Введение
Глава I. Исторический аспект, сущность правового просвещения в школе
1.1. История правового просвещения 5-8
1.2. Проблема правового нигилизма в России 9-11
1.3. Законодательная основа правового просвещения 12-14
1.4. Понятие, цель, формы проявления, содержание правового
просвещения в школе 15-20
1.5. Специфика методики преподавания права в школе 21-26
Глава II. Методика реализации программ правового просвещения в практике работы школ
2.1. Основные методы обучения праву 27-32
2.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву 33-40
2.3. Правовое просвещение учащихся 5-8 классы МАОУ СОШ №1 41-45
2.4. Правовое просвещение учащихся 9 классов МАОУ СОШ №1 46-50
2.5. Проведение уроков по обществознанию как содержание правового
просвещения 51-56
Глава III. Предложения по развитию методики правового просвещения в школе
3.1. Программа правового просвещения «Я - гражданин России»....57-63
3.2. Программа правового просвещения в школе «Азбука практического
права» 64-72
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность исследования проблемы правового просвещения обусловлена двумя факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства, а также присоединением России к международным документам о правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения.
В наше время важность правовой культуры в условиях становления демократического правового государства все возрастает. Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества.
Школа является одним из самых важных субъектов правового образования и воспитания. Именно в подростковом возрасте так необходимо закладывать знания, навыки, ценности, которые характерны для законопослушного, порядочного и образованного гражданина.
Реализация программ правового просвещения в школе является одним из самых важных и основных форм правового просвещения населения. Такая деятельность способствует формированию знаний, умений, навыков, ценностей, без которых невозможно прожить и благоприятно социализироваться в современном и быстро меняющемся обществе.
Правовое образование необходимо для всех участников образовательной деятельности, так как в России формируется новый общественный строй, направленный на развитие гражданского общества и правового государства.
Методика реализации программ правового просвещения в школе позволяют дать представление о правах и обязанностях человека и гражданина и обучают навыкам их применения и защиты на практике, а также знакомят с основными нормативными актами и обучают навыкам ориентироваться в динамично развивающемся законодательстве.
Все субъекты образовательной деятельности должны освоить новую правовую основу современной школы.
Работа с учебными курсами права обеспечивает развитие у ребенка представлений о себе, отношения к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых норм и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе. А также развития мышления и речи.
Объект исследования: методика реализации программ правового просвещения в общеобразовательной школе.
Цель работы: изучение методики реализации программ правового просвещения в общеобразовательной организации.
Задачи:
1. Изучить понятие, цели, формы проявления, содержание правового просвещения в школе;
2. Изучить методику реализации программ правового посвящения в практике работы школ:
3. Разработка авторских программ правового просвещения в школе.
В своей работе была изучена методика реализации программ правового просвещения в школе: её цели, формы и содержание. Также изучила
законодательную основу правового просвещения и основными факторами, влияющими на состояние правовой грамотности и правосознания граждан.
Одним их самых важных субъектов правового просвещения является школа. В своей работе я ознакомилась с программами правового просвещения общеобразовательной школе, с рабочими программами по предмету «Обществознание» 5, 9 классов. В работе представлены планы уроков по предмету «Обществознание» 9 класс, которые проводились в школе, а также рабочую программу внеурочной деятельности «Я - гражданин РФ» для 5 класса, «Азбука практического права» для 5-9 классов, которые направлены на патриотическое воспитание и формирование правовой культуры подрастающего поколения.
Правовые знания в основной школе, являясь одной из ведущих содержательных линий обществоведческого курса, ориентирован на статус подростка, изменение его дееспособности, на существенные рубежи его социального взросления (получение паспорта гражданина РФ, возможности с 15 лет поступить на работу, усиление уголовной ответственности и другое).
Методы используемые на уроке «Гражданское общество и государство» в 9 классе, дают представление учащимся о том какими должно быть гражданское общество в идеале, какие отношения входят в гражданское общество и особенности взаимодействия гражданского общества и правового государства.
Методы используемые на уроке обществознание 9 класс «Политические режимы» позволяют понять, что такое политический режим и особенности каждого политического режима в отдельности. Заполняя таблицу вместе с учителем, ученики развивают способность самостоятельной работы, учатся анализировать информацию и работать с источником.
В МАОУ СОШ №1 г. Артемовский Свердловской области реализуется Программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 5 класса, которая знакомит учащихся с совокупностью прав и обязанностей человека и гражданина и обучает навыкам их защиты.
По окончанию изучения курса внеурочной деятельности ученики создают и защищают проекты на научно - практической конференции.
Данный способ построения внеурочной деятельности формирует навык исследовательской деятельности: анкетирование, сбор материалов, анализ, суждение, умозаключение, выводы, обобщение полученных данных.
Программа направлена на формирование патриотизма и уважительного отношения к гражданам нашего государства независимо от национальности, вероисповедания и убеждений.
Методики реализации программ правового просвещения, представленные в работе, предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере, а также обладает значительным воспитательным потенциалом.
Как известно, ситуации, возникающие в правовой сфере, определяются позицией самого действующего. От его целей, ценностных установок, личных пристрастий зависит выбор того или иного способа действия.
Реализация программ правового просвещения обеспечивает развитие у ребенка представлений о себе, отношения к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых норм и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе. А также развития мышления и речи.
1. «Методика преподавания права в школе» / А.С Морозова - Москва: Новый учебник, 2010г., с 224;
2. «Теория и методика обучения праву» / Е.А. Певцова - Москва: Владос , 2010г.;
3. «Теория и методика преподавания правовых дисциплин : учебно - методическое пособие» / Шкарлупина Г.Д. - Москва: Директ - Медиа 2014г; 370с:
4. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. Москва, 2015г., с 1.;
5. Большой юридический словарь А.Я. Сухарев, В.Д. Зорькин , ИНФА- М, 2006г., 856с.;
6. Мазеина Ю.В. Правовое просвещение как педагогическая категория // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Курск , 2012г., с 1. ;
7. А. Гин «Приемы педагогической техники», А. Гин 2007г., 72с.;
8. А.И Кравенко, Е.П. Певцова «Книга для учителя. Обществознание. 8-9 класс»/ А.И. Кравченко, Е.П. Певцова - Москва: Русское слово, 2000г.;
9. Рабочая программа учебного предмета «Обществознания (включая экономику и право)» основное общее образование на основе ФК ГОС (9 класс) МАОУ СОШ №1, 2018г.;
10. Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» основное общее образование (5-8 класс) МАОУ СОШ №1, 2018г.;
11. Макарова А.В. «Проступок, правонарушение, преступление как следствие правовой неграмотности», 2017г. ;
12. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», Постановление Правительства от 04.10.2000г., № 751;
13. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от
29.12.2012г.№ 273, (Электронный ресурс) -
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/;
14. fgos.ru ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - 29.01.2019г.;
15. «Федеральный государственные образовательный стандарт основного общего образования», Постановление Министерства образование и науки РФ от 17.12.2010г., № 1897;
16. Петручак Л.А. «Причины правового нигилизма в современной России» / Петручак Л.А // Актуальные проблемы российского права - 2008г.- № 20 - с. 17;
17. Павельев Р.Н «Нигилизм как специфическая форма диструктивности: социально - философский анализ» / Р.Н. Павельев // Актуальные проблемы российского права - 2007г. - № 20- с. 40;
18. З.Н. Каландаришвилли «Деформация правового сознания молодёжи и
юридические способы её преодоления: монография»: доктор
юридических наук. - СПб, 2005г. - 180с;
19. В. Г Сафонов «Правовой нигилизм работников государственного аппарата и пути его преодоления»: кандидат юридических наук. - Москва, 2004г. - 181с.
20. «Теория и методика обучения праву» Е.М. Кропанева // С.А. Ветошкин - Екатеринбург: РГППУ 2010г. - с. 167;
21. Научно - практическая конференция. Стимулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодёжи. РСФСР. Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева - Полянского. Кафедра педагогики. 1970г., 144с.
22. Е.А. Андреасян «Становление юридического образования в России» / Е.А. Андреасян // Актуальные проблемы российского права - 2007г.- № 20 - с. 1-3;
23. «Методика преподавания прав человека в школе». О.А. Богатов. - Москва: Академия, 2013г. - 274с.;
24. «Программа правового просвещения учащихся 5-10 классов», ГБОУ «Школа - интернат №2» Кировского района г. Санкт - Петербурга, 2015г.;
25. «Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции» / Е.А. Певцова // Фукс А.Н. - Москва: Международный юридический институт. 2010г.- с 272;
26. «Методика преподавания права» / А.Ф Колотов, И.В. Скуратов // Зуев
B. И., Кочетков Е.А.- Оренбург: Редакционный совет Оренбургского института (филиала) Университета им. О.Е. Кутафина, 2014г - с. 289.;
27. «Методические материалы по гражданскому образованию» / А.Н. Йоффе - Чебоксары: Новый учебник, 2003г.- с. 239;
28. Коган С.В «Становление юридического образования в России» / Коган
C. В. // Российский юридический журнал - 2003 - № 3 - с. 15-20;
29. «Гражданское образование, Пособие для учителя» / Ануфриева Н.А, Лукина Т.Л // Самсонова Т.В, Афроськин А.М - Саранск: Мордовский республиканский институт образования, 2004г. - с. 66;
30. Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» основное общее образование (5-8 класс) МАОУ СОШ №1, 2018г..