Формирование контрольно оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования
1.2. Понятие и сущность контрольно-оценочной деятельности в
начальной школе 13
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Выявление начального уровня сформированности контрольно-оценочной деятельности младших школьников 33
2.2. Формирование контрольно-оценочной деятельности у младших
школьников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования
1.2. Понятие и сущность контрольно-оценочной деятельности в
начальной школе 13
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Выявление начального уровня сформированности контрольно-оценочной деятельности младших школьников 33
2.2. Формирование контрольно-оценочной деятельности у младших
школьников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Происшедшие преобразования современного мира, задают новые ориентиры-требования к профессиональной деятельности начального образования, в частности - формирование контрольно-оценочной деятельности детей.
Анализ научно-методической литературы показал, что вопрос оценки и оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания до сих пор формировалась в рамках предметно-ориентированного подхода в образовании и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний по отдельным предметам, а не процесс учебно-познавательной деятельности или тем более оценку личностных и метапредметных образовательных достижений обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия. В состав регулятивных универсальных учебных действий входят контроль и оценка. Результатом процесса формирования контроля и оценки становится такое качество младшего школьника как контрольно-оценочная самостоятельность.
По мнению А.Б. Воронцова контрольно-оценочная самостоятельность является основой учебной самостоятельности школьника [3]. Под контрольно- оценочной самостоятельностью понимается «готовность личности к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности» [37].
Контрольно-оценочная самостоятельность начинает формироваться в младшем школьном возрасте, так как в этот период развития ребенка ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. Общие подходы к процессу формирования контрольно-оценочной самостоятельности представлены в работах Воронцова А.Б. [3, 5], Енжевской М.В. [13], Проничевой Е.В. [37].
Развитие педагогической науки, практика участия России в международных процедурах оценки качества образования, преобразования в системе оценки результатов образования в связи с реализацией ФГОС НОО обусловили необходимость и актуальность рассмотрения темы «Формирование контрольно-оценочной деятельности детей младшего возраста на уроках математики». Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования и практики оценочной деятельности педагогов в образовательных организациях позволили выявить ряд противоречий:
- между теоретическим обоснованием оценочной деятельности как системной деятельности и выполнением оценочной функции педагогами как отдельных не согласованных действий;
- между требованием к оценке результата образования как совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов и преобладанием на практике оценивания предметного результата как комплекс знаний и умений обучающихся;
- между наличием многообразия контрольно-измерительных материалов для оценивания образовательных результатов и применением традиционных форм и средств по оцениванию предметных результатов у обучающихся на практике;
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: как обеспечить со стороны всех участников образовательного процесса формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста и какие условия необходимо создать в образовательной организации для его формирования. Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему данной выпускной квалификационной работы: «Формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики».
Объект исследования - учебная деятельность младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: рассмотреть средства формирования контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Задачи исследования:
1) На основе анализа научной литературы вывить сущность основных понятий исследования;
2) Выявить сущность контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
3) Систематизировать средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
4) Выявить приемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики в первом классе;
5) Провести опытно-экспериментальную работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики в первом классе.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; опытная работа (эксперимент); обработка полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования: В работе использованы труды видных педагогов. В качестве основных можно назвать таких ученых как: Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина А.Б. Воронцов И.А. Деменева, О.А. Красных М.В. Енжевская Е.Г. Кузьмина Е.А. Мартьянов Е. И. Матвеева, О. Б. Панкова, И. Е. Патрикеева З.Ю. Нестерова Г.А. Огирь, А.Т. Фатуллаева, Н.В. Хлыстова, Д.Б. Эльконин и др.
Практическая значимость работы состоит в систематизации средств формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и в выявлении приемов формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Анализ научно-методической литературы показал, что вопрос оценки и оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания до сих пор формировалась в рамках предметно-ориентированного подхода в образовании и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний по отдельным предметам, а не процесс учебно-познавательной деятельности или тем более оценку личностных и метапредметных образовательных достижений обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия. В состав регулятивных универсальных учебных действий входят контроль и оценка. Результатом процесса формирования контроля и оценки становится такое качество младшего школьника как контрольно-оценочная самостоятельность.
По мнению А.Б. Воронцова контрольно-оценочная самостоятельность является основой учебной самостоятельности школьника [3]. Под контрольно- оценочной самостоятельностью понимается «готовность личности к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности» [37].
Контрольно-оценочная самостоятельность начинает формироваться в младшем школьном возрасте, так как в этот период развития ребенка ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. Общие подходы к процессу формирования контрольно-оценочной самостоятельности представлены в работах Воронцова А.Б. [3, 5], Енжевской М.В. [13], Проничевой Е.В. [37].
Развитие педагогической науки, практика участия России в международных процедурах оценки качества образования, преобразования в системе оценки результатов образования в связи с реализацией ФГОС НОО обусловили необходимость и актуальность рассмотрения темы «Формирование контрольно-оценочной деятельности детей младшего возраста на уроках математики». Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования и практики оценочной деятельности педагогов в образовательных организациях позволили выявить ряд противоречий:
- между теоретическим обоснованием оценочной деятельности как системной деятельности и выполнением оценочной функции педагогами как отдельных не согласованных действий;
- между требованием к оценке результата образования как совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов и преобладанием на практике оценивания предметного результата как комплекс знаний и умений обучающихся;
- между наличием многообразия контрольно-измерительных материалов для оценивания образовательных результатов и применением традиционных форм и средств по оцениванию предметных результатов у обучающихся на практике;
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: как обеспечить со стороны всех участников образовательного процесса формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста и какие условия необходимо создать в образовательной организации для его формирования. Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему данной выпускной квалификационной работы: «Формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики».
Объект исследования - учебная деятельность младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: рассмотреть средства формирования контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Задачи исследования:
1) На основе анализа научной литературы вывить сущность основных понятий исследования;
2) Выявить сущность контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
3) Систематизировать средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
4) Выявить приемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики в первом классе;
5) Провести опытно-экспериментальную работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики в первом классе.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; опытная работа (эксперимент); обработка полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования: В работе использованы труды видных педагогов. В качестве основных можно назвать таких ученых как: Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина А.Б. Воронцов И.А. Деменева, О.А. Красных М.В. Енжевская Е.Г. Кузьмина Е.А. Мартьянов Е. И. Матвеева, О. Б. Панкова, И. Е. Патрикеева З.Ю. Нестерова Г.А. Огирь, А.Т. Фатуллаева, Н.В. Хлыстова, Д.Б. Эльконин и др.
Практическая значимость работы состоит в систематизации средств формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и в выявлении приемов формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Итак, в широком смысле оценка понимается как сравнение с эталоном изучаемого объекта, его категоризация. В узком смысле оценка отражает значимость объекта для субъекта, соотнесение объекта с целями, потребностями и интересами субъекта. В педагогическом же плане речь, в основном ведется об оценке знаний.
В педагогической литературе «отметка» трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах.
Таким образом, все задачи исследования были решены. Были выявлены приемы формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и проведена опытно-экспериментальная работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности на уроках математики. Гипотеза исследования подтверждена.
Исследование актуально, его актуальность подтверждена, так как именно начальной школе предстоит заложить и развить в ребенке такие качества, как инициативность, самостоятельность и ответственность, умение адекватно оценивать себя и свою работу, свои знания.
Исследование обладает большими перспективами, потому что контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников формируется во время всего обучения в начальном звене, а мы рассмотрели лишь малую часть методик и приемов, которые были использованы нами на уроках математики, позволяющих формировать у младших школьников самоконтроль и самооценку.
Цель исследования - выявить средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики, полностью достигнута.
В ходе решения первой задачи исследования на основе анализа научной литературы была выявлена сущность основных понятий исследования.
В ходе решения второй задачи исследования была выявлена сущность контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
В ходе решения третьей задачи исследования систематизированы средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
В ходе решения четвертой задачи исследования выявлены приемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики в первом классе.
В ходе решения пятой задачи исследования проведена опытно-экспериментальная работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Важным в формировании контрольно-оценочной самостоятельности является и то, что на разных её ступенях можно столкнуться со специфическими трудностями, что подталкивает нас к необходимости использования разнообразных психолого-педагогических методов, приемов и средств для правильного формирования самостоятельности. Ни в коем случае нельзя делать выводы только по одной диагностической методике, необходимо использовать как можно больше методов и приемов для того, чтобы получить полное представление об исследуемой личности.
В педагогической литературе «отметка» трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах.
Таким образом, все задачи исследования были решены. Были выявлены приемы формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и проведена опытно-экспериментальная работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности на уроках математики. Гипотеза исследования подтверждена.
Исследование актуально, его актуальность подтверждена, так как именно начальной школе предстоит заложить и развить в ребенке такие качества, как инициативность, самостоятельность и ответственность, умение адекватно оценивать себя и свою работу, свои знания.
Исследование обладает большими перспективами, потому что контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников формируется во время всего обучения в начальном звене, а мы рассмотрели лишь малую часть методик и приемов, которые были использованы нами на уроках математики, позволяющих формировать у младших школьников самоконтроль и самооценку.
Цель исследования - выявить средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики, полностью достигнута.
В ходе решения первой задачи исследования на основе анализа научной литературы была выявлена сущность основных понятий исследования.
В ходе решения второй задачи исследования была выявлена сущность контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
В ходе решения третьей задачи исследования систематизированы средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
В ходе решения четвертой задачи исследования выявлены приемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики в первом классе.
В ходе решения пятой задачи исследования проведена опытно-экспериментальная работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Важным в формировании контрольно-оценочной самостоятельности является и то, что на разных её ступенях можно столкнуться со специфическими трудностями, что подталкивает нас к необходимости использования разнообразных психолого-педагогических методов, приемов и средств для правильного формирования самостоятельности. Ни в коем случае нельзя делать выводы только по одной диагностической методике, необходимо использовать как можно больше методов и приемов для того, чтобы получить полное представление об исследуемой личности.
Подобные работы
- Формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Формирование действий контроля у детей младшего школьного
возраста на уроках математики
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Игровые технологии как средство развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста (Тамбовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ УРОВНЯ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022



