Формирование и развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в процессе изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Характеристика формирования и развития мелкой моторики 7
1.2. Особенности формирования и развития мелкой моторики у детей с
нарушениями зрения 11
1.3. Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой
моторики в младшем школьном возрасте 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 22
2.1. Выбор методик исследования сформированности мелкой моторики
у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и планирование констатирующего этапа эксперимента 22
2.2. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
задействованных в экспериментальном изучении мелкой моторики 25
2.3. Выявление уровня сформированности мелкой моторики по
результатам констатирующего эксперимента 28
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
3.1. Корекционно-развивающая программа, направленная на
формирование и развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 36
3.2. Проведение коррекционно-развивающей работы по формированию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
3.3. Выявление уровня сформированное™ мелкой моторики в ходе
контрольного эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Характеристика формирования и развития мелкой моторики 7
1.2. Особенности формирования и развития мелкой моторики у детей с
нарушениями зрения 11
1.3. Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой
моторики в младшем школьном возрасте 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 22
2.1. Выбор методик исследования сформированности мелкой моторики
у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и планирование констатирующего этапа эксперимента 22
2.2. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
задействованных в экспериментальном изучении мелкой моторики 25
2.3. Выявление уровня сформированности мелкой моторики по
результатам констатирующего эксперимента 28
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
3.1. Корекционно-развивающая программа, направленная на
формирование и развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 36
3.2. Проведение коррекционно-развивающей работы по формированию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
3.3. Выявление уровня сформированное™ мелкой моторики в ходе
контрольного эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В связи с модернизацией образования на первый план выдвигается проблема изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка. В свете этого актуальность изучения механизмов компенсации нарушений в развитии детей с нарушениями зрения возрастает.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития (В. А. Вагнер). На зрительное восприятие опирается познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, пропорции, положение в пространстве, цвет). При нарушении зрения формирование сенсорных эталонов и перцептивных действий существенно затруднено (Л. В. Рудакова, Н. А. Крылова, Л. И. Солнцева). При этом важную комментирующую роль выполняет кинестетическое восприятие.
Развитие навыков осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения имеет большое значение, т. к. позволяет восполнить недостаток визуальной информации [3]. Также позволяет ребенку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов, способствует развитию навыка письма.
Акт письма рассматривался в работах многих ученых (Л. С. Выготский, Е. Д. Гурьянов, Л. Р. Лурия) как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки, специальные двигательные и графические умения.
При недостаточном уровне сформированности перечисленных компонентов возникают трудности в освоении навыков письма.
Целью исследования - является изучение влияния специально организованных занятий на развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования - процесс формирования и развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования - являются особенности формирования и развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Методики, использованные в данной работе, для проведения констатирующего эксперимента: методика «Лабиринт» Н. И. Озерецкого, методика для определения уровня развития графомоторной функции, методика графический диктант.
Для углубленного изучения темы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме.
2. Подобрать диагностические методики, направленные на исследование формирования и развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
3. Экспериментальным путем выявить уровень сформированности мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.
4. Составить и апробировать содержательный и технологические аспекты формирования и развития мелкой моторики у данной категории детей.
5. Выявить эффективность психолого-педагогической работы.
Контингент исследования - дети младшего школьного возраста с нарушением зрения.
База исследования: Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат №10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы ".
Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, 3 приложений.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы формирования и развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения» определены основные понятия мелкой моторики, ее структура, этапы ее формирования, дано определение группам детей с нарушениями зрения, раскрыто понятие изобразительной деятельности, описаны основные способы создания труда изобразительной деятельности.
Во второй главе «Практическое изучение сформированности мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения» были подобраны методики для проведения психодиагностический процедур, их адаптация, описана база проведения констатирующего этапа эксперимента и проведен анализ его результатов.
В третьей главе «Формирование и развитие мелкой моторики у учащихся в процессе изобразительной деятельности» прописана коррекционно-развивающая программа и выявлен уровень сформированности мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе контрольного эксперимента.
В заключении представлены выводы о проведенном исследовании.
В состав приложения входит адаптированный материал, использованный в констатирующем и контрольном этапе эксперимента, конспекты корекционно-развивающей программы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития (В. А. Вагнер). На зрительное восприятие опирается познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, пропорции, положение в пространстве, цвет). При нарушении зрения формирование сенсорных эталонов и перцептивных действий существенно затруднено (Л. В. Рудакова, Н. А. Крылова, Л. И. Солнцева). При этом важную комментирующую роль выполняет кинестетическое восприятие.
Развитие навыков осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения имеет большое значение, т. к. позволяет восполнить недостаток визуальной информации [3]. Также позволяет ребенку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов, способствует развитию навыка письма.
Акт письма рассматривался в работах многих ученых (Л. С. Выготский, Е. Д. Гурьянов, Л. Р. Лурия) как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки, специальные двигательные и графические умения.
При недостаточном уровне сформированности перечисленных компонентов возникают трудности в освоении навыков письма.
Целью исследования - является изучение влияния специально организованных занятий на развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования - процесс формирования и развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования - являются особенности формирования и развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Методики, использованные в данной работе, для проведения констатирующего эксперимента: методика «Лабиринт» Н. И. Озерецкого, методика для определения уровня развития графомоторной функции, методика графический диктант.
Для углубленного изучения темы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме.
2. Подобрать диагностические методики, направленные на исследование формирования и развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
3. Экспериментальным путем выявить уровень сформированности мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.
4. Составить и апробировать содержательный и технологические аспекты формирования и развития мелкой моторики у данной категории детей.
5. Выявить эффективность психолого-педагогической работы.
Контингент исследования - дети младшего школьного возраста с нарушением зрения.
База исследования: Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат №10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы ".
Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, 3 приложений.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы формирования и развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения» определены основные понятия мелкой моторики, ее структура, этапы ее формирования, дано определение группам детей с нарушениями зрения, раскрыто понятие изобразительной деятельности, описаны основные способы создания труда изобразительной деятельности.
Во второй главе «Практическое изучение сформированности мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения» были подобраны методики для проведения психодиагностический процедур, их адаптация, описана база проведения констатирующего этапа эксперимента и проведен анализ его результатов.
В третьей главе «Формирование и развитие мелкой моторики у учащихся в процессе изобразительной деятельности» прописана коррекционно-развивающая программа и выявлен уровень сформированности мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе контрольного эксперимента.
В заключении представлены выводы о проведенном исследовании.
В состав приложения входит адаптированный материал, использованный в констатирующем и контрольном этапе эксперимента, конспекты корекционно-развивающей программы.
Основную информацию мы получаем за счет восприятия окружающей действительности посредством использования зрительных рецепторов. У детей с нарушениями зрения данный способ изучения ограничен.
Большинство детей с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации. Что в следствии приводит к низкому уровню осязательной чувствительности и моторики пальцев рук.
Данный тезис актуален при опоре на труды С. Д. Забрамной, которая, в свою, очередь утверждала, что большое количество детей с нарушениями зрения имеет сочетанные дефекты развития, которые могут повлиять на осязательную чувствительность пальцев рук [16].
Мелкая моторика в свою очередь - один из важных компонентов всестороннего развития, она дает большой задаток к развитию устной и письменной речи, Также связана с высшими психическими функциями, развитие которых влияет на успешность в любом виде деятельности (Л. С. Выготский).
В связи с тем, что познание мира у данной категории обучающихся происходит, в большей степени, через использование тактильных, двигательных и температурный ощущений, была поставлена цель по составлению коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию и развитие мелкой моторики у детей данной категории.
Теоретическое и экспериментальное изучение мелкой моторики дало представление о важности развития данного вида деятельности для обучающихся с нарушениями зрения. На основании проведенного исследования можно сделать вывод об эффективности составленной коррекционно-развивающей программы. Составленная и адаптированная программа оказалась в целом эффективна. Но нужно отметить, что она не была бы так результативна, не задействовав помимо нее другие факторы влияния на обучающихся. Кроме проведения коррекционно-развивающей программы в учебном заведении проводятся занятия по письму и изобразительной деятельности, поэтому данная программа работала в комплексе с этими видами деятельности и дала больший эффект.
Таким образом, цель и задачи коррекционно-развивающей программы, а также выпускной квалификационной работы были выполнены в полном объеме.
Большинство детей с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации. Что в следствии приводит к низкому уровню осязательной чувствительности и моторики пальцев рук.
Данный тезис актуален при опоре на труды С. Д. Забрамной, которая, в свою, очередь утверждала, что большое количество детей с нарушениями зрения имеет сочетанные дефекты развития, которые могут повлиять на осязательную чувствительность пальцев рук [16].
Мелкая моторика в свою очередь - один из важных компонентов всестороннего развития, она дает большой задаток к развитию устной и письменной речи, Также связана с высшими психическими функциями, развитие которых влияет на успешность в любом виде деятельности (Л. С. Выготский).
В связи с тем, что познание мира у данной категории обучающихся происходит, в большей степени, через использование тактильных, двигательных и температурный ощущений, была поставлена цель по составлению коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию и развитие мелкой моторики у детей данной категории.
Теоретическое и экспериментальное изучение мелкой моторики дало представление о важности развития данного вида деятельности для обучающихся с нарушениями зрения. На основании проведенного исследования можно сделать вывод об эффективности составленной коррекционно-развивающей программы. Составленная и адаптированная программа оказалась в целом эффективна. Но нужно отметить, что она не была бы так результативна, не задействовав помимо нее другие факторы влияния на обучающихся. Кроме проведения коррекционно-развивающей программы в учебном заведении проводятся занятия по письму и изобразительной деятельности, поэтому данная программа работала в комплексе с этими видами деятельности и дала больший эффект.
Таким образом, цель и задачи коррекционно-развивающей программы, а также выпускной квалификационной работы были выполнены в полном объеме.
Подобные работы
- Коррекционно - развивающая работа по преодолению нарушений представлений и понятий о форме и величине предметов у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у младших
школьников с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи II-III уровня старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения посредством тифлокомментирования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Развитие монологической устной речи обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие монологической устной речи обучающихся младших классов с
нарушением зрения на уроках изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018



