Содержание и методика использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАВНИЯ 7
1.1. Задачи и особенности экологического образования детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Значение игры в экологическом образовании младшего школьника.. .13
1.3. Методика развивающих и обучающих игр в процессе экологического
образования 26
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Требования к содержанию и методике проведения игр в процессе
экологического образования детей младшего школьного возраста 36
2.2. Организация и проведение экологических игр с детьми младшего
школьного возраста 44
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой деятельности 49
Выводы по 2 главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАВНИЯ 7
1.1. Задачи и особенности экологического образования детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Значение игры в экологическом образовании младшего школьника.. .13
1.3. Методика развивающих и обучающих игр в процессе экологического
образования 26
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Требования к содержанию и методике проведения игр в процессе
экологического образования детей младшего школьного возраста 36
2.2. Организация и проведение экологических игр с детьми младшего
школьного возраста 44
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой деятельности 49
Выводы по 2 главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
В педагогической практике уже давно сформированы основные методы и формы экологического образования детей. Ведущие методы экологического образования - игровые. Обучение происходит быстрее и легче, если в образовательном процессе будут активно использоваться игровые методы. Это однозначно утверждает большинство ученых педагогов-психологов, и учителей - практиков.
В детском саду воспитатели достаточно активно используют игровые методы, но в школьном образовании учителя зачастую в своей практике пренебрегают играми, зная эффективность игр в обучении и признавая их значение для младшего школьного возраста, который характеризуется развитием эмоционально-ценностного отношения к окружающему, и формированием адекватного представления об объектах живой и неживой природы [28, с.56].
Данное исследование посвящено проблеме изучения содержания и методике использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста. Экологическое образование значимо не только с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Само экологическое образование и так имеет большое значение, а если в процессе экологического образования младших школьников будут активно использоваться игровые методы обучения, которые соответствуют возрасту, то цель экологического образования будет достигнута гораздо быстрее, задачи решены эффективнее, результаты будут лучше.
Исходя из этого, актуальность проблемы исследования определяется противоречием между необходимостью использования развивающих и обучающих игр в процессе экологического образования и тем, что учителя в начальной школе не в полной мере используют возможности игр в образовательном процессе для решения задач экологического образования.
На наш взгляд, проблема состоит в недостаточном уровне развития профессиональной компетентности учителей начальной школы по вопросам содержания и методики использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста.
Степень изученности проблемы. Проблему содержания и методики использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста изучали такие авторы, как Азарова Л. Н., Барышева Т. А., Березина В. Г., Веракса Н. Е., Выготский Л. С., Галин А. Л., Гладилина И. Д., Дмитриева В. С., Дьяченко О. М., Жуковская Р. И., Ильин Е. П., Николаенко Н. Н., Симановский А. Э. и другие.
Гипотеза исследования: повышение уровня профессиональной
компетентности учителей по вопросам содержания и методики использования игр в экологическом образовании будет способствовать более эффективному решению задач экологического образования детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике комплекс развивающих, обучающих игр, которые можно использовать в процессе экологического образования младших школьников.
Объект исследования: процесс экологического образования младших школьников.
Предмет исследования: игровые методы экологического образования младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы использования игр в системе школьного образования и определить значение игры в экологическом образовании младшего школьника;
2. Рассмотреть задачи и особенности экологического образования детей младшего школьного возраста;
3. Уточнить методические требования к содержанию и методике организации игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста;
4. Установить в процессе опытно-поисковой деятельности результативность использования игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста.
5. Предложить учителям начальных классов порядок отбора содержания и организации, обучающих и развивающих игр в процессе экологического образования младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы, нормативно правовой документации; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики, беседы с учителями, анализ и синтез, обобщение.
Практическая значимость исследования: представленные во второй главе дипломной работы материалы использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста были успешно апробированы и доказали свою эффективность.
Предложенные материалы по отбору содержания и организации, обучающих и развивающих игр в процессе экологического образования младших школьников могут быть рекомендованы для использования учителями при планировании и проведении уроков по окружающему миру.
База исследования: МКОУ АГО «Ачитская СОШ».
Структура работы. Объем работы составляет 71 страницу. Дипломная работа включает введение, 2 главы, заключение, приложение. Список литературы составляет 58 источников.
В первой главе дипломной работы нами были рассмотрены теоретические основы использования игр в системе школьного экологического образования. Изучены задачи и особенности экологического образования детей младшего школьного возраста. Выявлено значение игры в экологическом образовании младшего школьника.
Во второй главе дипломной работы нами была осуществлена опытно-поисковая деятельность по использованию игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста. Рассмотрены методические требования по использованию игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста и сформулированы предложения для учителей начальных классов по отбору содержания и организации, обучающих и развивающих игр в процессе экологического образования младших школьников.
В детском саду воспитатели достаточно активно используют игровые методы, но в школьном образовании учителя зачастую в своей практике пренебрегают играми, зная эффективность игр в обучении и признавая их значение для младшего школьного возраста, который характеризуется развитием эмоционально-ценностного отношения к окружающему, и формированием адекватного представления об объектах живой и неживой природы [28, с.56].
Данное исследование посвящено проблеме изучения содержания и методике использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста. Экологическое образование значимо не только с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Само экологическое образование и так имеет большое значение, а если в процессе экологического образования младших школьников будут активно использоваться игровые методы обучения, которые соответствуют возрасту, то цель экологического образования будет достигнута гораздо быстрее, задачи решены эффективнее, результаты будут лучше.
Исходя из этого, актуальность проблемы исследования определяется противоречием между необходимостью использования развивающих и обучающих игр в процессе экологического образования и тем, что учителя в начальной школе не в полной мере используют возможности игр в образовательном процессе для решения задач экологического образования.
На наш взгляд, проблема состоит в недостаточном уровне развития профессиональной компетентности учителей начальной школы по вопросам содержания и методики использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста.
Степень изученности проблемы. Проблему содержания и методики использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста изучали такие авторы, как Азарова Л. Н., Барышева Т. А., Березина В. Г., Веракса Н. Е., Выготский Л. С., Галин А. Л., Гладилина И. Д., Дмитриева В. С., Дьяченко О. М., Жуковская Р. И., Ильин Е. П., Николаенко Н. Н., Симановский А. Э. и другие.
Гипотеза исследования: повышение уровня профессиональной
компетентности учителей по вопросам содержания и методики использования игр в экологическом образовании будет способствовать более эффективному решению задач экологического образования детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике комплекс развивающих, обучающих игр, которые можно использовать в процессе экологического образования младших школьников.
Объект исследования: процесс экологического образования младших школьников.
Предмет исследования: игровые методы экологического образования младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы использования игр в системе школьного образования и определить значение игры в экологическом образовании младшего школьника;
2. Рассмотреть задачи и особенности экологического образования детей младшего школьного возраста;
3. Уточнить методические требования к содержанию и методике организации игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста;
4. Установить в процессе опытно-поисковой деятельности результативность использования игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста.
5. Предложить учителям начальных классов порядок отбора содержания и организации, обучающих и развивающих игр в процессе экологического образования младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы, нормативно правовой документации; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики, беседы с учителями, анализ и синтез, обобщение.
Практическая значимость исследования: представленные во второй главе дипломной работы материалы использования игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста были успешно апробированы и доказали свою эффективность.
Предложенные материалы по отбору содержания и организации, обучающих и развивающих игр в процессе экологического образования младших школьников могут быть рекомендованы для использования учителями при планировании и проведении уроков по окружающему миру.
База исследования: МКОУ АГО «Ачитская СОШ».
Структура работы. Объем работы составляет 71 страницу. Дипломная работа включает введение, 2 главы, заключение, приложение. Список литературы составляет 58 источников.
В первой главе дипломной работы нами были рассмотрены теоретические основы использования игр в системе школьного экологического образования. Изучены задачи и особенности экологического образования детей младшего школьного возраста. Выявлено значение игры в экологическом образовании младшего школьника.
Во второй главе дипломной работы нами была осуществлена опытно-поисковая деятельность по использованию игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста. Рассмотрены методические требования по использованию игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста и сформулированы предложения для учителей начальных классов по отбору содержания и организации, обучающих и развивающих игр в процессе экологического образования младших школьников.
В первой главе дипломной работы нами были рассмотрены теоретические основы использования игр в системе школьного экологического образования. Изучены задачи и особенности экологического образования детей младшего школьного возраста. Выявлено значение игры в экологическом образовании младшего школьника.
Задачами экологического образования детей младшего школьного возраста являются [31, с.45]:
- формирование экологической культуры;
- формирование осмысленных представлений и отношений к окружающему миру;
- организация непосредственного взаимодействия с окружающим миром;
- обучить детей составлять независимые повествования о предметах явлениях в природе и в общественной жизни;
-формирование речи детей: пополнение и активизация лексикона, создание верного звукопроизношения, формирование связной речи детей.
Особенностями экологического образования детей младшего школьного возраста являются:
- необходимость рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода детства;
- актуальность формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой;
- воспитание правильного отношения к природе;
- развитие экологического сознания, эмоционально-нравственного и деятельностно-практического отношения к окружающей среде;
- воспитание состояния гармония с природой, социумом и собственным внутренним миром.
Таким образом, в процессе экологического образования учащихся младшего школьного возраста преподаватель может использовать различные виды игр, которые обеспечат в полном объеме знакомство детей с окружающим миром, живой и неживой природой, а также установят связь между учениками и объектами природы, т.е. в полной мере решать все задачи экологического воспитания. Учителю при обучении детей нужно знать направление игр на решение определенных образовательных целей и задач, грамотно подбирать игры в соответствии с поставленными целями и задачами, уметь их организовывать [1, с.66].
Игры, развивающие и обучающие в экологическом образовании младшего школьника, имеют большое значение. Они помогают формировать культуру детей; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Таким образом, рассмотренные игры являются развивающими, обучающими и экологическими, так как расширяют знания детей, различные навыки, воспитывают интерес к природе. Развивающие и обучающиеся игры развивают познавательную сферу и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они были еще и экологическими. Также оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Включая в игровой процесс элементы о природе, развивающие и обучающие игры становятся также экологическими.
Во второй главе нашей работы нами была проведена опытно-поисковая деятельность по использованию экологических игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста. Определена организация и проведение экологических игр с детьми младшего школьного возраста. Разработаны методические требования по использованию игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста. В конце работы проведен сравнительный анализ результатов исследования.
В эксперименте принимали участие обучающиеся двух классов 1 «а» и 1 «б» классов. 1 «а» класс - контрольный, в образовательном процессе на уроках по окружающему миру игры применялись в обычном для учителя режиме, т.е. применялись редко. 1 «б» класс - экспериментальный, в котором, на уроках окружающего мира активно и часто проводились развивающие и обучающие игры.
Исследование проводилось в 3 этапа:
- на первом этапе (констатирующем) была установлена база исследования, выбран психодиагностический материал, разработана методика использования игр в экологическом образовании [27, с.11].
- на втором этапе (формирующем) была применена разработанная методика, использования игр в экологическом образовании, проведено собственное эмпирическое исследование;
- на 3-ем этапе (контрольном) приобретенные результаты были подвергнуты статистической обработке и качественному анализу интерпретации.
Для определения уровня развития экологического образования, будут использоваться следующие методы:
1) задание, определяющее знания о растительном мире (дикорастущие и культурные растения);
2) задание, определяющее знания о животном мире (дикие и домашние животные);
3) задание, определяющее знания о неживой природе и ее связь с живой природой;
4) задание, определяющее активность детей во время занятия;
5) задание, определяющее особенности взаимодействия с природными объектами.
Опытно-поисковая деятельность направлена на проверку предпосылок, обоснованных в теоретической части. После применения разработанной методики, с использованием экологических игр, у детей младшего школьного возраста, результаты исследования в экспериментальной группе улучшились.
Экологические игры при соблюдении требований к организации способствуют развитию уровня экологического образования, и развивают бережное отношение к растительному и животному миру.
Можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что разработка методик использования игр в экологическом образовании будет способствовать развитию экологического образования детей младшего школьного возраста, нашла свое подтверждение.
Задачами экологического образования детей младшего школьного возраста являются [31, с.45]:
- формирование экологической культуры;
- формирование осмысленных представлений и отношений к окружающему миру;
- организация непосредственного взаимодействия с окружающим миром;
- обучить детей составлять независимые повествования о предметах явлениях в природе и в общественной жизни;
-формирование речи детей: пополнение и активизация лексикона, создание верного звукопроизношения, формирование связной речи детей.
Особенностями экологического образования детей младшего школьного возраста являются:
- необходимость рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода детства;
- актуальность формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой;
- воспитание правильного отношения к природе;
- развитие экологического сознания, эмоционально-нравственного и деятельностно-практического отношения к окружающей среде;
- воспитание состояния гармония с природой, социумом и собственным внутренним миром.
Таким образом, в процессе экологического образования учащихся младшего школьного возраста преподаватель может использовать различные виды игр, которые обеспечат в полном объеме знакомство детей с окружающим миром, живой и неживой природой, а также установят связь между учениками и объектами природы, т.е. в полной мере решать все задачи экологического воспитания. Учителю при обучении детей нужно знать направление игр на решение определенных образовательных целей и задач, грамотно подбирать игры в соответствии с поставленными целями и задачами, уметь их организовывать [1, с.66].
Игры, развивающие и обучающие в экологическом образовании младшего школьника, имеют большое значение. Они помогают формировать культуру детей; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Таким образом, рассмотренные игры являются развивающими, обучающими и экологическими, так как расширяют знания детей, различные навыки, воспитывают интерес к природе. Развивающие и обучающиеся игры развивают познавательную сферу и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они были еще и экологическими. Также оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Включая в игровой процесс элементы о природе, развивающие и обучающие игры становятся также экологическими.
Во второй главе нашей работы нами была проведена опытно-поисковая деятельность по использованию экологических игр в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста. Определена организация и проведение экологических игр с детьми младшего школьного возраста. Разработаны методические требования по использованию игр в экологическом образовании детей младшего школьного возраста. В конце работы проведен сравнительный анализ результатов исследования.
В эксперименте принимали участие обучающиеся двух классов 1 «а» и 1 «б» классов. 1 «а» класс - контрольный, в образовательном процессе на уроках по окружающему миру игры применялись в обычном для учителя режиме, т.е. применялись редко. 1 «б» класс - экспериментальный, в котором, на уроках окружающего мира активно и часто проводились развивающие и обучающие игры.
Исследование проводилось в 3 этапа:
- на первом этапе (констатирующем) была установлена база исследования, выбран психодиагностический материал, разработана методика использования игр в экологическом образовании [27, с.11].
- на втором этапе (формирующем) была применена разработанная методика, использования игр в экологическом образовании, проведено собственное эмпирическое исследование;
- на 3-ем этапе (контрольном) приобретенные результаты были подвергнуты статистической обработке и качественному анализу интерпретации.
Для определения уровня развития экологического образования, будут использоваться следующие методы:
1) задание, определяющее знания о растительном мире (дикорастущие и культурные растения);
2) задание, определяющее знания о животном мире (дикие и домашние животные);
3) задание, определяющее знания о неживой природе и ее связь с живой природой;
4) задание, определяющее активность детей во время занятия;
5) задание, определяющее особенности взаимодействия с природными объектами.
Опытно-поисковая деятельность направлена на проверку предпосылок, обоснованных в теоретической части. После применения разработанной методики, с использованием экологических игр, у детей младшего школьного возраста, результаты исследования в экспериментальной группе улучшились.
Экологические игры при соблюдении требований к организации способствуют развитию уровня экологического образования, и развивают бережное отношение к растительному и животному миру.
Можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что разработка методик использования игр в экологическом образовании будет способствовать развитию экологического образования детей младшего школьного возраста, нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Работа педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в
общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности методики обучения технике передвижения на лыжах детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования знаний о живой природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019



