ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования
1.2. Понятие и сущность контрольно-оценочной деятельности в
начальной школе 13
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Выявление начального уровня сформированности контрольно-оценочной деятельности младших школьников 33
2.2. Формирование контрольно-оценочной деятельности у младших
школьников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Происшедшие преобразования современного мира, задают новые ориентиры-требования к профессиональной деятельности начального образования, в частности - формирование контрольно-оценочной деятельности детей.
Анализ научно-методической литературы показал, что вопрос оценки и оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания до сих пор формировалась в рамках предметно-ориентированного подхода в образовании и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний по отдельным предметам, а не процесс учебно-познавательной деятельности или тем более оценку личностных и метапредметных образовательных достижений обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия. В состав регулятивных универсальных учебных действий входят контроль и оценка. Результатом процесса формирования контроля и оценки становится такое качество младшего школьника как контрольно-оценочная самостоятельность.
По мнению А.Б. Воронцова контрольно-оценочная самостоятельность является основой учебной самостоятельности школьника [3]. Под контрольно- оценочной самостоятельностью понимается «готовность личности к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности» [37].
Контрольно-оценочная самостоятельность начинает формироваться в младшем школьном возрасте, так как в этот период развития ребенка ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. Общие подходы к процессу формирования контрольно-оценочной самостоятельности представлены в работах Воронцова А.Б. [3, 5], Енжевской М.В. [13], Проничевой Е.В. [37].
Развитие педагогической науки, практика участия России в международных процедурах оценки качества образования, преобразования в системе оценки результатов образования в связи с реализацией ФГОС НОО обусловили необходимость и актуальность рассмотрения темы «Формирование контрольно-оценочной деятельности детей младшего возраста на уроках математики». Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования и практики оценочной деятельности педагогов в образовательных организациях позволили выявить ряд противоречий:
- между теоретическим обоснованием оценочной деятельности как системной деятельности и выполнением оценочной функции педагогами как отдельных не согласованных действий;
- между требованием к оценке результата образования как совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов и преобладанием на практике оценивания предметного результата как комплекс знаний и умений обучающихся;
- между наличием многообразия контрольно-измерительных материалов для оценивания образовательных результатов и применением традиционных форм и средств по оцениванию предметных результатов у обучающихся на практике;
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: как обеспечить со стороны всех участников образовательного процесса формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста и какие условия необходимо создать в образовательной организации для его формирования. Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему данной выпускной квалификационной работы: «Формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики».
Объект исследования - учебная деятельность младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: рассмотреть средства формирования контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Задачи исследования:
1) На основе анализа научной литературы вывить сущность основных понятий исследования;
2) Выявить сущность контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
3) Систематизировать средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
4) Выявить приемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики в первом классе;
5) Провести опытно-экспериментальную работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики в первом классе.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; опытная работа (эксперимент); обработка полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования: В работе использованы труды видных педагогов. В качестве основных можно назвать таких ученых как: Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина А.Б. Воронцов И.А. Деменева, О.А. Красных М.В. Енжевская Е.Г. Кузьмина Е.А. Мартьянов Е. И. Матвеева, О. Б. Панкова, И. Е. Патрикеева З.Ю. Нестерова Г.А. Огирь, А.Т. Фатуллаева, Н.В. Хлыстова, Д.Б. Эльконин и др.
Практическая значимость работы состоит в систематизации средств формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и в выявлении приемов формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Итак, в широком смысле оценка понимается как сравнение с эталоном изучаемого объекта, его категоризация. В узком смысле оценка отражает значимость объекта для субъекта, соотнесение объекта с целями, потребностями и интересами субъекта. В педагогическом же плане речь, в основном ведется об оценке знаний.
В педагогической литературе «отметка» трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах.
Таким образом, все задачи исследования были решены. Были выявлены приемы формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и проведена опытно-экспериментальная работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности на уроках математики. Гипотеза исследования подтверждена.
Исследование актуально, его актуальность подтверждена, так как именно начальной школе предстоит заложить и развить в ребенке такие качества, как инициативность, самостоятельность и ответственность, умение адекватно оценивать себя и свою работу, свои знания.
Исследование обладает большими перспективами, потому что контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников формируется во время всего обучения в начальном звене, а мы рассмотрели лишь малую часть методик и приемов, которые были использованы нами на уроках математики, позволяющих формировать у младших школьников самоконтроль и самооценку.
Цель исследования - выявить средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики, полностью достигнута.
В ходе решения первой задачи исследования на основе анализа научной литературы была выявлена сущность основных понятий исследования.
В ходе решения второй задачи исследования была выявлена сущность контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
В ходе решения третьей задачи исследования систематизированы средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
В ходе решения четвертой задачи исследования выявлены приемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики в первом классе.
В ходе решения пятой задачи исследования проведена опытно-экспериментальная работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Важным в формировании контрольно-оценочной самостоятельности является и то, что на разных её ступенях можно столкнуться со специфическими трудностями, что подталкивает нас к необходимости использования разнообразных психолого-педагогических методов, приемов и средств для правильного формирования самостоятельности. Ни в коем случае нельзя делать выводы только по одной диагностической методике, необходимо использовать как можно больше методов и приемов для того, чтобы получить полное представление об исследуемой личности.
1. Антошкина А.А. Система развития у школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в текстовой деятельности [Текст] / А.А. Антошкина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2015. - № 6. - С. 32-35.
2. Витушкина Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования [Текст] / Э.В.Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 80-83.
3. Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка [Текст] / А.Б. Воронцов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. -№ 5. - С. 21-31.
4. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова [Текст] / А.Б. Воронцов. - М.: Рассказовъ, 2002. - 303 с.
5. Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования [Текст] / А.Б. Воронцов // Начальная школа. - 2002. - № 3.- С. 89.
6. Горбов С.Ф., Табачникова Н.Л. Пакет психологической и предметной диагностики по математике. 1 класс // Томск: Пеленг, 1995. - 72 с.
7. Давыдов В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте.
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.php7aidM000(дата обращения: 16.12.2018).
8. Деменева И.А. Механизм разработки программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в условиях перехода на ФГОС НОО [Текст] / И.А.Деменева, О.А. Красных // Пермский педагогический журнал. - 2012. - № 3. - С. 55-59.
9. Демидович Е.А. Структурно-функциональная модель формирования оценочной самостоятельности младших школьников в процессе обучения решению учебных задач в условиях технологии коллективных способов обучения [Текст] / Е.А. Демидович // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 22-28.
10. Демидович Е.А. Учебные задачи как средство формирования оценочной самостоятельности младших школьников в процессе обучения математике // Омск, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-uchebnyezadachi-kak- sredstvo-formirovaniya-otsenochnoy-samostoyatelnostimladshih-shkolnikov-v- protsesse-obucheniya-mate#ixzz4i3XhIyrn(дата обращения: 23.12.2018).
11. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений [Текст] / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. // М.: «Академия», 1998. - 320 с.
12. Енжевская М.В. Рефлексия как основа формирования контрольно-оценочных умений учащихся 1-5-х классов при обучении русскому языку [Текст] / М.В. Енжевская // Начальная школа до и после. - 2010. - № 4. - С. 18-22.
13. Енжевская М.В.Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочной системы [Текст] / М.В. Енжевская // Человек и образование. - 2010. - № 2. - С. 112-118.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. [Текст]: Учебник для вузов / И.А. Зимняя // М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
15. Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности [Текст] / И.В. Иванова // Начальная школа до и после. - 2011. - № 2. - С. 30-33.
16. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова // Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 349 с.
17. Климов Е.А. Психология: учебник для средней школы [Текст] / Е.А. Климова // М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 287 с.
18. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
19. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных учебных действий на основе безотметочного обучения [Текст] / О.В. Кузнецова // Человек и образование. - 2014. - № 3. - С. 18-21.
20. Кузьмина Е.Г. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся 1-й ступени [Текст] / Е.Г. Кузьмина // Начальная школа до и после. - 2011. - № 2. - С. 35-39.
21. Ларина А. Б. Структура и функции познавательной самооценки младшего школьника [Текст] / А.Б. Ларина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2010. - № 11. - С. 51-55.
22. Малкина Е.В. К вопросу о подготовке детей к обучению грамоте [Текст] / Е.В. Малкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2001. - № 3. - С. 16-17.
23. Мартьянов Е.А. Развитие контрольно-оценочной деятельности в системе повышения квалификации [Текст] / Е.А. Мартьянов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. № 5. - С. 109-113.
24. Матвеева Е. И., Критериальное оценивание в начальной школе. [Текст]: Пособие для учителя / Е.И. Матвеева, О. Б.Панкова, И. Е.Патрикеева // М.: Вита-пресс, 2012. - С. 168.
25. Миндарова В.А. Оценка без отметки [Текст] / В.А. Миндарова // М.; Рига: Эксперимент, 1999. - 136 с.
26. Минияров В.М. Педагогическая психология. [Текст]: Учебное пособие / В.М. Минияров // М.: Изд-во Московского психолого- социального института, 2005. - 316 с.
27. Нестерова З.Ю. Развитие оценочной самостоятельности младших школьников [Текст] / З.Ю. Нестерова // Начальная школа до и после. - 2010. - № 8. - С. 251.
28. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков // М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
29. Огирь Г.А. Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию [Текст] / Г.А. Орирь // Начальная школа до и после. - 2011. - № 2. - С. 16-19.
30. Орлова Е.Ю. Контроль качества результатов образовательного процесса [Текст] / Е.Ю. Орлова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - № 6. - С. 14-16.
31. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. [Текст] / Г.С.Ковалева, О.Б. Логиновой // М.: Просвещение, 2009. - 351 с.
32. Пеньевская И.И. Мониторинг формирования универсальных учебных действий: проблемы, подходы, решения [Текст] / И.И. Пеньевская // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 6. - С. 18-20.
33. Перепечина Л.Д. «Портфолио ученика» как средство достижения оценки учебных достижений школьника в курсе географии [Текст] / Л.Д. Перепечина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 2. - С. 22-25.
34. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова // М.: Просвещение, 2011. - 211 с.
35. Поливанова К.Н. Психологические формирования действия контроля в учебной деятельности [Текст] / К.Н. Поливанова // Новые исследования в психологии. - 1983. - № 1. - С. 65-68.
36. Попова Н.Е. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО [Текст] / Н.Е. Попова, О.А. Еремина // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 44-47.
37. Проничева Е.В. Уровни контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника [Текст] / Е.В. Проничева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Том 14. - С. 28-32.
38. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. [Текст] / Д. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 400 с.
39. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики [Текст] : метод.рекомендации / Т.В.Золотова. - М. : Аркти, 2010. - 62 с.
40. Романеева М.П., Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения: Пакет психологической и предметной диагностики по русскому языку. 1-3 классы [Текст] / М.П. Романеева, Л.А.Суховерша, Г.А. Цукерман // Томск: Пеленг, 1995. - 72 с.
41. Романова Н. Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе [Текст] / Н.Н. Романова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 6. - 40-43.
42. Сальникова С.В. Уровень сформированности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика [Текст] / С.В. Сальникова, М.О. Ткаченко // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 2. - С. 14-16.
43. Свиридова Л.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий - контроля и коррекции у учащихся начальной и средней школы [Текст] / Л.А. Свиридова, Е.А. Белогородцева // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 1. - С. 18-21.
44. Сергеева Е.В. Взгляд на современную начальную школу с позиции формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности [Текст] / Е.В. Сергеева // Начальная школа до и после. - 2011. - № 2. - С. 9-11.
45. Синебрюхова В.Л. Дидактические затруднения в контрольно¬оценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного стандарта начального общего образования [Текст] / В.Л. Синебрюхова // Концепт. - 2013. - № 6. - С. 16-19.
46. Сюсюкина И.Е. Содержательно-методическое обеспечение процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности [Текст] / И.Е. Сюсюкина // Начальная школа до и после. - 2011. - № 2. - С. 12-15.
47. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: ИЦ «Академия», 1998. - 288 с.
48. Тематическое планирование по системе Занкова Л.В. с учетом новейших требований. Русский язык, математика. 1-4 классы [Текст] / сост. Кротова Л.А. // Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. - 128 с.
49. Фатуллаева А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / А.Т. Фатулаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9. - С. 19-28.
50. Хлыстова Н.В. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников [Текст] / Н.В. Хлыстова // Пермский педагогический журнал. - № 4. - 2013. - С. 25-29.
51. Эльконин Д. Б.Особенности знакового опосредствования при решении творческих задач [Текст] / Д. Б.Элькоин // Психол. наука и образование. - 1997. - № 3. - С. 55-61.
52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Элькоин. - М.: Эксмо, 1989. - 312 с.
53. Эльконин Д.Б. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника [Текст] / Д.Б. Элькоин, О.С. Островерх // «Завуч». - 2002. - № 6. - С. 16-22.