ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАВНИЯ 7
1.1. Задачи и особенности экологического образования детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Значение игры в экологическом образовании младшего школьника.. .13
1.3. Методика развивающих и обучающих игр в процессе экологического
образования 26
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Требования к содержанию и методике проведения игр в процессе
экологического образования детей младшего школьного возраста 36
2.2. Организация и проведение экологических игр с детьми младшего
школьного возраста 44
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой деятельности 49
Выводы по 2 главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
В педагогической практике уже давно сформированы основные методы и формы экологического образования детей. Ведущие методы экологического образования - игровые. Обучение происходит быстрее и легче, если в образовательном процессе будут активно использоваться игровые методы. Это однозначно утверждает большинство ученых педагогов-психологов, и учителей - практиков.
В детском саду воспитатели достаточно активно используют игровые методы, но в школьном образовании учителя зачастую в своей практике пренебрегают играми, зная эффективность игр в обучении и признавая их значение для младшего школьного возраста, который характеризуется развитием эмоционально-ценностного отношения к окружающему, и формированием адекватного представления об объектах живой и неживой природы [28, с.56].
Данное исследование посвящено проблеме изучения содержания и методике использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста. Экологическое образование значимо не только с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Само экологическое образование и так имеет большое значение, а если в процессе экологического образования младших школьников будут активно использоваться игровые методы обучения, которые соответствуют возрасту, то цель экологического образования будет достигнута гораздо быстрее, задачи решены эффективнее, результаты будут лучше.
Исходя из этого, актуальность проблемы исследования определяется противоречием между необходимостью использования развивающих и обучающих игр в процессе экологического образования и тем, что учителя в начальной школе не в полной мере используют возможности игр в образовательном процессе для решения задач экологического образования.
На наш взгляд, проблема состоит в недостаточном уровне развития профессиональной компетентности учителей начальной школы по вопросам содержания и методики использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста.
Степень изученности проблемы. Проблему содержания и методики использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста изучали такие авторы, как Азарова Л. Н., Барышева Т. А., Березина В. Г., Веракса Н. Е., Выготский Л. С., Галин А. Л., Гладилина И. Д., Дмитриева В. С., Дьяченко О. М., Жуковская Р. И., Ильин Е. П., Николаенко Н. Н., Симановский А. Э. и другие.
Гипотеза исследования: повышение уровня профессиональной
компетентности учителей по вопросам содержания и методики использования игр в экологическом образовании будет способствовать более эффективному решению задач экологического образования детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике комплекс развивающих, обучающих игр, которые можно использовать в процессе экологического образования младших школьников.
Объект исследования: процесс экологического образования младших школьников.
Предмет исследования: игровые методы экологического образования младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы использования игр в системе школьного образования и определить значение игры в экологическом образовании младшего школьника;
2. Рассмотреть задачи и особенности экологического образования детей младшего школьного возраста;
3. Уточнить методические требования к содержанию и методике организации игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста;
4. Установить в процессе опытно-поисковой деятельности результативность использования игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста.
5. Предложить учителям начальных классов порядок отбора содержания и организации, обучающих и развивающих игр в процессе экологического образования младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы, нормативно правовой документации; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики, беседы с учителями, анализ и синтез, обобщение.
Практическая значимость исследования: представленные во второй главе дипломной работы материалы использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста были успешно апробированы и доказали свою эффективность.
Предложенные материалы по отбору содержания и организации, обучающих и развивающих игр в процессе экологического образования младших школьников могут быть рекомендованы для использования учителями при планировании и проведении уроков по окружающему миру.
База исследования: МКОУ АГО «Ачитская СОШ».
Структура работы. Объем работы составляет 71 страницу. Дипломная работа включает введение, 2 главы, заключение, приложение. Список литературы составляет 58 источников.
В первой главе дипломной работы нами были рассмотрены теоретические основы использования игр в системе школьного экологического образования. Изучены задачи и особенности экологического образования детей младшего школьного возраста. Выявлено значение игры в экологическом образовании младшего школьника.
Во второй главе дипломной работы нами была осуществлена опытно-поисковая деятельность по использованию игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста. Рассмотрены методические требования по использованию игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста и сформулированы предложения для учителей начальных классов по отбору содержания и организации, обучающих и развивающих игр в процессе экологического образования младших школьников.
В первой главе дипломной работы нами были рассмотрены теоретические основы использования игр в системе школьного экологического образования. Изучены задачи и особенности экологического образования детей младшего школьного возраста. Выявлено значение игры в экологическом образовании младшего школьника.
Задачами экологического образования детей младшего школьного возраста являются [31, с.45]:
- формирование экологической культуры;
- формирование осмысленных представлений и отношений к окружающему миру;
- организация непосредственного взаимодействия с окружающим миром;
- обучить детей составлять независимые повествования о предметах явлениях в природе и в общественной жизни;
-формирование речи детей: пополнение и активизация лексикона, создание верного звукопроизношения, формирование связной речи детей.
Особенностями экологического образования детей младшего школьного возраста являются:
- необходимость рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода детства;
- актуальность формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой;
- воспитание правильного отношения к природе;
- развитие экологического сознания, эмоционально-нравственного и деятельностно-практического отношения к окружающей среде;
- воспитание состояния гармония с природой, социумом и собственным внутренним миром.
Таким образом, в процессе экологического образования учащихся младшего школьного возраста преподаватель может использовать различные виды игр, которые обеспечат в полном объеме знакомство детей с окружающим миром, живой и неживой природой, а также установят связь между учениками и объектами природы, т.е. в полной мере решать все задачи экологического воспитания. Учителю при обучении детей нужно знать направление игр на решение определенных образовательных целей и задач, грамотно подбирать игры в соответствии с поставленными целями и задачами, уметь их организовывать [1, с.66].
Игры, развивающие и обучающие в экологическом образовании младшего школьника, имеют большое значение. Они помогают формировать культуру детей; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Таким образом, рассмотренные игры являются развивающими, обучающими и экологическими, так как расширяют знания детей, различные навыки, воспитывают интерес к природе. Развивающие и обучающиеся игры развивают познавательную сферу и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они были еще и экологическими. Также оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Включая в игровой процесс элементы о природе, развивающие и обучающие игры становятся также экологическими.
Во второй главе нашей работы нами была проведена опытно-поисковая деятельность по использованию экологических игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста. Определена организация и проведение экологических игр с детьми младшего школьного возраста. Разработаны методические требования по использованию игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста. В конце работы проведен сравнительный анализ результатов исследования.
В эксперименте принимали участие обучающиеся двух классов 1 «а» и 1 «б» классов. 1 «а» класс - контрольный, в образовательном процессе на уроках по окружающему миру игры применялись в обычном для учителя режиме, т.е. применялись редко. 1 «б» класс - экспериментальный, в котором, на уроках окружающего мира активно и часто проводились развивающие и обучающие игры.
Исследование проводилось в 3 этапа:
- на первом этапе (констатирующем) была установлена база исследования, выбран психодиагностический материал, разработана методика использования игр в экологическом образовании [27, с.11].
- на втором этапе (формирующем) была применена разработанная методика, использования игр в экологическом образовании, проведено собственное эмпирическое исследование;
- на 3-ем этапе (контрольном) приобретенные результаты были подвергнуты статистической обработке и качественному анализу интерпретации.
Для определения уровня развития экологического образования, будут использоваться следующие методы:
1) задание, определяющее знания о растительном мире (дикорастущие и культурные растения);
2) задание, определяющее знания о животном мире (дикие и домашние животные);
3) задание, определяющее знания о неживой природе и ее связь с живой природой;
4) задание, определяющее активность детей во время занятия;
5) задание, определяющее особенности взаимодействия с природными объектами.
Опытно-поисковая деятельность направлена на проверку предпосылок, обоснованных в теоретической части. После применения разработанной методики, с использованием экологических игр, у детей младшего школьного возраста, результаты исследования в экспериментальной группе улучшились.
Экологические игры при соблюдении требований к организации способствуют развитию уровня экологического образования, и развивают бережное отношение к растительному и животному миру.
Можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что разработка методик использования игр в экологическом образовании будет способствовать развитию экологического образования детей младшего школьного возраста, нашла свое подтверждение.
1. Азарова Л. Н. экологическое образование [Текст] / Л. Н. Азарова Начальная школа. - 2013. - 210с.
2. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики [Текст] / Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова - М. 2014. 389с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М., 1977. - 239с.
4. Бауэр В. Э. Влияние чувственного опыта на эффективность развития детей [Текст] / В. Э. Бауэр // Школа 2000 № 6. с.24 - 27.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М., 1997.
6. Березина В. Г. Игра как средство развития экологического образования [Текст] / В. Г. Березина. - СПб.: «Издательство Буковского», 2014. - 160с.
7. Бурменская И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмоловаэ. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
8. Веракса Н. Е. Методика развития экологического образования играми [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. 2013. - 230с.
9. Возрастная и педагогическая психология: учебник [Текст] / под. Ред. Гамезо. - М.: Наука, 2001
10. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст] / Л. С. Выготский. - М. - Л., 2001. - 135с.
11. Выготский Л. С. Развитие экологического образования [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2012. - 302с.
12. Выготский Л. С. Дети младшего школьного возраста [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 187с.
13. Галин А. Л. Педагогические особенности поведения детей младшего школьного возраста [Текст] / А. Л. Галин, - Новосибирск: НГУ, 2012. - 228с.
14. Гальперин П. Я. Экологическая деятельность [Текст] / П. Я. Гальперин - М.: Просвещение, 2015. - 251с.
15. Гладилина И. Д. Природа и дети [Текст] / И. Д. Гладилина. 2017. - 200с.
16. Гоноболин Ф. Н. Психология младшего школьника [Текст] / Ф. Н. Гоноболин. - М., 2000. - 240с.
17.Занков Л. В. Использование экологических тигр и проектов на уроках и внеклассных занятиях по окружающему миру [Текст] / Р. И. Жуковская. - М.: 2016. - 258с.
18. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания [Текст] / С. Д. Дерябо. - М.: Московский психолого¬социальный институт 2001.
19. Демидова Т. Е. Подготовка студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18371.php/,свободный. - Заглав. с экрана.
20. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников [Текст] / Л. Н. Ердаков .// Начальная школа. - № 11 - 12. - 2003. - с.19 - 22.
21. Ердаков Л. Н. Экология для начального обучения [Текст] / Л. Н. Ердаков. - Новосибирск: Книжица, 2004. - 128с.
22.Земцова М. И. Экологическое образование: Учебное руководство [Текст] / М. И. Земцова. - М.: Образование. 2014. - 296с.
23. Ильин Е. П. Дидактические игры [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер. 2009. - 270с.
24. Козина Е. Ф. Теорния и методика экологического воспитания младших школьников: учебник для СПО [Текст] / Е. Ф. Козина. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 454с.
25. Коршунова Л. С. Экологические представления у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. С. Коршунова - М.: МГУ, 2014. - 99с.
26. Корсакова Н. К. Проблемы в экологическом развитии младших школьников [Текст] / Н. К. Корсакова - М.: Педагогика, 2013. - 315с.
27. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под. ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152с.
28. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев - М., 2002 - 584с.
29. Курочкина М. Методы развития экологического образования
школьников [Текст] / М. Курочкина. - М. - 2014. - 128с.
30. Левин В. А. Воспитание [Текст] / В.А. Левин. - Томск, 2011. - 156с.
31. Лук А.Н. Задержка экологического развития [Текст] / А. Н. Лук. М.: Наука, 2012. - 125с.
32. Матюшкина А. М. Развитие детей [Текст] / А.М. Матюшкина - М., 2015 - 155с.
33. Морозова Н. Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. Докт. дисс. [Текст] / Н. Г. Морозов. - М., 2004 - 35с.
34. Никитина А. В. Игры в жизни младших школьников [Текст] / А. В. Никитина. - М. 2011. - 178с.
35. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания младших
школьников [Текст]: учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева - 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184с.
36. Ниренберг Дж. И. Экология [Текст] / Дж. И. Ниренберг: М. - 2011. - 240 с.
37. Орлова М. А. Игры для развития экологического образования [Текст] / М. А. Орлова. - М.: Лада, 2011. - 160с.
38. Психоанализ: сборник [Текст] / Фрейд З.; сост. и всеоб. ред. В. М. Лейбина. - СП-.: Санкт-Петербург, 2011. - 512 с.
39. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: «Академия», 2001. - 512с.
40. Полуянов Д. Р. Воображение и способности [Текст] / Д. Полуянов - М.: Знание, 2015. - 150с.
41. Репина Т. А. Развитие мышления младших школьников [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 2015. - 320с.
42. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М., 2005. - 426с.
43. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.А. Серебрякова. Н. Новгород: НГПУ, 2005. - 136с.
44. Симановский А. Э. Развитие экологического образования игровой деятельностью [Текст] / А.Э. Симановский. - Ярославль, 2014. - 192с.
45. Субботина Л. Ю. Игровое развитие детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2016. 377с.
46. Слободчиков В. И. Психология [Текст] / В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2015. - 436с.
47. Смирнов А. А. Теоретические и практические трудности нынешней психологии. Особая психология [Текст] / А.А. Смирнов - 2016. - №2. - 280с.
48. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. в 2 т. [Текст] / К.Д. Ушинский. - М., 2005.
49. Фридман Л. М. Психология детей и подростков [Текст] / Л. М. Фридман. - М.: Учреждение Психотерапии, 2013. - 480с.
50. Харламов И. Ф. Активизация учения школьников [Текст] / И. Ф. Харламов. - М., 2001.
51. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. [Текст] / И. В. Цветкова. - Ярославль: Академия развития, 2002.
52.Черемошкина Л. В. Формирование экологического образования ребенка [Текст]: учеб. руководство для студентов / Л. В. Черемошкина - М.: Академия, 2015. - 196с.
53. Шифрин П. Как совершенствовать экологическое образование у младших школьников. Проблемы психологии [Текст] / П. Шифрин - 2012. - №5. - 240с.
54. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.
55. Щукина Г. И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2004. - 352-358с.
56. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся. [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. -208с.
57. Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения [Текст] / Г.И. Щукина. - М., 2002. - 230с.
58. Экологические игры: Для детей, родителей и педагогов / сост. Л. П. Молодова. - Мн.: Асар, 2003.. - 160 с.: ил.