Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инновации в деятельности педагогов как условие совершенствования экологического образования детей в дошкольном учреждении

Работа №97910

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 8
1.1. Сущность инноваций в образовании 8
1.2. Задачи и содержание экологического образования дошкольников в действующих программах 17
1.3 Взаимосвязь традиций и инноваций в деятельности педагогов как фактор повышения качества экологического образования в ДОО 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОО
2.1. Методика оценки качества экологического образования и уровня
инновационной деятельности педагогов ДОО 36
2.2. Условия активизации инновационной деятельности педагогов по
организации процесса экологического образования в ДОО 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 94


Актуальность исследования. Инновационная деятельность в до-школьной образовательной деятельности назрела в связи с изменением социально-экономических условий среды. В исследованиях учёных отмечается ориентация на рынок (маркетинизация среды), неравное экономическое положение семей (маргинализация среды), омоложение многих болезней, компьютеризация, увлечение населения гаджетами, экранная зависимость и многое другое. Это приводит к изменению подрастающего поколения. В связи с этим возникает потребность в обновлении качества дошкольного образования, в том числе экологического. В.Н. Белкина отмечает, что инновации в социально-психологическом смысле - создание и внедрение различного вида новшеств, которые порождают значимые изменения в социальной практике.
Инновации затрагивают все стороны деятельности дошкольной образовательной организации. Инновации в управленческой деятельности: делегирование полномочий, разработка концепции и программ работы ДОО, изменение алгоритма внутреннего контроля, маркетинговые исследования, сетевое взаимодействие. Инновации в содержании дошкольного образования: новые образовательные программы, специальные программы дошкольных организаций, индивидуальные программы педагогов, дополнительные услуги, предоставляемые детскими садами. Инновации в педагогических технологиях: проблемные, развивающие, информационно-коммуникационные, проектные и др. Инновации в работе с кадрами: непрерывная переподготовка сотрудников, индивидуальные программы профессионального роста, мастер- классы, педагогические ринги, педагогические проекты, конкурсы, интерактивные методы, тьютерство. Инновации в работе с детьми: различные формы детской деятельности, индивидуальная подготовка детей, индивидуальные маршруты развития ребёнка, группы выходного дня. Инновации в работе с родителями: интерактивные методы, пресс-служба, клубы. Инновации в предметно-развивающей среде: обогащение среды, построение среды по принципам интеграции, гендерного подхода.
Дошкольное образование выступает первой и важнейшей ступенью развития детей, закладывающей основы адаптации и социализации в меняющемся мире. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования дошкольное детство стало рассматриваться как особо ценный уровень образования, главной целью которого является формирование успешной личности.
В современных условиях человечество осознало противоречивый характер взаимосвязи человека и природы, что требует иного качества знаний о природе и характере отношений к ней со стороны человека. Поэтому в настоящее время актуальное значение приобретают задачи воспитания экологической культуры и экологического сознания у всех членов общества, включая детей.
Развитие науки и техники привело к акцентированию государства на экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения. Принятие Федерального Закона № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» законодательно установило всеобщее обязательное экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, учащийся молодёжи, экологическое просвещение всего населения РФ. В главе 13 «Основы формирования экологической культуры», ст. 71 указывается, что в «целях формирования экологической культуры ... устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование.». В статье 72, п.1 закона указывается, что «преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных, школьных образовательных учреждениях. независимо от профиля и организационных форм. Указ президента РФ «О Стратегии экологической без-опасности Российской Федерации» (2017). в соответствии с которой экологическая безопасность нашего государства является составной частью национальной безопасности.
Экологическое образование для дошкольной педагогики выступает новым направлением, инновацией, которое возникло на рубеже 80-90 - х годов двадцатого века и в современное время проходит этап становления. Базой для экологического образования является программный раздел «Ознакомление детей с природой» программы воспитания и обучения в детском саду.
Основная цель экологического образования детей дошкольного возраста - воспитание в начальных формах экологической культуры личности. Воспитанием экологически ориентированной личности в дошкольном детстве должны заниматься экологически грамотные, профессионально подготовленные люди, компетентные в вопросах определения целей, задач, содержания экологического образования, путей и средств его реализации, способные создать, условия, необходимые для осуществления эколого-образовательной работы в ДОО.
В современных условиях возникает необходимость модернизации эко-логического образования дошкольников с учетом инновационных процессов в ДОО.
Степень разработанности проблемы исследования. В последние двадцать лет проблема нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и других. Ознакомление дошкольников с природой раскрыто в трудах С.А. Веретенниковой, Н.Ф. Виноградовой, О.Е. Герасимовой, Л.И. Марченко, Т.А. Федоровой и других. Изучением методики и теории экологического образования детей дошкольного возраста занимались Д.С. Гордеева, О.М. Газина, О.А. Соломенникова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.Г. Фокина, и другие.
Проведённый анализ научных и научно-методических исследований позволил выявить следующее противоречие: несмотря на множество работ по экологическому образованию дошкольников, исследований, посвящённых 5
инновациям в деятельности педагогов по экологическому образованию детей дошкольного возраста, недостаточно. Это позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия организации инновационной деятельности педагогов ДОО в процессе экологического образования?
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-поисковая проверка педагогических условий организации инновационной деятельности педагогов ДОО, обеспечивающей совершенствование экологического образования детей.
Объект исследования - процесс экологического образования детей в ДОО.
Предмет исследования - педагогические условия организации инновационной деятельности педагогов ДОО в процессе экологического образования.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:
1. Определить сущность инноваций в дошкольном образовании.
2. Изучить проблему внедрения инноваций в процессе экологического образования детей в дошкольном учреждении.
3. Провести опытно-поисковую работу по разработке инновационной стратегии с целью повышения качества экологического образования детей в ДОО.
4. Разработать и реализовать проект инновационной деятельности по повышению качества экологического образования старших дошкольников.
Методы и методики исследования: для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение нормативных документов, психолого - педагогической и методической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (диагностическая беседа, экспериментальные ситуации, наблюдение за поведение дошкольников во время игры и образовательной деятельности, анкетирование воспитателей детского сада и родителей воспитанников, методы графической обработки результатов).
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования разработанных материалов в практике экологического образования детей дошкольного возраста.
База исследования. Исследование проводилось в детском саду № 2 «Золотая рыбка», обособленном структурном подразделении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка» (далее детский сад № 2 «Золотая рыбка»).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 16 таблиц, 6 рисунков, 9 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование по теме «Инновации в деятельности педагогов как условие совершенствования экологического образования детей в дошкольном учреждении» позволяет сделать следующие выводы.
Анализ сущности понятий «инновации» в образовании позволил нам прийти к выводу о том, что инновации представляют собой новшества, отвечающие современным общественным потребностям и требованиям федеральных образовательных стандартов последнего поколения. В настоящее время традиционные педагогические подходы уступают место технологиям педагогической инноватики, внимание которой сфокусировано на преобразовании модели обучения и воспитания в соответствии с новыми условиями и потребностями личности в образовательном процессе.
Исследование проблемы инновационной деятельности педагогов ДОО как условия повышения качества экологического образования дало возможность прийти к пониманию того, что реализация инновационной стратегии предполагает качественную перестройку всей системы дошкольного экологического образования: обновление образовательных программ;, апробацию новых технологий, методов и форм работы; совершенствование образовательной среды, включая свободный доступ к ИКТ; конструирование нового типа связей ДОО с семьями детей и социумом.
Опытно-поисковая работа по разработке инновационной стратегии с целью оптимизации экологического образования детей позволила выявить следующие условия: развитие инновационного потенциала педагогов ДОО через целенаправленную подготовку к инновационной деятельности; системный организованный характер инновационной деятельности. В процессе формирующего эксперимента был внедрен комплекс инноваций, включающий: разработку содержательных мини-модулей «Природа и культура»; использование инновационных технологий мультипликации; создание интерактивных игр; развитие информационно-образовательной среды.
Проведенная опытно-поисковая работа позволила доказать результативность выявленных условий повышения качества экологического образования дошкольников. Диагностика выявила повышение уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников экспериментальной группы, участвовавших в исследовании.



1. Анохин, Е. В. Экологические занятия с детьми 6 -7 лет [Текст]: / Е. В. Анохин, Т. М. Бондаренко, А. С Суханова. - Воронеж : ЧП Лакоценин,
2007.- 190 с.
2. Белая, К. Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО [Текст] / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
3. Белкина, В. Н. Традиции и инновации в дошкольном образовании [Электронный ресурс] / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник.- 2016 .- №6 .- 452 с. - URL : https://rucont.ru/efd/316754(дата обращения: 23.09.2018).
4. Берзина, Р. Ф. Формирование экологической культуры дошкольников [Текст] / Р. Ф. Березина // Символ науки. - 2016. - № 1. - С. 65-66.
5. Братчина, А. А. Использование инновационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Братчина, Е. Е. Шмакова // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2015. - № 1. - С. 12-15.
6. Бурда, С. А., Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода проектирования с детьми дошкольного возраста [Текст] / С. А. Бурда, Н. Н. Кривунец // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 15-22.
7. Ворошилова, В. М Мтеория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие / В. М Ворошилова, О. Н. Лазарева, Н. А. Волкова - Екатеринбург, 2004. - 279 с.
8. Гаврилова, О. В. Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога) [Электронный ресурс] / О. В. Гаврилова // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 47¬49. - URL https://moluch.ru/archive/149/41603/(дата обращения: 11.11.2018).
9. Газина, О. М.,. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Газина, В. Г Фокина: - М : Прометей, 2013. - 310 с.
10. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : курс лекций для высш. педаг. учеб. заведений / Е. В. Гончарова - Нижневартовск. - 2008. - 326 с.
11. Гончарова, Е. В. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. В. Гончарова, И. С. Телегина - Нижневартовск. - 2013. - 126 с.
12. Гордеева, Д. С. Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] / Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского гос. педагогического университета. - 2010. - № 6. - С. 57-63.
13. Гордеева, Д. С. Специфика методики становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] / Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского гос. педагогического университета. - 2010.- № 8. - С.5-12.
14. Гордеева, Д. С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] : Автореф. дис. на ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование) / Д. С. Гордеева ; ЧелГПУ. - Челябинск, 2010. - 26 с.
15. Гордеева, Д. С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] / Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 3. - С. 46-53.
16. Гребешова, С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования [Электронный ресурс] / С. В. Гребешкова // Молодой ученый. -2016. - №13.3. - С. 29-30. - URL : https://moluch.ru/archive/117/32377/(дата обращения: 19.06.2018).
17. Грецкая, Ю. П. Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / Ю. П. Грецкая // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №3. - С. 51-54. - URL : https://moluch.ru/th/1/archive/63/2565/(дата обращения: 20.09.2018).
18. Грецкая, Ю. П. Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой. [Электронный ресурс] / Ю. П. Грецкая // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. - М. : Буки-Веди, 2017. - С. 37-39. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13052/(дата обращения: 15.09.2018).
19. Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии. В 2-х книгах. [Текст] / В. С. Зайцев - Книга 1. Челябинск : ЧГПУ, 2012. - 411 с.
20. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века. [Текст] / А. Н. Захлебный // Научные исследования в образовании. - 2011. - № 9. С.3-6.
21. Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современной этапе. [Текст] /А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире - 2008. - Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник / Отв. ред. Н.Н. Марфенин; под общей редакцией Н. Н. Марфенина, С. А. Степанова. М. : Изд-во МНЭПУ,
2008. - С. 144-170.
22. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития. [Текст] / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, В. А. Грачев // Университет им. В. И. Вернадского. Специальный выпуск, 2012. - № 39. - С. 55-59.
23. Зебзеева, В. А. Эколого-субкультурные практики детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Зебзеева // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ : ежемес. науч.-метод. и психол.-пед. журн.,2011. - № 7. - C. 3-7.
24. Иванова, А. Ю. Условия управления качеством экологического образования в дошкольном учреждении. [Текст] / А. Ю. Иванова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2015. - № 2 - С.124-127.
25. Кадырова, Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Электронный ресурс] / Р. М. Кадырова // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 160-162. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6389/(дата обращения: 11.11.2018).
26. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте [Текст] / Е. Ф. Козина - М : Прометей, 2011. - 454 с.
27. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте. [Текст] / Е. Ф Козина - М : Прометей, 2011. - 488 с.
28. Колмыкова, И. Г. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников [Электронный ресурс] / И. Г. Колмыкова // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 69-73. - URL : https://moluch.ru/archive/116/32015/(дата обращения: 04.10.2018).
29. Лапин, Н. И. Теория и практика инноватики [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Лапин. - М. : Логос, 2008. - 328 с.
30. Маркова, Л. С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Структура, содержание, перспектива, планирование работы [Текст] / Л. С. Маркова //Управление ДОУ. - 2002. - С. 77.
31. Маркова, О. Ю. Современные аспекты экологического образования. [Текст] / Л. С. Маркова // Вестник Красноярского государственного аграрного университета - 2013. - № 5. - С.247-250.
32. Морозова, Е. Е. Развитие инновационной деятельности ДОУ средствами экологического взаимодействия в системе: воспитанники, родители, педагоги, научная общественность. [Текст] : методическое пособие / Е. Е Морозова, Л. Н. Макарова, Е. В. Иванова, Н. А. Марченко, Ю. В. Вестернина, Н. В. Поплавская. - Саратов : Амирит, 2018. - 116 с.
33. Научно-педагогическая информация: словарь-справочник [Электронный ресурс] / сост. В. М. Полонский - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с. - URL : http://znanium.com/catalog/product/754406(дата обращения: 06.07. 2017).
34. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. [Текст] / С. Н. Николаева - М. : Академия, 2013. - 184 с.
35. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Педагогическое общество России, 2013. - 38 с.
36. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей. [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2012. - 336 с.
37. Николаева, С. Н. Экологическая культура в образовательном пространстве ДОО: ведущая роль технологий экологического воспитания. [Текст] / С. Н. Николаева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 5. - С. 28-35.
38. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет. [Текст] / С. Н. Николаева - М. : Мозаика-синтез, 2010. - 78с.
39. Официальный сайт Дошкольной образовательной организации МАДОУ «Росинка», детский сад № 2 «Золотая рыбка» [Электронный ресурс]. URL : https://www.rosinka-madou.ru/detskie-sady/detskij-sad-2-zolotaya-rybka(дата обращения 21.11.20018)
40. Пермякова, Н. Е. Теоретико-методологические основания осуществления экологического образования дошкольников. [Текст] / Н. Е. Пермякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 9. - С. 139-150.
41. Приказ Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] : от 17. 10. 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/2ff7a8c72de3994f30 496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения 07.10.2018).
42. Пудинова, А. С., Шепилова Н. А. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / А. С. Пудинова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №7/2. - С. 34-35.
43. Ревнивцева, Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] / Р. М. Ревнивцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, - 2012. - С. 67-69. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2786/(дата обращения: 20.06.2018).
44. Романенко, Е. В. Управление ДОУ в современных условиях [Электронный ресурс] / Е. В. Романенко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето. - 2015. - С. 77-79. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7494/(дата обращения: 20.12.2017).
45. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях [Текст] : автореф. дисс.докт. пед. наук / Н. А. Рыжова ; Москва, 2000. - 45с.
46. Савчук, Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования [Электронный ресурс] / Л. В. Савчук // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 62-65. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4662/(дата обращения: 04.09.2018).
47. Семенова, Е. В. Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по экологическому образованию дошкольников [Электронный ресурс] / Е. В. Семенова // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 122-124. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13919/(дата обращения: 11.11.2018).
48. Словарь иностранных слов современного русского языка [Текст] / сост. Т. В. Егорова. - М.:«Аделант», 2014. - 800с.
49. Соломенникова, О. А., Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. [Текст] / О. А. Соломенникова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 112 с.
50. Тихонова, Ю. В.. Развитие экологического образования и воспитания дошкольника посредством мини-этюдов, игр-импровизаций в ДОУ [Текст] / Ю. В. Тихонова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2014. - Ч. 2. - С. 99.
51. Урмина, И. А. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / И. А. Урмина - М. : Линка-Пресс, 2009. - 320с.
52. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л. И. Фалюшина - М. : АРКТИ, 2003. - 259с.
53. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [Электронный
ресурс] : от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-
правовой системы «КонсультантПлюс».
54. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 3-11.
55. Чердымова, Е. И. Инновационные технологии в формировании эко-логического сознания у дошкольников. [Текст] / Е. И. Чердымова // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. - 2010. - Том 12. - № 5-1. - С. 163-167.
56. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] : учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова ; под ред. Т. И. Шамовой. - М : Просвещение, 2002. - С. 384.
57. Шамсуллина, М. Н. Инновации в дошкольном образовании [Текст] / М. Н. Шамсуллина // Педагогические науки. - 2015. - № 3. - С.41-45.
58. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе [Текст] / В. А. Ясвин - М. : Смысл, 2000. - 456 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ