Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в начальных классах
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Универсальные учебные действия и проблема их формирования у
младших школьников 8
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 20
1.3 Анализ УМК по математике по проблеме исследования 26
1.4 Условия формирования логических универсальных учебных
действий на уроках математики 38
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 44
2.1. Изучение начального уровня сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников 44
2.2 Работа по реализации условий формирования логических универсальных
учебных действий в начальной школе 52
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 103
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Универсальные учебные действия и проблема их формирования у
младших школьников 8
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 20
1.3 Анализ УМК по математике по проблеме исследования 26
1.4 Условия формирования логических универсальных учебных
действий на уроках математики 38
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 44
2.1. Изучение начального уровня сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников 44
2.2 Работа по реализации условий формирования логических универсальных
учебных действий в начальной школе 52
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 103
При создании федеральных государственных стандартов второго поколения на первое место в начальном общем образовании ставится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, степень овладения которыми в большой мере обуславливает успешность всего после-дующего обучения.
В настоящее время в образовательном процессе все более востребованным стает использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебных дисциплин требуют решения проблем, связанных с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Современные общественные требования выставляют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Что в свою очередь обеспечивает такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Поэтому самовоспитание и самообразование остаются первостепенными побуждающими силами развития человека, что в итоге ведет к его само-совершенствованию.
В учебно - воспитательном процессе, когда педагогам удаётся в сочетании развивать общеучебные умения и навыки школьников, у последних появляется желание учиться, формируются УУД.
Пришедшему в школу ребёнку нужно научиться: слушать и слышать, культуре общения и правилам поведения в школе. Овладение этими и другими учебными задачами происходит на протяжении всего периода обучения в начальной школе. При этом главное - сохранить все навыки и умения при переходе в основную школу.
Спецификой содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В настоящее время целью начальной школы является самообразование. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели оказывается возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Сегодня УУД придается большое значение, так как УУД - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Проблема исследования заключается в выявлении условий развития познавательных УУД у детей младшего школьного возраста.
В работе введено ограничение: мы будем развивать у младших школьников не все познавательные УУД, а только логические универсальные учебные действия, которые являются составной частью познавательных УУД.
Объект исследования - процесс обучения математике младших школьников.
Предмет исследования - условия развития логических УУД у младших школьников.
Цель исследования - выделение условий развития логических универсальных учебных действий в начальной школе.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить общее понятие и значение познавательных универсальных учебных действий;
2) охарактеризовать методические аспекты формирования логических универсальных учебных действий в начальной школе в учебно-методических комплексах;
3) подобрать задания для диагностики сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников;
4) провести диагностику начального уровня сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников;
5) выявить и апробировать условия развития логических универсальных учебных действий в начальной школе.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ, обобщение и систематизация научной психолого-педагогической литературы, нормативных документов, изучение и обобщение педагогического опыта; диагностические: диагностика исходного уровня сформированности логических познавательных универсальных учебных действий; эмпирические: изучение результатов деятельности обучающихся, наблюдение, письменный и устный опрос.
Теоретическая основа исследования: труды И. В. Дубровиной, Е. Е. Даниловой, A.M. Прихожан, Л. Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской, И.Б. Котовой, Л.С. Выготского по проблеме психического развития детей в младшем школьном возрасте; А.Г. Асмолова по проблеме проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Труды С. А. Смирнова, Е.Н. Шиянова по проблемам дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы. Труды В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского по проблеме формирования логического мышления в процессе обучения в начальной школе. А так же труды М. И. Моро, М. И. Башмакова по проблеме отбора математического материала, доступного для младших школьников и ставшего базой их систематического обучения.
Практическая значимость исследования: данные диагностики логических УУД позволят скорректировать учебный процесс путем разработки системы заданий, направленных на формирование логических универсальных учебных действий младших школьников, в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
Практическая база исследования: МАОУСОШ № 163 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие учащиеся 3Д класса в количестве 25 человек. Учитель начальных классов Хаистова Н.В.
Структура работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обозначена актуальность и разработанность проблемы, объект, предмет, методы, практическая значимость, практическая база исследования, теоретическая основа исследования, цели и задачи исследования.
В первой главе представлены теоретические аспекты формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Во второй главе описываются методические аспекты формирования логических универсальных учебных действий в начальной школе. После каждого параграфа делаются краткие выводы по содержанию.
В списке использованной литературы представлено 57 источников.
В работе представлено 3 таблицы и 3 рисунка.
В настоящее время в образовательном процессе все более востребованным стает использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебных дисциплин требуют решения проблем, связанных с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Современные общественные требования выставляют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Что в свою очередь обеспечивает такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Поэтому самовоспитание и самообразование остаются первостепенными побуждающими силами развития человека, что в итоге ведет к его само-совершенствованию.
В учебно - воспитательном процессе, когда педагогам удаётся в сочетании развивать общеучебные умения и навыки школьников, у последних появляется желание учиться, формируются УУД.
Пришедшему в школу ребёнку нужно научиться: слушать и слышать, культуре общения и правилам поведения в школе. Овладение этими и другими учебными задачами происходит на протяжении всего периода обучения в начальной школе. При этом главное - сохранить все навыки и умения при переходе в основную школу.
Спецификой содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В настоящее время целью начальной школы является самообразование. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели оказывается возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Сегодня УУД придается большое значение, так как УУД - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Проблема исследования заключается в выявлении условий развития познавательных УУД у детей младшего школьного возраста.
В работе введено ограничение: мы будем развивать у младших школьников не все познавательные УУД, а только логические универсальные учебные действия, которые являются составной частью познавательных УУД.
Объект исследования - процесс обучения математике младших школьников.
Предмет исследования - условия развития логических УУД у младших школьников.
Цель исследования - выделение условий развития логических универсальных учебных действий в начальной школе.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить общее понятие и значение познавательных универсальных учебных действий;
2) охарактеризовать методические аспекты формирования логических универсальных учебных действий в начальной школе в учебно-методических комплексах;
3) подобрать задания для диагностики сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников;
4) провести диагностику начального уровня сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников;
5) выявить и апробировать условия развития логических универсальных учебных действий в начальной школе.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ, обобщение и систематизация научной психолого-педагогической литературы, нормативных документов, изучение и обобщение педагогического опыта; диагностические: диагностика исходного уровня сформированности логических познавательных универсальных учебных действий; эмпирические: изучение результатов деятельности обучающихся, наблюдение, письменный и устный опрос.
Теоретическая основа исследования: труды И. В. Дубровиной, Е. Е. Даниловой, A.M. Прихожан, Л. Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской, И.Б. Котовой, Л.С. Выготского по проблеме психического развития детей в младшем школьном возрасте; А.Г. Асмолова по проблеме проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Труды С. А. Смирнова, Е.Н. Шиянова по проблемам дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы. Труды В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского по проблеме формирования логического мышления в процессе обучения в начальной школе. А так же труды М. И. Моро, М. И. Башмакова по проблеме отбора математического материала, доступного для младших школьников и ставшего базой их систематического обучения.
Практическая значимость исследования: данные диагностики логических УУД позволят скорректировать учебный процесс путем разработки системы заданий, направленных на формирование логических универсальных учебных действий младших школьников, в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
Практическая база исследования: МАОУСОШ № 163 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие учащиеся 3Д класса в количестве 25 человек. Учитель начальных классов Хаистова Н.В.
Структура работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обозначена актуальность и разработанность проблемы, объект, предмет, методы, практическая значимость, практическая база исследования, теоретическая основа исследования, цели и задачи исследования.
В первой главе представлены теоретические аспекты формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Во второй главе описываются методические аспекты формирования логических универсальных учебных действий в начальной школе. После каждого параграфа делаются краткие выводы по содержанию.
В списке использованной литературы представлено 57 источников.
В работе представлено 3 таблицы и 3 рисунка.
Для выбора темы выпускной квалификационной работы и обозначения ее цели стали насущные проблемы связанные применением в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В процессе исследования достигнута поставленная цель - проведено теоретическое и методологическое обоснование формирование логических универсальных учебных действий младших школьников. В соответствии с установленной целью были поставлены задачи работы. Проведенная работа по решению задач привела к следующим результатам.
Изучено общее понятие и значение логических универсальных учебных действий. Охарактеризованы компоненты логических УУД и раскрыта их роль в учебном процессе.
Рассмотрены психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста. А именно: хронологические границы этого возраста и новообразования в познавательных процессах. Особое внимание отведено процессам памяти и мышления.
Проанализированы программы для начальных классов по проблеме исследования. Рассмотрены и охарактеризованы познавательные логические универсальные учебные действия в следующих УМК: «Планета знаний», «Школа России», «Школа 2100». Характеристика данных результатов обобщена в таблицу. Представлен анализ содержания заданий в учебниках математики различных УМК в начальной школе на разных этапах обучения. Более подробный анализ заданий по математике на формирование логических универсальных учебных действий УМК «Планета Знаний», «Школа России» по классам представлен в таблицах.
Подобраны задания для диагностики сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников. Изучен начальный уровень сформированности логических УУД у учащихся 3 Д класса. Результаты диагностики представлены в таблице и диаграмме.
Раскрыты условия развития логических УУД младших школьников. Ими являются:
• учет возрастных психологических особенностей учащихся;
• поэтапность формирования логических как части познавательных универсальных учебных действий, которая позволяет достичь перехода от выполнения действия при помощи опоры на материальные средства к умственной форме выполнения действия;
• постепенность перехода от совместного с учителем выполнения действия к самостоятельному его выполнению на основе саморегуляции своей деятельности;
• обозначение учебных предметов, которые являются наиболее благоприятными для формирования логических универсальных учебных действий, в частности тех, которые создают для них зону ближайшего развития[15, с.68];
• обозначение комплекса заданий, относящихся к предметно-специальным, и общелогическим типам;
• реализация дополнительной психолого-педагогической подготовки будущих учителей или повышения квалификации педагогов;
• разработка учебно-методических пособий для учителей, обеспечивающих формирование логических универсальных учебных действий [14, с.163].
Основным условием формирования логических универсальных учебных действий в курсе математики является использование на уроках математики метода практического обучения - упражнений.
Применены на практике на уроках математики в начальной школе задания, способствующие формированию логических УУД.
При выполнении таких заданий будут использованы такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Все перечисленные операции мышления необходимы на разных этапах обучения так как неумение их выполнять может серьёзно затруднить процесс обучения. Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом.
В процессе исследования достигнута поставленная цель - проведено теоретическое и методологическое обоснование формирование логических универсальных учебных действий младших школьников. В соответствии с установленной целью были поставлены задачи работы. Проведенная работа по решению задач привела к следующим результатам.
Изучено общее понятие и значение логических универсальных учебных действий. Охарактеризованы компоненты логических УУД и раскрыта их роль в учебном процессе.
Рассмотрены психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста. А именно: хронологические границы этого возраста и новообразования в познавательных процессах. Особое внимание отведено процессам памяти и мышления.
Проанализированы программы для начальных классов по проблеме исследования. Рассмотрены и охарактеризованы познавательные логические универсальные учебные действия в следующих УМК: «Планета знаний», «Школа России», «Школа 2100». Характеристика данных результатов обобщена в таблицу. Представлен анализ содержания заданий в учебниках математики различных УМК в начальной школе на разных этапах обучения. Более подробный анализ заданий по математике на формирование логических универсальных учебных действий УМК «Планета Знаний», «Школа России» по классам представлен в таблицах.
Подобраны задания для диагностики сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников. Изучен начальный уровень сформированности логических УУД у учащихся 3 Д класса. Результаты диагностики представлены в таблице и диаграмме.
Раскрыты условия развития логических УУД младших школьников. Ими являются:
• учет возрастных психологических особенностей учащихся;
• поэтапность формирования логических как части познавательных универсальных учебных действий, которая позволяет достичь перехода от выполнения действия при помощи опоры на материальные средства к умственной форме выполнения действия;
• постепенность перехода от совместного с учителем выполнения действия к самостоятельному его выполнению на основе саморегуляции своей деятельности;
• обозначение учебных предметов, которые являются наиболее благоприятными для формирования логических универсальных учебных действий, в частности тех, которые создают для них зону ближайшего развития[15, с.68];
• обозначение комплекса заданий, относящихся к предметно-специальным, и общелогическим типам;
• реализация дополнительной психолого-педагогической подготовки будущих учителей или повышения квалификации педагогов;
• разработка учебно-методических пособий для учителей, обеспечивающих формирование логических универсальных учебных действий [14, с.163].
Основным условием формирования логических универсальных учебных действий в курсе математики является использование на уроках математики метода практического обучения - упражнений.
Применены на практике на уроках математики в начальной школе задания, способствующие формированию логических УУД.
При выполнении таких заданий будут использованы такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Все перечисленные операции мышления необходимы на разных этапах обучения так как неумение их выполнять может серьёзно затруднить процесс обучения. Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения математике учащихся 7 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (на примере 6-х классов)
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении математике учащихся 5-6 классов (Математическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018



