательной организации;
- изучить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19, г. Михайловска, Свердловской области.
Методы исследования:
- анализ, наблюдение, анкетирование;
- математическая обработка данных.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и 3 приложений. Объем работы составляет 66 страниц.
В заключении всей вышеизложенной информации можно резюмировать то, что в ходе изучения процесса развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии с МКДОУ №19 был сделан вывод о том, что самообслуживание включает в себя следующее: раздевание и одевание; гигиена тела; освоение навыков приема пищи; опрятность.
Основная проблема формирования навыков самообслуживания у детей в психолого-педагогической литературе на сегодня не нашла достаточно полного отражения, хотя она является актуальной для специальной педагогики как в теоретическом, так и в практическом плане. При этом базовой задачей педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей является помощь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни. При этом, деятельность по развитию навыков самообслуживания у детей должна быть обязательно совместной, т.е. не должно быть так, что в дошкольной организации ребенка приучают к самостоятельности, а дома родители продолжают кормить его с ложечки, одевать, собирать разбросанные игрушки и т.д.
Был проведен анализ образовательных программ по развитию навыков самостоятельности у детей, применяющиеся на сегодня в образовательных организациях в ходе, которых были выявлены следующие базовые направления:
- поэтапный переход к полной самостоятельности в процессе самообслуживания ребенка. При этом все действия объясняются простым и доступным языком;
- применение коллективного труда для привития детям навыка элементарного бытового самообслуживания;
- забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития;
- содействие обогащению всестороннего развития и саморазвития ребенка как индивидуальности и его наставника в процессе разных видов деятельности;
- содействие овладению основами духовной культуры.
Анализ опыта работы МКДОУ №19 и родителей показал, что работа воспитателей по развитию навыков самообслуживания дошкольников, как в младшей, так и в старшей дошкольной группе проводится по стандартной схеме. Основная проблема, которая присутствует в МКДОУ №19 на сегодня - это отсутствие интересной игровой направленности в процессе обучения, а также недостаточное взаимодействие с родителями в рассматриваемом направлении.
Изучение сформированности навыков самообслуживания у детей показало, что степень сформированности навыков самообслуживания в МКДОУ №19 находится на достаточно низком уровне и в улучшении нуждаются все навыки: раздевание и одевание, гигиена тела, освоение навыков приема пищи, опрятность.
Рекомендации для родителей и воспитателей развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста в старшей подготовительной группе включили в себя, которая состоит из 2-х частей:
- развитие навыков самообслуживания у детей в МКДОУ №19 на мероприятиях вместе с родителями;
- развитие навыков самообслуживания у воспитанников МКДОУ №19 дома.
Развитие навыков самообслуживания у детей в МКДОУ №19 на мероприятиях вместе с родителями предложено в игровой форме.
Развитие навыков самообслуживания у воспитанников МКДОУ №19 дома предлагает закрепить работу по формированию рассмотренных выше навыков самообслуживания, а также сделать акцент на развитии трудовой деятельности, т.к. она, как отмечалось ранее имеет большое значение для дальнейшей жизнедеятельности ребенка.
Таким образом, предложенный цикл занятий направлен на развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии с МКДОУ №19 и семьей воспитанников. Цикл занятий не только закрепить уже имеющиеся навыки самообслуживания, а еще и развить в ребенке новые качества такие, как: продуктивная деятельность, творчество, самовыражение, адекватное восприятие себя и окружающих.
1. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: учебное пособие / В. П. Арсентьева - М.: Форум, 2015. - 144 с.
2. Астахова, Т. В. Категории и отрасли дошкольной педагогики [Текст] / Т.В. Астахова // Вопросы гуманитарных наук: журнал. - 2013. - №5. - С. 50-51.
3. Баюкова, Н. В. Педагогическая поддержка детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения [Текст] / Н. В. Баюкова // Детский сад от А до Я: журнал. - 2013. -№4. - С. 76-84.
4. Блонский, П. П. Психология младшего дошкольника. Воронеж.: МОДЭК, 2015. - 164с.
5. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2015. - 672с.
6. Буре, Р. С. Воспитатель и дети. М.:Просвещение. 2011. - 342с.
7. Волкова, А. И. Психология общения [Текст]: учебное пособие / А. И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 446 с.
8. Волынкин, В. И. Воспитание и развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие / В. И. Волынкин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 448с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2012.- 480с.
10. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова - М.: Владос, 2014. - 304 с.
11. Горбунова, И. Г. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей [Текст] / И. Горбунова // Дошкольное воспитание: журнал. - 2013. - №3. - С. 24-28.
12. Гурвиц, В. Н. Развитие навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. Н. Гурвиц //Наука и школа: журнал. - 2013. - № 4. - С. 125 - 127.
13. Данилова, И. В. Правовое образование родителей и педагогов в ДОУ [Текст] / И. В. Данилова // Дошкольное образование - 1 сентября: газета. - 2013. - №6.- С. 18-21.
14. Едакова, И. Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС [Текст] / И. Б. Едакова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2015. - №12 - с. 17-22.
15. Ежкова, Н. П. Педагогический процесс в дошкольных учреждениях: научный взгляд [Текст] / Н. П. Ежкова // Дошкольное воспитание: журнал. — 2016. — №3. — С. 72-76.
16. Емельянова, И. Е. Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования [Текст] / И. Е. Емельянова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2013. - №12 - С. 14-16.
17. Изотова, Е. И. Психологическая служба в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. И. Изотова - М.: Академия, 2015. - 304 с.
18. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога [Текст]: учебное пособие / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т.В. Экса Кусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2012. - 568 с.: ил.
19. Истратова, О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст] / О. Н. Истратова. - Ростов н /Д: Феникс, 2012. - 317с.
20. Климова, С. А. Формирование коммуникативной компетенции старших дошкольников [Текст] / С. А. Климова, Ю. А. Чичиланова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2016. - №12. - С. 31-35.
21. Князева, Е. С. Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников в познавательной деятельности [Текст] / Е. С. Князева // Дошкольное воспитание: журнал. - 2013. - №10. - С. 115-118.
22. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М.: Академия, 2012. - 416 с.
23. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст]: учебное пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова- М.: Мозаика- Синтез, 2013. - 264 с.
24. Кравченко, В. М. Психология и педагогика: учебное пособие / В. М. Кравченко. - М.: Риор, 2014. - 128 с.
25. Крылова, Н. М. ДЕТСКИЙ САД — ДОМ РАДОСТИ
[Электронный ресурс]. URL: http: //www.firo .ru/wp-
content/uploads/2014/02/Dom radosti.pdf(дата обращения 20.06.2017)
26. Крысько, В. Г. Педагогика и психология [Текст]: учебное пособие / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2014. - 471с.
27. Коротаева, Е. В. Социальное развитие детей: аспекты
преемственности [Текст] / Е. В. Коротаева, М. В. Бывшева // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2013. - №12. - С. 23-27.
28. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: учебное пособие / М. И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб: Питер, 2012. - 276 с.
29. Лобанова, В. А. Структура педагогического партнерства в воспитательно - образовательном процессе со старшими дошкольниками / В. А. Лобанова, А.С. Тимошенко // Дошкольное воспитание: журнал. - 2013. - №5. - С. 107-112.
30. Лукина, Е. А. Преемственность дошкольного и начального образования как необходимое условие формирования готовности к обучению [Текст] / Е. А. Лукина // Начальное образование: журнал. — 2013. — №2. — С. 25-31.
31. Любимова, Л. В. Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования [Текст] / Л. В. Любимова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2015. - №12. - С. 9-13.
32. Майер, А. А. Трудности стандартизации дошкольного образования [Текст] / А. А. Майер, Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика: журнал. - 2016. - №10. С. 12-15.
33. Маралова, Е. А. Совершенствование педагогических условий в ДОУ: коммуникативно - речевой каркас образовательной среды [Текст] / Е. А. Маралова // Дошкольная педагогика: журнал. - 2015. - №3. - С. 7-11.
34. Маркушева, М. Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста [Текст] /М. Е. Маркушева // Дошкольная педагогика: журнал. - 2013. - №3. - С. 20-23.
35. Микерина, А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования [Текст] / А.С. Микерина // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2013. - №12. - С. 60-63.
36. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст]: учебное пособие / Н. В Микляева, Ю. В. Микляева - М.: Академия,
2012. - 208 с.
37. Мухина, С. Н. Психомоторные способности дошкольников: структура и развитие / С. Н. Мухина, Г. Г. Мисаренко // Детский сад от А до Я: журнал. — 2015. — №5. — С. 88-97.
38. Никитина, С. В. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду [Текст] / С. В. Никитина // Дошкольная педагогика: журнал. -
2013. - №3. - С. 12-13.
39. Официальный сайт МКДОУ ДЕТСКИЙ САД №19 г.Михайловска [Электронный ресурс]. URL: http://mdou-n19.narod.ru (дата обращения 20.06.2017)
40. Петрова, В. И. Развитие ценностного отношения дошкольника к миру / В. И. Петрова // Детский сад от А до Я: журнал. - 2013. - №2. - С. 33¬40.
41. Распоряжение Правительства РФ № 1726 - р // Концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ( с измен. и вступ. в силу 04.09.2014г.)
42. Руденко, А. М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А. М. Руденко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 125 с.
43. Румянцева, И. Б. К вопросу об интегрированном образовании детей в системе дошкольного образования [Текст] / И. Б. Румянцева // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2013. - №6. - С. 44-50.
44. Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н. П. Сазонова - М.: Детство-Пресс, 2012. - 272 с.
45. Сафронова, А. В. Особенности системы дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http: // doshkolnuk.com/ Sistema- doshkolnogo ( дата обращения 20.06.. 2017).
46. Смирнова, Е. В. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ / Е. В. Смирнова, М. Соколова // Дошкольное воспитание: журнал. - 2015. - №2. - С. 93-99.
47. Суркова, А. Д. Организация дошкольного образования в ДОУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: nsportal.ru/detskiy-sad/ upravlenie- dou/ 2014/ 11/07/jrganizatsiya - obrazovatelnogo - protsessa - v- dou - v - kontekste ( дата обращения 20.06.2017)
48. Услуги дошкольных учреждений и закон об образовании в Российской Федерации / Т. И. Тарасова // Советник в сфере образования: журнал. - 2013. - №1. - С. 80-85.
49. Фадеева, Е. Р. Проблема формирования навыков активности дете старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Р. Фадеева // Наука и школа: журнал. - 2016. - №4. - С. 122-124.
50. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с измен. и вступ. в силу 21.07.2011 г.)
51. Федеральный закон РФ N 273-ФЗ // «Об образовании в
Российской Федерации» (с измен. и вступ. в силу 29.12.2012 г.)