Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Школьная газета как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Работа №97898

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Понятия «коммуникативной компетентности» и «коммуникативной
компетенции» 7
1.2. Школьная газета: понятие, виды, структура 13
1.3. Т ематика школьных газет 16
1.4. Жанровый корпус 18
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ШКОЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ: ТЕМАТИТКА, СТРУКТУРА,
ЖАНРОВАЯ И РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 35
2.1. Газета «Зеркало" 35
2.2Газета «ГДЗ» 39
Выводы по главе 2 43
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ
ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76


Школьная газета — один из наиболее продуктивных способов для формирования медиаобразования, она используется для самовыражения учащихся, проявления их социальной активности, креативного потенциала. Школьная периодика как материально-вещественное средство вербально-визуальной коммуникации в детской и подростковой среде, как канал познавательной и художественной коммуникации, как канал воздействия на юную читательскую аудиторию и вовлечения ее в процесс создания газеты занимает важное место в информационно- образовательном пространстве учащихся, в процессе развития медиакультуры школьников, а также реализации ее при подготовке и выпуске изданий [Старкова 2015: 38].
Актуальность предпринятого исследования обусловлена:
1) необходимостью общей характеристики школьных периодических изданий и их жанрового описания;
2) необходимостью выявления тех языковых средств, используемых в школьных изданиях, которые могут влиять на мировоззренческие установки реципиента;
3) необходимостью выработки рекомендаций по повышению
эффективности воздействия школьных газет;
4) необходимостью выявления и обобщения механизма, способного повлиять на эффективное формирование коммуникативной компетенции;
Целью работы является выявление специфики формирования коммуникативной компетенции посредством школьной газеты.
Цель определяет постановку следующих задач:
1) раскрыть понятия «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность»;
2) охарактеризовать структуру и тематику школьных газет;
3) провести жанровый анализ школьных газет;
4) проанализировать школьную газету с точки зрения типологии, структуры, средств речевого воздействия, используемых в текстах;
5) сделать вывод о влиянии школьной газеты на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Объектом исследования является школьные периодические издания газетного формата.
Предмет — тематика, структура, жанровый корпус, средств речевого воздействия, влияющие на формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Материалом работы послужила пресса пяти школ. Это:
1) газета «Дети понедельника» гимназии 155 за 2008 год (6 выпусков);
2) новогодний выпуск газеты «В фокусе» гимназии №35;
3) 9 выпусков газеты «В тридесятом царстве» школы №30, изданных в разное время;
4) газета «Зеркало» школы №9 поселка Буланаш Свердловской области за 2016-2017 учебный год (7 выпусков);
5) 3 издания школы №67: «Газета для здешних», журнал «Teen life» и «Школярик». Издания выпускались с 2010 года по 2016. Для анализа взята основная газета «Газета для здешних» за весь период (30 выпусков), остальные издания привлекались в качестве дополнительного материала.
Методы: анализ, синтез, обобщение, жанровый анализ, лингвопрагматический анализ, лингвостилистический анализ.
Практическая значимость заключается в возможности использования предложенных рекомендаций для повышения эффективности школьной газеты.
Методологическая основа. При описании коммуникативной компетенции и коммуникативной компетентности мы опирались на таких исследователей, как В. П. Конецкая, Д. Гавра, М.А. Василик. Характеристику газеты мы рассматривали, основываясь на работах Е.В. Серенькой и С.В. Лебедевой, Ф. Швеца. Методологической основой послужили исследования текстов СМИ А. А. Тертычного, А.Д. Кривоносова, А. А. Грабельникова, Л. М. Майдановой.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, 3 главы и заключение. Во введении названы предмет, объект, цели, задачи, методико¬методологическая база, актуальность выполненной работы. Первая глава "Теоретические основания исследования" включает 2 параграфа. Первый посвящен коммуникативной компетенции и коммуникативной компетентности. Второй включает себя описание типологии школьных газет, жанровый корпус, тематику школьных газет. Во второй главе проанализированы 3 школьные газеты, вскрыто их влияние на формирование коммуникативной компетенции. В третьей главе представлены рекомендации по созданию школьных газет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коммуникативная компетенция — это умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу. Коммуникативные компетенции в следует разделить на 2 типа: компетенции, которые формируются у создателей школьных газет и компетенции, которые формируются у учащихся, которые эти газеты читают. Для достижения последней ступени коммуникативной компетентности — операциональный компонента необходимо развивать абилитационную (развивается у читающих) и когнитивную компетентность (эффективно развивается у пишущих подростков).
Когнитивная компетентность развивается за счет самого процесса написания публикаций. Авторы учатся грамотно и логично выражать свою мысль, могут легко устанавливать контакт со своими сверстниками. Абилитационная компетентность развивает внимание, память, наблюдательность. Учащийся, который читает школьную газету, может вычленить главную мысль, он чуток, так он старается понимать авторское отношение, которое передается через фигуры речи. Он непроизвольно анализирует текст, когда читает его внимательно.
Существует ряд критериев для создания типологии школьных газет (композиционная модель, использование цвета, тираж, формат, объем издания, частота, особенности верстки). Основная типология школьных газет -содержательная, согласно которой выделяются 4 группы: в первой все материалы так или иначе связаны с собственной школой, во второй, наряду с материалами о своей школе, есть тексты школьных авторов на другие темы, третья группа — "имиджевые" издания, а четвертая имеет духовно-религиозную направленность.
Преимущественное количество материалов школьных газет написано в рамках журналистских жанров. Тексты в рамках рекламных, PR и художественных жанров встречаются намного реже. Исходя из типологии, можно сказать, что в школьных изданиях большинство материалов написаны в рамках информационных (заметка, интервью, репортаж, опросы) и аналитических жанров (статья, рецензия, обзор, комментарий), а художественно-публицистические жанры менее популярны.
Каждый выпуск газеты должна объединять общая тема, которая будет раскрываться в публикациях этого выпуска. В школьных газетах отражены такие темы, как знакомство (например, с классами начальной школы), глобальные проблемы современности (экология), интересные открытия. Тема "Подготовка к празднику" является самой распространенной, очень часто выпуски привязаны к тому или иному празднику.
Школьная газета положительно влияет на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Во- первых, процесс написания текстов способствует совершенствованию письменной и устной речи. Во- вторых, интервью служит для развития монологической и диалогической речи. В-третьих, заметки, статьи, очерки и даже новости формируют навык незатрудненной монологической речи, способствует реализации в ней всего спектра качеств хорошей грамотной речи.
В целом, надо создавать правдивые, разнообразные по тематике, интересные школьные газеты, брать как можно больше интервью у учащихся.
Публикации школьных газет нуждаются в корректорской правке, так как школьники, даже которые входят в коллектив издательства газеты, допускают грамматические и речевые ошибки. А для способствования становления грамотной речи учащихся нужны тексты, написанные правильно, без ошибок.
Для редакторского штаба могут проходить факультативы, где будут разбираться ошибки, допущенные ими в публикациях. Подобная работа положительно повлияет на грамотность каждого. Внимание на собственных ошибках акцентируется особенно явно, если разбирать их прилюдно. Использование в текстах фигур речи и средств речевого воздействия в публикациях преображают также и устную речь, благодаря которой можно воздействовать и влиять на собеседника.



1. Агафонова Ю. А. О роли школьных изданий в формировании медиа- и информационной грамотности в современной школе / Ю. А. Агафонова // Информационное поле современной России: практики и эффекты: матер. Х Междунар. науч.-практ. конф. - Казань: Казан. Ун-т, 2013. - С. 452-455.
2. Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. - Москва: «Дрофа», 2011. - 479 с.
3. Барахович И.И. Коммуникация как социальный феномен: функциональный аспект // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского; 388 Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, 2010. № 5. С. 5-10.
4. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 130¬132. — URL https://moluch.ru/archive/8/566/ (дата обращения: 21.05.2018).
5. Булыгина, Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Булыгина Л. Н.// Вопросы психологии. — 2010. — № 2. — С. 149-152.
6. Брик, Л. В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социально-позитивных ориентаций молодежи // Вестн. Моск. гос. техн. ун¬та им Н. Э. Баумана. Т. 11. № 1. 2008. С. 175-178.
7. Быкова О. Н. Языковое манипулирование: материалы к энциклопедическому словарю "Культура русской речи" // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вестник Российской риторической ассоциации / под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск: Краснояр. гос. ун¬т, 1999. Вып. 1 (8). С. 99-103.
8. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в обучении родному языку [Текст] / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. - 1996. - №1. - С. 5.
9. Василик М. А. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста / М. А. Василик, М. С. Вершинин [и др.] // Основы теории коммуникации. М., 2003.
10. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учебное пособие для студентов вузов / Гавра Д. П.; - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011.
11. Гутман Ю. Э. Проблема коммуникативной компетентности в отечественной психологии [Электронный ресурс]// URL: http://izron.ru/articles/pedagogika-i-psikhologiya-tendentsii-i-perspektivy- razvitiya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-10- pedagogicheskoe-masterstvo-i-professionalnaya-kompetentnost- pedagoga/problema-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-otechestvennoy- psikhologii/
12. В тридесятом царстве/ Екатеринбург: МБОУ школа № 30, 2010-2016
13. В фокусе/ школьная газета/ Екатеринбург: МАОУ гимназия №35, новогодний выпуск 2016
14. Газета для здешних школьная газета/ Екаатеринбург:МБОУ № 67 :2010-2016
15. Гончарова, Г. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в
современной образовательной парадигме [Текст] / Г. Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». -
2007. - № 5. - Режим доступа: URL: http://science.
ncstu.ru/articles/hs/2007_05/ped.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ