ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ 7
1.1 Ретроспективный анализ проблемы использования технологий
проектного и исследовательского обучения в образовании детей 7
1.2 Уровневая характеристика проектно-исследовательских умений детей
младшего школьного возраста 15
1.3 Педагогические условия формирования проектно-исследовательских
умений детей младшего школьного возраста средствами предмета «Окружающий мир» 24
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 36
2.1 Диагностика уровня сформированности проектно-исследовательских
умений младших школьников 36
2.2 Реализация условий формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений средствами предмета «Окружающий мир» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Актуальность темы работы определена потребностью исследования педагогических условий развития у младших школьников проектно-исследовательских умений. Вызовы времени обусловили установку современного образования в современное совершенствование.
Совершающиеся изменения обусловили формирование новых методов образования, педагогических технологий, имеющих дело с персональным формированием личности, творческой инициативой, умения работы с информацией. Упор перенесен на развитие у обучающихся возможности без помощи других мыслить, добывать и использовать знания, продумывать установленные решения и правильно составлять план действия, результативно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.
Для российских школ свойственны процессы качественного обновления содержания образовательных проектов за счет перехода от усвоения суммы знаний, умений и способностей к поисковому мотивированному самообразованию обучающихся и формированию исследовательской культуры учащегося вне зависимости от возраста и школьной успешности.
К результатам изучения основной образовательной программы младших школьников можно отнести: развитие познавательных многоцелевых учебных действий; осваивание общедоступных методов исследования природы и общества; осваивание методов решения проблем креативного и поискового характера.
Инновационный поиск новых средств приводит преподавателей к осмыслению того, что необходимы групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, проектные, исследовательские и другие формы и способы обучения. Ведущее место среди таких методов, найденных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, занимают на сегодняшний день метод проектов. В базу метода проектов положена концепция ориентированности учебно-познавательной работы подростков на результат, который получается при решении той либо другой практической, либо на теоретической важной проблемы.
Современный аспект значимым образом изменяет процедуру взаимодействия педагога и учащегося. Он переводит деятельность педагога на новую стадию. По этой причине проектно-исследовательскую работу, возможно, расценивать как один из путей осуществления современного подхода в обучении младших школьников. Немаловажно непосредственно в начальной школе сформировать психолого-педагогические условия для развития у младших школьников проектно-исследовательских умений.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе огромный формирующий потенциал: у ребенка создаются предпосылки научного миропонимания, их познавательный круг интересов и способностей; формируются условия для самопознания и саморазвития детей. Знания, создаваемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубочайшее индивидуальное значение и непосредственно объединены с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания данного учебного предмета считаются: интегрированный характер предъявления научных и обществоведческих знаний, особенный интерес к расширению эмоционального опыта и практической работы школьников, наличие содержания, который обеспечивает развитие общих учебных умений, способностей и методов работы; возможность реализовывать межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит значительный вклад в развитие информационной культуры младших школьников; они осваивают разнообразные методы получения информации, применяют алгоритмы, модели, схемы и др..
Что затрагивает младших школьников, то в отечественной психологии имеется необходимый опыт исследования познавательной, экспериментальной работы детей (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.И. Савенков, Н.Ф. Талызина) и недостаточно разработана проблема развития проектно-исследовательских умений младших школьников.
Проблемой исследования является поиск условий формирования проектно-исследовательских умений у младших школьников.
Цель работы - обоснование педагогических условий формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений.
Объект исследования - процесс обучения предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования - педагогические условия формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему применения технологий проектного и исследовательского обучения в образовании ребенка в исторической ретроспективе.
2. Уточнить научное понимание проектно-исследовательских умений как метапредметного результата изучения младшим школьником образовательной программы.
3. Экспериментально проверить педагогические условия развития проектно-исследовательских умений младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».
4. Подобрать диагностические методики и исследовать уровень сформированности проектно-исследовательских умений детей младшего школьного возраста.
5. Разработать для учителей методические рекомендации по развитию проектно-исследовательских умений младших школьников.
В психолого-педагогической литературе трудности формирования исследовательских умений учащихся освещены в работах: Л.С. Выготского, Д.Г. Левитеса, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, И.Д. Чечель, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других ученых.
Практическая значимость состоит в разработке конкретных методических рекомендаций по развитию исследовательских умений на уроках «Окружающего мира»
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и научной литературы; педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, беседы с учащимися.
База исследования являются учащиеся МАОУ СОШ № 117 города Екатеринбурга, 3 класс, в количестве 21 человек.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Объем работы 62 страницы.
Результаты проведенного нами исследования являются основанием для заключения о результативности педагогических условий формирования у младших школьников - исследовательских умений и позволяют сформулировать следующие выводы.
1. В работе выполнен ретроспективный анализ использования технологий проектного и исследовательского обучения в образовании детей. Определено, что, имеется большой, результативный опыт организации проектной деятельности за рубежом, а также отечественными педагогами - с начала 80-х годов. При этом проблема формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений является актуальной в связи с принятием ФГОС НОО.
2. Выявлена сущность понятия «проектно-исследовательские умения». Выделен состав проектно-исследовательских умений младших школьников: умения наблюдать, искать нестандартные решения, видеть проблему, выдвигать гипотезы, классифицировать, экспериментировать, оперировать понятиями, работать с информацией, высказывать суждения и умозаключения, оценивать результаты.
3. Выявлено, что богатым ресурсом развития проектно-исследовательских умений младших школьников считается интегрированный курс «Окружающий мир». Педагогическими условиями формирования проектно-исследовательских умений являются учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, формирование мотивации к проектно-исследовательской деятельности, формирование творческой образовательной среды, регулярное включение детей в проектно-исследовательскую деятельность.
Опираясь на знание уровней сформированности исследовательских умений школьников, важно осуществлять регулярную диагностику, применяя методы наблюдения и тесты.
4. В ходе опытно-экспериментальной работы были определены критерии и показатели сформированности у младших школьников проектно-исследовательских умений, разработаны диагностические задания.
Результаты тестирования проектно-исследовательских умений у учащихся показали, что 35% находятся на низком уровне, что соответствует исходному критерию исследовательских умений у учащихся. 55% учащихся находятся на среднем уровне развития исследовательских умений. 10% учащихся находятся на высоком уровне.
Младшие школьники научились: вести наблюдения за природой, вести записи, проводить опытническую и исследовательскую деятельность с живыми объектами, уметь классифицировать, получать информацию из разных источников и преобразовывать ее.
Мы пришли к выводу, что исследовательские умения можно развивать через уроки-практикумы, уроки-экскурсии, лабораторные опыты, уроки- моделирования и через самостоятельную деятельность. Для этого необходимо в уроки включать мини-исследования, проблемные вопросы, опыты, практические работы, носящие исследовательский характер, экскурсии с целью наблюдения за объектами живой природы и неживой природы.
Таким образом, основные положения и выводы, содержащиеся в работе, дают основания считать, что задачи исследования решены, а внедрение результатов исследования в образовательную практику начальной школы позволяет утверждать, что исследование имеет практическую значимость.
1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина. - Исследовательская работа школьников. - №1. - 133 с.
2. Алексеев, Н. Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М. : 2001. - 68 с.
3. Алисиевич, Е. П. Педагогические условия формирования проектных умений в учреждения среднего профессионального образования [Текст] / Е. П. Алисиевич // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С.223-225.
4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
5. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся [Текст] / М.Н. Арцев // Завуч. - 2015. - №6. - С. 129-132.
6. Байбородова, Л. В. Технологии педагогической деятельности [Текст] / Л. В. Байбородова, Г. В. Куприянова, Е. Н Степанов, А. В. Золотарева, А. А. Кораблева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 303 с.
7. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявлнская. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей - М. : 2010. - 50 с.
8. Васильев, В.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст] / В.В. Васильев // Народное образование, 2011. - №9. - С.315¬320.
9. Вахрушев, А. А. Окружающий мир [Текст] / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин. - М. : Баласс, 2011. - 304 с.
10. Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. П. Вахтеров. - М.: Педагогика, 2007. - 400 с.
11. Виноградова, Л. П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения [Текст] : Автореф. дис. ... канд.пед.наук : Л. П. Виноградова; Комсомольск-на - Амуре,
2009. - 121 с.
12. Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выгодский. - М. : Просвещение, 1991. - 214 с.
13. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка[Текст] / П. Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1985. - 82 с.
14. Гладкова, А. П. Внеурочная деятельность как условие формирования исследовательских умений младших школьников [Текст]/ А. П. Гладкова. - Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2014. - 126 с.
15. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от проблемы до философии / [Текст] В. В. Гузеев. - М. : Сентябрь, 1999. - 112 с.
16. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. [Текст] / В. В. Давыдов. - Томск: "Пеленг", 2010. - 114 с.
17. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст] / А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 2010. - 315 с.
18. Диденко, Л. А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Л. А. Диденко. -Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. - 174 с.
19. Дистервег, А. О Природосообразности и культуросообразности вобучении [Текст] / А. О. Дистервег // Народное образование». - 2012. - №7. С.321-330.
20. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября). - 2013. - №10. - С.421-435.
21. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания / Дж. Дьюи. - М. : Работник просвещения, 1921. - 163 с.
22. Зиангирова, Л. Ф. Ретроспективный анализ феномена метода проектов в зарубежной и отечественной педагогике [Текст] / Л. Ф. Зиангирова // Вестник Башкирского университета. - 2013. - №2, - С. 111-123.
23. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид исследовательской деятельности [Текст] / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. - Ижевск, 2011. - 234 с.
24. Зимняя, И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение [Текст] / Серия "Экспериментальные образовательные программы / -М. : ИЦПКПС, 2000. - 128 с.
25. Ивашов, О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников методический аспект / О. А. Ивашов. - СПб.: Культ-Информ-Пресс,
2013. - 385 с.
26. Казанцева Л. А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования. - Казань, 1999. - 315 с.
27. Коллингс, Е. Опыт работы американской школы по методу проектов [Текст] Е. Коллингс // 1926. - 315 с.
28. Косцова, С. А. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе проектной деятельности[Текст] / С. А. Косцова. - // Мир науки, культуры, образования, 2015. - № 3. - С.412-414.
29. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
30. Леонтович А. В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты [Текст] / А. В. Леонтович // Школьные технологии. -2016. - №6 - С. 198-200.
31. Леонтович, А. В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. [Текст] - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 116 с.
32. Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. [Текст] / А. В. Леонтович // Народное образование. - №10. - 2001.- С. 158-161.
33. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А. М. Матюшкин. - М. : Изд-во МПСИ, 2004. - 174с.
34. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. [Текст] - М.: Вентана-Граф, 2005. - 112 с.
35. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения [Текст] / М. И. Махмутов. - М. : Педагогика, 2007. - 254 с.
36. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории [Текст] / М. И. Махмутов. - М. : Просвещение, 1998. - 291 с.
37. Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя [Текст] / А.А. Плешаков. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
38. Мошер, Ф. А. Исследование развития познавательной деятельности [Текст] / Ф. А. Мошер, Д. Р. Хорнсби. - М.: Педагогика, 1971. - 193 с.
39. Мухина, В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности [Текст] / В. С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под редакцией А. С. Обухова. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - 322 с.
40. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. - М. : 2003, - 456 с.
41. Новожилов, Э. Д. Научное исследование (логика, методология, эксперимент) [Текст] / Э. Д. Новожилов. М. : Издательство «Физико - математической литературы», 2015. - 363 с.
42. Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] / А. С. Обухов // Народное образование. - №10. - С.161-168.
43. Обухов, А. С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе [Текст] / А. С. Обухов // Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве: сб. статей. М. : 2007. - 77 с.
44. Окружающий мир. Учебник для 1 класса: В 2 ч. (автор А. А. Плешаков, 10-е изд., испр. и доп. [Текст]- М.: "Просвещение", 2009 - (Школа России). - 432 с.
45. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. - сост. Г. И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 142 с.
46. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. / сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей".2014.- 112 с.
47. Оспенникова, Е. В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: Учебное пособие [Текст] / Е. В. Оспенникова. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т. - 2002. - 375 с.
48. Павлова, М. Б. О проектном подходе к разработке содержания предмета "Технология" [Текст] / М. Б. Павлова // Школа и производство. - 1993. - № 5. - С. 145-156.
49. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов / Н. Ю. Пахомова. - М. : АРКТИ, 2015. - 112 с.
50. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение учебно-воспитательном процессе школы [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Методист. - 2005. - № 3. - С. 149¬160.
51. Петряков, П. А. Освоение педагогом в условиях ИПК проектного метода обучения школьников [Текст] / П. А. Петряков. - Великий Новгород,2010.- 219с.
52. Плавильщиков, Н. Н. Юным любителям природы / Н. Н. Плавильщиков. [Текст] - М. : Детская литература, 1975. - 303 с.
53. Поддъяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте [Текст] : Дис-я д-ра психолог. наук. / А. Н. Поддъяков; - Москва, 2001. - 135 с.
54. Поддьяков, А. Н. Дети как исследователи [Текст] / А. Н. Поддьяков // Магистр. - 1999. - №1. - С.251-268.
55. Полат, Е. С. Метод проектов [Текст] / Е. С. Полат. - М.: ИОСОРАО,
2011. - 178 с.
56. Полат, Е. С. Технология телекоммуникационных проектов [Текст] / Е. С. Полат // Наука и школа. - 1997. - № 4. - С.350-362.
57. Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир": 1 класс: К учебному комплекту А.А. Плешакова "Мир вокруг нас": 1 класс" / Е.М. Тихомирова. - М: Издательство "Экзамен", 2005. (Серия "Учебно-методический комплект"). - 453 с.
58. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 317 с. - (Стандарты второго поколения).
59. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир" для 1 класса: В 2-х ч. (автор А. А. Плешаков, издательство "Просвещение" - (Школа России). - 152 с.
60. Разагатова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] / Н. А. Разагатова // Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. - Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2014. - 128 с.
61. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой [Текст] - М. : Просвещение, 2013. - 157 с.
62. Савенков, А. И. Учебные исследования в начальной школе [Текст] /
А. И. Савенков // Нач. шк. - №12. - 2003. - С. 108-114.
63. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. - 2014. - №4. - С. 189-206.
64. Савенков, А. И. Маленький исследователь: развитие познавательных способностей [Текст] / А. И. Савенков. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 132 с.
65. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. - М. : Учебная литература, 2011. - 280 с.
66. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков - М.: "Ось-89", 2005. - 164 с.
67. Сасова, И. А. Через проблему - к практическому результату [Текст] / И. А. Сасова // Учитель. - 2001. - № 5. - С.338-352.
68. Сасова, И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Текст] / И. А. Сасова // Вестник института развития и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение школьников. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. - 321 с.
69. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.
В. Занкова. - Самара: "Федоров", 2005. - 272 с.
70. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст] / Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2016. - №2. - С.295-328.
71. Семенова, Н. А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей [Текст] / Н. А. Семенова. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 10. - С.321-340.
72. Семенова, Н. А. Условия развития исследовательских умений школьников [Текст] / Н. А. Семенова // Материалы международной научно¬практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. - Томск, 2013. - 164 с.
73. Семёнова, Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / Н. А. Семёнова; Томск, 2007. - 203 с.
74. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И. С. Сергеев. - М. : АРКТИ, 2015. - 180 с.
75. Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении [Текст] / М. Н. Скаткин - М. : Педагогика, 2013. - 211с.
76. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н. Ф. Талызина - М. : Просвещение, 2008. - 175 с.
77. Тихомиров, А. В. Исследовательское обучение в начальной школе: современные методики [Текст] / А. В. Тихомиров.- Красноярск: Изд-во Красноярского педагогического университета, 2008. - 213с.
78. Тысько, Л. А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] / Л. А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. - №4. - С.222-229.
79. Фабрикантова, Е. В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения: учебное пособие для студентов факультета дошкольного и начального образования [Текст] / Е. В. Фабрикантова, Е. Е. Полянская, Т. В. Ильясова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. - 252 с.
80. Файн, Т. Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников [Текст] / Т. Д. Файнт // Практика административной работы в школе. - № 7. - 240 с.
81. Харламов, И. Ф. Педагогика. 2-е издание, переработанное и дополненное / Москва. Высшая школа - 1990. - 151 с.
82. Худин, А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в обучении [Текст] / А. Н. Худин, С. Н. Белова // Завуч. - 2016. - № 6. - С.116-123.
83. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе.- 2003. - № 6. -С.129-135.
84. Чечель, И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И. Д. Чечель // Директор школы. - 2012. - №4. - С.210-220.
85. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения [Текст] / С. Т. Шацкий 1980.- Т.1. - 254 с.
86. Шумакова, Н. Б. Развитие творческой активности школьников [Текст] / Н. Б. Шумакова.- М. : Педагогика, 1991. - 271 с.
87. Эльконин, Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения [Текст] /Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию. - Красноярск, 2012. - 321 с.
88. Якимов, Н. А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Н. А. Якимов // Исследовательская работа школьников. - 2013. - №1. - С.251-269.