ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ И С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «мелкая моторика» как научный феномен 9
1.2. Развитие мелкой моторики у обучающихся младшего школьного
возраста с интеллектуальной нормой в онтогенезе 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью 21
1.4. Особенности развития мелкой моторики у обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровне начального образования 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 33
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на выявление
уровней сформированности мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 47
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на выявление уровней сформированности мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью экспериментальной группы 54
ГЛАВА 3. РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕНОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 58
3.1. Проект коррекционно-развивающей программы, направленной на
коррекцию мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровне начального образования 58
3.2. Анализ результатов внедрения проекта коррекционно-развивающей
программы, направленной на коррекцию мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровне начального образования и её эффективности 67
3.3. Методические рекомендации педагогам и родителям, направленные
на повышение уровня сформированности мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровне начального образования 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема исследования. Обучение обучающихся с особыми образовательными потребностями является одной из основных задач для страны. Включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. Целью образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни [57].
Актуальность темы. Особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития обучающихся данной категории. У обучающихся затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев, их точность и темп нарушены, что значительно сковывает действия обучающихся в процессе обучения. Для любого ребенка важно развивать мелкую моторику рук, тем более это актуально для ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, для которого развитие общей и мелкой моторики может стать основным направлением компенсирующего обучения [15].
Следствием органического поражения головного мозга является дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, что значительно затрудняет овладение обучающимися с умственной отсталостью базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма.
Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук, движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями, а также при выполнении бытовых манипуляторных действий.
Известно, что мускульная работа в процессе целенаправленной деятельности влечет за собой функциональные изменения мышечных клеток, повышая их работоспособность. Интенсивная деятельность клеток приводит к их делению. Работающие мышцы являются источником крупных функциональных изменений во всем организме. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе одно из первостепенных значений. У младших школьников с умственной отсталостью уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.
Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике. Л. В. Занков [28], А. Р. Лурия [41], М. С. Певзнер [51], и другие специалисты считают, что нарушение мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых обучающихся неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены.
По данным исследований, проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой [1], М. М. Кольцовой [34], Б. И. Пинским [55] была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Вопросами изучения развития мелкой моторики рук у обучающихся с умственной отсталостью в разное время занимались: Л. Б. Баряева [4], Н. П. Вайзман [9], Т. Н. Головина [20], Е. А. Екжанова [22], А. Р. Маллер [42], Г. В. Цикото [42] и другие.
Однако, на современном этапе данная тема выпускной квалификационной работы «Коррекция нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования» недостаточно изучена. В системе коррекционно-образовательного процесса для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью коррекция нарушений мелкой моторики имеет большое значение. Она способствует не только формированию координации движений пальцев рук, но и помогает скорректировать умственные способности.
Коррекция мелкой моторики у обучающихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, в том числе: предметно-практической, изобразительной, уроках ручного труда, адаптивной и лечебной физкультуры.
Перечисленные учебные предметы являются важными для коррекции нарушений мелкой моторики, но недостаточными для того, чтобы повысить уровень сформированности мелкой моторики. В связи с этим необходима разработка проекта программы коррекционно-развивающего курса по коррекции нарушений мелкой моторики.
Объектом исследования является мелкая моторика обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости на уровне начального образования.
Предмет исследования - коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - изучение особенностей развития мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и составление проекта коррекционно-развивающей программы по коррекции мелкой моторики.
В соответствии с целью были определены основные задачи нашего исследования.
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
3. Составить проект коррекционно-развивающей программы по развитию мелкой моторики для обучающихся младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
4. Провести анализ результатов внедрения составленной коррекционно-развивающей программы по развитию мелкой моторики для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровне начального образования.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Для решения поставленных задач были подобраны следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов), практические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, проективные методы).
В экспериментальном исследовании было реализовано три этапа:
- констатирующий (проведение первичной диагностики);
- формирующий (составление проекта коррекционно-развивающей программы и ее внедрение);
- контрольный (проведение повторной диагностики для выявления эффективности применения коррекционно-развивающей программы).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Список литературы содержит 71 проанализированный теоретический источник.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволяет сделать вывод, что термин «мелкая моторика» относится как к физическому, так и к социальному компонентам развития человека. Поэтому, под термином «мелкая моторика» следует понимать сложно организованную систему двигательных функций, скоординированных нервной, мышечной и костной системами, в сочетании со зрительной системой, производимых в процессе взаимодействия человека с окружающей действительностью.
Значимым этапом в развитии мелкой моторики ребенка, и его моторной сферы в целом, является период от начала младенческого возраста до конца дошкольного возраста. Период младшего школьного возраста характеризуется совершенствованием навыков моторной сферы и мелкой моторики обучающегося в процессе учебной, спортивной и свободной деятельности.
Моторное развитие обучающихся младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью протекает на фоне органических нарушений в структурах центральной нервной системы и имеет следующие особенности: задержанный характер в становлении моторных действий, слабость двигательных реакций, нарушение ориентировки в пространстве, повышенный (пониженный) тонус в мышцах, неловкость движений, походки, затруднения в мелкомоторных действиях и т. д.
В экспериментальном исследовании по коррекции нарушений развития мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровне начального образования было задействовано 10 обучающихся в возрасте 10 - 12 лет. Согласно заключению ПМПК у 8 обучающихся экспериментальной группы следующая структура нарушения: «Умственная отсталость умеренной степени», у двух обучающихся - «Умственная отсталость тяжелой степени». У шести обучающихся экспериментальной группы есть сопутствующее нарушение - «Расстройство аутистического спектра».
Диагностические процедуры на констатирующем этапе экспериментального исследования проводились по методике Е. Ф. Архиповой, направленной на обследование общей и мелкой моторики, модифицированной автором исследования. Таким образом, методика включала задания, которые ориентированы на обследование мелкой моторики. Инструкции были упрощены на более доступные для обучающихся младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Задания предъявлялись с помощью словесной инструкции в обязательном сопровождении показа действий, с дополнительным объяснением выполняемых действий.
Результаты диагностических процедур показали, что у обучающихся отмечаются следующие особенности: осуществление инструкции с помощью пальцев другой руки, поднятие вверх ладони на каждую пальцевую пробу, синкинезии, тремор рук, не способность удерживать пальцевые позы самостоятельно, неправильное удержание карандаша в руке и т. д.
Также на данном этапе исследования было выявлено, что большинство обучающихся, задействованных в экспериментальном исследовании, имеют низкий уровень сформированности мелкой моторики.
На формирующем этапе экспериментального исследования автором исследования была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на коррекцию нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровне начального образования «Вот помощники мои». Содержание программы включает четыре модуля, которые охватывают коррекционно-развивающую работу на период четвёртого года обучения обучающихся младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по развитию всех компонентов мелкой моторики.
Далее автором исследования была проведена работа по апробации данной программы с экспериментальной группой исследования. В ходе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности, автором исследования совместно с воспитателем группы продленного дня была реализована работа по всем четырем модулям коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровне начального образования «Вот помощники мои».
По завершению работы были проведены контрольные диагностические процедуры по оценке эффективности использования данной программы. В ходе анализа результатов контрольных диагностических процедур было выявлено, что трое обучающихся экспериментальной группы исследования показали отрицательную динамику, один обучающийся не изменил показателей и шестеро обучающихся показали положительную динамику в развитии мелкой моторики.
Также при анализе результатов экспериментального исследования были составлены методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, включающие три метода работы: самомассаж, упражнения с массажными мячиками и игровые упражнения.
Материалы данного исследования могут быть полезны для воспитателей, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, логопедов и родителей, в качестве средств коррекционной работы по развитию мелкой моторики нормально развивающихся обучающихся и обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук [Текст] / Л. В. Антакова-Фомина // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. - М., 1974. - 238 с.
2. Аристотель [Текст] : в 4 т. / Аристотель. - М. : Мысль, 1976 - 1983.
Т. 1 : О душе / пер. П. С. Попова в перераб. М. И. Иткина / ред. и вступ. ст. В. Ф. Асмуса. - 1975. - 552 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 320 с.
4. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] : учебно - методическое пособие / Л. Б. Баряева. - М. : СОЮЗ, 2002. - 479 с.
5. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
6. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 496 с.
7. Бехтерев, В. Н. Общие основы рефлексологии человека [Текст] / В. Н. Бехтерев. - М. : Наука, 1928. - 544 с.
8. Богатырева, З. Н. Чудесные поделки из бумаги [Текст] /
З. Н. Богатырева. - М. : Педагогика, 1987. - 184 с.
9. Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н. П. Вайзман. - М. : АГРАФ, 1997. - 128 с.
10. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] / А. Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
11. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Академия, 2002. - 480 с.
12. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов пед. институтов / В. В. Давыдов [и др.] ; под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 285 с.
13. Волков, Б. С. Детская психология: логические схемы [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова - М. : Гуман. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 180 с.
14. Воспитание и обучение во вспомогательной школе [Текст] / под ред. В. В. Воронковой. - М. : Школа - ПРЕСС, 1994. - 416 с.
15. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1988. - 500 с.
16. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : Университет, 2000. - 336 с.
17. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1985. - 45 с.
18. Гимнастика для пальчиков [Текст] / сост. Е. М. Косинова. - М. : Эксмо, 2002. - 58 с.
19. Гозова, А. П. Изучение психического развития аномальных детей [Текст] / А. П. Гозова, Ю. А. Кулагин, И. В. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова // Дефектология. - 1983. - № 6. - С. 23-26.
20. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. - М. : Педагогика, 1990. - 120 с.
21. Дефектология [Текст] : словарь-справочник / авт.-сост.
С. С. Степанов ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : ТЦ СФЕРА, 2005. - 208 с.
22. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Екжанова // Дефектология. - 2003. - № 6. - С. 51-54.
23. Ефремова, Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова. - М. : Дрофа, 2000. - 1233 с.
24. Жаренков, Г. И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения [Текст] / Г. И. Жаренков. - М. : Дрофа, 1998. - 222 с.
25. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1988. - 94 с.
26. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] : пособие для психол-мед.-пед. комис. / С. Д. Забрамная. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 32 с.
27. Зак, Г. Г. Система работы по коррекции мелкой моторики у обучающихся с синдромом Дауна («Театр движений») / Г. Г. Зак, А. В. Кубасов, Н. В. Сергеева // Специальное образование. - 2013. - № 3. - С. 62-71.
28. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Просвещение, 1988. - 192 с.
29. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : АПН, 1960. - 430 с.
30. Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду [Текст] : уч.- метод. пос. в 2-х ч. : ч.1. / под ред. Е. Е. Аюповой. - Пермь : ПКИПКРО, 2010. - 96 с.
31. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
32. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов [Текст] : сб. науч. тр. / под ред. В. Г. Петровой. - М. : Наука, 1987. - 88 с.
33. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] / В. Квинн. - СПб. : Питер, 2000. - 560 с.
34. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. - М. : Наука, 1973. -143 с.
35. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т. С. Комарова, Н. П. Саккулина, Н. Б. Халезова [и др.] ; под ред. Т. С. Комаровой. - М. : Просвещение, 1991. -256 с.
36. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 2 т. / Я. А. Коменский ; под ред. А. А. Красновского. - М. : Педагогика, 1982.
Т. 1 : Великая дидактика / пер. с лат. проф. Д. Н. Королькова ; под ред. А. А. Красновского. - М. : Учпедгиз, 1939. - 324 с.
37. Коменский, Я. А. Материнская школа [Текст] / Я. А. Коменский ; пер. Д. Н. Королькова. - М. : Учпедгиз, 1947. - 104 с.
38. Коррекционно-развивающее обучение [Текст] / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 136 с.
39. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб. : Питер,
2000. - 992 с.
40. Лебединский, В. В. Нарушения психологического развития у детей [Текст] / В. В. Лебединский. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 167 с.
41. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Наука, 1990. - 253 с.
42. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
43. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом [Текст] : в 2 ч. / Н. Н. Малофеев. - М. : Печатный двор, 1996.
Ч. 1 : Западная Европа. - 1996. - 182 с.
44. Мастюкова, Е. М. Дети с нарушением умственного развития [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. А. Пермякова. - Иркутск : ИГПИ, 1992. - 95 с.
45. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. [Электронный ресурс]. - URL : www.mkb10.ru(дата обращения: 07.09.2017).
46. Новиков, Н. И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / сост. Н. А. Трушин ; под ред. М. Ф. Шабаевой - М. : Учпедгиз, 1959. - 131 с.
47. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Издательский центр «Академия»,
2001. - 272 с.
48. Осипова, Л. Б. Организация и содержание коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики младших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Л. Б. Осипова // Современность и пути развития специального образования - ч. 4 : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 34-42.
49. Османова, Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики [Текст] : картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. - СПб. : КАРО, 2014. - 160 с.
50. Пашкова, И. В. Формирование перцептивных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы [Текст] / И. В. Пашкова // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи : материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов, 21 марта 2013 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - Ч. 2. - С. 63-69.
51. Певзнер, М. С. Динамика развития детей-олигофренов [Текст] / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. - М. : Наука, 1963. - 220 с.
52. Перова, М. Н. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов [Текст] / М. Н. Перова. - М. : Просвещение, 2001. - 158 с.
53. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии [Текст] / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - 2-е изд. - М. : Академия, 1998. - 104 с.
54. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников
[Текст] / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
55. Пинский, Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы [Текст] / Б. И. Пинский. - Минск : Парадокс, 1999. - 128 с.
56. Покровский, В. И. Энциклопедический словарь медицинских терминов [Текст] : практ. пособие. - М. : Наука, 2005. - 1592 с.
57. Психология [Текст] : словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
58. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
59. Руссо, Ж. Ж. Педагогические сочинения [Текст] : в 2-х томах:
Т. 1 / Ж. Ж. Руссо ; под ред. Г. Н. Джибладзе. - М. : Педагогика, 1981. -
656 с.
60. Сенсорное воспитание [Текст] / под ред. Н. Н. Подъякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.
61. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. - М. : Вира-М, 2006. - 246 с.
62. Слободчикова, В. В. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст] : методические разработки для школьного психолога / В. В. Слободчикова. - СПб. : Питер, 2007. - 65 с.
63. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 480 с.
64. Сухарева, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста [Текст] : избранные главы / Г. Е. Сухарева. - М. : Медицина, 1974. - 320 с.
65. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : ЭКСМО, 2010. - 48 с.
66. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] : в 10 т. / К. Д. Ушинский. - М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1948 - 1950. Т. 1 / К. Д. Ушинский. - 1948. - 732 с.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года. - URL : http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения: 15.03.2018).
68. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL : http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения: 15.03.2018).
69. Чернова, Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики [Текст] / Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева. - СПб. : КОРОНА-Век, 2007. - 32 с.
70. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.
71. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. - СПб. : Университетская книга, 1996. - 241 с.