Условия формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений средствами предмета «Окружающий мир»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ 7
1.1 Ретроспективный анализ проблемы использования технологий
проектного и исследовательского обучения в образовании детей 7
1.2 Уровневая характеристика проектно-исследовательских умений детей
младшего школьного возраста 15
1.3 Педагогические условия формирования проектно-исследовательских
умений детей младшего школьного возраста средствами предмета «Окружающий мир» 24
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 36
2.1 Диагностика уровня сформированности проектно-исследовательских
умений младших школьников 36
2.2 Реализация условий формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений средствами предмета «Окружающий мир» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ 7
1.1 Ретроспективный анализ проблемы использования технологий
проектного и исследовательского обучения в образовании детей 7
1.2 Уровневая характеристика проектно-исследовательских умений детей
младшего школьного возраста 15
1.3 Педагогические условия формирования проектно-исследовательских
умений детей младшего школьного возраста средствами предмета «Окружающий мир» 24
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 36
2.1 Диагностика уровня сформированности проектно-исследовательских
умений младших школьников 36
2.2 Реализация условий формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений средствами предмета «Окружающий мир» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Актуальность темы работы определена потребностью исследования педагогических условий развития у младших школьников проектно-исследовательских умений. Вызовы времени обусловили установку современного образования в современное совершенствование.
Совершающиеся изменения обусловили формирование новых методов образования, педагогических технологий, имеющих дело с персональным формированием личности, творческой инициативой, умения работы с информацией. Упор перенесен на развитие у обучающихся возможности без помощи других мыслить, добывать и использовать знания, продумывать установленные решения и правильно составлять план действия, результативно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.
Для российских школ свойственны процессы качественного обновления содержания образовательных проектов за счет перехода от усвоения суммы знаний, умений и способностей к поисковому мотивированному самообразованию обучающихся и формированию исследовательской культуры учащегося вне зависимости от возраста и школьной успешности.
К результатам изучения основной образовательной программы младших школьников можно отнести: развитие познавательных многоцелевых учебных действий; осваивание общедоступных методов исследования природы и общества; осваивание методов решения проблем креативного и поискового характера.
Инновационный поиск новых средств приводит преподавателей к осмыслению того, что необходимы групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, проектные, исследовательские и другие формы и способы обучения. Ведущее место среди таких методов, найденных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, занимают на сегодняшний день метод проектов. В базу метода проектов положена концепция ориентированности учебно-познавательной работы подростков на результат, который получается при решении той либо другой практической, либо на теоретической важной проблемы.
Современный аспект значимым образом изменяет процедуру взаимодействия педагога и учащегося. Он переводит деятельность педагога на новую стадию. По этой причине проектно-исследовательскую работу, возможно, расценивать как один из путей осуществления современного подхода в обучении младших школьников. Немаловажно непосредственно в начальной школе сформировать психолого-педагогические условия для развития у младших школьников проектно-исследовательских умений.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе огромный формирующий потенциал: у ребенка создаются предпосылки научного миропонимания, их познавательный круг интересов и способностей; формируются условия для самопознания и саморазвития детей. Знания, создаваемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубочайшее индивидуальное значение и непосредственно объединены с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания данного учебного предмета считаются: интегрированный характер предъявления научных и обществоведческих знаний, особенный интерес к расширению эмоционального опыта и практической работы школьников, наличие содержания, который обеспечивает развитие общих учебных умений, способностей и методов работы; возможность реализовывать межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит значительный вклад в развитие информационной культуры младших школьников; они осваивают разнообразные методы получения информации, применяют алгоритмы, модели, схемы и др..
Что затрагивает младших школьников, то в отечественной психологии имеется необходимый опыт исследования познавательной, экспериментальной работы детей (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.И. Савенков, Н.Ф. Талызина) и недостаточно разработана проблема развития проектно-исследовательских умений младших школьников.
Проблемой исследования является поиск условий формирования проектно-исследовательских умений у младших школьников.
Цель работы - обоснование педагогических условий формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений.
Объект исследования - процесс обучения предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования - педагогические условия формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему применения технологий проектного и исследовательского обучения в образовании ребенка в исторической ретроспективе.
2. Уточнить научное понимание проектно-исследовательских умений как метапредметного результата изучения младшим школьником образовательной программы.
3. Экспериментально проверить педагогические условия развития проектно-исследовательских умений младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».
4. Подобрать диагностические методики и исследовать уровень сформированности проектно-исследовательских умений детей младшего школьного возраста.
5. Разработать для учителей методические рекомендации по развитию проектно-исследовательских умений младших школьников.
В психолого-педагогической литературе трудности формирования исследовательских умений учащихся освещены в работах: Л.С. Выготского, Д.Г. Левитеса, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, И.Д. Чечель, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других ученых.
Практическая значимость состоит в разработке конкретных методических рекомендаций по развитию исследовательских умений на уроках «Окружающего мира»
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и научной литературы; педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, беседы с учащимися.
База исследования являются учащиеся МАОУ СОШ № 117 города Екатеринбурга, 3 класс, в количестве 21 человек.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Объем работы 62 страницы.
Совершающиеся изменения обусловили формирование новых методов образования, педагогических технологий, имеющих дело с персональным формированием личности, творческой инициативой, умения работы с информацией. Упор перенесен на развитие у обучающихся возможности без помощи других мыслить, добывать и использовать знания, продумывать установленные решения и правильно составлять план действия, результативно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.
Для российских школ свойственны процессы качественного обновления содержания образовательных проектов за счет перехода от усвоения суммы знаний, умений и способностей к поисковому мотивированному самообразованию обучающихся и формированию исследовательской культуры учащегося вне зависимости от возраста и школьной успешности.
К результатам изучения основной образовательной программы младших школьников можно отнести: развитие познавательных многоцелевых учебных действий; осваивание общедоступных методов исследования природы и общества; осваивание методов решения проблем креативного и поискового характера.
Инновационный поиск новых средств приводит преподавателей к осмыслению того, что необходимы групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, проектные, исследовательские и другие формы и способы обучения. Ведущее место среди таких методов, найденных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, занимают на сегодняшний день метод проектов. В базу метода проектов положена концепция ориентированности учебно-познавательной работы подростков на результат, который получается при решении той либо другой практической, либо на теоретической важной проблемы.
Современный аспект значимым образом изменяет процедуру взаимодействия педагога и учащегося. Он переводит деятельность педагога на новую стадию. По этой причине проектно-исследовательскую работу, возможно, расценивать как один из путей осуществления современного подхода в обучении младших школьников. Немаловажно непосредственно в начальной школе сформировать психолого-педагогические условия для развития у младших школьников проектно-исследовательских умений.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе огромный формирующий потенциал: у ребенка создаются предпосылки научного миропонимания, их познавательный круг интересов и способностей; формируются условия для самопознания и саморазвития детей. Знания, создаваемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубочайшее индивидуальное значение и непосредственно объединены с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания данного учебного предмета считаются: интегрированный характер предъявления научных и обществоведческих знаний, особенный интерес к расширению эмоционального опыта и практической работы школьников, наличие содержания, который обеспечивает развитие общих учебных умений, способностей и методов работы; возможность реализовывать межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит значительный вклад в развитие информационной культуры младших школьников; они осваивают разнообразные методы получения информации, применяют алгоритмы, модели, схемы и др..
Что затрагивает младших школьников, то в отечественной психологии имеется необходимый опыт исследования познавательной, экспериментальной работы детей (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.И. Савенков, Н.Ф. Талызина) и недостаточно разработана проблема развития проектно-исследовательских умений младших школьников.
Проблемой исследования является поиск условий формирования проектно-исследовательских умений у младших школьников.
Цель работы - обоснование педагогических условий формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений.
Объект исследования - процесс обучения предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования - педагогические условия формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему применения технологий проектного и исследовательского обучения в образовании ребенка в исторической ретроспективе.
2. Уточнить научное понимание проектно-исследовательских умений как метапредметного результата изучения младшим школьником образовательной программы.
3. Экспериментально проверить педагогические условия развития проектно-исследовательских умений младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».
4. Подобрать диагностические методики и исследовать уровень сформированности проектно-исследовательских умений детей младшего школьного возраста.
5. Разработать для учителей методические рекомендации по развитию проектно-исследовательских умений младших школьников.
В психолого-педагогической литературе трудности формирования исследовательских умений учащихся освещены в работах: Л.С. Выготского, Д.Г. Левитеса, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, И.Д. Чечель, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других ученых.
Практическая значимость состоит в разработке конкретных методических рекомендаций по развитию исследовательских умений на уроках «Окружающего мира»
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и научной литературы; педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, беседы с учащимися.
База исследования являются учащиеся МАОУ СОШ № 117 города Екатеринбурга, 3 класс, в количестве 21 человек.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Объем работы 62 страницы.
Результаты проведенного нами исследования являются основанием для заключения о результативности педагогических условий формирования у младших школьников - исследовательских умений и позволяют сформулировать следующие выводы.
1. В работе выполнен ретроспективный анализ использования технологий проектного и исследовательского обучения в образовании детей. Определено, что, имеется большой, результативный опыт организации проектной деятельности за рубежом, а также отечественными педагогами - с начала 80-х годов. При этом проблема формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений является актуальной в связи с принятием ФГОС НОО.
2. Выявлена сущность понятия «проектно-исследовательские умения». Выделен состав проектно-исследовательских умений младших школьников: умения наблюдать, искать нестандартные решения, видеть проблему, выдвигать гипотезы, классифицировать, экспериментировать, оперировать понятиями, работать с информацией, высказывать суждения и умозаключения, оценивать результаты.
3. Выявлено, что богатым ресурсом развития проектно-исследовательских умений младших школьников считается интегрированный курс «Окружающий мир». Педагогическими условиями формирования проектно-исследовательских умений являются учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, формирование мотивации к проектно-исследовательской деятельности, формирование творческой образовательной среды, регулярное включение детей в проектно-исследовательскую деятельность.
Опираясь на знание уровней сформированности исследовательских умений школьников, важно осуществлять регулярную диагностику, применяя методы наблюдения и тесты.
4. В ходе опытно-экспериментальной работы были определены критерии и показатели сформированности у младших школьников проектно-исследовательских умений, разработаны диагностические задания.
Результаты тестирования проектно-исследовательских умений у учащихся показали, что 35% находятся на низком уровне, что соответствует исходному критерию исследовательских умений у учащихся. 55% учащихся находятся на среднем уровне развития исследовательских умений. 10% учащихся находятся на высоком уровне.
Младшие школьники научились: вести наблюдения за природой, вести записи, проводить опытническую и исследовательскую деятельность с живыми объектами, уметь классифицировать, получать информацию из разных источников и преобразовывать ее.
Мы пришли к выводу, что исследовательские умения можно развивать через уроки-практикумы, уроки-экскурсии, лабораторные опыты, уроки- моделирования и через самостоятельную деятельность. Для этого необходимо в уроки включать мини-исследования, проблемные вопросы, опыты, практические работы, носящие исследовательский характер, экскурсии с целью наблюдения за объектами живой природы и неживой природы.
Таким образом, основные положения и выводы, содержащиеся в работе, дают основания считать, что задачи исследования решены, а внедрение результатов исследования в образовательную практику начальной школы позволяет утверждать, что исследование имеет практическую значимость.
1. В работе выполнен ретроспективный анализ использования технологий проектного и исследовательского обучения в образовании детей. Определено, что, имеется большой, результативный опыт организации проектной деятельности за рубежом, а также отечественными педагогами - с начала 80-х годов. При этом проблема формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений является актуальной в связи с принятием ФГОС НОО.
2. Выявлена сущность понятия «проектно-исследовательские умения». Выделен состав проектно-исследовательских умений младших школьников: умения наблюдать, искать нестандартные решения, видеть проблему, выдвигать гипотезы, классифицировать, экспериментировать, оперировать понятиями, работать с информацией, высказывать суждения и умозаключения, оценивать результаты.
3. Выявлено, что богатым ресурсом развития проектно-исследовательских умений младших школьников считается интегрированный курс «Окружающий мир». Педагогическими условиями формирования проектно-исследовательских умений являются учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, формирование мотивации к проектно-исследовательской деятельности, формирование творческой образовательной среды, регулярное включение детей в проектно-исследовательскую деятельность.
Опираясь на знание уровней сформированности исследовательских умений школьников, важно осуществлять регулярную диагностику, применяя методы наблюдения и тесты.
4. В ходе опытно-экспериментальной работы были определены критерии и показатели сформированности у младших школьников проектно-исследовательских умений, разработаны диагностические задания.
Результаты тестирования проектно-исследовательских умений у учащихся показали, что 35% находятся на низком уровне, что соответствует исходному критерию исследовательских умений у учащихся. 55% учащихся находятся на среднем уровне развития исследовательских умений. 10% учащихся находятся на высоком уровне.
Младшие школьники научились: вести наблюдения за природой, вести записи, проводить опытническую и исследовательскую деятельность с живыми объектами, уметь классифицировать, получать информацию из разных источников и преобразовывать ее.
Мы пришли к выводу, что исследовательские умения можно развивать через уроки-практикумы, уроки-экскурсии, лабораторные опыты, уроки- моделирования и через самостоятельную деятельность. Для этого необходимо в уроки включать мини-исследования, проблемные вопросы, опыты, практические работы, носящие исследовательский характер, экскурсии с целью наблюдения за объектами живой природы и неживой природы.
Таким образом, основные положения и выводы, содержащиеся в работе, дают основания считать, что задачи исследования решены, а внедрение результатов исследования в образовательную практику начальной школы позволяет утверждать, что исследование имеет практическую значимость.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках по
предмету «Окружающий мир» во втором классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Организация проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» как средство повышения мотивации к учению
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018



