Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование и развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в процессе изобразительной деятельности

Работа №97907

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Характеристика формирования и развития мелкой моторики 7
1.2. Особенности формирования и развития мелкой моторики у детей с
нарушениями зрения 11
1.3. Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой
моторики в младшем школьном возрасте 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 22
2.1. Выбор методик исследования сформированности мелкой моторики
у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и планирование констатирующего этапа эксперимента 22
2.2. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
задействованных в экспериментальном изучении мелкой моторики 25
2.3. Выявление уровня сформированности мелкой моторики по
результатам констатирующего эксперимента 28
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
3.1. Корекционно-развивающая программа, направленная на
формирование и развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 36
3.2. Проведение коррекционно-развивающей работы по формированию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
3.3. Выявление уровня сформированное™ мелкой моторики в ходе
контрольного эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют



В связи с модернизацией образования на первый план выдвигается проблема изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка. В свете этого актуальность изучения механизмов компенсации нарушений в развитии детей с нарушениями зрения возрастает.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития (В. А. Вагнер). На зрительное восприятие опирается познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, пропорции, положение в пространстве, цвет). При нарушении зрения формирование сенсорных эталонов и перцептивных действий существенно затруднено (Л. В. Рудакова, Н. А. Крылова, Л. И. Солнцева). При этом важную комментирующую роль выполняет кинестетическое восприятие.
Развитие навыков осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения имеет большое значение, т. к. позволяет восполнить недостаток визуальной информации [3]. Также позволяет ребенку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов, способствует развитию навыка письма.
Акт письма рассматривался в работах многих ученых (Л. С. Выготский, Е. Д. Гурьянов, Л. Р. Лурия) как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки, специальные двигательные и графические умения.
При недостаточном уровне сформированности перечисленных компонентов возникают трудности в освоении навыков письма.
Целью исследования - является изучение влияния специально организованных занятий на развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования - процесс формирования и развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования - являются особенности формирования и развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Методики, использованные в данной работе, для проведения констатирующего эксперимента: методика «Лабиринт» Н. И. Озерецкого, методика для определения уровня развития графомоторной функции, методика графический диктант.
Для углубленного изучения темы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме.
2. Подобрать диагностические методики, направленные на исследование формирования и развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
3. Экспериментальным путем выявить уровень сформированности мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.
4. Составить и апробировать содержательный и технологические аспекты формирования и развития мелкой моторики у данной категории детей.
5. Выявить эффективность психолого-педагогической работы.
Контингент исследования - дети младшего школьного возраста с нарушением зрения.
База исследования: Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат №10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы ".
Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, 3 приложений.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы формирования и развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения» определены основные понятия мелкой моторики, ее структура, этапы ее формирования, дано определение группам детей с нарушениями зрения, раскрыто понятие изобразительной деятельности, описаны основные способы создания труда изобразительной деятельности.
Во второй главе «Практическое изучение сформированности мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения» были подобраны методики для проведения психодиагностический процедур, их адаптация, описана база проведения констатирующего этапа эксперимента и проведен анализ его результатов.
В третьей главе «Формирование и развитие мелкой моторики у учащихся в процессе изобразительной деятельности» прописана коррекционно-развивающая программа и выявлен уровень сформированности мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе контрольного эксперимента.
В заключении представлены выводы о проведенном исследовании.
В состав приложения входит адаптированный материал, использованный в констатирующем и контрольном этапе эксперимента, конспекты корекционно-развивающей программы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основную информацию мы получаем за счет восприятия окружающей действительности посредством использования зрительных рецепторов. У детей с нарушениями зрения данный способ изучения ограничен.
Большинство детей с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации. Что в следствии приводит к низкому уровню осязательной чувствительности и моторики пальцев рук.
Данный тезис актуален при опоре на труды С. Д. Забрамной, которая, в свою, очередь утверждала, что большое количество детей с нарушениями зрения имеет сочетанные дефекты развития, которые могут повлиять на осязательную чувствительность пальцев рук [16].
Мелкая моторика в свою очередь - один из важных компонентов всестороннего развития, она дает большой задаток к развитию устной и письменной речи, Также связана с высшими психическими функциями, развитие которых влияет на успешность в любом виде деятельности (Л. С. Выготский).
В связи с тем, что познание мира у данной категории обучающихся происходит, в большей степени, через использование тактильных, двигательных и температурный ощущений, была поставлена цель по составлению коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию и развитие мелкой моторики у детей данной категории.
Теоретическое и экспериментальное изучение мелкой моторики дало представление о важности развития данного вида деятельности для обучающихся с нарушениями зрения. На основании проведенного исследования можно сделать вывод об эффективности составленной коррекционно-развивающей программы. Составленная и адаптированная программа оказалась в целом эффективна. Но нужно отметить, что она не была бы так результативна, не задействовав помимо нее другие факторы влияния на обучающихся. Кроме проведения коррекционно-развивающей программы в учебном заведении проводятся занятия по письму и изобразительной деятельности, поэтому данная программа работала в комплексе с этими видами деятельности и дала больший эффект.
Таким образом, цель и задачи коррекционно-развивающей программы, а также выпускной квалификационной работы были выполнены в полном объеме.


1. Аксенова, М. И. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи [Текст] / М. И. Аксенова. - М. : Дошкольное воспитание, 1990. - 20 с.
2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : ФиС, 1991. - 209 с.
3. Бернштейн, Н. А. Построение движений [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 174 с.
4. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Бернштейн - М. : Академия, 2010. - 284 с.
5. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук [Текст] / С. Е. Большакова. - М. : Сфера, 2009. - 64 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / под ред.
Б. Г. Мещерякова [и др.]. - М. : Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.
7. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] /
А. К. Бондоренко, А. И. Матусик. - М. : Просвещение, 2009. - 192 с.
8. Бортник, А. Ф. Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с полимерной глиной [Текст] / А. Ф. Бортник, М. А. Амосова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - С. 30-31.
9. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С. М. Вайнерман. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
10. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст] / Т. Г. Визель. - М. : АСТ: Транзиткнига, 2005. - 384 с.
11. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С. Е. Гаврина. - М. : Академия развития, 2005. - 56 с.
12. Грайзер, Е. В. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Грайзер // Проблемы педагогики. - М., 2015. - № 2. - С. 64-73.
13. Давыдова, И. В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования [Текст] / И. В. Давыдова. - М. : Начальная школа плюс До и После, 2005. - 55 с.
14. Дружинина, Л. А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ [Текст] : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. - Челябинск : Букватор, 2006. - 113 с.
15. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Ежанова // Дефектология. - М., 2003. - № 6. - 54 с.
16. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная. - М. : Новая школа, 1998. - 144 с.
17. Зегебарт Г. М. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков [Текст] / Г. М. Зегебарт, О. С. Ильичева. - М. : Генезис, 2012. - 70 с.
18. Ильин, Е. П. Психомоторика [Текст] / Е. П. Ильин. - М. : Владос, 2010. - 326 с.
19. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитаю [Текст] : пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 224 с.
20. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. - М. : Просвещение, 1973. - 228 с.
21. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : «Просвещение», 2011. - 196 с.
22. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева. - М. : Академия, 2003. - 480 с.
23. Лапшина, Л. М. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью [Текст] : метод. рекомендации / Л. М. Лапшина, В. А. Левченко / Челяб. гос. пед. Университет. - Челябинск, 2014. - 50 с.
24. Лихошерстова, Н. А. Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе обучения нетрадиционным художественным техникам [Текст] / Н. А. Лихошерстова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 3. - С. 124-127.
25. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников [Текст] : книга для учителя начальных классов / Н. П. Локалова.
- М. : Педагогическое общество России, 2005. - 67 с.
26. Лурия, A. Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое изучение [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Академия, 2012. - 346 с.
27. Малева, З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия детей [Текст] / З. П. Малева. - М. : Владос, 2000. - 96 с.
28. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. - Речь, 2003. - 400 с.
29. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 108 с.
30. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская.
- М. : Академия, 2001. - 246 с.
31. Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс]. - URL : www.mkb10.ru(дата обращения 11.12.2018).
32. Мордвиненко, Н. Э. Особенности изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - URL : http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-izobrazitelnoy deyatelnosti-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения 27.10.2018).
33. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Академия, 1998. - 608 с.
34. Назарова, Н. М. Специальная педагогика [Текст] / Н. М. Назарова. - М. : Изд-во Академия, 2000. - 586 с.
35. Немов, Р .С. Психология [Текст] : учебник для студентов вузов / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 241 с.
36. Никитина, Я. Ю. Особенности развития моторики ребенка в различные периоды онтогенеза [Электронный ресурс]. - URL : http://nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2012/08/30/osobennostirazvitiya- motoriki-rebenka-v-razlichnye-periody(дата обращения 02.11.2018).
37. Озерецкий, Н. И. Исследование при помощи специальных тестов моторной одаренности у нормальных и анормальных детей и подростков [Текст] : тезисы доклада / Н. И. Озерецкий // Основные проблемы педологии в СССР. - Вязники : Красный печатник, 1928. - С. 170-171.
38. Озерецкий, Н. И. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей [Текст] / Н. И. Озерецкий, М. О. Гуревич - М. : Синтез, 2012. - 106 с.
39. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст] : учебное пособие / Л. И. Плаксина. - М. : РАОИКП, 1999. - 125 с.
40. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 365 с.
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Питер, 2008. - 495 с.
42. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Л. П. Савина. - М. : Родничок, 2012. - 185 с.
43. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их
преодоление у младших школьников [Текст] : учеб. пособие /
И. Н. Садовникова. - М. : Владос, 1997. - 282 с.
44. Светлова, И. E. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова - М. : Детство-пресс, 2012. - 71 с.
45. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) [Текст] / Л. И. Солнцева. - М. : Классике Стиль, 2006. - 256 с.
46. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников [Текст] : практическое пособие / А. Л. Сиротюк. - М. : Аркти, 2008. - 66 с.
47. Станкевичус, Л. А. Эффективность подвижных игр в воспитании двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / Л. А. Сканкевичус. - М. : Владос, 2011. - 72 с.
48. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2013. - 48 с.
49. Ткачук, Ю. Г. Становление навыка письма у детей младшего
школьного возраста [Электронный ресурс]. - URL :
https://moluch.ru/archive/115/30508/(дата обращения 21.12.2018).
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 22 сентября 2011 г. № 2357 [Электронный ремурс]. - URL : https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 13.12.1018).
51. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения [Текст] : практическое пособие / К. Фопель ; пер. с нем. - М. : Генезис, 2003. - 456 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ