Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Навыки самообслуживания и проблемы их развития 6
1.2. Анализ образовательных программ по развитию навыков
самообслуживания у детей дошкольного возраста 18
1.3. Формы и методы развития навыков самообслуживания в
дошкольной образовательной организации 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ 38
2.1. Анализ опыта работы дошкольной образовательной организации
по развитию навыков самообслуживания 38
2.2. Изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у
детей 45
2.3. Рекомендации по развитию навыков самообслуживания у детей
дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИУ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Навыки самообслуживания и проблемы их развития 6
1.2. Анализ образовательных программ по развитию навыков
самообслуживания у детей дошкольного возраста 18
1.3. Формы и методы развития навыков самообслуживания в
дошкольной образовательной организации 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ 38
2.1. Анализ опыта работы дошкольной образовательной организации
по развитию навыков самообслуживания 38
2.2. Изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у
детей 45
2.3. Рекомендации по развитию навыков самообслуживания у детей
дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИУ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка.
Дети, умеющие сами себя обслуживать, чувствуют себя хорошо в коллективе, у него больше времени для контакта со сверстниками и общения. Конечно, дети по - разному усваивают действия и правила, которым их обучают взрослые. Вместе с тем, у каждого ребенка при правильном воспитании устанавливается стремление все делать самостоятельно.
Сущность труда в этом возрасте увеличивается, и развиваются умение доводить начатое дело до конца. Немаловажно позволить детям больше самостоятельности в самообслуживании. В процессе самообслуживания у детей развиваются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
В детском саду воспитатели формируют простейшие навыки самостоятельности у детей, а в семье нередко бывает так, что родители не продолжают эту работу. Детям нелегко подстраиваться к противоречивым требованиям взрослых. Поэтому, для эффективного становления навыков саморазвития у ребенка очень важна совместная работа дошкольной организации и семьи.
Исследованием развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как: В.П. Арсентьева, Т.В. Астахова, Н.В. Баюкова, А.И. Волкова, В.И. Волынкин, Л.С. Выготский, И.Г. Горбунова, Н.П. Ежкова, Е.И. Изотова, О.Н. Истратова, С.А.Козлова, Г.Г. Кравцов, В.М. Кравченко, В.Г. Крысько, Н.М. Крылова, М.И. Лисина, В.А. Лобанова, Н.В. Микляева, С.Н. Мухина, А.В. Огнистый, В.И. Петрова, А.М. Руденко, Е.В. Смирнова.
В работах данных авторов представлены теоретические и некоторые практические аспекты в развитии навыков самообслуживания детей дошкольного возраста, кроме того рассматриваются некоторые психологические аспекты, которые существенно помогают понять схему и основную проблематику рассматриваемого процесса.
Трудность в формировании навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста нередко заключается в том, что родители очень часто чрезмерно опекают ребенка и не дают ему многие действия совершать самостоятельно. В дошкольных организациях ребенку прививают навыки самообслуживания, но дома этот процесс часто прерывается.
Данная проблема определила тему исследования: «Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей».
Объект исследования - процесс развития навыков самообслуживания.
Предмет - процесс развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей.
Цель исследования - разработать рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей.
Для результата в поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить характеристики навыков самообслуживания и проблемы их развития;
- выявить особенности детей дошкольного возраста;
- провести анализ образовательных программ по развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста;
- определить формы и методы развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста;
- провести анализ опыта работы по формированию навыков самообслуживания в дошкольной образовательной организации;
- изучить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19, г. Михайловска, Свердловской области.
Методы исследования:
- анализ, наблюдение, анкетирование;
- математическая обработка данных.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и 3 приложений. Объем работы составляет 66 страниц.
Дети, умеющие сами себя обслуживать, чувствуют себя хорошо в коллективе, у него больше времени для контакта со сверстниками и общения. Конечно, дети по - разному усваивают действия и правила, которым их обучают взрослые. Вместе с тем, у каждого ребенка при правильном воспитании устанавливается стремление все делать самостоятельно.
Сущность труда в этом возрасте увеличивается, и развиваются умение доводить начатое дело до конца. Немаловажно позволить детям больше самостоятельности в самообслуживании. В процессе самообслуживания у детей развиваются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
В детском саду воспитатели формируют простейшие навыки самостоятельности у детей, а в семье нередко бывает так, что родители не продолжают эту работу. Детям нелегко подстраиваться к противоречивым требованиям взрослых. Поэтому, для эффективного становления навыков саморазвития у ребенка очень важна совместная работа дошкольной организации и семьи.
Исследованием развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как: В.П. Арсентьева, Т.В. Астахова, Н.В. Баюкова, А.И. Волкова, В.И. Волынкин, Л.С. Выготский, И.Г. Горбунова, Н.П. Ежкова, Е.И. Изотова, О.Н. Истратова, С.А.Козлова, Г.Г. Кравцов, В.М. Кравченко, В.Г. Крысько, Н.М. Крылова, М.И. Лисина, В.А. Лобанова, Н.В. Микляева, С.Н. Мухина, А.В. Огнистый, В.И. Петрова, А.М. Руденко, Е.В. Смирнова.
В работах данных авторов представлены теоретические и некоторые практические аспекты в развитии навыков самообслуживания детей дошкольного возраста, кроме того рассматриваются некоторые психологические аспекты, которые существенно помогают понять схему и основную проблематику рассматриваемого процесса.
Трудность в формировании навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста нередко заключается в том, что родители очень часто чрезмерно опекают ребенка и не дают ему многие действия совершать самостоятельно. В дошкольных организациях ребенку прививают навыки самообслуживания, но дома этот процесс часто прерывается.
Данная проблема определила тему исследования: «Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей».
Объект исследования - процесс развития навыков самообслуживания.
Предмет - процесс развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей.
Цель исследования - разработать рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей.
Для результата в поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить характеристики навыков самообслуживания и проблемы их развития;
- выявить особенности детей дошкольного возраста;
- провести анализ образовательных программ по развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста;
- определить формы и методы развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста;
- провести анализ опыта работы по формированию навыков самообслуживания в дошкольной образовательной организации;
- изучить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19, г. Михайловска, Свердловской области.
Методы исследования:
- анализ, наблюдение, анкетирование;
- математическая обработка данных.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и 3 приложений. Объем работы составляет 66 страниц.
В заключении всей вышеизложенной информации можно резюмировать то, что в ходе изучения процесса развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии с МКДОУ №19 был сделан вывод о том, что самообслуживание включает в себя следующее: раздевание и одевание; гигиена тела; освоение навыков приема пищи; опрятность.
Основная проблема формирования навыков самообслуживания у детей в психолого-педагогической литературе на сегодня не нашла достаточно полного отражения, хотя она является актуальной для специальной педагогики как в теоретическом, так и в практическом плане. При этом базовой задачей педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей является помощь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни. При этом, деятельность по развитию навыков самообслуживания у детей должна быть обязательно совместной, т.е. не должно быть так, что в дошкольной организации ребенка приучают к самостоятельности, а дома родители продолжают кормить его с ложечки, одевать, собирать разбросанные игрушки и т.д.
Был проведен анализ образовательных программ по развитию навыков самостоятельности у детей, применяющиеся на сегодня в образовательных организациях в ходе, которых были выявлены следующие базовые направления:
- поэтапный переход к полной самостоятельности в процессе самообслуживания ребенка. При этом все действия объясняются простым и доступным языком;
- применение коллективного труда для привития детям навыка элементарного бытового самообслуживания;
- забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития;
- содействие обогащению всестороннего развития и саморазвития ребенка как индивидуальности и его наставника в процессе разных видов деятельности;
- содействие овладению основами духовной культуры.
Анализ опыта работы МКДОУ №19 и родителей показал, что работа воспитателей по развитию навыков самообслуживания дошкольников, как в младшей, так и в старшей дошкольной группе проводится по стандартной схеме. Основная проблема, которая присутствует в МКДОУ №19 на сегодня - это отсутствие интересной игровой направленности в процессе обучения, а также недостаточное взаимодействие с родителями в рассматриваемом направлении.
Изучение сформированности навыков самообслуживания у детей показало, что степень сформированности навыков самообслуживания в МКДОУ №19 находится на достаточно низком уровне и в улучшении нуждаются все навыки: раздевание и одевание, гигиена тела, освоение навыков приема пищи, опрятность.
Рекомендации для родителей и воспитателей развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста в старшей подготовительной группе включили в себя, которая состоит из 2-х частей:
- развитие навыков самообслуживания у детей в МКДОУ №19 на мероприятиях вместе с родителями;
- развитие навыков самообслуживания у воспитанников МКДОУ №19 дома.
Развитие навыков самообслуживания у детей в МКДОУ №19 на мероприятиях вместе с родителями предложено в игровой форме.
Развитие навыков самообслуживания у воспитанников МКДОУ №19 дома предлагает закрепить работу по формированию рассмотренных выше навыков самообслуживания, а также сделать акцент на развитии трудовой деятельности, т.к. она, как отмечалось ранее имеет большое значение для дальнейшей жизнедеятельности ребенка.
Таким образом, предложенный цикл занятий направлен на развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии с МКДОУ №19 и семьей воспитанников. Цикл занятий не только закрепить уже имеющиеся навыки самообслуживания, а еще и развить в ребенке новые качества такие, как: продуктивная деятельность, творчество, самовыражение, адекватное восприятие себя и окружающих.
Основная проблема формирования навыков самообслуживания у детей в психолого-педагогической литературе на сегодня не нашла достаточно полного отражения, хотя она является актуальной для специальной педагогики как в теоретическом, так и в практическом плане. При этом базовой задачей педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей является помощь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни. При этом, деятельность по развитию навыков самообслуживания у детей должна быть обязательно совместной, т.е. не должно быть так, что в дошкольной организации ребенка приучают к самостоятельности, а дома родители продолжают кормить его с ложечки, одевать, собирать разбросанные игрушки и т.д.
Был проведен анализ образовательных программ по развитию навыков самостоятельности у детей, применяющиеся на сегодня в образовательных организациях в ходе, которых были выявлены следующие базовые направления:
- поэтапный переход к полной самостоятельности в процессе самообслуживания ребенка. При этом все действия объясняются простым и доступным языком;
- применение коллективного труда для привития детям навыка элементарного бытового самообслуживания;
- забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития;
- содействие обогащению всестороннего развития и саморазвития ребенка как индивидуальности и его наставника в процессе разных видов деятельности;
- содействие овладению основами духовной культуры.
Анализ опыта работы МКДОУ №19 и родителей показал, что работа воспитателей по развитию навыков самообслуживания дошкольников, как в младшей, так и в старшей дошкольной группе проводится по стандартной схеме. Основная проблема, которая присутствует в МКДОУ №19 на сегодня - это отсутствие интересной игровой направленности в процессе обучения, а также недостаточное взаимодействие с родителями в рассматриваемом направлении.
Изучение сформированности навыков самообслуживания у детей показало, что степень сформированности навыков самообслуживания в МКДОУ №19 находится на достаточно низком уровне и в улучшении нуждаются все навыки: раздевание и одевание, гигиена тела, освоение навыков приема пищи, опрятность.
Рекомендации для родителей и воспитателей развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста в старшей подготовительной группе включили в себя, которая состоит из 2-х частей:
- развитие навыков самообслуживания у детей в МКДОУ №19 на мероприятиях вместе с родителями;
- развитие навыков самообслуживания у воспитанников МКДОУ №19 дома.
Развитие навыков самообслуживания у детей в МКДОУ №19 на мероприятиях вместе с родителями предложено в игровой форме.
Развитие навыков самообслуживания у воспитанников МКДОУ №19 дома предлагает закрепить работу по формированию рассмотренных выше навыков самообслуживания, а также сделать акцент на развитии трудовой деятельности, т.к. она, как отмечалось ранее имеет большое значение для дальнейшей жизнедеятельности ребенка.
Таким образом, предложенный цикл занятий направлен на развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии с МКДОУ №19 и семьей воспитанников. Цикл занятий не только закрепить уже имеющиеся навыки самообслуживания, а еще и развить в ребенке новые качества такие, как: продуктивная деятельность, творчество, самовыражение, адекватное восприятие себя и окружающих.
Подобные работы
- Особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ДИСТАНЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У
СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - СЕНСОРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020



